О задачах курса «Межличностное общение и коммуникации» в аграрном университете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 18.02.2017

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Игебаева Ф. А. О задачах курса «Межличностное общение и коммуникации» в аграрном университете // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 524-527. — URL https://moluch.ru/archive/141/39758/ (дата обращения: 26.09.2018).



В статье показана важность изучения в аграрном университете дисциплины «Межличностное общение и коммуникации», которая нацелена на развитие и совершенствование профессионально-коммуникативных компетенций студентов в сфере межличностного общения. Введение данной дисциплины в учебные программы вуза является востребованным и необходимым, а его изучение поможет выпускникам аграрного университета эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.

Ключевые слова: высшее образование, знания, навыки, межличностное общение, деловые коммуникации, коммуникативная компетентность

Общение — одна из важнейших составляющих нашей жизни. Человек постоянно общается с друзьями, коллегами, членами семьи, любимыми. В общении раскрываются такие ценности, как чуткость, отзывчивость, доброта, понимание. Все эти ценности неразрывно связаны с культурой поведения человека. Культура проявляется в умении жить в согласии с другими людьми, вести беседу, и организовывать совещания, писать личные и деловые письма, организовывать свою деятельность и отдых. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного общения.

В настоящее время в условиях рыночной экономики ценность образования, безусловно, растет, поскольку достойное место в жизни обеспечивается не столько связями и протекцией, сколько трудолюбием, инициативой, состязанием умов. Широкие и глубокие знания — это не только условие высокой профессиональной деятельности, но и важнейший ресурс, который в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается. А студенческие годы — прекрасное время в получении этих знаний для дальнейшей самореализации и самосовершенствования [1, с. 123].

Кроме того, важно не только получить определенный объем знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Прагматичный Дж. Д. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для профессиональной деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» [2, с. 8].

Деловая практика XXI века представляет собой новый этап в развитии деловых отношений, когда первостепенное значение приобретает профессиональная подготовка будущих специалистов в любой сфере общественной жизни, что в равной степени, относится и к сфере аграрного производства. Общеизвестно, что во многих странах мира проблеме общения уделяется большое внимание. К примеру, курсы «Речь», «Деловое общение», «Корпоративная культура» включены в учебные программы университетов и колледжей. В нашей стране эти предметы только начинают пробивать себе дорогу. А ведь для современного человека, претендующего на звание «культурного и образованного», низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать».

Учитывая тот факт, что сегодня Башкирский государственный аграрный университет является своеобразной «кузницей» подготовки руководящих кадров, экономистов, специалистов для агросектора республики, соответственно меняются и требования к самому студенту. Современный выпускник агроуниверситета должен владеть не только специальными знаниями и навыками, но и быть профессионально компетентным человеком, знающим принципы организации и развития общества, в котором он живет и работает, владеющим азами грамотного и культурного общения, умеющим решать поставленные жизнью проблемы [3, с. 17].

Следовательно, перед нами преподавателями стоит главная задача — давать такие знания, формировать такие общекультурные компетенции, такие ценностные ориентации и установки, обладая которыми наши выпускники — будущие специалисты, смогут успешно трудиться во всех сферах многофункциональной экономики республики.

В настоящее время в соответствие с требованиями ФГОС ВО третьего поколения определены новые общекультурные и профессиональные компетенции выпускников вузов, формирование и развитие которых предполагает обязательное изучение дисциплины «Межличностное общение и коммуникации». Предмет входит в вариативную часть общенаучного цикла программы бакалавриата, и является предшествующей, теоретически и практически подготавливающей, к изучению таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Психология и педагогика», «Социология» и «Философия».

Целями изучения данной дисциплины являются: развитие и совершенствование профессионально-коммуникативной компетенции студентов в сфере межличностного общения. Задачами освоения дисциплины являются: дать студентам основы межличностного общения; научить их правильно, грамотно говорить, сформировать свой речевой имидж; формировать соответствующие культурные, психологические и нравственные качества студента для достижения им необходимого уровня культуры межличностного общения.

Процесс изучения дисциплины «Межличностное общение и коммуникации» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):

ОК-6 — способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-7 — готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-10 — способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

ОК-11 — осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. знать:

− основные ограничения в межличностной коммуникации, факторы, препятствующие ее эффективному осуществлению;

− понимать методы познания людей и себя, в целях достижения эффективности в профессиональной деятельности;

− иметь представление об основных формах устной и письменной межличностной профессионально-деловой коммуникации, уметь опознавать их специфические признаки;

− знать причины и типы коммуникативных конфликтов и конфликтогенных факторов;

− основные стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации, а также способы разрешения конфликтов;

− иметь представление об основных коммуникативных категориях межличностного взаимодействия.

  1. уметь:

− формулировать мысль, ясно излагать и аргументировать собственную точку зрения;

− преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в общении;

− осуществлять письменную межличностную профессионально-деловую коммуникацию в соответствии с принятыми в профессиональном сообществе нормами и правилами;

− поэтапно реализовать основные жанры устной межличностной профессионально-деловой коммуникации: деловую беседу, дискуссию, совещание и др.;

− мобилизоваться на достижение поставленной цели;

− учитывать психологические и гендерные особенности партнеров по общению.

  1. владеть:

− навыками грамотного письма и устной речи, способностью к коммуникациям в профессиональной деятельности, культурой речи;

− основами публичного выступления, деловой полемики, устранения коммуникативных барьеров;

− техникой вербального и невербального межличностного общения;

− навыками нейтрализации факторов, вызывающих коммуникативные межличностные конфликты, владеть стратегиями их преодоления;

− осуществления адекватной перцепции собеседника, владеть достаточным уровнем сформированности эмпатии в межличностном общении;

− основными жанрами Интернет-коммуникации, нормами и правилами оформления электронной переписки;

− стратегиями и тактиками опосредованного межличностного профессионально-делового общения: телефонной деловой коммуникации, профессионально-делового Skype-общения [4, с. 54; 7, с. 5–6].

Сегодня важным моментом в становлении личности является развитие и формирование себя как специалиста, владеющего не только профессиональными знаниями и умениями, необходимыми деловыми и личностными качествами, но и способного в будущем обеспечить эффективную производственную деятельность на основе умения управлять собой, контролировать свое поведение. Успех дела во многом будет зависеть от умения создать собственный имидж, умения соответствующим образом вести себя в различных ситуациях, правильно излагать свои мысли.

В этой связи дисциплина «Межличностное общение и коммуникации»нацелена на формирование умений в использовании языковых и других символических средств — вербальных и невербальных — в построении межличностных взаимодействий, на формирование основных коммуникативных умений, необходимых в различных ситуациях межличностного общения. В основу курса заложен необходимый потенциал не только для углубления базовых знаний, навыков, умений, но и для развития интеллектуальных качеств личности студента. Для реализации содержания данной программы предполагается эффективное использование современных подходов, методов, стратегий, приемов обучения [5, с. 69].

При этом важным становится не только сумма знаний по изучаемой дисциплине, но также способность к саморазвитию и самосовершенствованию. А для этого необходим постоянный тренинг, упражнения, освоение технологий и приемов, затем закрепление их в игровом моделировании. Это умение, составляет основу жизнедеятельности и профессионального успеха.

Исходя из вышесказанного, полагаем, что введение дисциплины «Межличностное общение и коммуникации» в агроуниверситете является необходимым и востребованным, а его изучение, безусловно, будет способствовать приобретению студентами соответствующих знаний и навыков для успешной реализации их в профессиональной деятельности [6, с. 149].

Литература:

  1. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров. — М.: Изд-во Юрайт, 2012. — 463 с.
  2. Игебаева Ф. А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. — Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса»,2013. — С. 122–124.
  3. Игебаева Ф. А. К вопросу о формировании коммуникативной компетентности выпускников аграрного университета // Высшее образование сегодня. Рецензируемое издание ВАК в области психологии, педагогики и социологии, 2017, № 1. — С. 17–19.
  4. Игебаева Ф. А. О востребованности изучения дисциплины «Межличностное общение и коммуникации» в аграрном университете //«Современные тенденции развития науки и технологий» Сб. научных трудов IX Международной (заочной) научно-практической конференции 2015; в 8 частях. Белгород. Т.9.,ч.VIII. — C. 54–56.
  5. Игебаева Ф. А. О методах формирования коммуникативной компетентности выпускников аграрного университета // Гуманизация образования. Научно-практический журнал. Сочи, 2015, № 6 — С. 65–70.
  6. Игебаева Ф. А. Discipline «Interpersonal relations and communications» in the formation of communicative competences of the graduate of agricultural University // Society, сulture, personality in modern world: materials of the VI international scientific сonference оn Febrary 16–17, 2016. — Prague. — 2016. — С. 147–150.
  7. Межличностное общение и коммуникации: методическое пособие / В. Б. Куриленко [и др.] — М.: Изд-во ЭКОН-ИНФОРМ, 2012. — 50 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Межличностное общение, профессиональная деятельность, знание, умение, навык, коммуникация, дисциплина, профессионально-коммуникативная компетенция студентов, письменная межличностная профессионально-деловая коммуникация, развитие.


Похожие статьи

Профессиональное общение как составляющая...

коммуникативная компетентность, профессиональное общение, коммуникативная деятельность, коммуникативная стратегия, коммуникативная ситуация, профессиональная деятельность, коммуникативная тактика...

Коммуникативные способности в профессиональной...

Следовательно, коммуникативные способности – это умения и навыки общения руководителя с людьми, от которых зависит его успешность в профессиональной

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и готовность их эффективного применения в непосредственной профессиональной деятельности.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

коммуникативная компетенция, способность, компетенция, язык, профессиональная деятельность, коммуникативное намерение, какая-либо деятельность, иностранный язык, дискурсивная компетенция, речевое...

Обучение коммуникации на английском языке студентов...

Профессиональная коммуникация осуществляется на базе определенного

Таким образом, формирование и развитие навыков общения является насущной потребностью

общение, деловой иностранный язык, обучение будущих юристов, коммуникативная функция общения.

Современные теоретические представления о коммуникативных...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, коммуникация, вербальная и невербальная коммуникация.

способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

процесс общения, коммуникативные способности, комплексный подход к изучению коммуникативных способностей.

Коммуникативные навыки ведения переговоров как важный аспект профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере...

Роль коммуникативной компетентности...

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников.

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, способность, эмпатия, поведение, личность студента.

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

- межличностное восприятие и оценка коммуникативной ситуации (перцептивный компонент)

Исследуя развитие коммуникативной компетентности студентов-менеджеров, Хутаков А. Р

3) поведенческий компонент (умения и навыки как способы общения) [4].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональное общение как составляющая...

коммуникативная компетентность, профессиональное общение, коммуникативная деятельность, коммуникативная стратегия, коммуникативная ситуация, профессиональная деятельность, коммуникативная тактика...

Коммуникативные способности в профессиональной...

Следовательно, коммуникативные способности – это умения и навыки общения руководителя с людьми, от которых зависит его успешность в профессиональной

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и готовность их эффективного применения в непосредственной профессиональной деятельности.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

коммуникативная компетенция, способность, компетенция, язык, профессиональная деятельность, коммуникативное намерение, какая-либо деятельность, иностранный язык, дискурсивная компетенция, речевое...

Обучение коммуникации на английском языке студентов...

Профессиональная коммуникация осуществляется на базе определенного

Таким образом, формирование и развитие навыков общения является насущной потребностью

общение, деловой иностранный язык, обучение будущих юристов, коммуникативная функция общения.

Современные теоретические представления о коммуникативных...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, коммуникация, вербальная и невербальная коммуникация.

способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

процесс общения, коммуникативные способности, комплексный подход к изучению коммуникативных способностей.

Коммуникативные навыки ведения переговоров как важный аспект профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере...

Роль коммуникативной компетентности...

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников.

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, способность, эмпатия, поведение, личность студента.

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

- межличностное восприятие и оценка коммуникативной ситуации (перцептивный компонент)

Исследуя развитие коммуникативной компетентности студентов-менеджеров, Хутаков А. Р

3) поведенческий компонент (умения и навыки как способы общения) [4].

Задать вопрос