Авторы: Глухов Эрнест Вячеславович, Николаева Ксения Игоревна

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 24.02.2017

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Глухов Э. В., Николаева К. И. Интернет-литература как фактор формирования современной литературной мысли // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 394-396.



Статья посвящена изучению сетевой литературы и ее роли в современном литературном сообществе. В качестве результата проделанной работы в ней будут представлены выводы относительно влияния возможностей, предоставляемых Сетью, на авторов и направленность литературного творчества.

Ключевые слова: сетевая литература, интернет-публикации, литературные журналы.

This paper studies the network literature and its role in the modern literary community. As a result of the work several conclusions were made regarding the impact of the Network opportunities on authors and the direction of literary creation.

Keywords: network literature, Internet publications, literary journals.

ВВЕДЕНИЕ

В течение последнего двадцатилетия полет технологической мысли оказал значительное влияние, в том числе и на культурную жизнь российского общества. В частности, творчество стало значительно более доступным как и для автора, так и для его аудитории. В первую очередь это касается литературной сферы, которая в последнем десятилетии прошлого века вышла за рамки печатных изданий на просторы Сети. Очевидно, возникает вопрос: Какое влияние данное явление оказало на литературу как вид искусства?

Актуальность данного исследования определяется не только малой изученностью вопроса, но и его важностью, так как литература является проекцией общественных взглядов, интересов и мнений. Таким образом, целью нашей работы является: Исследование развития интернет-литературы как фактора формирования литературной мысли современного российского общества.

Задачи исследования:

1. Определить направленность литературного творчества в интернете и сравнить с тенденциями в литературных периодических печатных изданиях.

2. Выявить влияние создаваемых ограничений на тематику публикаций.

3. Сравнить журнал и интернет-сайт как возможности становления начинающего автора.

В качестве литературного портала рассматриваются сайты, предоставляющие возможность свободной публикации произведений, так называемой «сетевой литературой». Важно отметить, что к сетевой литературе относится только то творчество, конечный продукт которого (художественное произведение) размещается в компьютерной сети, а также может неоднократно корректироваться и быть доступным многим потребителям (читателям) одновременно. Подобные порталы на русском языке впервые появились в 1995 году, и активно развиваются вплоть до сегодняшнего дня [1]. К публикация, осуществляемой на крупнейших литературных сайтах, таких как проза.ру и стихи.ру, предъявляются минимальные требования, не затрагивающие содержания.

Рассматривая жанровую направленность публикуемой прозы, стоит отметить, что наиболее популярным жанром является фэнтези, а почетное второе место занимает фантастика. В сумме они составляют почти треть от всей прозы. Направленность поэтических произведений тяжело однозначно определить, ввиду отсутствия специальных фильтров на соответствующих порталах и большого количества публикаций, составляющих примерно 40 % от совокупного количества прозы и поэзии. Однако, мы предполагаем, что большая часть публикуемой поэзии относится к лирике.

Взаимодействие пользователей подобных сообществ отличается тем, что авторы заинтересованы в комментировании сочинений друг друга, так как активность дает возможность продвижения собственного имени и произведений. Сетевая литература устанавливает непосредственный контакт между читателем и писателем, стирая расстояния и временные рамки. Во-первых, она позволяет автору оперативно реагировать на замечания и вносить корректировки, в том числе в еще и недописанные произведения, так как объемные работы публикуются в интернете, как правило, главами. Во-вторых, свою рецензию теперь может разместить не только известный литературный критик, но и любой зарегистрированный пользователь. В-третьих, нельзя не отметить, что сетевое творчество стирает и географические барьеры, ведь доступ к произведению можно получить из любой точки мира.

Однако, указанные преимущества влекут за собой и много проблем. Например, качество и количество публикуемых произведений более не регулируется. Общедоступность формирует представление о писательской деятельности на данных порталах как о хобби, и потому серьезные авторы избегают подобных сообществ. В то же время, вышеуказанная проблема порождает огромное количество сочинений сомнительной литературной ценности, в котором даже талантливое творчество начинающего автора легко может затеряться. Чтобы добиться узнаваемости на просторах литературных сообществ, достаточно просто проявлять активность — регулярно комментировать творчество “братьев по перу” и с завидной регулярностью выставлять собственные опусы. Потому, заметными авторами зачастую становятся не те, кто действительно работает над развитием своего таланта. В литературных журналах данная проблема решается за счет некоторых ограничений и работы редакторов, не пропускающих низкопробные произведения в печать. К сожалению, интернет вытеснил литературные журналы на второй план, и сегодня они уже не пользуются былой популярностью.

История толстых литературных журналов России может быть разделена не несколько этапов. В дореволюционной России они были почти единственной возможностью для публикации новых произведений. Большинство рассказов, повестей, романов печатались в таких изданиях как: «Отечественные записки» (1839–1867) А. А. Краевского, «Русский вестник» (1856–1906) М. Н. Каткова, «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865) Ф. М. Достоевского, «Мир искусства» (1899–1904) и другие [2]. Интерес к ним возрастал с общим повышением грамотности населения. В это время они представляли собой не только сборником произведений, но и выражали общественно-политические идеи современности. Конечно, на них большое влияние оказывала цензура. Но если перейти к следующему этапу — Советской России, то здесь все прежние журналы были просто закрыты. Но даже те новые журналы, которые были открыты играли большую роль в обществе. Они по-прежнему давали возможность молодым писателям реализовывать себя. В эту эпоху наиболее популярными журналами были: «Юность» (с 1955), «Нева» (с 1955), «Москва» (с 1957). Примечательно, что большинство современных журналов есть те самые советские толстые журналы. Несмотря на бурный всплеск литературной активности во времена перестройки, сейчас на первых ролях все еще остаются «Нева», «Знамя», «Новый мир», «Юность» и «Дружба народов». Все они начали выпускаться еще во времена Никиты Сергеевича Хрущева или даже раньше. Это может говорить о низком интересе аудитории к литературному творчеству, или как раз влиянии развития Интернета, когда печатные издания становятся просто устаревшими в глазах публики. Попробуем рассмотреть основные направления и жанры, которые покрываются в современных литературных журналах.

- «Арион»: поэтический журнал. Своей целью он ставит отразить многообразие сегодняшней русской поэзии, не привязываясь к конкретным поэтическим группам, при этом не ставятся ограничения и на стиль написания. Тем не менее, это нельзя назвать свободным пространством для поэтов, так как есть определенные критерии так называемого “качества”.

- «Новый мир» — один из старейших (с 1925 года) литературных журналов. В свое время главным редактором этого журнала был К. М. Симонов, потом А. Т. Твардовский. В нем печатались произведения Солженицына, Есенина, Пастернака, А. Толстого, М. Горького и многих других. Сегодня журнал можно охарактеризовать как консервативный, но в это же время редакция старается объективно отражать состояние русской словесности. Этот журнал стремится сохранять традиции отечественной литературы, уделяя большое внимание творчеству великих писателей.

- «Звезда» (с 1924 года) — литературный журнал с богатой историей. В нем печатались и печатаются самые известные российские писатели, критики, публицисты. Кроме этого, часто в номерах журналов появляются новые, еще малознакомые имена. Рубрики журнала включают новые публикации, переводы зарубежных произведений, исторические, критические статьи. Среди его авторов были совершенно разноплановые писатели и поэты: от Анны Ахматовой до Бориса Стругацкого. Таким образом, нельзя сказать, что журнал придерживается определенного набора тем или направлений, но он, как и «Новый мир», готов отвечать за высокий уровень публикуемых произведений.

- Литературный журнал «Зинзивер» был задуман как сугубо поэтический журнал, ориентирующийся на экспериментальные и авангардные течения в прозе и поэзии. Он был открыт всего в 2004 году, и поэтому его очень интересно рассмотреть в рамках данного исследования как новый, свежий взгляд на литературное творчество. Сегодня в нем уже публикуются и более традиционные произведения, и даже произведения прозаической формы. Возможно, это стало следствием недостатка материала или изменением предпочтений авторов, входящий в его состав.

- «Воздух» — еще один современный поэтический журнал, который отличается устоявшимся внутренним миром. Кроме того, редакторы стараются обращать внимание на поэзию из регионов России, не ограничивая круг своих авторов, как это делает, например, «Зинзивер».

В современных условиях начинающему писателю легче попробовать свои силы, представить свои произведения на публике, но для него подобная деятельность может служить лишь отправной точкой. Этому есть ряд объяснений: существующие сегодня литературные порталы носят либо камерный характер, либо, если являются массовыми, то большая часть публикаций не отличается высоким уровнем. На наш взгляд, именно формат литературного журнала позволяет писателю в полной мере реализовать свой талант. При большинстве журналов существуют общества, где встречаются литераторы с разным опытом. Кроме того, публикация в журнале в гораздо большей степени позволяет получить качественную критическую оценку. Конечно, можно говорить об ограничениях со стороны издательства в отношении произведений, но сегодня существует достаточное количество журналов совершенно разной направленности. Это позволяет найти подходящего редактора и свою аудиторию. Более того, большинство журналов сегодня имеют и электронную версию, что облегчает некоторые процессы подачи и публикации своих произведений.

Таким образом, справедливо будет сделать вывод, что литературные порталы и принесли новые возможности и новые веяния, но культура высокого уровня по-прежнему остается элитарной. К сожалению, не каждому дано быть великим писателем, и потому приходится сделать вывод, что сетевая литература не может считаться полноценным новым этапом развития литературного творчества.

Литература:

  1. О Сетевой литературе. Общие тезисы. [Электронный ресурс] // proza.ru — Режим доступа: https://www.proza.ru/2014/01/06/531
  2. Машкова М. В., Сокурова М. В. Общие библиографии русских периодических изданий 1703–1954. Л., 1956
Основные термины (генерируются автоматически): литературного творчества, направленность литературного творчества, поэтический журнал, «Новый мир», литературных журналов, литературных журналах, литературные журналы, литературной мысли, литературных журналов России, сетевая литература, литературные порталы, подобных сообществ, network literature, просторах литературных сообществ, литературных периодических печатных, начинающего автора, Направленность поэтических произведений, свободной публикации произведений, талантливое творчество начинающего, современной литературной мысли.

Ключевые слова

сетевая литература, интернет-публикации, литературные журналы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос