Библиографическое описание:

Сыропятова М. В. О подходах к созданию авторских коллекций одежды в экостиле молодыми дизайнерами // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 168-170.



В статье рассмотрены различные способы использования нетрадиционных материалов при изготовлении коллекций молодыми дизайнерами для привлечения внимания к экологическим проблемам.

Ключевые слова: экология, экостиль, экомода, экоматериалы, аксессуары, источник вдохновения

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 год Указом Президента РФ объявлен Годом экологии. Тема экологии проникает во все сферы жизни человека. Для успешного распространения и внедрения идей экологии необходимо применять разнообразные способы влияния на восприятие окружающего мира человеком. Одним из наиболее распространенных способов влияния на мировоззрение человека является мода. Она как своеобразный индикатор, отражающий наиболее яркие тенденции и события, происходящие в жизни общества.

Экологические подходы в дизайне нацелены на создание продукции совместимой с окружающей средой, т. е. снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на природу. В приоритете использование альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов и возобновляемых процессов производства, максимальной экономии ресурсов и материалов, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительность жизни изделий было оптимальным, возможность их утилизации по окончании срока службы [4].

Отличительной особенностью экостиля является использование натуральных материалов, изготовленных из органического сырья, выращенного без использования пестицидов и химикатов, а, следовательно, и высокая цена изделия. Поэтому создание авторских коллекций из дорогих эко-материалов могут позволить себе не все дизайнеры. В связи с этим молодые дизайнеры прибегают к другим способам выражения своей приверженности к экологической моде.

К примеру, применение отходов и вторичной переработки различных материалов используется как способ привлечения внимания общества к проблемам расточительного использования природных ресурсов и недостаточному внимания проблемам переработки отходов. Данный принцип экостиля часто встречается на конкурсных показах молодых дизайнеров, посвященных экомоде. Коллекции из переработанных полиэтилена, бумаги и других материалов имеют особый резонанс, так как привлекают наибольшее внимание со стороны публики, нежели изделия из органических тканей в силу того, что применяются нетрадиционные для изготовления одежды материалы.

Отказ от натурального меха и кожи, в пользу искусственных пропагандируют не только молодые дизайнеры, но и такие известные и популярные, как Стелла Маккартни, Виктория Бекхэм и другие. Дизайнеры доказали, что искусственный мех и кожа может иметь презентабельный вид, представляя серьезную конкуренцию натуральным материалам, наглядно демонстрируя их использование в собственных коллекциях из года в год.

Особую дизайнерскую ценность представляют материалы, изготавливаемые и видоизменяемые непосредственно самим дизайнером в процессе изготовления коллекции. Так окрашивание натуральными красителями и компонентами дает возможность создания новых свойств и внешних качеств материалов, используемых в изготовлении одежды. Окрашивание материалов имеет схожие черты с применением принтов, которые не только улучшают внешние качества материала, но и могут нести смысловую нагрузку, способную усилить эффект влияния на восприятие коллекции человеком. Так Оля Глаголева (первый русский дизайнер экомоды), являющаяся автором бренда GO, ориентируется на использование актуальных принтов, позволяющих человеку почувствовать единство с природой [3]. Достаточно часто на подиумах встречаются такие способы декорирования как объемная вышивка и объемный декор, использование которого в экомоде в основном нацелено на имитацию настоящих растений.

Некоторые экодизайнеры для привлечения внимания к проблемам экологии идут другим путем, они применяют настоящие живые растения, а не создают их имитацию с помощью вышивки, принтов и других приемов. Использование живых растений на фоне разрушающегося мира имеет большой отклик в душах людей, этот способ действует лучше на сознание людей, нежели применение различных призывающих к сохранению природы демонстрирующих плакатов и лозунгов, так как люди начинают видеть последствия своих обыденных действий. Одним из ярких доказательств этого можно назвать персональный дыхательный аппарат от Чиу Чжи, который она создала на случай апокалипсиса, который непременно наступит, по ее словам, в недалеком будущем если человечество продолжит в том же темпе губить планету. Ее переносной рюкзак-респиратор состоит из стеклянной емкости с живым растением, которое будет вырабатывать кислород, необходимый для жизнедеятельности человека, маски, а также трубок, которые впоследствии будут нести транспортирующую функцию для вырабатываемого кислорода [5]. После выхода фотосессии с рюкзаком-респиратором, ошеломившей общество предстоящей перспективой оказаться в подобном положении в будущем, люди задумались о своих приоритетах, с другой стороны взглянули на проблемы сохранения целостности и чистоты природы и ее ресурсов.

Не менее экстравагантно к вопросу привлечения внимания к проблемам сохранения природы подошла Николь Декстрас, введя новшество в моде, создав серию маленьких зеленых платьев на основе растительных компонентов [2]. Ее наряды недолговечны, прихотливы в уходе, но зато являются ярким примером безотходного производства. Ее платья созданы из различных натуральных ингредиентов от бамбуковых листьев до цветов и ягод. Данная коллекция не предполагает использование входящих в нее нарядов по назначению, являясь демонстративной и используется на различных выставках, посвященных экологии, безвредному производству и переработки отходов.

Американка Коллин Джордан — экодизайнер, применяет живые растения при создании коллекций в качестве украшений. Она растения помещала в специальные емкости с необходимыми ингредиентами для жизнедеятельности данных растений. Ее способ применения растений в экостиле наиболее этичен и долговечен. Миниатюрные украшения из живых растений — это модная тенденция на Западе, которая помогает поддерживать связь с природой, что благоприятно сказывается на психологическом здоровье человека, ведь восприятие человеком окружающего нас мира на прямую сказывается на его состояние [1]. О таком украшении необходимо тщательно заботиться, поливать, менять почву, иначе растение не выживет, в отличие от флорариумов.

Флорариумы — это композиция из карликовых растений в стеклянных емкостях различных форм и размеров. Отличительной чертой флорариума является то, что помещенные в изолированную вазу растения способны сами воссоздавать для себя благоприятный климат, поэтому тщательный уход и частый полив для данного аксессуара не требуется. Создателем такого уникального мини мира стал английский ученый Натаниэл Уорд, решив провести эксперимент, поместил тропические растения в замкнутое пространство, создав для них благоприятную, приближенную к природным условиям атмосферу. Тем самым Натаниэл Уорд положил начало для развития целого направления в комнатном цветоводстве, тропические растения стали массово ввозить в Европу и выращивать в зимних садах и оранжереях.

Сегодня флорариумы — это целое произведение искусства, которое позволяет выращивать прихотливые растения. Декорирование флорариумов мини фигурами, камнями, ракушками, корягами позволяют создавать ландшафтные композиции. Флорариумы — это целый микромир, предназначенный для дизайна интерьера. В авторской коллекции «GO2» («Green O2») флорариумы будут использоваться нетрадиционно, они станут украшениями и аксессуарами.

Авторская коллекция разрабатывается в рамках дипломного проектирования по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис, профиль: Художественно-технологический сервис» в ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». Главной концепцией коллекции «GO2» послужила идея привлечения внимания людей к истокам экологически чистой природы и воздуха, чтобы показать им нетронутую природу, которой осталось так мало. Ведь не все понимают и задумываются, к чему приведут экологические проблемы, но все могут увидеть к чему мир пришел сейчас.

Источником вдохновения для создания коллекции «Green O2» (зеленый кислород) послужила тема экологии, чистого воздуха и нетронутой дикой природы, в лесу среди мхов и папоротников, куда не ступала нога цивилизации, самый «зеленый» воздух.

Чтобы передать атмосферу чистого воздуха, свежести и растительности таежного леса использовались летящие полупрозрачные материалы, чистые светлые цвета, объемная вышивка в технике «французский узелок», имитирующая текстуру и внешний вид мха, и принт в форме папоротников, выполненных вручную с использованием различных красителей. Усилить образ и восприятие коллекции могут экстравагантные акценты. В коллекции «GO2» такими акцентами, являются брови из искусственного мха, что придает нежным моделям, демонстрирующим коллекцию, некой лесной грубости, растительное граффити на деревянной доске с названием коллекции, украшения из пробирок и флорариумы с живым мхом.

Таким образом, для создания коллекций в актуальном экостиле можно использовать не только дорогостоящие эко материалы, которые недоступны большинству молодых и начинающих дизайнеров одежды, но и отделку в форме природных материалов, а также использовать нетрадиционные для одежды материалы и неординарные и экстравагантные идеи.

Литература:

  1. Живые растения в ювелирном искусстве // Ваш сад. URL: http://www.vashsad.ua/plants/interesting_plants/show/9275/ (дата обращения: 14.02.2017).
  2. Маленькие зелёные платья: экологическая классика от Николь Декстрас // Изюминки. URL: http://www.izuminki.com/2012/10/11/malenkie-zelyonye-platya-ekologicheskaya-klassika-ot-nikol-dekstras/ (дата обращения: 14.02.2017).
  3. Молодая кровь: GO // BE IN OPEN. URL: https://www.be-in.ru/people/35485-go-olya/ (дата обращения: 14.02.2017).
  4. Панкина М. В., Захарова С. В. Экологический дизайн как направление современного дизайна. Определение понятия // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (дата обращения: 13.02.2017).
  5. Рюкзак-респиратор с живым растением внутри должен спасти человечество в случае апокалипсиса // novate. URL: http://www.novate.ru/blogs/191014/28185/ (дата обращения: 15.02.2017).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос