Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 19.02.2017

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Егорцева Е. В. Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 240-242. — URL https://moluch.ru/archive/141/39805/ (дата обращения: 22.05.2018).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием банков в контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Производятся классификация и исследование механизмов участия банков в контрактной системе с учетом сложившегося правового регулирования.

Ключевые слова: банк, банковское сопровождение контракта, контрактная система, финансовые услуги

Контрактная система закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд играет важную роль в развитии отечественной экономики. Поэтому ее функционирование не может не затрагивать деятельность банков.

1 января 2014 года в силу вступил Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — Закон № 44-ФЗ). Его принятие не только существенно изменило систему государственных и муниципальных закупок, но и повлияло на функционирование всей отечественной экономики.

Отметим, что для науки экономическая сущность проблем контрактной системы представляет, как минимум, не меньший интерес, нежели правовая сущность. [2; С. 3]

На основании вышесказанного, необходимо проанализировать роль банков в рамках контрактной системы в сфере закупок, установив механизмы их участия в ней.

Важно отметить, что отдельные нормы Закона № 44-ФЗ связаны с регулированием деятельности банков. В первую очередь, это нормы о банковском сопровождении контрактов (статья 35 Закона № 44-ФЗ). Согласно указанной статье Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.

Случаи осуществления банковского сопровождения контрактов согласно указанной статье определяют в пределах своих предметов ведения Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация.

Также необходимо упомянуть содержащиеся в Законе № 44-ФЗ правовые нормы об обеспечении исполнения контракта в форме банковской гарантии.

Важно отметить, что общий объем выдаваемых банковских гарантий составляет более чем одну третью от общего объема закупок. [1; С. 8] Данный факт красноречиво свидетельствует о важном значении банковского сектора в существовании и работе отечественной контрактной системы.

Определение банковской гарантии в контрактной системе следующее: это обязательство, выданное банком по просьбе поставщика товаров, работ или услуг, государственному или муниципальному заказчику, по которому гарант (банк) обязуется произвести бенефициару (заказчику) платеж в случае ненадлежащего исполнения принципалом (поставщиком) условий контракта. [1; С. 3]

Банковская гарантия представляет собой способ обеспечения исполнения обязательств. В контрактной системе ее роль очевидна: выступать в качестве способа гарантирования государством надлежащего исполнения контрактов, по которым закупаются товары, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд.

Отличительной особенностью банковской гарантии от иных способов обеспечения исполнения обязательств (включая также предусмотренное в Законе № 44-ФЗ внесение денежных средств на счет заказчика) является наличие особого субъекта (банка).

Следует отметить, что хотя банковские гарантии и являются широко распространенным способом обеспечения исполнения контракта, практика их применения в рамках контрактной системы выявила определенные сложности. Так, в научной литературе обращается внимание на ряд практических проблем, осложняющих выдачу банковских гарантий участникам закупочных процедур в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Среди таковых перечисляются:

  1. Низкий уровень заинтересованности представителей банковского сектора в предоставлении банковских гарантий в связи с существованием более прибыльных вариантов использования средств.
  2. Наличие строгих требований к получателям банковских гарантий, установленных Центральным банком РФ.
  3. Неготовность банков обслужить поток желающих получить банковские гарантии в целях участия в закупочных процедурах.
  4. Неравномерное территориальное развитие инфраструктуры некоторых банков. [5; С. 122]

Таким образом, банковские гарантии хотя и значимы с точки зрения функционирования контактной системы, однако не являются при этом безупречно действующим на практике механизмом обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Помимо прочих, следует выделить еще одно направление деятельности банков, регулируемое нормативными актами в сфере контрактной системы. А именно, согласно Постановлению Правительства РФ № 901 от 10.10.2013 «О требованиях к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, и требованиях к условиям договоров о ведении счетов, заключаемых оператором электронной площадки с банком, для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок», существуют требования к финансовой устойчивости банков, в которых операторы электронных площадок обязаны открывать счета для учета средств, которые вносятся участниками закупок для обеспечения своих заявок. Указанное Постановление принято для минимизации рисков в финансовой сфере. [3; С. 244–249]

Среди требований, перечисленных в указанном Постановлении, особо отметим следующие:

  1. Банк должен участвовать в системе обязательного страхования вкладов физических лиц.
  2. Банку не должно быть запрещено Центральным банком РФ отрывать счета и вклады физических лиц.
  3. На последнюю отчетную дату банк должен иметь собственные средства в размере не менее чем 15 млрд. рублей.

Также отметим, что в научной литературе обращается внимание на тот факт, что Постановление устанавливает требования к условиям договоров между банком и электронной площадкой. [4; С. 28] Данное обстоятельство обусловлено необходимостью обеспечить эффективную работу банков и гарантировать их ответственность за функционирование счетов, открываемых для электронных площадок.

Отметим также, что распространенной в последние годы стала практика закупки финансовых услуг по предоставлению кредитов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. В таких закупках банки участвуют с целью стать исполнителями по контрактам на оказание финансовых услуг. Задача банка, в зависимости от способа проведения закупки, или предложить наиболее выгодную цену своих услуг, или цену и иные условия оказания услуг, которые в совокупности будут наиболее выгодны для заказчика.

Отметим также, что закупки могут осуществляться заказчиками с привлечение кредитных средств банков, что также делает банки заинтересованными в механизмах и результатах проведения закупок для государственных и муниципальных нужд.

Например, А. И. Мифтахов отмечает, что в соответствии с Законом № 44-ФЗ осуществляются закупки в рамках проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства через федеральные целевые программы и с привлечением кредитных ресурсов Внешэкономбанка. [6; С. 76]

Таким образом, Закон № 44-ФЗ в совокупности с другими нормативными правовыми актами предусматривает широкий спектр механизмов участия банков в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Полагаем, что можно выделить следующие такие механизмы:

  1. Банковское сопровождение государственных и муниципальных контрактов.
  2. Выдача банковских гарантий как способ обеспечения исполнения контрактов поставщикам (подрядчиками, исполнителями).
  3. Открытие счетов в целях функционирования электронных торговых площадок, работающих в рамках контрактной системы.
  4. Участие в качестве исполнителей в закупках финансовых услуг (в первую очередь, услуг по предоставлению кредитов) для государственных и муниципальных нужд.
  5. Кредитное финансирование закупок для государственных и муниципальных нужд.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что банки занимают важное место в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Они не только обеспечивают ее деятельность, но и принимают активное участие в ее функционировании.

Литература:

  1. Дегтяренко, К. Н. Роль банковской гарантии в сфере госзаказа / К. Н.Дегтяренко, А. В. Матвеев// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. — № 3. — 2015. — С. 1–10.
  2. Демин, А. А. Институциональные преобразования системы размещения государственного заказа в Россиигосзаказа / А. А. Демин, Н. К. Демина // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. — № 1. — 2008. — С. 2–22.
  3. Зинчик, Н. С. Налоговое стимулирование как инструмент повышения инвестиционной активности промышленных предприятий // Вестник ИНЖЭКОНА. — № 7 (42). — 2010. — С. 244–249.
  4. Крылова, Е. Б. Отдельные аспекты финансирования государственных и муниципальных закупок в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — № 2–1 (22). — Т. 6. — 2015. — С. 24–29.
  5. Мельников, В. В. Применение банковской гарантии как инструмента обеспечения участия в процедурах государственных закупок / В. В. Мельников, В. А. Тюрина // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). — № 3. –Т. 5. — 2014. — С. 116–123.
  6. Мифтахов, А. И. Специфика использования государством банковских механизмов финансирования // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — № 7–8 (51). — 2015. — С. 74–78.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальных нужд, контрактной системе, контрактной системы, сфере закупок товаров, рамках контрактной системы, банковской гарантии, банковских гарантий, обеспечения исполнения, муниципальных закупок, участниками закупок, механизмов участия банков, Российской Федерации, муниципальных контрактов, банковские гарантии, финансовой устойчивости банков, Центральным банком РФ, способ обеспечения исполнения, «О контрактной системе, контрактной системе следующее, банковского сопровождения контрактов.


Ключевые слова

банк, финансовые услуги, контрактная система, банковское сопровождение контракта

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос