Легкая атлетика — спортивно-педагогическая дисциплина в поддержании здорового образа жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 08.02.2017

Статья просмотрена: 3692 раза

Библиографическое описание:

Абдулахатов, А. Р. Легкая атлетика — спортивно-педагогическая дисциплина в поддержании здорового образа жизни / А. Р. Абдулахатов, Б. А. Кушмуродов, Ш. У. Атамуродов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/142/29247/ (дата обращения: 19.12.2024).



Воспитание здорового и гармонично развитого поколения означает построение фундамента государства с великим будущим, завоевание высокого авторитета в мире.

И. А. Каримов.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровье это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Фундаментом здорового образа жизни являются духовно-нравственные и национальные традиции, которые обеспечивают душевное, духовное, физическое и социальное благополучие.

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

Исследования показали, что студенты, понимают здоровый образ жизни в основном, как следование хорошо известным положениям: «Больше двигаться!», «Беречь нервы!», «Закаляться!», «Не пить!», «Не курить!», «Не употреблять наркотики!» и т. д. Однако перечисленные положения не стали для многих руководством в поведении. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровый образ жизни насаждаются в назидательной, категоричной форме и не вызывают у молодых людей положительных эмоций; во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни; в-третьих, средства массовой информации в привлекательной форме рекламируют (культивируют) нездоровый образ жизни; курение сигарет и неумеренное употребление пива расцениваются как престижные атрибуты молодежной (и не только молодежной) субкультуры.

В связи с этим формирование мотивации здоровый образ жизни у студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у учащихся культуры здоровья. Начинать надо с формирования установки на здоровый образ жизни.

Массовое занятие молодежи спортом делает ее сильной и смелой, закаляет характер, воспитывает целеустремленность, силу духа, упорство, умение добиваться поставленной цели и побеждать. Постоянные занятия спортом позитивно меняют характер и образ жизни наших детей.

Легкая атлетика является самым доступным для населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях, на производстве и в быту. Легкая атлетика — это один из наиболее популярных видов спорта, который в совокупности состоит из специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Разнообразие упражнений и их высокая эффективность, широкие возможности для регулирования физической нагрузки, несложное оборудование — все это позволило легкой атлетике стать массовым видом спорта, доступным каждому человеку. Не случайно легкую атлетику называют «королевой спорта».

Воспитание здорового поколения является одним из приоритетных направлений государственной политики в Узбекистане.

Основная задача преподавания и обучения легкой атлетикой для педагога заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой к трудовой, оборонной, общественной и спортивной деятельности, основой которых являются:

  1. Укрепление здоровья занимающихся, формирование их правильной осанки, содействие физическому развитию и подготовленности.
  2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области легкой атлетики, обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, формирование организаторских умений и навыков.
  3. Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации) и психических способностей (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.)
  4. Воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств.
  5. Подготовка высококвалифицированных спортсменов.

Ходьба, бег, прыжки и метания воспитывают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность суставов, способствуют воспитанию волевых качеств. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные возможности организма, его работоспособность. Занятия проводятся, как правило, на открытом воздухе — на стадионе, в парке, в лесу. Отсюда высокоэффективное оздоровительное влияние упражнений легкой атлетики. Занятия легкой атлетикой имеют большое воспитательное значение. Они способствуют формированию характера, привычки к здоровому режиму. Участие в соревнованиях по легкой атлетике воспитывает у спортсменов волю, чувства коллективизма и ответственности.

Прикладное и оборонное значение легкой атлетики определяется тем, что приобретенные с ее помощью качества и навыки жизненно необходимы человеку в его повседневной трудовой деятельности, а юношам, кроме того, на службе в Советской Армии.

Положительное влияние легкоатлетических упражнений на здоровье и физическое развитие занимающихся предопределило их широкое включение в программу физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений.

Важное место отводится внедрению современных форм и методов физического воспитания детей. На сегодняшний день в системе Министерства народного образования работает более 23 тыс. преподавателей физкультуры. Значительное внимание уделяется вопросам повышения их квалификации и переподготовки в ведущих научных центрах и институтах страны. Созданы и внедряются в практику разработанные на основе современных требований государственные образовательные стандарты и в соответствии с учебными планами — учебные пособия по физической культуре для студентов.

Надо согласиться с тем, что серьезные виды на достижение высот в сфере физической культуры и профессионального спорта требуют поистине больших усилий, должного отношения и немалых материальных усилий. Только при наличии этих важных составляющих приходится рассчитывать на впечатляющие успехи атлетов на стартах различного ранга, выстраивать расчеты на стабильность спортивных завоеваний в будущем.

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки и метания.

Благодаря занятиям легкой атлетики человек учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т. д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений.

Легкая атлетика — один из основных и наиболее массовых видов спорта.

Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

Можно считать, что комплексные занятия по легкой атлетике являются одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, поддержанию высокой работоспособности человека, утверждению здорового образа жизни, формированию потребностей личности в физическом и нравственном совершенствовании, развитию волевых качеств личности.

Литература:

  1. «Энциклопедия для детей» Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В. А. Володин. — М.: Аванта+, 2001.
  2. Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1998
  3. Больсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого: — М: ФиС, 2007–232 с.
  4. Гейцин К. А. Ни дня без физкультуры: — М: Физкультура в школе, 2009–41 с.
  5. Атлетический спорт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
Основные термины (генерируются автоматически): легкая атлетика, здоровый образ жизни, занятие, массовый вид спорта, повседневная жизнь, социальное благополучие, укрепление здоровья, упражнение, физическая культура, физическое развитие.


Похожие статьи

Легкая атлетика как средство социализации и самореализации девочек-подростков

Роль физической культуры в достижении оздоровительных результатов у студентов

Урок — основная форма проведения занятий по физическому воспитанию в школе

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой

Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных способностей

Кружковые работы по плаванию, формирующие здоровый образ жизни учащихся в общеобразовательной школе

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового образа жизни учащейся молодёжи

Атлетическая гимнастика как средство оптимизации и индивидуализации педагогического процесса

Место физической культуры в системе учебной деятельности студентов

Похожие статьи

Легкая атлетика как средство социализации и самореализации девочек-подростков

Роль физической культуры в достижении оздоровительных результатов у студентов

Урок — основная форма проведения занятий по физическому воспитанию в школе

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой

Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных способностей

Кружковые работы по плаванию, формирующие здоровый образ жизни учащихся в общеобразовательной школе

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового образа жизни учащейся молодёжи

Атлетическая гимнастика как средство оптимизации и индивидуализации педагогического процесса

Место физической культуры в системе учебной деятельности студентов

Задать вопрос