Роль субъективного фактора в обучении и воспитании школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маркова, Р. И. Роль субъективного фактора в обучении и воспитании школьников / Р. И. Маркова, Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 354-355. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40032/ (дата обращения: 25.04.2024).



Повышение эффективности учебно-воспитательной работы с детьми в начальных классах зависит от ряда условий: наполняемости класса, состава учащихся, их подготовленности к обучению, оборудования и оснащения учебно-воспитательного процесса, подготовленности учителя к работе с данным контингентом учащихся, его педагогической грамотности.

Существенное влияние на качество и результаты учебно-воспитательной работы с детьми оказывают уровень общей и педагогической культуры учителя; особенности его отношения к себе, своей профессии, к учащимся, к работе с ними и её результатам. Немаловажное значение имеют также характерологические особенности учителя, интенсивность их проявлений. Качество и результаты учебно-воспитательной работы с детьми зависят именно от характера учителя, особенностей его субъективной позиции в системе деловых и личных взаимоотношений с учащимися. Любит учитель свою профессию, детей или равнодушен к ним, стремится разобраться в их индивидуальных особенностях и возможностях, относится к ним с уважением, бережно и дружелюбно или наоборот, бывает с детьми сух, недружелюбен, равнодушен к их учебным успехам, положению в классе и в семье. Все эти факторы сказываются на субъективных проявлениях учителя в повседневной работе с детьми, в многочисленных соприкосновениях его с чувствами и переживаниями детей, оказывают влияние на психический настрой и самочувствие детей, на их учебные успехи и поведение, на отношение к учителю, учёбе, школе, друг к другу.

Роль субъективного фактора не исчерпывается его сиюминутным, одномоментным воздействием на учащихся, их настроение, положение в учебной деятельности и коллективе товарищей. Роль этого фактора значительно глубже и шире. В сочетании с личностными и профессиональными качествами учителя и их проявлениями субъективный фактор определяет содержание, направление и интенсивность воспитательного влияния учителя на учащихся.

Добросовестность или небрежность в работе, сдержанность или раздражительность в общении с детьми, доброжелательность или равнодушие в отношениях с ними — всё это не только влияет на детей, их настроение, работоспособность, но и воспитывает их. Воспитывает у учащихся аналогичное отношение к своей деятельности, её результатам, друг к другу.

Каким учитель входит в класс: спокойным или весёлым, сдержанным или раздражённым, как он реагирует на плохую или хорошую отметку ученика, на его проступок или шалость, как относится к сильным и слабым ученикам — это и многое другое, повторяясь многократно, так или иначе проявляет устойчивую субъективную позицию учителя в системе его взаимоотношений с учащимися, оказывает на них соответствующее воспитывающее влияние. Дети хорошо умеют чувствовать и различать мимолётные, временные изменения в поведении и настроении учителя от устойчивых проявлений, обусловленным его индивидуальными особенностями, отношением к ним.

От того, как учитель относится к своей профессии, преподаваемому предмету, учащимся, во многом зависит отношение учащихся к учёбе, к данному учебному предмету. Эти отношения бессознательно перенимаются учащимися, проявляются в тех или иных действиях, поступках, отношениях учащихся друг к другу, к учебной деятельности. Каков учитель, таковы и ученики, у плохого учителя они плохие, у хорошего хорошие. В общих чертах это правило действует почти без исключений. В младших классах зависимость субъективных проявлений учителя на учащихся выражена и действует особенно сильно.

Индивидуальные, субъективные проявления учителя оказывают самое непосредственное влияние на состояние здоровья и работоспособность учащихся. Крикливый и раздражительный, не желающий себя сдерживать учитель оказывает отрицательное влияние на психическое самочувствие и работоспособность детей, вызывает у них устойчивые эмоционально отрицательные переживания, состояния тревожного ожидания и неуверенности в себе, чувства страха и незащищённости. У такого учителя дети запуганы, подавлены, крикливы и грубы в отношениях друг с другом. Они часто жалуются на плохое самочувствие и настроение, на головную боль, боли в области сердца и живота. Дети часто не хотят идти в школу. Особенно сильно страдают с таким учителем дети из неблагополучных семей, с повышенной потребностью в эмоциональных контактах со взрослыми, испытывающие хронический дефицит этих контактов в семье с родителями. Нечуткость, невнимательность учителя горестно отзывается на чувствах ребёнка, поступающего в школу с ожиданием взаимного положительного отношения к нему со стороны учителя.

И наоборот, учитель спокойный, доброжелательный и терпеливый одним своим присутствием благотворно действует на детей, их психическое и физическое самочувствие, работоспособность и настроение. У такого учителя дети оживлённы, добры, веселы. Они охотно посещают школу, послушны и контактны, более организованны и дисциплинированны. Особенно благотворно такие учителя действуют на ослабленных, отстающих учащихся, психически неустойчивых и чувствительных. Внимательное, доброжелательное отношение к ним, индивидуальная помощь в учёбе, посильность требований и щадящие нагрузки позволяют постепенно подтянуть этих учеников до уровня благополучных в поведении, уверенно успевающих.

Дети учатся у учителя доброте, уважению, требовательности к себе и другим, верности и преданности своему делу, энтузиазму и подвижничеству — всему тому, чему дети могут научиться лишь в процессе непосредственного общения и сотрудничества с учителем.

Счастливы и благополучны те ученики, которые с первых лет их школьной жизни находят в учителе доброго защитника, мудрого наставника, умелого педагога, научившего их не только основам грамоты, но и основам человеческого общения, отношения к труду и людям, к жизни вообще.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учитель, отношение, субъективное проявление учителя, учащийся, учебно-воспитательная работа, друг, отношение учащихся, учебная деятельность.


Похожие статьи

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зависит очень многое: его отношение к школе, к учебной деятельности, особенности

Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьник, учитель, стили общения, взаимоотношения.

Учительученик — родитель: взаимоотношения | Статья...

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок. Джордж Сантаяна, философ, писатель. Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями...

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие.

Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов

система отношений, ученик, учитель, Конфликтное общение, причина, главный образ, педагогический процесс, учебно-воспитательный процесс, отношение, конфликт.

Формирование интереса к учебной деятельности

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы

Итак, достаточно сложно определить содержание и причину переживаний учащихся по проявлению эмоций и психических состояний.

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика

Роль личности учителя играет важную роль в развитии учебной мотивации учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень, ребенок, школа.

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от личного примера и авторитета учителя.

Учебный диалог — субъектное взаимодействие учителя...

Для этого необходим диалог между учителем и учеником. Включение в уроки Православной культуры притч фрагментов художественных и музыкальных произведений

Учебный диалог — это субъект — субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся.

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

Своеобразие отражения школьниками личности учителя проявляется в поведении на уроках этого учителя. В случае, при котором учащихся не удовлетворяет уровень преподавания или стиль учебно-воспитательной работы учителя, возникают конфликтные ситуации.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зависит очень многое: его отношение к школе, к учебной деятельности, особенности

Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьник, учитель, стили общения, взаимоотношения.

Учительученик — родитель: взаимоотношения | Статья...

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок. Джордж Сантаяна, философ, писатель. Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями...

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие.

Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов

система отношений, ученик, учитель, Конфликтное общение, причина, главный образ, педагогический процесс, учебно-воспитательный процесс, отношение, конфликт.

Формирование интереса к учебной деятельности

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы

Итак, достаточно сложно определить содержание и причину переживаний учащихся по проявлению эмоций и психических состояний.

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика

Роль личности учителя играет важную роль в развитии учебной мотивации учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень, ребенок, школа.

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от личного примера и авторитета учителя.

Учебный диалог — субъектное взаимодействие учителя...

Для этого необходим диалог между учителем и учеником. Включение в уроки Православной культуры притч фрагментов художественных и музыкальных произведений

Учебный диалог — это субъект — субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся.

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

Своеобразие отражения школьниками личности учителя проявляется в поведении на уроках этого учителя. В случае, при котором учащихся не удовлетворяет уровень преподавания или стиль учебно-воспитательной работы учителя, возникают конфликтные ситуации.

Похожие статьи

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зависит очень многое: его отношение к школе, к учебной деятельности, особенности

Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьник, учитель, стили общения, взаимоотношения.

Учительученик — родитель: взаимоотношения | Статья...

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок. Джордж Сантаяна, философ, писатель. Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями...

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие.

Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов

система отношений, ученик, учитель, Конфликтное общение, причина, главный образ, педагогический процесс, учебно-воспитательный процесс, отношение, конфликт.

Формирование интереса к учебной деятельности

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы

Итак, достаточно сложно определить содержание и причину переживаний учащихся по проявлению эмоций и психических состояний.

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика

Роль личности учителя играет важную роль в развитии учебной мотивации учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень, ребенок, школа.

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от личного примера и авторитета учителя.

Учебный диалог — субъектное взаимодействие учителя...

Для этого необходим диалог между учителем и учеником. Включение в уроки Православной культуры притч фрагментов художественных и музыкальных произведений

Учебный диалог — это субъект — субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся.

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

Своеобразие отражения школьниками личности учителя проявляется в поведении на уроках этого учителя. В случае, при котором учащихся не удовлетворяет уровень преподавания или стиль учебно-воспитательной работы учителя, возникают конфликтные ситуации.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зависит очень многое: его отношение к школе, к учебной деятельности, особенности

Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьник, учитель, стили общения, взаимоотношения.

Учительученик — родитель: взаимоотношения | Статья...

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок. Джордж Сантаяна, философ, писатель. Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями...

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие.

Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов

система отношений, ученик, учитель, Конфликтное общение, причина, главный образ, педагогический процесс, учебно-воспитательный процесс, отношение, конфликт.

Формирование интереса к учебной деятельности

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы

Итак, достаточно сложно определить содержание и причину переживаний учащихся по проявлению эмоций и психических состояний.

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика

Роль личности учителя играет важную роль в развитии учебной мотивации учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень, ребенок, школа.

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от личного примера и авторитета учителя.

Учебный диалог — субъектное взаимодействие учителя...

Для этого необходим диалог между учителем и учеником. Включение в уроки Православной культуры притч фрагментов художественных и музыкальных произведений

Учебный диалог — это субъект — субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся.

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

Своеобразие отражения школьниками личности учителя проявляется в поведении на уроках этого учителя. В случае, при котором учащихся не удовлетворяет уровень преподавания или стиль учебно-воспитательной работы учителя, возникают конфликтные ситуации.

Задать вопрос