Для достижения целей социальная политика использует ряд механизмов, включая бюджетно-финансовые источники. В качестве финансовых основ социальной политики можно рассматривать:
— бюджетные источники, которые пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а также иных средств, поступающих в бюджет государства;
— внебюджетные источники, которые пополняются за счет взносов работодателей и наемных рабочих.
Следует иметь в виду, что функциональное предназначение финансовых источников закладывается с момента формирования их социальной значимости в области их применения. Поэтому, проводя анализ бюджетно-финансового фундамента социальной политики, нужно отметить, что распределение финансовых источников и потоков так или иначе отражает качественную определенность социальной политики.
В период социально-экономических преобразований в Казахстане получили развитие государственные внебюджетные фонды, которые формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и в меньшей степени — наемных работников.
В соответствии с действующим законодательством средства предприятий используются для возмещения вреда, подчиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также ежемесячных компенсационных выплат матерям (или другим родственникам), фактически осуществляющим уход за ребенком, которые состоят в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями, организациями. Согласно международной практике средства предприятий могут быть разделены на два потока. Первый — оплата образовательных программ для своих рабочих с целью повышения их квалификации, переобучения и переподготовки в соответствии с нуждами предприятий либо целевое финансирование обучения молодежи в колледжах, университетах.
Второй — спонсорские средства. Сейчас в Казахстане формируется новый финансовый источник социальной политики, состоящий из частных пожертвований, направленных на решение социальных проблем. Особенно функционален данный вид источника на региональном и местном уровнях. Частные средства могли бы идти на развитие кризисных центров для женщин, различного рода общественных организаций, проведение акций и мероприятий, целью которых могло стать развитие идеи гендерного равенства в регионе. Но, к сожалению, в настоящее время данный источник финансирования имеет серьезные ограничения, обусловленные, во-первых, низкими доходами большей части населения, во-вторых, низким уровнем общественного признания добровольческих работ и инициатив. Приоритетом в этой работе могут стать конкурсные программы в сфере развития гендерно ориентированных образовательных, научных, социальных программ.
Рассмотрение данной проблематики сквозь призму социокультурного контекста позволяет увидеть, что в российских бюджетных документах, направленных в итоге на обеспечение жизни и безопасности, такие ключевые целеопределяющие понятия, как «человек», «население», «индивид», отсутствуют. Поэтому важным положением в концептуализации антропологичности бюджета как опоры социальной политики выступает гендерный аспект. Акцентирование внимания на гендерных основаниях бюджетной стороны социальной политики размывает дамбу, отделяющую экономические интересы от социальных последствий. Сложившуюся в Казахстане ситуацию наглядно демонстрирует точка зрения, высказанная исследовательницей из Великобритании D. Elson. Она считает, что «правительственные бюджеты подобно экономической политике до настоящего времени воспринимаются как гендерно нейтральные инструменты политики. Отсутствие ссылок на мужчин и женщин в существующих программах бюджета является индикатором гендерного нейтралитета» [1].
Понятийный аппарат социальной политики за счет принятой в 1995 г. на Пекинской конференции Платформы действий (параграф 346) был расширен за счет введения нового понятия — «гендерный бюджет» (genderbudget). В данном параграфе отмечается, что правительства должны приложить все усилия для систематичного изучения того, каким образом государственный сектор затрат приносит пользу для женщин, и корректировать бюджеты для обеспечения равного доступа к ним.
Следующий этап в развитии данной инициативы связан с обсуждением вопроса о гендерном бюджете на уровне Генеральной Ассамблеи ООН. Так, в июне 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН провела специальную сессию для женщин, на которой все государства были призваны к инкорпорированию гендерной стратегии в макроэкономику, социальную политику и в национальные программы развития. Эта идея была акцентирована на VI конференции министерств содружеств по делам женщин, проходившей в Нью-Дели. Ключевой инициативой, определившей характер развития стратегии в отношении гендерного бюджета за последние десять лет, стала Программа по гендерно ответственному бюджету (TheGenderResponsiveBudgetInitiatives (GRBI)), инициированная совместными усилиями Фонда развития женщин ООН (UnitedNationsDevelopmentFundforWomen (UNIFEM)), Секретариата Содружества наций (TheCommonwealthSecretariat) и Канадского центра международных исследований развития (Canada'sInternationalDevelopmentResearchCentre (IDRC)) [2]. В данной инициативе концентрируется внимание на поддержке правительств и гражданского общества в анализе бюджетов всех уровней с точки зрения гендерной перспективы и применения результатов этого анализа к формированию гендерно ответственного бюджета. Предложенная инициатива указала на главные цели по реализации гендерно ответственного бюджета:
— повышение эффективности органов государственной власти путем включения гендерного анализа в планирование и оценку доходов и расходов бюджетов всех уровней в рамках выполнения обязательств по защите женских прав и достижения гендерного равенства;
— поддержка стратегий женского участия в принятии экономических решений путем их вовлечения в участие в бюджетном процессе;
— создание условий для контроля органов власти в сфере выполнения обязательств по соблюдению прав женщин, включая соблюдение Конвенции по предупреждению всех форм дискриминации женщин (CEDAW), а также Пекинской декларации [3] по преодолению дискриминации по признаку пола;
— защита и поддержка включения гендерного фактора в управление экономикой и лидерство посредством увеличения участия женщин в процессе принятия решений, которые формируют их жизнь и отвечают на вызовы глобального мира.
Таким образом, основная цель инициативы GRBI — распространить гендерное равенство в отношении бюджетного финансирования. Эксперты, представляющие женское движение, предложили следующие шаги для развития гендерного подхода:
— создание гендерной сети взаимодействия в сфере управления экономической политикой с фокусом на роли органов государственной власти;
— включение гендерных аспектов в планы, политику и программы государственных органов;
— преодоление институциональных препятствий и барьеров во взаимоотношениях.
Механизм реализации гендерного бюджета может стать важным фактором в сглаживании социальных неравенств и согласовании интересов различных социальных групп, что отвечает принципам социального государства.
Гендерный бюджет — это «современная социальная технология, имеющая в виду внедрение в правительственную политику принципа дифференцированного учета интересов по социополовому признаку». Гендерный анализ можно рассматривать как общественное участие в бюджетном процессе, под которым понимается «непрерывный процесс переговоров между гражданским обществом и властью по поводу реализации законных прав и интересов (предпочтений) граждан и социальных групп в бюджете, соответственно объективная и субъективная составляющие)» [4], проводимое в интересах преодоления гендерного неравенства. В основу определения гендерного бюджета положено понятие «социальная технология», которое включает в себя ряд процессуальных действий:
— схему регулирования бюджетных ресурсов и анализ их распределения по полу;
— программу совершенствования бюджетной политики и практику в системе обеспечения гендерного равенства;
— оценку социальных последствий проводимых мероприятий для населения в целом и для женщин в частности;
— предложения по оптимизации законодательства относительно источников финансирования, включая гендерный компонент;
— схему организационных действий по активизации гражданских инициатив.
Cпециалисты считают, что гендерная составляющая проявляется в анализе общественных расходов, при идентификации значений и воздействий, оказываемых в отношении женщин и девочек по сравнению с мужчинами и мальчиками. Данный принцип распределения финансов следует отличать от целевого финансирования программ в отношении определенной группы населения. Включение гендерного компонента ориентировано на «принципы политики, аналитические инструменты которой используются в процессе составления бюджета для финансирования различных направлений социальной политики, результат которой может быть прослежен» [5].
Специфика гендерно чувствительной бюджетной политики состоит в сопоставлении ее принципов с широкой сферой социальной политики как социально сконструированной среды. Поэтому специфика гендерного подхода к изучению бюджета позволяет выделить различные системно-структурные типы анализа:
— гендерная экспертиза бюджетной политики: рассмотрение общей политики бюджетных расходов и программ с точки зрения гендерной перспективы. В его рамках исследователь отвечает на вопрос: «Какими должны быть политика и распределение поддерживающих ее ресурсов для уменьшения или увеличения гендерного неравенства?»;
— детальный гендерный анализ бюджетных расходов: оценка распределения бюджетных ресурсов или их частей между мужчинами и женщинами путем измерения единицы расходов по данной статье, умноженной на число единиц, используемых каждой гендерной группой;
— гендерная оценка бенефициантов: опрос или фокус-группа, проводимые, чтобы выяснить, как мужчины и женщины оценивают обеспечение их потребностей органами государственной и муниципальной власти и согласны ли они с приоритетами бюджетного финансирования. Впервые такой опрос был проведен в 1996 г. ВСША в рамках Женского бюджетного проекта, инициированного общественными организациями;
— анализ влияния бюджета на использование времени: расчеты связи между бюджетными расходами и изменениями в использовании времени в домохозяйствах (семьях) на основе изучения бюджета времени мужчин и женщин;
— гендерная оценка среднесрочной макроэкономической политики (исследование влияния экономической политики на женщин), направленная на выявление способности налоговой, кредитно-денежной и промышленной политики развивать глобализацию и уменьшать бедность;
— подробный гендерный анализ доходов: расчет прямых и косвенных налогов, а также различных платежей, уплачиваемых женщинами в противоположность мужчинам. Например, во многих странах налогообложение пенсионных взносов (в накопительную систему) гендерно зависимое, поскольку женщины не работают при уходе за детьми;
— гендерная бюджетная декларация: доклад органов власти о бюджете, в котором используются некоторые или все из приведенных инструментов, объединяет их выводы с различными социально-экономическими индикаторами, такими, как доля расходов, направляемая на преодоление гендерного неравенства, гендерный баланс в числе госслужащих или стажеров, или доля расходовна услуги, используемые преимущественно женщинами.
Литература:
- Гуткин В. Модели социально-экономического развития стран Западной Европы // Общество и экономика, 2001, № 1–2, с. 98.
- Отчет о человеческом развитии. Казахстан 2015. –А., 2016, с. 23.
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Нью-Йорк, Женева, 1994, с.172.
- Семенова В. В. Качественные методы в социологии.Стратегиясоциологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2009. с.399.
- Абдимомынова А. Ш., Махамбетова М. А., Жусупов А. Е. Гендерная структура занятости в Казахстане: проблемы дискриминации. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3–3. С. 370–372.