Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 21.02.2017

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Бек М. Е. Об актуальности исследования отдельных аспектов уголовной ответственности за взяточничество // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 222-224. — URL https://moluch.ru/archive/142/39916/ (дата обращения: 23.04.2018).



Преступления коррупционной направленности, разваливая государственный аппарат, осуществляющий очень важные функции, не только являются главной причиной причинения серьезного вреда правам и свободам человека и гражданина, а также их законным интересам. По мнению В. В. Качалова, коррупция формирует основу для масштабного нарушения этих прав в самых различных сферах жизнедеятельности общества [6, с. 2]. Коррупция, как «вечная бричка России», закралась практически во все «поры» государственного механизма, порождая тем самым у общества не только недоверие к государственным органам власти и управления, но и к правоохранительной функции государства и особенностям ее реализации. Это все способствует в свою очередь формированию у общества убежденности в декларативности основных демократических прав и свобод человека и гражданина в российском государстве, а также в бесполезности проводимых реформ. Кроме того, такое положение формирует у граждан толерантное отношение к взяточничеству, как к результативному способу решения различного рода личных, бытовых, производственных и иных проблем. Все это самым отрицательным образом сказывается на состоянии нравственного здоровья нации и способности общества противодействовать коррупции, как негативном явлению.

Главным ядром коррупции являются противоправные деяния против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, т. е. преступления предусмотренные главой 30 УК РФ [1].При этом высокую озабоченность вызывает состояние преступности в данной сфере. Так, в 2016 г. было зарегистрировано 17 477 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, из которых 9 984 — взяточничество, а также 774 преступлений, предусмотренных ст. 291.1 УК РФ [5]. Кроме того, латентность взяточничества являлась всегда одной из самых высоких в целом в общей структуре преступности. Так, например, в 2014 г. по оценкам некоторых исследователей, количество фактически совершенных исследуемых нами преступлений составило фактически в несколько десятков раз больше [7, с. 82]. На самом деле, фактические показатели превосходят зарегистрированные более чем в 70 раз. В связи с вышеизложенным можно констатировать, что имеет место низкая эффективность имеющихся в нашей стране мер противодействия как дачи взятки, так и иным противоправным деяниям коррупционной направленности.

Среди причин столь серьезного распространения коррупции и столь высокой латентности рассматриваемого вида противоправного деяния отмечается и несовершенство уголовного закона, а также недостатки правоприменительной практики, которые иногда приводят к тому, что отдельным лицам, обвиняемым во взяточничестве, удается избежать уголовной ответственности.

Об актуальности исследования отдельных аспектов уголовной ответственности за взяточничество свидетельствуют систематически вносимые изменения и дополнения в уголовный закон. Например, одни из самых масштабных, это принятие Федерального закона Российской Федерации от 04 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [2](далее — Закон № 97-ФЗ), который повлек ряд важных изменений, касающихся, в частности, проблем уголовной ответственности за взяточничество. В этом законе, кроме предложений, сформулированных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 г. [4], об установлении кратных штрафов за коммерческий подкуп, принятие взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве с введением данной статьи в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ), также содержится ряд новых квалифицирующих признаков к ст. 291 УК РФ, неизвестных ранее ни УК РФ ни одному из УК РСФСР.

Однако этим не закончилось совершенствование нормативного закрепления ответственности за взяточничество. На протяжении последних лет в уголовное законодательство также продолжали вноситься изменения и дополнения, касающиеся уголовной ответственности за данные противоправного деяния. Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 324-ФЗ [3] ст.ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ были изложены в новой редакции. В ст. 290 УК РФ изменилась ответственность за получение взятки. В настоящее время за указанные в ст. 290 УК РФ действия предусмотрен штраф в размере от 200 тысяч до 1,5 млн рублей. Что же касается таких субъектов как должностных лиц иностранных или международных организаций, то штраф предусмотрен в большем размере — от 500 тысяч до 2 млн. рублей. Ст. 291 УК РФ после указанных изменений в настоящее время предусмотрена уголовная ответственность за дачу взятки, в том числе, когда даваемая взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу. В ст. 291.1 УК РФ указанным федеральным законом уточнена ответственность за посредничество при даче взятки. Этим же федеральным законом глава 30 УК РФ была дополнена абсолютно новой нормой — ст. 291.2 «Мелкое взяточничество», согласно которой предусмотрена уголовная ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

При этом став извечной проблемой российской государственности, взяточничество и коррупция постоянно притягивают внимание самые широкие научные круги, в том числе и научную общественность в уголовно-правовой науке, в рамках которой указанные проблемы находят свое самое широкое обсуждение. Отдельным проблемам квалификации преступлений коррупционной направленности, изучению их причин и условий, а также совершенствованию имеющихся и разработке новых возможных мер профилактики, посвятили свои исследования многие самые представительные отечественные юристы. Это такие, как: А. А. Аслаханов, Р. М. Асланов, Б. В. Волженкин, П. И. Гришаев, А. И. Долгова, А. А. Жижиленко, Б. В. Здравомыслов, Н. Ф. Кузнецова, М. Д. Лысов, А. Я. Светлов, П. С. Яни и многие др. В работах как указанных исследователей, так и многих других содержится бесценный материал, представляющий собой фундаментальные положения современного учения о взяточничестве и включенный в основу многочисленных законодательных «конструкций» о борьбе с противоправными посягательствами коррупционной направленности.

Вместе с тем, поступательно-противоречивое развитие социально-правовой ситуации, постоянные изменения в системе государственного управления, обновление российского служебного и уголовного законодательства, усложнение криминальной ситуации в стране в целом, существенным образом трансформируют взяточничество как социальное явление. А это в свою очередь требует обращения к его многочисленным проблемам вновь и вновь. В связи с чем, многие проблемы в этой области не только решены ими были не полностью в силу складывающихся на том этапе общественных отношений в сфере борьбы с указанными деяниями, сколько отсутствует комплексное исследование проблем привлечения к уголовной ответственности, учитывающее многообразие особенностей правового регулирования на современном этапе.

Изложенное свидетельствует о том, что до настоящего времени сохраняется потребность глубокого научного осмысления многих проблем уголовной ответственности за взяточничество в современном российском уголовном праве и особенностях к ее привлечению на современном этапе противодействия коррупции в Российской Федерации.

Литература:

  1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ): по сост. на 07 февраля 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 19. — Ст. 2714.
  3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 324-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 27 (часть II). — Ст. 4257.
  4. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 г. // Российская газета. — 2009. — № 317.
  5. Официальный сайт МВД России [Элект. ресурс]. — Режим доступа: http: // www. mvd.ru. — Состояние преступности в России.
  6. Качалов, В. В. Общественная антикоррупционная экспертиза законодательства как элемент системы защиты прав граждан от коррупции / В. В. Качалов // Безопасность бизнеса. — 2012. — № 3. — С. 2.
  7. Торопин, Ю. В. Латентная преступность: понятие, сущность и структура / Ю. В. Торопин // Труды Академии управления МВД России. — 2015. — № 2. — С. 82.
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, Российской Федерации, кодекс Российской Федерации, уголовной ответственности, Уголовный кодекс Российской, законодательства Российской Федерации, Собрание законодательства Российской, Кодекс Российской Федерации, Собранию Российской Федерации, коррупционной направленности, дачу взятки, Федеральному Собранию Российской, аспектов уголовной ответственности, проблем уголовной ответственности, Российской Федерации Федеральному, отдельных аспектов уголовной, закона Российской Федерации, получение взятки, УК РСФСР, внесении изменений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос