Читательские интересы студенческой молодежи и их роль в формировании мировоззрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Костина М. П., Кудрявцева Т. А., Паршева Е. А. Читательские интересы студенческой молодежи и их роль в формировании мировоззрения // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 529-531. — URL https://moluch.ru/archive/141/39892/ (дата обращения: 18.07.2018).



В данной статье представлен теоретический обзор проблемы чтения современной молодежи. Изучены читательские интересы студентов на основе эмпирического исследования, проведенного в С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова.

Ключевые слова: читательские интересы, студенческая молодежь, мировоззрение, библиотека

Читательские интересы молодежи — проявления посредством чтения художественных, научных, учебных и др. текстов в различных формах (печатная книга, электронный носитель) жизненных интересов и осознанных потребностей молодежи [3, с.325]. Читательские интересы молодого поколения формируются за счет духовных интересов и в последующем влияют на них. Роль чтения по своей сути достаточно велика, оно помогает социализироваться молодому человеку, развиваться в нравственном, эстетическом и эмоциональном плане, так же чтение является инструментом передачи социального опыта и культурного наследия человечества.

Однако в современных реалиях читательская активность молодежи имеет тенденцию к снижению, данная проблема вызывает тревогу у большого круга специалистов: культурологов, социологов, педагогов, библиотековедов, книгоиздателей. Выдающимися исследователями в этой области были С. Н. Плотникова, М. М. Самохина, Н. А. Селиверстова, В. П. Чудинова, Т. Б. Ловкова и др. Так в исследовании социолога М. М. Самохиной «Чтение молодежи: XXI век» (по результатам исследований 2001–2011 гг.) показывается тот факт, что в целом снизилось «качество чтения», то есть приоритетными стали электронные формы текста при поиске информации, чтение как форма досуга имеет тенденцию к снижению, превалирует в основном развлекательная и прагматическая мотивация в формировании круга чтения, жанрово-тематические предпочтения достаточно ограниченны, а так же существует крайне низкая библиотечно-библиографическая грамотность среди молодежи [2, с. 99].

Говоря о жанровых предпочтениях молодежи можно обратиться к исследованию Т. Б. Ловковой, которая отмечает, что молодые люди в большинстве своем тяготеют к таким литературным жанрам как фэнтези, детектив, мелодрама, приключения, триллер и мистика [1, с.127]. Названные выше литературные жанры по сути своей являются развлекательными, что говорит нам о том, что досуговое чтение молодежи носит развлекательный характер.

Интересен тот факт, что при анализе исследований в работах К. А. Богданова и С. А. Кругляковой были выявлены писатели, которые являются самыми читаемыми в молодежной среде, ими стали: П. Коэльо, Х. Мураками, С. Кинг, Ч. Паланик, М. Фрай, В. Пелевин. Данный выбор молодых людей основывается на существующей сегодня моде на вышеназванных писателей, существует некая приверженность к литературным групповым стереотипам.

Резюмируя вышеописанное, можно сделать вывод о том, что в целом изменяется качество чтения современной молодежи. Выбранная книга становится все более низкосортной, а классические произведения читаются только лишь как обязательные, в связи с программой образовательного учреждения. Библиотека как институт культуры так же утрачивает свое значение, становится непопулярной среди молодежи, обретая лишь функцию снабжения необходимой для учебы научной литературой, на смену ей приходят электронные ресурсы, являющееся более мобильными и доступными с точки зрения молодого поколения.

Факторы, влияющие на читательские интересы студенческой молодежи, достаточно разнообразны и затрагивают различные сферы деятельности молодых людей. Ими могут являться институты социализации, такие как образование или семья. То какую литературу читает студенчество, во многом может зависеть от того, на каком направлении специальности и по какой форме подготовки оно обучается, так же ценность образования в сознании молодых людей в целом влияет на литературные предпочтения. Семья как первичный фактор социализации во многом формирует читательские интересы индивида. Влияние родительской семьи достаточно велико, так как оно с детства может сформировать или напротив не сформировать интерес к книге. Еще одним немаловажным фактором формирования читательских интересов является Интернет и СМИ, так как на молодежь они имеют большое влияние, а значит от того какую «литературную моду» они диктуют, зависит и выбор читательских предпочтений молодежи.

Актуальность исследования читательских интересов студенческой молодежи и их роль в формировании мировоззрения высока, так как студенческая молодежь находится в постоянном поиске себя, они начинают овладевать социальными ролями, так же происходит формирование жизненных ориентаций, предпочтений и интересов, что в дальнейшем позволяет сформировать собственную систему ценностей. Поэтому немаловажно будет проследить, какие литературные предпочтения формируют мировоззрения студентов и какую роль занимает чтение в их жизни.

За молодежью стоит будущее общества, и то на каком уровне будет передан социальный опыт и культурное наследие зависит он неё. Отношение молодого поколения к чтению как к сложному познавательному процессу является важным условием глубокого личностного развития, а впоследствии и общественного. Степень приобщенности молодого поколения к чтению показывает уровень гуманизации всего общества, поэтому актуальность данного исследования состоит так же и в том, что оно раскрывает роль молодежи в социокультурной деятельности.

Изучая читательские интересы студенческой молодежи г. Архангельска было проведено исследование на базе С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова, с целью выявления читательских интересов и их роли в формировании мировоззрения. В исследовании приняли участие студенты кафедры социальной работы и социальной безопасности.

Для определения общей посещаемости библиотеки на базе кафедры социальной работы и социальной безопасности, а также для выявления жанрово-тематического предпочтения студентов, был проведен контент-анализ годового отчета библиотеки за первый и второй семестр учебного года.

Посредством данного метода, были получены следующие результаты: посещаемость библиотеки на базе кафедры социальной работы и социальной безопасности в первой половине учебного года выше, чем во второй половине. В первый семестр студенты посетили библиотеку 1431 раз, что на 398 раз больше чем во второй. Общая книговыдача в первом семестре так же превышает второй на 1168 книг.

Было выявлено, что учебная литература более востребована студентами в первой половине учебного года, чем во второй (2324 и 1038 соответственно), прежде всего, данное явление вызвано началом учебного процесса, в котором у студентов есть необходимость брать в библиотеке новую литературу для дальнейшего обучения. Однако периодическая литература во второй половине года была более востребована, чем в первой (717 и 912 соответственно).

Исходя из полученных данных, было выявлено, что относительно учебной, научной и периодической литературы художественная литература востребована в наименьшей степени.

Для подтверждения и выявления более подробных предпочтений студентов в выборе литературы использовался второй метод — анкетирование. В исследовании участвовали 32 человека 2 курса кафедры социальной работы и социальной безопасности, из них, по данным анкетирования приняли участие 68,75 % девушек, что составляет 22 человека, и 31,25 % юношей (10 человек).

Изучая роль чтения в жизни студентов, были получены следующие данные: 45,10 % опрошенных, читают с целью собственного развития личности; 27,45 % отводят чтению книг свое свободное, ничем не занятое время; 17, 65 % респондентов ответили, что уделяют время чтению только в интересах учебного процесса, и лишь 9,8 % используют книги как способ получения информации.

В ходе исследования было выявлено, что у 68,75 % есть книга, повлиявшая на их мировоззрение, оставшаяся часть респондентов, ответили отрицательно (31,25 %). Поскольку у большей части опрошенных нами студентов, существует произведение, повлиявшее на них, целесообразно, было конкретизировать данную книгу. Наиболее часто встречающимся произведениями, по мнению респондентов стали: О.Уайльд «Портрет Дориана Грея» и Д. Киз «Цветы для Элджернона».

Изучая жанрово — тематические предпочтения респондентов, было выявлено, что наиболее предпочитаемым жанром являются «Любовные романы» -17,44 %, на втором по популярности месте находится «Приключенческая литература» — 13,95 %. На третьем месте располагается «Фантастика, фэнтези», данному литературному жанру предпочтение отдают 12,79 % опрошенных студентов. Следующими, не менее предпочитаемыми является литература жанров «Русская классика» -12,66 % и «Исторические произведения» — 12,66 %. Исходя из результатов респондентов, наименее популярными являются «Поэзия», «Философия», «Зарубежная классика», «Ужасы и мистика» и «Сатира и юмор».

На вопрос, «Какому виду книги Вы отдаете свое предпочтение?» респонденты ответили с большой контрастностью. Лишь 12,5 % предпочитают вид электронной книги, остальной же части опрошенных студентов — 87,5 % приходится по душе бумажная книга.

Изучая удовлетворенность студентов библиотекой, респондентам был задан вопрос, о том, находят ли они нужную им литературу в данной библиотеке.

Анализируя предоставленные данные, было выявлено, что 31,25 % студентов практически никогда или же очень редко (31,25 %.) находят необходимую литературу. 21,88 % респондентов ответили, что часто находят то, что искали, и только лишь 15,63 % студентов, полностью удовлетворены тем, что в библиотеке всегда есть то, что им нужно.

Проанализировав и обобщив полученные результаты можно сказать, что чтение является для студентов способом развития личности и одним из вариантов проведения досуга. В основном жанрово-тематические предпочтения студентов сводятся к выбору приключенческой литературы, любовных романов, фэнтези и фантастики.

Изучив и проанализировав полученные данные посещаемости библиотеки студентами, можно сделать вывод, что активность посещения выше в начале учебного года. Так же необходимо расширить спектр художественной литературы в библиотеке, поскольку потребность в таковой у студентов существует, но она не располагает необходимыми ресурсами для её предоставления.

Литература:

  1. Ловкова, Т. Б. Досуговое чтение молодёжи в ста зеркалах / Т. Б. Ловкова // Социолог и психолог в библиотеке. — 2012. — № 7. С. 127–128.
  2. Самохина, М. М. Чтение молодежи: XXI век (по результатам исследований 2001–2011 гг.) Инновационные формы поддержки и продвижения чтения в общедоступных библиотеках / М. М. Самохина. — Челябинск, 2010. — 99 с.
  3. Селиверстова, Н. А. Читательские интересы молодежи / Н. А. Селиверстова // Знание. Понимание. Умение.- 2012. — № 2. — С. 324–326.
Основные термины (генерируются автоматически): читательские интересы, интересы студенческой молодежи, кафедры социальной работы, Читательские интересы, Читательские интересы молодежи, молодого поколения, чтения современной молодежи, читательские интересы студенческой, социальной безопасности, формировании мировоззрения, читательских интересов, предпочтения студентов, читательские интересы студентов, базе кафедры социальной, учебного года, литературные предпочтения, читательских предпочтений молодежи, жанрово-тематические предпочтения, молодых людей, интересов студенческой молодежи.


Ключевые слова

мировоззрение, студенческая молодёжь, библиотека, читательские интересы

Похожие статьи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Задать вопрос