Библиографическое описание:

Аминов И. Б., Номозов Ф. Ш., Амриллаев Х. А. Эффективность использования электронных средств при организации учебного процесса // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 419-421. — URL https://moluch.ru/archive/141/39885/ (дата обращения: 23.05.2018).



Применение электронных средств обучения привело к появлению новых технологий и форм обучения для обработки и передачи учебных информации. В статье рассматриваются основные вопросы и эффективности применения современных электронных средств в учебном процессе.

Ключевые слова: информатизация образования, компьютерные средства, компьютер в учебном процессе, методы, формы и, эффективности использования электронных средств обучения в учебном процессе

Одной из важнейших задач информатизации современного образования является использование современных компьютерных технологий в учебном процессе. Процесс компьютеризации учебного процесса создаёт предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику компьютерных технологий [3]. Учитывая современные тенденции в развитии компьютерных технологий, учителей должны ставить перед собой цель повысить уровень эффективности уроков.

Особенностью организации учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится обучающий, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.

Одной из основных задач учителя в современном образовании становится задача заинтересовать учащегося изучаемой дисциплиной, мотивировать ребенка к изучению предмета, стимулировать его познавательную и творческую активность, научиться удивлять, интриговать.

Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером. Компьютер определяет то задание, которое предъявляется обучаемым, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Здесь обучение протекает, как правило, без учителя. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, например, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных ошибок и затраченного времени; также данные могут накапливаться, и компьютер может сравнивать показатели различных учащихся по решению одних и тех же заданий или показатели одного учащегося за определенный промежуток времени. Он также может давать рекомендации о целесообразности применения конкретных обучающих воздействий к тем или иным обучаемым. Обычно этот тип компьютерного обучения используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером и он выступает в рамках традиционного обучения как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями.

В учебном процессе компьютер может быть использован на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Стремление использовать компьютерных программных средств в учебном процессе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами [2]:

– сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования;

– педагогические причины обусловлены необходимостью поиска новых средств для повышения эффективности обучения;

– компьютер значительно расширяет возможности передачи учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь учащихся в учебный процесс.

Особое место в учебном процессе занимает использование новых информационно-образовательных технологий, которые характеризуются:

– технической средой;

– программной средой;

– специально разработанными формами и методами обучения, нацеленными на освоение содержания программного материала по каждому из предметов [1].

В связи с этим необходимо рассматривать методические принципы применения электронных средств обучения при организации урока, которые можно рассмотреть как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его спецификой, целями и закономерностями

Очень распространенным электронным средством в учебном процессе является компьютерные презентации, которые интерактивные и мультимедийные презентации способствуют развитию интереса к предмету. В презентациях используются картинки, анимации, гиперссылки, триггеры, можно дополнить видеосюжетами, подобрать звуковое сопровождение, что более интересно для современного школьника, чем объяснение с помощь плакатов.

Презентация позволяет создать модель процесса, явления, позволяет наглядно продемонстрировать решение задачи, понять сложные логические математические построения, задать алгоритм выполнения действий, последовательность ответов на вопросы, составить план ответа.

Использования электронных презентаций показывает, что они позволяют видоизменять содержание занятий, задействовать творческий потенциал учителя, который имеет возможность корректировать созданные им экранные формы представления содержания учебного материала и осуществлять самоанализ планируемого занятия [10; 26; 27; 33; 34]. Преимущества учебных занятий с использованием презентаций заключаются также в том, что демонстрационные возможности мультимедиа проектора помогают сохранять устойчивую мотивацию у учащихся и обеспечивают развитие пространственного воображения. В качестве средства реализации технологического подхода для изучения учебного материала можно рассматривать применение интерактивной доски.

Интерактивная доска позволяет не только отображать объекты, но и управлять процессом презентации: электронным маркером вносить поправки и коррективы, пользуясь цветом, и комментарии поверх видеоклипов или заранее созданной презентации. Широкий спектр цветов на интерактивной доске, позволяет преподавателю акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых блоках информации, осуществлять анализ и синтез информации. В частности, на интегрированном уроке можно расширить кругозор, повышает любознательность учащихся и мотивацию к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Применение компьютерных программных средств в учебном процессе позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повышать мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений, облегчать мониторинг знаний и умений учащихся. Использование электронных средств в учебном процессе позволяет сделать уроки содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее и эффективнее, а также сделать процесс усвоения знаний учащимися более интересным и наглядным, улучшить мотивацию учащихся, привить интерес к предмету, повысить качество знаний.

Литература:

1. Кукушин, В. С. Педагогические технологии / В. С. Кукушин. — М.: Академия, 2004.

2. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2002.

3. Жук, А. И. Информатизация образования как средство повышения качества образовательных услуг / А. И. Жук // Информатизация образования. — 2006. — № 2. — С. 3–19.

Основные термины (генерируются автоматически): учебном процессе, электронных средств, учебного процесса, электронных средств обучения, использования электронных средств, организации учебного процесса, компьютерных программных средств, учебном процессе компьютер, компьютерных технологий, Применение электронных средств, учебного материала, современных электронных средств, учебного процесса создаёт, мотивацию учащихся, применения электронных средств, применением компьютерных средств, непосредственное взаимодействие учащихся, Использование электронных средств, методы учебного процесса, показатели различных учащихся.


Ключевые слова

формы, методы, информатизация образования, эффективность использования, компьютерные средства, компьютер в учебном процессе, электронные средства обучения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос