Авторы: Базарнова Наталья Сергеевна, Такташова Лариса Ефимовна

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 02.03.2017

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Базарнова Н. С., Такташова Л. Е. Портреты графов Зубовых из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 288-290.



В музее Владимира хранятся портреты членов семьи графов Зубовых. Они поступили в фонды музея единовременно в июне 1920 года из имения Фетинино Владимирской губернии. [1, с.8]

Мы рассмотрим женские портреты Зубовых, наиболее интересные, с нашей точки зрения, по живописи и содержанию.

Наталья Александровна Зубова была дочерью А. В. Суворова. Слава отца делала Н. А. Суворову желанной невестой многих родовитых семей. Но она была фрейлиной Екатерины II и без её согласия выйти замуж не могла. Екатерина II выбрала ей жениха, брата, своего фаворита П. Н. Зубова; в феврале состоялось торжественное обручение, в апреле 1795 года — свадьба. [2, с.23]

Сохранились два портрета Н. А. Зубовой. Первый портрет находится в каталоге Русского музея и помещён в разделе работ ИоганнааЛампи Старшего датированый 1795 годом. [4, c.8]

Иоганн Лампи Старший (1751–1830) учился у многих известных мастеров Австрии и Германии, в Италии у виртуозного живописца Дж.Б.Тьеполо.

Лампи выполнял заказы церкви, расписывал дворцы знати, писалfкартины на мифологические сюжеты, но более всего прославился как блистательный портретист. [5, с.35]

Второй портрет хранится во Владимиро-Суздальском музее — заповеднике, в каталоге ГВСМЗ, значится как работа неизвестного художника конца 18 — начала 19 века. [1, с.23]

Оба портрета выполнены в технике лессировочной живописи, лёгкими прозрачными мазками, изысканы по цвету. В палитре преобладают цвета, характерные для живописи русского сентиментализма, мягкие и спокойные по тону, они соответствует облику самой модели — юной, мечтательной девушки-невесты.

Зубова Ольга Николаевна младшая дочь графов Зубовых, внучка А.В

Суворова. С 1824г.она была женой действительного статского советника, камергера, предводителя уездного дворянства А. С. Талызиным (1795–1868). [2, с.32].

Портрет О. Н. Зубовой (1803–1882), выполненный неизвестным художником, представляет поясное изображение молодой девушки. Её фигура развёрнута в трех четвертном развороте. Её причёска, одежда, соответствуют моде начала 19 века. Темные волосы, уложены в косы на затылке, с небольшими буклями на висках. Одета она в белое декольтированное платье, с тонким поясом по линии талии, платье украшено тонким кружевом.

Руки прикрыты темно красной шалью с орнаментальной каймой. Взгляд девушки прямой, несколько тревожный. На заднем плане темное небо, на низкой линии горизонта едва заметный горный пейзаж. Колорит построен на контрасте светлой фигуры и тёмного фона. Цвета палитры: белый, красный, оттенки охры, серого иfрозового.

Любовь Николаевна Зубова (1802 1894) дочь гр.Зубовых, внучка А. В. Суворова. Её муж И. С. Леонтьев (1781 1824) имел чин генерал- майора. [2, с.34] Её портрет по композиции очень близок к портрету сестры. Небольшая разница в колористическом решении: на её плечи наброшена синяя шаль, а небо кажется ещё более тревожным из- красно- коричневых всполохов. Несколько иная характеристика модели, более строгая, даже суровая, что, возможно, соответствовало характеру генеральской жены.

В музейной документации оба портрета значатся как работы французского художника А. Ф. Ризенера. [4, с.36]

Анри-Франсуа Ризенер (1767–1828) — французский живописец немецкого происхождения. Мастер парадного светского портрета, характерный представитель классицизма и раннего романтизма. [3, с.21]

Портреты, безусловно, относятся к интересным работам ГВСМЗ и достойны изучения. Они дают яркую характеристику художественного вкуса русского дворянства и представление об основных направлениях живописи 18 — нач.19 веков — сентиментализме и романтизме. Портреты имеют художественную и историческую ценность и достойны внимательного изучения.

Литература:

  1. Государственный Русский музей. Живопись XVIII- начало XX века. Кататалог. — Ленинград.: Аврора- Искусство, 1980–448с.
  2. Голенко Б. В. Семья и потомки Суворова. Биографии Ближайших родственников и потомков полководца.- Санкт- Петербург.: ГМММ А. В. Санкт- Петербург. Санкт- Петербургский Фонд культуры. 2002. — 80 с.
  3. Калмыкова В., Тёмкин В. — Немецко-австрийская живопись xVIII — XIX века..-: Белый город, 2014.-129с.
  4. Меркулова Т. Н.- Живописные и миниатюрные портреты XVIII — начала XX века в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.- Владимир: Каталог ГВСМЗ, 2015.- 198 с
  5. Половцов А. А., Лампи Иоганн Баптист (отец).-: Русский биографический словарь: в 25 томах.-, 1896–1918.- Т. 10. — С. 506–507.
Основные термины (генерируются автоматически): графов Зубовых, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, XX века, Портреты графов Зубовых, Иоганн Лампи Старший, портрета Н, Лампи Иоганн Баптист, семьи графов Зубовых, дочь графов Зубовых, женские портреты Зубовых, Наталья Александровна Зубова, парадного светского портрета, начало xx века, начала xx века, Фетинино Владимирской губернии, живописи русского сентиментализма, предводителя уездного дворянства, Немецко-австрийская живопись xVIII, собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника, каталоге Русского музея.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос