Совершенствование управленческих решений в государственных органах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 24.02.2017

Статья просмотрена: 208 раз

Библиографическое описание:

Согумбаева А. Ж., Касымова Д. К. Совершенствование управленческих решений в государственных органах // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 193-195. — URL https://moluch.ru/archive/142/39940/ (дата обращения: 22.10.2018).



Глобальный контекст выдвигает новые вызовы, связанные с возрастанием рисков экономических и политических кризисов, когда от государства требуется повышенная стрессоустойчивость и способность гибко функционировать в условиях неопределенности.

Ожидания граждан и бизнеса с учетом динамичного социально-экономического развития страны существенно возрастают. Государственный сектор должен научиться работать на предупреждение данных ожиданий, так как политические решения и государственные услуги могут стать фактором постоянной социальной фрустрации [1].

Основой оценки разработанных государственно-местных управленческих решений является масштабность работы, которую предстоит выполнить, а также связанные с нею расходы, затраты. Бюджет государственного органа, как правило, представляет собой полную картину того, что организация надеется, в конце концов, осуществить своими силами и средствами. При этом в бюджете необходимо предусмотреть: фактические удельные затраты по объему предполагаемой деятельности, расходы на контроль, на проверку эффективности расходования средств, на проверку отчетов об объеме выполненных работ, на убеждение общественности в том, что управленцы работают честно и эффективно. Главным критерием всегда должно быть реальное достижение социально значимых результатов, наибольшее соответствие принятого решения задаче охраны законных прав и интересов граждан.

В Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев отметил: «Логическое завершение должно получить разделение функций государственных органов на стратегические, административно-исполнительские и контрольно-надзорные. Ежегодно должен проводиться анализ правительственных решений в целях исключения дублирования функций, совершенствования межбюджетных отношений, преодоления конфликта интересов» [2].

В рамках выполнения данного поручения Главы государства в ряд нормативных правовых актов были внесены соответствующие изменения.

Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 315-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации системы государственного управления» были внесены поправки в Закон «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 года № 107-II, впервые предусматривающие классификацию функций государственных органов на стратегические, регулятивные, реализационные и контрольные (ст. 9–2) [3]. Таким образом:

– стратегическими являются функции по разработке, принятию плановых документов, определению системы государственного планирования, обеспечению международных отношений, национальной безопасности и обороноспособности;

– регулятивными являются функции по нормативному правовому обеспечению реализации государственных функций, регистрации и ведению анализа исполнения нормативных правовых актов, координации деятельности государственных органов, управлению государственными активами;

– реализационными являются функции, направленные на исполнение плановых документов, нормативных правовых актов, достижение целей и задач, предусмотренных плановыми документами государственного органа, предоставление государственных услуг, выдачу разрешительных документов (включая лицензирование, регистрацию, сертификацию);

– контрольными являются функции по проверке и наблюдению на предмет соответствия деятельности физических и юридических лиц, в том числе государственных учреждений, установленным нормативными правовыми актами требованиям.

Также данными поправками определено, что распределение функций на стратегические, регулятивные, реализационные и контрольные в структуре государственных органов, подотчетных Президенту Республики Казахстан, определяется Президентом Республики Казахстан, а в центральных исполнительных органах — Правительством Республики Казахстан.

Государство, его институты и созданная система управления играют важную роль в формировании процессов разработки и принятия управленческих решений на всех уровнях государственного и местного управления.

Административная реформа, реализованная в Казахстане в 2007–2014 годах ориентировалась на внедрение в практику государственного управления Республики Казахстан принципов работы бизнес-сектора. Наиболее существенной перестройке были подвергнуты системы стратегического и бюджетного планирования, оказания государственных услуг [4].

Наряду с достигнутыми положительными результатами административной реформы в 2007–2014 годах перед системой государственного управления возникли новые вызовы, требующие углубления и совершенствования курса на внедрение принципов бизнес-сектора в деятельность государственных органов.

Международный опыт показывает, что на многие вызовы, стоящие сегодня перед системой государственного управления, можно успешно ответить посредством применения опыта работы корпоративного сектора.

Реализация мер принятой Концепции административной реформы Республики Казахстан до 2020 года позволит кардинально изменить формат работы государственного менеджмента и перейти к «ответственному правительству для национального процветания». Такое правительство будет принимать верные решения, осуществлять четкие действия и добиваться высоких результатов [5].

Государственный менеджмент будет позиционировать себя в качестве основного генератора реформ и проводника прогрессивных тенденций в общественном развитии.

В основу нового формата работы системы государственного управления будут заложены пять ключевых принципов.

– Компактность. Роль государства ограничивается до самых важных и неотъемлемых функций, а их распределение осуществляется в строгом соответствии с целями и задачами каждого уровня государственного управления. Компактность государственного управления, в том числе, достигается за счет развития местного самоуправления и саморегулирования.

– Эффективность. Работа государственных органов выстраивается по четким стратегическим приоритетам, которые тесно взаимоувязаны с бюджетными ресурсами. Прозрачный бюджет четко закрепляет прямые результаты деятельности государственных органов и ответственность за их достижение.

– Подотчетность. Деятельность государственных органов максимально прозрачна. Открытость государственных органов создает атмосферу «автоматической» подотчетности, когда широкий доступ к информации и открытый процесс принятия решений гарантируют четкую приверженность государственных органов целям государственной политики. Комплексный аудит верифицирует систему подотчетности.

– Отзывчивость. Поведение государственных служащих демонстрирует служение обществу за счет внедрения принципов меритократии и технократии. Отзывчивая государственная служба обеспечивает качественные государственные услуги, наилучшим образом отвечающие ожиданиям граждан.

– Инновационность. Повседневная деловая практика в государственных органах будет меняться за счет внедрения лучших управленческих технологий, в том числе системы управления качеством. Государственный аппарат в глазах граждан сформирует новый стандарт качества, который будет основан на широком применении инновационных технологий и эффективном управлении бизнес-процессами.

Для достижения цели по формированию «ответственного правительства для национального процветания» необходимо решение следующих задач:

– обеспечение компактного правительства за счет сокращения несвойственных государству полномочий и оптимизации выполнения государственных функций;

– перестройка системы стратегического планирования и бюджетирования на основе усиления ответственности за достижение результатов и повышения прозрачности бюджетного процесса;

– создание новой системы прозрачности и подотчетности государственного управления через обеспечение максимального раскрытия информации и эффективной системы оценки результативности;

– внедрение управления персоналом государственной службы по результатам по принципу «три корпуса — один результат»;

– реинжиниринг бизнес-процессов за счет переформатирования повседневной деятельности государственных органов и государственных служащих.

Реализация Концепции позволит к 2020 году достичь следующих основных результатов:

– Казахстан в рейтинге «Глобальные индикаторы государственного управления» Всемирного Банка по индикаторам «Эффективность правительства» и «Качество регулирования» улучшит свою оценку на 20 баллов;

– страна по Индексу открытости бюджета улучшит свою оценку на 30 баллов;

– Казахстан в рейтинге восприятия коррупции Транспэренси Интернэшнл улучшит свою оценку на 10 баллов;

– страна в рейтинге глобальной конкурентоспособности по индикатору «Бремя государственного регулирования» поднимется на 20 позиций.

Первоочередные меры должны быть реализованы до 2017 года и включают решение вопросов в рамках улучшения стратегического планирования и бюджетирования и совершенствования государственной службы.

Данные направления имеют мультипликативный эффект в рамках административной реформы и закладывают условия для успешной реализации всех ее компонентов.

Вместе с тем следует ожидать, что к 2020 году:

– количество поручений нижестоящим государственным органам сокращено втрое по сравнению с 2014 годом;

– международную сертификацию на соответствие стандартам менеджмента качества серии ISO 9000 пройдут как минимум 6 центральных исполнительных органов;

– документооборот между государственными органами сократится на 25 %, а бумажный документооборот между государственными органами и внутри государственных органов — на 50 % по сравнению с 2015 годом;

– доля государственных услуг, оказываемых в рамках принципа «одного контакта» составит 20 %;

– действует Кодекс лучшей практики для государственных органов.

Переход к «ответственному правительству для национального процветания» станет важным фактором обеспечения национального лидерства и вхождения Казахстана в число 30 развитых стран мира. Новый формат государственного управления обеспечит надежную платформу взаимовыгодного партнерства государства и общества: граждане получают качественные услуги, бизнес — благоприятный деловой климат, а государство — устойчивое развитие и общественную поддержку.

Литература:

  1. Майдырова А., Муксимов С. Совершенствование процесса оказания государственных услуг в Республике Казахстан. Астана, 2015. 212 с.
  2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире»./ http://www.akorda.kz
  3. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации системы государственного управления» от 27 июля 2007 года № 315-III/ http://www.akorda.kz
  4. Закон Республики Казахстан «Об административных процедурах» от 27 ноября 2006 года № 107-II; http://www.adilet.kz
  5. Разработка предложений к проекту Концепции административной реформы Республики Казахстан до 2020 года. http://www.akorda.kz
Основные термины (генерируются автоматически): государственных органов, Республики Казахстан, государственного управления, деятельности государственных органов, государственных услуг, системы государственного, реформы Республики Казахстан, акты Республики Казахстан, функций государственных органов, Закон Республики Казахстан, государственного управления», оказания государственных услуг, системы государственного управления», государственных органах, государственных функций, модернизации системы государственного, административной реформы Республики, Республики Казахстан принципов, Республики Казахстан Н, системой государственного управления.


Похожие статьи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Задать вопрос