Автор: Костина Мария Павловна

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 05.03.2017

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Костина М. П. Особенности применения библиотерапии в работе с дезадаптированными подростками // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 276-278.



В статье представлен теоретический обзор проблемы применения библиотерапии в работе с дезадаптированными подростками. Приведены различные техники подачи материала, а также обозначены этапы библиотерапевтической работы.

Ключевые слова: библиотерапия, дезадаптированные подростки, чтение, книга

Библиотерапия представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии и психокоррекции. Понятие разработано далеко не полностью, т. к. в официальной науке нет точно, принятого всеми авторами, сформулированного определения библиотерапии. Библиотерапия развивается как один из разделов библиотековедения, основой его являются специфические методы обслуживания читателей и коррекционное воздействие на клиентов [6].

От чтения вообще, коррекционное чтение отличается в первую очередь направленностью на те, или иные психические процессы, состояния, свойства личности. Чтение в коррекционном аспекте проявляется в том, что различные образы и связанные с ними чувства, мысли и желания, возникающие с помощью книги, восполняют недостаток образов, представлений, замещают тревожные мысли, чувства и направляют их в новое русло, тем самым приобретая новую цель. Исходя из этого можно усиливать или же наоборот ослаблять воздействие на чувства клиента для нормализации его душевного равновесия.

Ю. Н. Дрешер предлагает понимать под библиотерапией науку, нацеленную на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям, таким как: болезни, стрессы и депрессии, укреплять силу воли, повышать интеллектуальный и образовательный уровень на основе синтезирования ситуации чтения [2]. Основными целями библиотерапии является: предоставить информацию о проблемах; помочь разобраться в сути этих проблем; определить и обсудить новые ценности и отношения; убедить клиента в том, что он не один сталкивался с подобными проблемами, что существуют люди, которые сталкивались с похожими проблемами и решали их.

Психокоррекционные процессы в библиотерапии можно разделить на специфические и неспецифические. Неспецифические процессы более универсальны и воздействуют на всю личность и конкретные изменения в целом. Специфические коррекционные процессы наоборот характеризуются узкой специальной направленностью на личность или конкретный психический процесс: деятельность, мышление, конкретные чувства. Данные процессы заключаются в контроле, эмоциональной проработке, тренировке и разрешении конфликта. В работе с дезадаптированными подростками использование специфических коррекционных процессов неоспоримо, так как именно такие процессы помогут справится с личностными кризисами, присущими данному типу подростков.

Контроль над психическими процессами проходит за счет усиления психических процессов в результате повторения, воспроизведения деталей или за счет ослабления в результате анализа, оттеснения другими воспоминаниями, эмоциями, оказывает воздействие на подростка, как при обычных, так и при сильных переживаниях.

Основное значение эмоциональной проработки заключается в том, чтобы помочь подростку проявить различные эмоции, сравнить их с эмоциями других людей с некими коррективами и поддержкой со стороны библиотерапевта. Данный процесс помогает подростку научиться более оптимальным реакциям и действиям, нормализовать слишком бурные, слабые или измененные эмоциональные реакции.

Процесс тренировки заключается в проигрывании диалогов, которые являются альтернативным поведением, по сравнению с действующими лицами произведения. Учитывая свои особенности, подросток обретает знания об альтернативных способах проявления эмоций, переживания и иных формах поведения. При всем при этом подросток не подвергается осуждению, отсутствует оценочный подход.

Процесс разрешения конфликта заключается в соединении контроля, эмоциональной проработки и умений, возникших в результате тренировки. Если содержание книг совпадает с сюжетами жизни подростка, то это позволяет ему видеть возможные пути решения различных конфликтов [5].

В случаях с дезадаптированными подростками возникает проблема того, что у них отсутствует мотивация к чтению, восприятие достаточно примитивное, направленность на преимущественно развлекательное чтение [1]. В таких случаях библиотерапия предлагает различные техники и варианты подачи материала:

  1. Чтение литературного произведения (диалоги по ролям): данная техника позволяет выделять главное в тексте или то, что осталось бы незамеченным при самостоятельном чтении, за счет особой интонации, экспрессии.
  2. Групповое обсуждение с использованием «Метода Дельфина»: книга обсуждается, сначала погружаясь в глубину произведения, а затем возвращаясь к жизненным ситуациям. Постановка проблемных вопросов исходит со стороны библиотерапевта, при данной технике необходимо опираться на эмоции, чувства и переживания подростков, избегать поучительного тона.
  3. Пересказ прочитанного произведения от первого лица и от имени различных персонажей. Участники распределяются на персонажей, от имени которых рассказывалось произведение, каждая новая литературная версия обсуждается всеми членами группы.
  4. Творческие задания. Данная техника основана на сочинении подростками рассказов, написании новых сцен и эпизодов, моделировании будущего героев. Смысл заключается в том, что подросток, размышляя вместе с автором, участвует в действии, становится автором собственных произведений и легче понимает других авторов.
  5. Техника «иллюстрирования литературного произведения» здесь подросток играет роль художника-иллюстратора. Участники изображают тот или иной эпизод в цветном и черно-белом цвете, затем происходит процесс обсуждения результатов коллективного творчества.
  6. Задания на дом. Библиотерапевт предлагает подросткам отождествить себя с персонажем и изложить содержание произведения заново, с позиции выбранного персонажа. В качестве домашнего задания так же предлагается прочитать отдельные книги, эпизоды или главы.
  7. Взаимодействие и сотрудничество с родителями и педагогами. Данный метод проходит в форме коллективных бесед о конкретных книгах и о восприятии их детьми, о психологических и возрастных особенностях подростков данного типа.

Таким образом, данные терапевтические методы и техники оказывают особое влияние при работе с дезадаптированными подростками, ведь они раскрывают творчество самого подростка, дают возможность посмотреть на события, обстоятельства и отношения объективно, тем самым разрешая различного уровня психологические проблемы.

Как и в любой реабилитационной деятельности в библиотерапии необходимо соблюдать этапность. В библиотерапевтической деятельности с дезадаптированными подростками существуют следующие этапы:

  1. Анализ библиотерапевтической ситуации. Основная цель данного этапа заключается в том, что бы создать готовность подростка к диалогу. Библиотерапевт создает условия для подростка, что бы он мог спокойно рассказать о себе и своих проблемах. Для этого подростку предоставляется возможность выбора для себя комфортной формы взаимодействия, это может быть монолог (устный или письменный) или диалог.
  2. Первичное изучение объекта библиотерапии. На данном этапе специалисту необходимо выяснить основные социально-демографические признаки подростка, для этого он может использовать анкетирование или тестирование. Так же на данном этапе происходит непосредственно общение между подростком и библиотерапевтом, которое должно строиться на взаимном уважении и доверии.
  3. Построение модели библиотерапии. Анализируется и обобщается информация, полученная на предыдущем этапе, и на её основе определяются цели и задачи, которые необходимо решить в ходе терапии.
  4. Подбор необходимой литературы и тактики ведения библиотерапии. Составление библиотерапевтической рецептуры, т. е. списков литературы и переработка его с целью выявления их возможного воздействия на подростка.
  5. Осуществление непосредственно самой библиотерапии. Приступая к этому этапу, библиотерапевт руководствуется тактикой, выбранной им на предшествующих этапах. Подросток иногда сам помогает внести изменения в избранную тактику, поскольку является равноправным участником процесса библиотерапии. Он ждет от библиотерапевта нестандартного, увлекательного, творческого общения. Задания не должны быть однообразными. Хорошо, когда они имеют несколько неожиданный для пациента характер.
  6. Дополнительное изучение объекта в ходе процесса библиотерапии. На данном этапе могут открыться дополнительные особенности и черты подростка, которые потребуют внесение корректировок в первоначальный план, поэтому специалисту необходимо быть предельно внимательным и в зависимости от ситуации консультироваться с коллегами.
  7. Окончательный анализ результатов библиотерапии, формулировка выводов. На данном этапе делаются выводы об успешности или наоборот не успешности проведенной библиотерапии, о том достигнута ли цель библиотерапии [3].

Литература:

1 Айдарбеков К. А. Разработка и внедрение в специальных учреждениях по профилактике и коррекции девиантного поведения у детей и подростков // Социальная работа с детьми и подростками группы риска / Под ред. Раена А. — СПб.: Правда. — 2010, — С. 148–149.

2 Дрешер Ю. Н. Библиотерапевтическая деятельность. Методология и методика: монография. — М: Либерея — Бибинформ, 2009. — 240 с.

3 Дрешер Ю. Н. Библиотерапия: учеб. метод. пособие / Ю. Н. Дрешер. — Казань: Медицина, 2000. — 52 с.

4 Макадей Л. И. Коррекционные средства библиотерапии в работе с подростками с эмоционально-волевыми нарушениями / Л. И. Макадей, Е. Подлесных // Международный студенческий научный вестник. — 2013. — № 23. — С. 25–28.

5 Оганесян Н. Т. Библиотерапия как средство коррекции и регуляции психических состояний личности // Библиотековеденье. — 2007. — № 7. — С. 71–75.

6 Санинский В. И. Возможности библиотерапии в диагностической и коррекционной работе // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. г. Челябинск, 2014. — С. 87–92.

Основные термины (генерируются автоматически): дезадаптированными подростками, применения библиотерапии, дезадаптированными подростками использование, процесса библиотерапии, эмоциональной проработки, сочинении подростками рассказов, Дрешер Ю, Особенности применения библиотерапии, проблемы применения библиотерапии, сюжетами жизни подростка, подростками группы риска, Основными целями библиотерапии, социально-демографические признаки подростка, подачи материала, стороны библиотерапевта, изучение объекта библиотерапии, различные техники, Построение модели библиотерапии, Коррекционные средства библиотерапии, тактики ведения библиотерапии.

Ключевые слова

чтение, книга, библиотерапия, дезадаптированные подростки

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос