Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 18.02.2017

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Игебаева Ф. А. О задачах курса «Межличностное общение и коммуникации» в аграрном университете // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 524-527. — URL https://moluch.ru/archive/141/39758/ (дата обращения: 21.05.2018).



В статье показана важность изучения в аграрном университете дисциплины «Межличностное общение и коммуникации», которая нацелена на развитие и совершенствование профессионально-коммуникативных компетенций студентов в сфере межличностного общения. Введение данной дисциплины в учебные программы вуза является востребованным и необходимым, а его изучение поможет выпускникам аграрного университета эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.

Ключевые слова: высшее образование, знания, навыки, межличностное общение, деловые коммуникации, коммуникативная компетентность

Общение — одна из важнейших составляющих нашей жизни. Человек постоянно общается с друзьями, коллегами, членами семьи, любимыми. В общении раскрываются такие ценности, как чуткость, отзывчивость, доброта, понимание. Все эти ценности неразрывно связаны с культурой поведения человека. Культура проявляется в умении жить в согласии с другими людьми, вести беседу, и организовывать совещания, писать личные и деловые письма, организовывать свою деятельность и отдых. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного общения.

В настоящее время в условиях рыночной экономики ценность образования, безусловно, растет, поскольку достойное место в жизни обеспечивается не столько связями и протекцией, сколько трудолюбием, инициативой, состязанием умов. Широкие и глубокие знания — это не только условие высокой профессиональной деятельности, но и важнейший ресурс, который в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается. А студенческие годы — прекрасное время в получении этих знаний для дальнейшей самореализации и самосовершенствования [1, с. 123].

Кроме того, важно не только получить определенный объем знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Прагматичный Дж. Д. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для профессиональной деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» [2, с. 8].

Деловая практика XXI века представляет собой новый этап в развитии деловых отношений, когда первостепенное значение приобретает профессиональная подготовка будущих специалистов в любой сфере общественной жизни, что в равной степени, относится и к сфере аграрного производства. Общеизвестно, что во многих странах мира проблеме общения уделяется большое внимание. К примеру, курсы «Речь», «Деловое общение», «Корпоративная культура» включены в учебные программы университетов и колледжей. В нашей стране эти предметы только начинают пробивать себе дорогу. А ведь для современного человека, претендующего на звание «культурного и образованного», низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать».

Учитывая тот факт, что сегодня Башкирский государственный аграрный университет является своеобразной «кузницей» подготовки руководящих кадров, экономистов, специалистов для агросектора республики, соответственно меняются и требования к самому студенту. Современный выпускник агроуниверситета должен владеть не только специальными знаниями и навыками, но и быть профессионально компетентным человеком, знающим принципы организации и развития общества, в котором он живет и работает, владеющим азами грамотного и культурного общения, умеющим решать поставленные жизнью проблемы [3, с. 17].

Следовательно, перед нами преподавателями стоит главная задача — давать такие знания, формировать такие общекультурные компетенции, такие ценностные ориентации и установки, обладая которыми наши выпускники — будущие специалисты, смогут успешно трудиться во всех сферах многофункциональной экономики республики.

В настоящее время в соответствие с требованиями ФГОС ВО третьего поколения определены новые общекультурные и профессиональные компетенции выпускников вузов, формирование и развитие которых предполагает обязательное изучение дисциплины «Межличностное общение и коммуникации». Предмет входит в вариативную часть общенаучного цикла программы бакалавриата, и является предшествующей, теоретически и практически подготавливающей, к изучению таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Психология и педагогика», «Социология» и «Философия».

Целями изучения данной дисциплины являются: развитие и совершенствование профессионально-коммуникативной компетенции студентов в сфере межличностного общения. Задачами освоения дисциплины являются: дать студентам основы межличностного общения; научить их правильно, грамотно говорить, сформировать свой речевой имидж; формировать соответствующие культурные, психологические и нравственные качества студента для достижения им необходимого уровня культуры межличностного общения.

Процесс изучения дисциплины «Межличностное общение и коммуникации» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):

ОК-6 — способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-7 — готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-10 — способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

ОК-11 — осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. знать:

− основные ограничения в межличностной коммуникации, факторы, препятствующие ее эффективному осуществлению;

− понимать методы познания людей и себя, в целях достижения эффективности в профессиональной деятельности;

− иметь представление об основных формах устной и письменной межличностной профессионально-деловой коммуникации, уметь опознавать их специфические признаки;

− знать причины и типы коммуникативных конфликтов и конфликтогенных факторов;

− основные стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации, а также способы разрешения конфликтов;

− иметь представление об основных коммуникативных категориях межличностного взаимодействия.

  1. уметь:

− формулировать мысль, ясно излагать и аргументировать собственную точку зрения;

− преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в общении;

− осуществлять письменную межличностную профессионально-деловую коммуникацию в соответствии с принятыми в профессиональном сообществе нормами и правилами;

− поэтапно реализовать основные жанры устной межличностной профессионально-деловой коммуникации: деловую беседу, дискуссию, совещание и др.;

− мобилизоваться на достижение поставленной цели;

− учитывать психологические и гендерные особенности партнеров по общению.

  1. владеть:

− навыками грамотного письма и устной речи, способностью к коммуникациям в профессиональной деятельности, культурой речи;

− основами публичного выступления, деловой полемики, устранения коммуникативных барьеров;

− техникой вербального и невербального межличностного общения;

− навыками нейтрализации факторов, вызывающих коммуникативные межличностные конфликты, владеть стратегиями их преодоления;

− осуществления адекватной перцепции собеседника, владеть достаточным уровнем сформированности эмпатии в межличностном общении;

− основными жанрами Интернет-коммуникации, нормами и правилами оформления электронной переписки;

− стратегиями и тактиками опосредованного межличностного профессионально-делового общения: телефонной деловой коммуникации, профессионально-делового Skype-общения [4, с. 54; 7, с. 5–6].

Сегодня важным моментом в становлении личности является развитие и формирование себя как специалиста, владеющего не только профессиональными знаниями и умениями, необходимыми деловыми и личностными качествами, но и способного в будущем обеспечить эффективную производственную деятельность на основе умения управлять собой, контролировать свое поведение. Успех дела во многом будет зависеть от умения создать собственный имидж, умения соответствующим образом вести себя в различных ситуациях, правильно излагать свои мысли.

В этой связи дисциплина «Межличностное общение и коммуникации»нацелена на формирование умений в использовании языковых и других символических средств — вербальных и невербальных — в построении межличностных взаимодействий, на формирование основных коммуникативных умений, необходимых в различных ситуациях межличностного общения. В основу курса заложен необходимый потенциал не только для углубления базовых знаний, навыков, умений, но и для развития интеллектуальных качеств личности студента. Для реализации содержания данной программы предполагается эффективное использование современных подходов, методов, стратегий, приемов обучения [5, с. 69].

При этом важным становится не только сумма знаний по изучаемой дисциплине, но также способность к саморазвитию и самосовершенствованию. А для этого необходим постоянный тренинг, упражнения, освоение технологий и приемов, затем закрепление их в игровом моделировании. Это умение, составляет основу жизнедеятельности и профессионального успеха.

Исходя из вышесказанного, полагаем, что введение дисциплины «Межличностное общение и коммуникации» в агроуниверситете является необходимым и востребованным, а его изучение, безусловно, будет способствовать приобретению студентами соответствующих знаний и навыков для успешной реализации их в профессиональной деятельности [6, с. 149].

Литература:

  1. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров. — М.: Изд-во Юрайт, 2012. — 463 с.
  2. Игебаева Ф. А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. — Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса»,2013. — С. 122–124.
  3. Игебаева Ф. А. К вопросу о формировании коммуникативной компетентности выпускников аграрного университета // Высшее образование сегодня. Рецензируемое издание ВАК в области психологии, педагогики и социологии, 2017, № 1. — С. 17–19.
  4. Игебаева Ф. А. О востребованности изучения дисциплины «Межличностное общение и коммуникации» в аграрном университете //«Современные тенденции развития науки и технологий» Сб. научных трудов IX Международной (заочной) научно-практической конференции 2015; в 8 частях. Белгород. Т.9.,ч.VIII. — C. 54–56.
  5. Игебаева Ф. А. О методах формирования коммуникативной компетентности выпускников аграрного университета // Гуманизация образования. Научно-практический журнал. Сочи, 2015, № 6 — С. 65–70.
  6. Игебаева Ф. А. Discipline «Interpersonal relations and communications» in the formation of communicative competences of the graduate of agricultural University // Society, сulture, personality in modern world: materials of the VI international scientific сonference оn Febrary 16–17, 2016. — Prague. — 2016. — С. 147–150.
  7. Межличностное общение и коммуникации: методическое пособие / В. Б. Куриленко [и др.] — М.: Изд-во ЭКОН-ИНФОРМ, 2012. — 50 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дисциплины «Межличностное общение, межличностного общения, Игебаева Ф, сфере межличностного общения, профессиональной деятельности, изучения дисциплины «Межличностное, аграрного университета, аграрном университете, компетентности выпускников аграрного, выпускников аграрного университета, коммуникативной компетентности выпускников, освоения дисциплины, области межличностного общения, основы межличностного общения, аграрном университете дисциплины, ситуациях межличностного общения, культуры межличностного общения, курса «Межличностное общение, изучение дисциплины «Межличностное, культура общения «должна.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос