Научная проблема и обоснование темы исследования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.02.2017

Статья просмотрена: 1132 раза

Библиографическое описание:

Альберт Е. А. Научная проблема и обоснование темы исследования // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 208-210. — URL https://moluch.ru/archive/141/39819/ (дата обращения: 15.07.2019).



Научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований. В экономике научные проблемы возникают не стихийно, а закономерно, под действием экономических законов, в связи с развитием производительных сил и производственных отношений. Они решаются на основе планового руководства при помощи методов, предложенных наукой. Следовательно, постановка и решение научной проблемы может стать движущей силой в развитии экономической науки.

Для решения научной проблемы в современных условиях развития научно-технического прогресса требуются усилия большого коллектива специалистов различного профиля. Каждый член научного коллектива должен обладать волевыми качествами в проведении исследований, быть целеустремленным в достижении научной истины. Эти качества необходимо принимать во внимание при выборе направления научного исследования.

Выбор проблемы исследования обосновывается прежде всего ее актуальностью, то есть насколько предполагаемые исследования будут способствовать выполнению практических задач.

Проблема должна содержать определенность, последовательность и непротиворечивость экономическим законам. Важным условием истинности проблемы является свойство ее доказательности, которое выражается в формальной логике законом достаточного основания.

Поскольку научная проблема представляет собой совокупность сложных теоретических или практических вопросов, то в процессе научного исследования или определения его параметров проблемы делят на составляющие компоненты — темы.

Тема — часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов исследования.

Исследователь выбирает тему научной работы, исходя из цели исследовательской работы, которая должна предусматривать разработку новых концепций или направлений развития данной науки, совершенствование существующей методологии или разработку новых методик по отдельным разделам экономической науки. По конкретной экономике темы научных исследований формируются в пределах проблем данной науки, которые подразделяют на:

Теоретические, относящиеся к исследованию отдельных концепций теории данной науки, касающиеся ее научных законов, разработки аксиоматических знаний.

Методологические, касающиеся методов данной науки, применяемых в процессе изучения ее объектов.

Организационные, включающие организацию исследований по данной науке и применение ее результатов в практической деятельности.

Обоснование выбора перечисленных тем исследования определяется следующими критериями: народнохозяйственной эффективностью, соответствием профилю учреждения, обеспечением финансирования и возможностью внедрения результатов исследования.

Для определения народнохозяйственной эффективности темы необходимо определить ее актуальность и степень научной новизны для развития определенных знаний, направленных на решение практических вопросов конкретной экономики. Поэтому при выборе темы следует по литературным источникам определить степень и уровень разработки запроектированного исследования, обобщить передовой опыт предприятий и объединений. Важно ознакомиться также с планами научно-исследовательских учреждений, которые разрабатывают аналогичные темы, а по возможности изучить их отчеты по выполненным научно-исследовательским работам. Для этих целей в качестве источников информации используют реферативные сборники, книжные летописи, периодические издания.

Начинающему исследователю следует избрать более узкую тему, однако, не теряя связи с общей научной проблемой, в которую она входит. При этом принимается во внимание прошлая деятельность исследователя, а для экономических исследований обязательна связь с предприятиями и объединениями — объектами будущего исследования. Чем больше высказывает исследователь критических замечаний по проектируемой теме работы, делает предложений по направлениям совершенствования экономической работы, тем увереннее можно судить об успешном ее выполнении.

Исследователь должен сам избрать тему исследования, сделать ее обоснование в части предполагаемой научной новизны и практической значимости результатов исследования. Но самостоятельное избрание темы вовсе не предполагает игнорирование опыта руководителя. К его советам и консультациям начинающему исследователю следует прислушиваться, но окончательное решение остается за ним. Он должен быть внутренне глубоко убежден в актуальности и необходимости разработки избираемой темы. Только самостоятельное, всестороннее, научно аргументированное решение вопроса выбора темы обеспечивает успешное завершение исследовательской работы.

Определение народнохозяйственной эффективности темы, как правило, базируется на решениях правительства по вопросам экономического и социального развития страны. Особенно это касается выбора тематики исследований для научных коллективов, работающих в НИИ или вузах. Одновременно учитывается отраслевая направленность исследований, которая содержится в планах министерств и ведомств, планирующих развитие науки.

При изучении состояния научных разработок по предполагаемой теме исследований необходимо произвести группировку имеющихся знаний следующим образом:

а. знания, получившие всеобщее признание научной общественности и применяемые на практике;

б. дискуссионные вопросы, недостаточно разработанные и требующие научного обоснования;

в. вопросы, возникающие в порядке постановки и содержащиеся в литературных источниках, предложенные практикой или вытекающие из выводов, возникших на стадии выбора темы.

На стадии выбора темы определяется ее наименование — содержательный заголовок: простой, точный, ясный, краткий, оригинальный. В письме к К. Марксу Ф. Энгельс писал: «Что касается заглавия, то я повторяю, что самым неудачным является во всяком случае такое заглавие, которое можно понять лишь после того, как прочтешь половину книги. Простое заглавие несомненно лучше всего». И действительно, кратко, просто и оригинально назван такой труд К. Маркса, как «Капитал».

В самом заглавии темы исследования должно содержаться динамическое развитие научных знаний, что вытекает из функций и роли науки в обществе.

Руководствуясь литературным наследием классиков, в заглавие темы исследования по конкретной экономике необходимо вкладывать содержание, динамизм и комплексность, оно должно отражать достижения научно-технического прогресса, например, «О совершенствовании финансового анализа с применением экономико-математических методов». В приведенном заголовке темы содержится динамическое развитие исследования и предположительное направление его развития.

Студентам при выборе темы исследования наряду с изложенными принципами обоснования актуальности, научной новизны и практической значимости следует предусматривать возможность использования результатов исследований при написании курсовых и дипломных работ.

Так, комплексная тема «Совершенствование учета, аудита и анализа затрат на производство продукции с применением ЭВМ», избранная студентом для научных исследований, содержит вопросы, связанные с изучением курсов «Бухгалтерский учет в промышленности», «Аудит», «Анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий», «Автоматизированная обработка экономической информации». Научные результаты по этой теме можно применять в глубоком, творческом изучении указанных курсов, а также при подготовке докладов и рефератов для выступлений на студенческих научных конференциях, в конкурсах научных работ. При этом студент будет приобретать навыки применения научных методов в решении практических вопросов экономики по избранной специальности.

Соответствие профилю учреждения — важнейший критерий выбора темы исследования, который включает специализацию научного учреждения, наличие кадров по профилю работы, материально-техническую базу. Этот критерий в основном применяется при выборе темы коллективного исследования, где специализация научного учреждения позволяет применять накопленный опыт выполнения научных работ по определенной тематике. Наличие кадров по профилю темы исследования сокращает срок работы и снижает расходы по НИР. Для апробации результатов исследования и ускорения внедрения их в практику в состав материально-технической базы, которая берется в расчет при выборе темы исследования, необходимо предусматривать новейшие средства ЭВМ, терминальные устройства подготовки сбора и передачи информации из предприятий и объединений на вычислительный центр и затем обратно пользователю данных.

Литература:

  1. Научные студенческие работы: методические рекомендации для преподавателей и студентов. – Хабаровск: ХИНХ, 2015.
  2. Основы научных исследований / Под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. – М.: Высшая школа, 2015.
  3. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ч. 1, 2. – М.: SVR, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): темы исследования, выбора темы, выборе темы, выборе темы исследования, научных исследований, результатов исследования, практических вопросов, народнохозяйственной эффективности темы, стадии выбора темы, научной проблемы, научной новизны, научного исследования, обоснование темы исследования, профилю темы исследования, выбора темы исследования, заглавие темы исследования, темы научных исследований, темы коллективного исследования, заглавии темы исследования, процессе научного исследования.


Похожие статьи

Похожие статьи

Задать вопрос