Библиографическое описание:

Маркова Р. И., Шеховцова Л. Д., Прокофьева И. В. Роль субъективного фактора в обучении и воспитании школьников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 354-355. — URL https://moluch.ru/archive/142/40032/ (дата обращения: 24.04.2018).



Повышение эффективности учебно-воспитательной работы с детьми в начальных классах зависит от ряда условий: наполняемости класса, состава учащихся, их подготовленности к обучению, оборудования и оснащения учебно-воспитательного процесса, подготовленности учителя к работе с данным контингентом учащихся, его педагогической грамотности.

Существенное влияние на качество и результаты учебно-воспитательной работы с детьми оказывают уровень общей и педагогической культуры учителя; особенности его отношения к себе, своей профессии, к учащимся, к работе с ними и её результатам. Немаловажное значение имеют также характерологические особенности учителя, интенсивность их проявлений. Качество и результаты учебно-воспитательной работы с детьми зависят именно от характера учителя, особенностей его субъективной позиции в системе деловых и личных взаимоотношений с учащимися. Любит учитель свою профессию, детей или равнодушен к ним, стремится разобраться в их индивидуальных особенностях и возможностях, относится к ним с уважением, бережно и дружелюбно или наоборот, бывает с детьми сух, недружелюбен, равнодушен к их учебным успехам, положению в классе и в семье. Все эти факторы сказываются на субъективных проявлениях учителя в повседневной работе с детьми, в многочисленных соприкосновениях его с чувствами и переживаниями детей, оказывают влияние на психический настрой и самочувствие детей, на их учебные успехи и поведение, на отношение к учителю, учёбе, школе, друг к другу.

Роль субъективного фактора не исчерпывается его сиюминутным, одномоментным воздействием на учащихся, их настроение, положение в учебной деятельности и коллективе товарищей. Роль этого фактора значительно глубже и шире. В сочетании с личностными и профессиональными качествами учителя и их проявлениями субъективный фактор определяет содержание, направление и интенсивность воспитательного влияния учителя на учащихся.

Добросовестность или небрежность в работе, сдержанность или раздражительность в общении с детьми, доброжелательность или равнодушие в отношениях с ними — всё это не только влияет на детей, их настроение, работоспособность, но и воспитывает их. Воспитывает у учащихся аналогичное отношение к своей деятельности, её результатам, друг к другу.

Каким учитель входит в класс: спокойным или весёлым, сдержанным или раздражённым, как он реагирует на плохую или хорошую отметку ученика, на его проступок или шалость, как относится к сильным и слабым ученикам — это и многое другое, повторяясь многократно, так или иначе проявляет устойчивую субъективную позицию учителя в системе его взаимоотношений с учащимися, оказывает на них соответствующее воспитывающее влияние. Дети хорошо умеют чувствовать и различать мимолётные, временные изменения в поведении и настроении учителя от устойчивых проявлений, обусловленным его индивидуальными особенностями, отношением к ним.

От того, как учитель относится к своей профессии, преподаваемому предмету, учащимся, во многом зависит отношение учащихся к учёбе, к данному учебному предмету. Эти отношения бессознательно перенимаются учащимися, проявляются в тех или иных действиях, поступках, отношениях учащихся друг к другу, к учебной деятельности. Каков учитель, таковы и ученики, у плохого учителя они плохие, у хорошего хорошие. В общих чертах это правило действует почти без исключений. В младших классах зависимость субъективных проявлений учителя на учащихся выражена и действует особенно сильно.

Индивидуальные, субъективные проявления учителя оказывают самое непосредственное влияние на состояние здоровья и работоспособность учащихся. Крикливый и раздражительный, не желающий себя сдерживать учитель оказывает отрицательное влияние на психическое самочувствие и работоспособность детей, вызывает у них устойчивые эмоционально отрицательные переживания, состояния тревожного ожидания и неуверенности в себе, чувства страха и незащищённости. У такого учителя дети запуганы, подавлены, крикливы и грубы в отношениях друг с другом. Они часто жалуются на плохое самочувствие и настроение, на головную боль, боли в области сердца и живота. Дети часто не хотят идти в школу. Особенно сильно страдают с таким учителем дети из неблагополучных семей, с повышенной потребностью в эмоциональных контактах со взрослыми, испытывающие хронический дефицит этих контактов в семье с родителями. Нечуткость, невнимательность учителя горестно отзывается на чувствах ребёнка, поступающего в школу с ожиданием взаимного положительного отношения к нему со стороны учителя.

И наоборот, учитель спокойный, доброжелательный и терпеливый одним своим присутствием благотворно действует на детей, их психическое и физическое самочувствие, работоспособность и настроение. У такого учителя дети оживлённы, добры, веселы. Они охотно посещают школу, послушны и контактны, более организованны и дисциплинированны. Особенно благотворно такие учителя действуют на ослабленных, отстающих учащихся, психически неустойчивых и чувствительных. Внимательное, доброжелательное отношение к ним, индивидуальная помощь в учёбе, посильность требований и щадящие нагрузки позволяют постепенно подтянуть этих учеников до уровня благополучных в поведении, уверенно успевающих.

Дети учатся у учителя доброте, уважению, требовательности к себе и другим, верности и преданности своему делу, энтузиазму и подвижничеству — всему тому, чему дети могут научиться лишь в процессе непосредственного общения и сотрудничества с учителем.

Счастливы и благополучны те ученики, которые с первых лет их школьной жизни находят в учителе доброго защитника, мудрого наставника, умелого педагога, научившего их не только основам грамоты, но и основам человеческого общения, отношения к труду и людям, к жизни вообще.

Основные термины (генерируются автоматически): учителя дети, Роль субъективного фактора, учебно-воспитательной работы, педагогической культуры учителя, субъективных проявлениях учителя, субъективных проявлений учителя, характерологические особенности учителя, профессиональными качествами учителя, результаты учебно-воспитательной работы, воспитательного влияния учителя, подготовленности учителя, учителя дети оживлённы, субъективную позицию учителя, субъективные проявления учителя, характера учителя, плохого учителя, настроении учителя, учителя доброте, невнимательность учителя, стороны учителя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос