Внедрение инноваций в организации: начальный этап | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.02.2017

Статья просмотрена: 3288 раз

Библиографическое описание:

Сергеенков, Дмитрий. Внедрение инноваций в организации: начальный этап / Дмитрий Сергеенков, Г. Т. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39832/ (дата обращения: 22.12.2024).



Инновационный процесс в организации включает три укрупненных этапа. На подготовительном этапе осуществляется подготовка организации к внедрению инновационного процесса. На основном этапе осуществляется собственно процесс внедрения инноваций на технологическом и производственном уровнях. Третий, заключительный этап включает в себя аппробацию инновации, мониторинг ее эффективности и дальнейшую модернизацию.

Успешному внедрению инновационного решения в производственный процесс организации всегда предшествует подготовительный этап. Продолжительность и содержание этого этапа зависит от отрасли организации и специфики ее деятельности. В то же время, существует несколько основных проблем, которые характерны на этом этапе для любой организации:

− поиск финансовых ресурсов, необходимых для внедрения инновации;

− оценка готовности самой организации для внедрения инновации;

− анализ участка производственного процесса, подлежащего модернизации, а также объема работ на других участках, которые необходимы для проведения модернизации;

− подготовка сотрудников к внедрению инновации.

Как правило, инновационный процесс не может быть реализован за счет собственных средств предприятия и требует привлечения средств извне. В связи с этим предприятие должно определить, какая форма привлечения внешнего финансирования является для нее наилучшей. Существует две основные формы привлечения средств из внешней среды: кредит и инвестиции.

При прочих равных условиях кредитная форма привлечения денежных средств выглядит более предпочтительно, чем инвестиция. Привлекающая в кредит средства организация получает дополнительный экономический эффект в размере:

E = M*(n-r)(1)

где: М — величина денежных средств, привлеченных в инновационный процесс на кредитной основе; n — норма прибыли организации; r — плата (процент) по кредиту.

Если в инновационный процесс привлекается соинвестор, он становится собственником и получает в уставном капитале организации долю, равную по стоимости инвестированной величине М. Таким образом, дополнительный выигрыш организации Е в этом случае становится равным нулю. С другой стороны, инвестиции являются инструментом привлечения денежных средств в высокорискованные проекты, которые оказываются чаще всего неприемлемыми для кредиторов.

Для современной России важным источником финансирования инновационного процесса являются бюджетные средства, выделяющиеся на инноватику в соответствии с многочисленными государственными программами. Государственная поддержка может осуществляться в трех формах: прямой, т. е. когда организация — инноватор получает деньги, связанной, т. е. когда организация — инноватор вкладывает средства при соблюдении некоторых условий, и в форме поддержки инноватора в соответствии с госпрограммой. В последнем случае важно обеспечение организацией — инноватором социального эффекта.

Для отечественных организаций характерна следующая структура финансирования. Основой являются деньги крупных инвесторов — партнеров, заинтересованных в инновационном процессе в организации, а также связанное бюджетное финансирование.

Как правило, в роли инвестора выступают аффилированные организации, заинтересованные в развитии поставщика. Ранее государство использовало прямую поддержку инновационной деятельности организаций, однако с течением времени отказалось от нее по причине уязвимости схем прямого финансирования перед коррупцией и нецелевым расходованием бюджетных средств. В настоящее время чаще используется государственная поддержка инновационной деятельности организаций на основе софинансирования, когда государство выделяет средства (как правило 1/3 от общего объема финансирования) при условии поступления средств от других инвесторов.

Доступ к кредитам для отечественных организаций, занимающихся инновационной деятельностью, затруднен. Главной причиной этого является высокая ключевая ставка, которая последние полгода составляет 10 % против 0,25 % в США. Другими причинами недостаточного внимания кредиторов к отечественным инновационным проектам является макроэкономическая нестабильность.

Следующим вопросом, решаемым на подготовительном этапе, является оценка готовности организации к изменениям и осуществление мероприятий по их подготовке к внедрению инновации.

Прежде всего, необходимо оценить возможности окупаемости инновации. Окупаемость инновации возможно обеспечить за счет увеличения объемов производства, увеличения доли рынка, а также изменения соотношения между затратами и доходами на единицу продукции организации.

Возможность реализации инновации организацией определяется величиной вложений, направляемых на создание инновации, с каждой традиционной единицы бизнес — системы. Таким образом, организация, работающая на конкурентном инновационном рынке, определяет расходы на инновационную деятельность по формуле:

(2)

(3)

: I — величина инвестиций; N — количество клиентов организации — инноватора за период окупаемости; Р — средняя цена инновационного товара за период окупаемости в дисконтированных денежных единицах; АС — средние издержки на производство единицы инновационного товара в дисконтированных денежных единицах.

Фирма — инноватор, работающая в конкурентной среде, не может позволить назначить себе цену Р выше АС. С другой стороны, по репутационным соображениям она не сможет уменьшить затраты на инновационную деятельность ниже некоторой характерной для технологического развития данного рынка величины I. Таким образом, успех на рынке инновационной продукции определяет количество покупателей N. Если внедрение инновационной технологии позволяет привлечь N покупателей в большем количестве, чем некоторая N критическая, то с точки зрения параметров внешней среды фирма готова к внедрению инновации, в противном случае инновационный процесс следует отложить на некоторое время.

Для оценки готовности организации к внедрению инновации с точки зрения параметров внутренней среды необходимо провести анализ участка производственного процесса, подлежащего модернизации, а также объема работ на других участках, которые необходимы для проведения модернизации. При этом первоочередное внимание следует уделять вопросам, связанным с возможностью диверсифицировать производственный процесс и временно исключить из него путем замещения те участки, которые будут подвергаться модернизации. Также следует провести оценку эффективности действующих в организации систем контроллинга и проверить адаптивность организационно- управленческих структур на предмет их способности обслуживать модернизированные участки производственного процесса.

Еще одним важным фактором, влияющим на эффективность запланированных к внедрению инноваций, является технологическая совместимость старых и новых элементов производственной системы. При этом важное значение следует уделять вопросам готовности к переходу на инновационные технологии персонала организации.

Чаще всего персонал организации не может быть в полном составе включен в инновационный процесс без предварительной подготовки. Предварительная подготовка персонала организации включает в себя профессиональную переподготовку, психологическую подготовку и тренинги.

В рамках профессиональной переподготовки сотрудники должны получить необходимые для работы на новом оборудовании (в рамках новой инфраструктуры) теоретические знания и практические навыки. Чаще всего российские организации — инноваторы обеспечивают переподготовку кадров в рамках обязательного повышения квалификации сотрудников.

Психологическая подготовка должна обеспечить преодоление психологических барьеров, неприятия как технологических, так и организационно — правовых новшеств. Психологическая подготовка так же предполагает выявление наиболее инициативных сотрудников, которые в дальнейшем возглавят процессы дальнейшей модернизации на уровне структурных подразделений.

Масштабные инновационные процессы должны предваряться тренингами персонала, что позволит развить их практические способности работать в новых условиях и снизит риски провала инновационных проектов.

Таким образом, эффективность инновационного процесса в организации зависит от того, насколько он был подготовлен заранее и от владения фирмой информации о состоянии внешней и внутренней среды в предшествующий модернизации период. Важную роль играет не только правильное проведение каждой из подготовительных процедур в отдельности, но и скоординированность всех процессов, а также наличие в организации системы обратной связи, позволяющей вносить коррективы в процесс подготовки к модернизации по мере необходимости.

Литература:

1. A. V. Putilov, M. V. Bugaenko, D. V. Timokhin Revisiting the modernization of the educational process IT component in Russia on the basis of the model of «economic cross» // AIP Conference Proceedings 1797, 020014 (2017); doi: http://dx.doi.org/10.1063/1.4972434.

2. Пономарева Г. Т., Тимохин Д. В., Литвиненко И. Л., Чердакова А. В., Никаноров А. П. Экономика России: ресурсный потенциал развития — М.: МГГЭУ, — 2015. — С. 68–74.

  1. Пономарева Г. Т., Тимохин Д. В. Повышение производительности труда как условие инновационного развития // Человек. Инклюзия. Общество. — 2016. — № 1. С. 113–121.
  2. Пономарева Г. Т., Тимохин Д. В., Литвиненко И. Л., Чердакова А. В., Никаноров А П. Управление организацией: проблемы и решения / под ред. Синельниковой Е. А. — М.: МГГЭУ, 2016.
  3. Киянова Л. Д., Литвиненко И. Л. Региональная инновационная система: роль элементов инфраструктуры // Аграрный научный журнал. — 2015. — № 2. — С. 83–88.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационный процесс, внедрению инновации, инновационного процесса, внедрению инновационного, привлечения денежных средств, внедрения инновации, готовности организации, внедрению инновационного процесса, производственного процесса, производственный процесс организации, участка производственного процесса, дисконтированных денежных единицах, внедрению инновационного решения, инновационной деятельности организаций, анализ участка производственного, персонала организации, проведения модернизации, возможности окупаемости инновации, Пономарева Г, инновационного товара.


Задать вопрос