Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 24.02.2017

Статья просмотрена: 2467 раз

Библиографическое описание:

Кауфман, Н. Ю. Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики / Н. Ю. Кауфман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 160-163. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40016/ (дата обращения: 19.03.2024).



Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана необходимость применения предприятиями стратегии отбора персонала в целях эффективного использования трудового потенциала сотрудников. Рассмотрены методы отбора персонала при реализации кадровой политики.

Ключевые слова: стратегия, кадры, рынок труда, персонал, управление, человеческие ресурсы, эффективность

На формирование Российского рынка труда большое влияние оказали западные и европейские компании, раскрыв направления своей бизнес-культуры в области стратегического управления человеческими ресурсами. Трансформация российской экономики определила необходимость развития стратегии на всех уровнях предприятия, начиная с общей стратегии — углубляясь все уровни его управления и функционирования.

Эффективность управления зависит от принятия обоснованных и рациональных управленческих решений. При принятии оптимальных решений проводится всесторонний анализ деятельности предприятия, в результате которого можно выявить резервы и разработать меры по повышению эффективности [2].

В управлении человеческими ресурсами стратегия развития персонала — одна из составляющих эффективности предприятия, которая: дает преимущества противодействовать конкурентам на своем рынке продукции (услуг); формирует результативное использование трудового потенциала сотрудников; выявляет способности персонала к творческому, креативному, инновационному развитию.

В общем понимании стратегия предприятия связана с его долгосрочными целями, предоставляя дорожную карту развития с учетом имеющихся трудовых, финансовых, информационных ресурсов, позволяя сосредоточиться на конкретных проблемах. Соответственно, важную роль в данном случае играет персонал, выполняя определяемые на каждом этапе задачи.

Проблемой многих предприятий является изменение действующей системы управления после принятия общей стратегии. Это может быть связано как с нежеланием персонала перестраивать свое мышление, с неэффективным использованием человеческого капитала, а также вследствие малого опыта и профессионализма [3].

Трудовые ресурсы — население страны, обладающее индивидуальными качествами и свойствами (знания, умения, навыки, способности, здоровье, психология), влияющими на способность к труду. Также, трудовые ресурсы компании включают в себя количественную и качественную характеристику кадров организации как важного ресурса, связанного с выполнением и достижением целей перспективного развития. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям с плановой их потребностью.

До 60-х годов вопросы отбора персонала рассматривались организациями лишь исходя из текущих потребностей. Работодатель рассчитывал получить необходимое ему количество работников, для которых не требовалось длительной специальной подготовки [5, С. 183]. Сегодня же одним из важных моментов эффективной работы организации считается отбор персонала, так как именно от показателей деятельности персонала во многом зависит ее успех.

Процесс отбора персонала имеет индивидуальный характер. Критериями выбора технологий отбора служат различные показатели, которые зависят от финансового положения компании, ее уровня на рынке труда, а также и требованиями самого нанимаемого. Этапу отбора персонала в организацию предшествует привлечение претендентов на вакантную должность, так как без данной процедуры сам отбор не имеет смысла.

Важность процессов привлечения персонала для различных организаций обуславливается тем, что:

− каждая организация рано или поздно сталкивается с необходимостью найма новых сотрудников. И от эффективности процедуры привлечения зависит качество принимаемого на новую работу сотрудника.

− лишь разработав определенную методику привлечения персонала, организация может рассчитывать на своевременное осуществление намеченных планов, реализации перспектив.

Таким образом, одна из основных составляющих в процессе привлечения персонала — это определение соответствия работников и рабочих мест, с высокими издержками найма и двусторонне асимметричной информацией.

Процесс отбора персонала — это комплекс мер, принимаемых компанией для закрытия должностей кандидатами, отвечающими определенными требованиями. Следует иметь ввиду, что в одной организации может быть несколько вариантов применяемых технологий отбора. Процессы отбора для каждой компании индивидуальны и могут быть представлены как вектор в пространстве альтернатив закрытия вакансий.

Варианты закрытия вакансий — это способы, которыми учреждение может закрыть какую-либо вакансию. Альтернативы включают в себя, во-первых, каналы поиска работников на внешнем рынке труда по определенным критериям, а во-вторых, различные способы привлечения в процессе закрытия вакансии внутренними претендентами, такие как удержание сотрудников старшего возраста, различные виды обучения сотрудников и т. д.

Каналы поиска сотрудников, отвечающих критериям привлечения на внешнем рынке труда — это социальные институты, которыми организации пользуются для поиска кандидата на внешнем рынке труда. К каналам поиска относятся, например, рекрутинговые агентства, социальные сети, государственная служба занятости, средства массовой информации, интернет и др.

Прежде всего, на процедуру привлечения кандидатов влияет гетерогенность внешнего рынка труда: какие кандидаты в данный момент времени ищут работу, предложение на рынке труда, качество трудовых ресурсов. Подразумевается, что чем выше уровень безработицы на рынке труда, тем больше кандидатов находится в поиске вакансий и соответственно, работодателю будет проще закрыть вакантное место с помощью низкозатратных процедур привлечения: привлечения при прямом поиске и привлечение с помощью государственной службы занятости.

Немаловажным представляется влияние внутренних факторов, таких как система мотивации в компании, отношение к человеческому капиталу, корпоративная культура и HR-брендинг компании 4. Указанные факторы играют решающую роль в стимулировании привлекательности организации для персонала (self-selection).

После привлечения кандидатов для закрытия вакантных должностей, начинается процесс отбора наиболее подходящего персонала, который зависит от стратегии предприятия, его целей и условий.

Внешний отбор позволяет составить персональную базу кадровых данных (внешний резерв), произвести обновление состава сотрудников различных отделов, а также при необходимости пополнить состав сотрудников профессионалами более высокого класса (например, с опытом работы в зарубежных предприятиях).

Внутренний отбор способствует развитию собственного персонала организации, увеличивает удовлетворенность трудом. В процессе внутреннего отбора отпадает необходимость адаптировать работника к коллективу и особенности работы данного предприятия, а потому, по мнению отдельных экспертов, требует меньших материальных затрат.

Как правило отбор персонала включает в себя комплекс методов (рис. 1).

Рис. 1. Комплекс методов, применяемый при отборе персонала

Использование необходимых методов при отборе позволяет более углубленно рассмотреть кандидата на выбираемую должность, который даст возможность принять обоснованное решение в пользу того или иного кандидата. Ошибки в процессе отбора высококвалифицированных специалистов и менеджеров могут оказаться для компании достаточно дорогостоящими. Поэтому, когда встает вопрос об отборе таких работников, менеджерам по персоналу необходимо выбирать стратегии, которые смогут гарантировать высокую степень эффективности.

В связи с эти проблема отбора персонала занимает одно из первых мест в системе управления, так как от профессионально-квалификационного уровня принятых работников будет зависеть дальнейшее развитие организации. Именно поэтому на сегодняшний день отбор персонала с необходимыми профессионально-квалификационными требованиями является необходимой частью создания трудового потенциала организации [1]. Ведь, отбор персонала полезен организации лишь тогда, когда он соответствует ее целям и стратегии.

Литература:

  1. Бриленок А. А. Управление персоналом // Методы менеджмента качества. [Текст] — 2010. — № 10. — С. 34–38.
  2. Кауфман Н. Ю. К вопросу о формировании стратегии диверсификации предприятий в условиях инновационного развития // Экономика и социум. – № 12(31). — 2016. [Электронный ресурс]. URL http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_31/Kaufman %20 N.Yu._ (дата обращения: 20.02.2017).
  3. Кауфман Н. Ю., Ширинкина Е. В. Особенности формирования управленческих инноваций в условиях развития человеческого капитала //Фундаментальные исследования. — № 1. — 2017. — [Электронный ресурс]. URL https://lk.fundamental-research.ru (дата обращения: 20.02.2017).
  4. Салливан Д. Человеческая аналитика или 10 принципов управления персоналом в компании [Текст] // Business excellence = Деловое совершенство. — 2013. — № 4. — С. 36–39
  5. Федорова Ю. И. Инновационные подходы к процессу отбора персонала в организации // Менеджмент качества и инновации 2013. Сборник статей по материалам шестой межрегиональной научно-практической конференции 14–15 ноября 2013 г. — Великий Новгород. [Текст] — 2013. — 189 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отбор персонала, внешний рынок труда, рынок труда, процесс отбора, ресурс, внутренний отбор, государственная служба занятости, общая стратегия, трудовой потенциал сотрудников, человеческий капитал.


Похожие статьи

Современные системы отбора персонала и их классификации

Таким образом, рассмотрен процесс отбора персонала.

Основные термины (генерируются автоматически): вакантная должность, рынок труда, должность, персонал, структурное подразделение, количественная потребность, кадровая комиссия, дальнейшее развитие...

Роль найма и отбора персонала в организации

Ключевые слова: найм персонала, привлечение персонала, подбор персонала, отбор персонала, источники найма персонала, методы отбора.

В общем виде процесс отбора подходящего кандидата на вакансию можно представить в виде схемы (рис.1) [2, стр. 61].

Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда

рабочая сила, рынок труда, корпоративная компетенция, работник, конкурентоспособность персонала, группа переменных, человеческий капитал, рыночная потребность, трудовая деятельность, человеческий ресурс.

Специфика подбора и отбора персонала на предприятиях...

В статье определяется понятие отбора и подбора персонала в рамках процессов обеспечения предприятия качественными трудовыми ресурсами. Анализируется процесс отбора и подбора персонала как наиболее значимого в обеспечении эффективной...

Неблагоприятный отбор на рынке труда | Статья в журнале...

Понятие неблагоприятного отбора было введено в экономическую теорию Дж. Акерлофом. В статье «Рынок “лимонов”: неопределенность качества и рыночный механизм» (1970) он подробно описывает природу данного явления и наглядно демонстрирует его действие на...

Особенности подбора, найма и адаптации персонала

Сегодня на отечественном рынке труда очевидны существенные диспропорции, которые сказываются на качестве процессов подбора и отбора персонала. Так, по оценке кадрового холдинга Профиль, темпы роста рынка труда России в 2015 г...

Совершенствование профессионально-квалификационной...

Рынок труда является динамической системой, которая включает в себя совокупность социально-трудовых отношений по вопросам условий найма персонала, использования и обмена рабочей силы на денежные средства, и механизм его самореализации...

Условия и инструменты управления кадровым потенциалом...

Однако чаще всего критериями отбора выступают результативность и компетенции сотрудника, и оба эти параметра определяют текущую эффективность сотрудника, но не его потенциал роста.

Управление кадровым потенциалом муниципальной службы в современных условиях.

Формирование маркетинговой деятельности предприятия...

маркетинг персонала, рынок труда, компания, область управления, персонал, кадровый потенциал, маркетинг, кадровая политика организации, персонал организации, задача маркетинга персонала.

Похожие статьи

Современные системы отбора персонала и их классификации

Таким образом, рассмотрен процесс отбора персонала.

Основные термины (генерируются автоматически): вакантная должность, рынок труда, должность, персонал, структурное подразделение, количественная потребность, кадровая комиссия, дальнейшее развитие...

Роль найма и отбора персонала в организации

Ключевые слова: найм персонала, привлечение персонала, подбор персонала, отбор персонала, источники найма персонала, методы отбора.

В общем виде процесс отбора подходящего кандидата на вакансию можно представить в виде схемы (рис.1) [2, стр. 61].

Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда

рабочая сила, рынок труда, корпоративная компетенция, работник, конкурентоспособность персонала, группа переменных, человеческий капитал, рыночная потребность, трудовая деятельность, человеческий ресурс.

Специфика подбора и отбора персонала на предприятиях...

В статье определяется понятие отбора и подбора персонала в рамках процессов обеспечения предприятия качественными трудовыми ресурсами. Анализируется процесс отбора и подбора персонала как наиболее значимого в обеспечении эффективной...

Неблагоприятный отбор на рынке труда | Статья в журнале...

Понятие неблагоприятного отбора было введено в экономическую теорию Дж. Акерлофом. В статье «Рынок “лимонов”: неопределенность качества и рыночный механизм» (1970) он подробно описывает природу данного явления и наглядно демонстрирует его действие на...

Особенности подбора, найма и адаптации персонала

Сегодня на отечественном рынке труда очевидны существенные диспропорции, которые сказываются на качестве процессов подбора и отбора персонала. Так, по оценке кадрового холдинга Профиль, темпы роста рынка труда России в 2015 г...

Совершенствование профессионально-квалификационной...

Рынок труда является динамической системой, которая включает в себя совокупность социально-трудовых отношений по вопросам условий найма персонала, использования и обмена рабочей силы на денежные средства, и механизм его самореализации...

Условия и инструменты управления кадровым потенциалом...

Однако чаще всего критериями отбора выступают результативность и компетенции сотрудника, и оба эти параметра определяют текущую эффективность сотрудника, но не его потенциал роста.

Управление кадровым потенциалом муниципальной службы в современных условиях.

Формирование маркетинговой деятельности предприятия...

маркетинг персонала, рынок труда, компания, область управления, персонал, кадровый потенциал, маркетинг, кадровая политика организации, персонал организации, задача маркетинга персонала.

Задать вопрос