Библиографическое описание:

Дандаева Б. М., Ерманкулова Р. И. Пути обеспечения и повышения конкурентоспособности регионов Казахстана // Молодой ученый. — 2017. — №7.1. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/archive/141/39708/ (дата обращения: 24.04.2018).



Одним из важных вопросов любого государства является повышение конкурентоспособности страны и ее регионов. Конкурентоспособность государства – принципиально важный вопрос для любой страны, характеризующий способность повышать благосостояние граждан в условиях международной конкуренции и глобализации. Конкурентоспособность государства – принципиально важный для любой страны вопрос, характеризующий способность повышать благосостояние граждан в условиях международной конкуренции и глобализации. Конкурентоспособность достигается способностью создавать и поддерживать специфические региональные факторы – конкурентные преимущества, благоприятно влияющие на привлечение инвестиций и уровень жизни населения. Факторы, оказывающие доминирующее влияние на развитие конкурентоспособности региональной экономики, должны выстраиваться таким образом, чтобы их совокупное влияние было ориентировано на обеспечение роста конкурентных преимуществ даже в условиях ограниченных финансовых ресурсов. В своем Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года Глава государства определил новый политический курс нации до 2050 года, в котором были обозначены эпохальные планы и задачи на предстоящие десятилетия вперед. Была поставлена задача вхождения Казахстана в 2050 году в число 30-ти самых развитых государств мира. Решение этой задачи заключалась не только в повышении международных рейтингов, но и в достижении уровня мировых стандартов по широкому спектру жизнедеятельности граждан страны, при этом Глава государства отметил, что без конкурентоспособной экономики страна не может войти в число высокоразвитых стран [1]. За годы независимости регионы, имеющие мощную минерально-сырьевую базу, увеличили свои доли в ВВП страны. Наибольшее снижение удельного веса имели области, специализирующиеся в производстве сельхозпродукции, пищевой и легкой промышленности (Акмолинская, Алматинская, Жамбылская, Костанайская, Северо-Казахстанская, Южно-Казахстанская). В настоящее время развитие экономики страны, по-прежнему, обеспечивается за счет освоения и использования природных ресурсов и продолжает придерживаться модели «сырьевого» развития. Длительное использование подобной стратегии имеет естественные пределы и не позволяет рассчитывать на рост конкурентоспособности экономики в перспективе. В современных условиях страна со слабоконкурентной экономикой не может рассчитывать на достойное место в мировом сообществе. Результаты экономического развития регионов во многом зависят от уровня их конкурентоспособности. Для повышения производительности экономики регионов и их конкурентоспособности был разработан Проект дорожной карты, в котором обозначены 4 направления: приоритетные направления для политики стимулирования регионального развития; условия для развития современной производственной инфраструктуры: индустриальные зоны; условия для привлечения прямых инвестиций; условия для развития малого и среднего бизнеса, в секторах, где существует большой неиспользованный потенциал. Для выработки приоритетных направлений политики стимулирования регионального развития следует решить системные проблемы, которые охватывают все вышеуказанные факторы – базовые показатели, показатели усилители эффективности, показатели инновации и развитости, сдерживающие развитие конкурентоспособности регионов. Местным исполнительным органам должны акцентировать внимание на качественный рост производительности труда, усиление межрегиональных связей [2]. Путь к процветанию региона лежит в активизации кластерных инициатив. Именно наличие развитых и конкурентоспособных кластеров, в конечном итоге, позволяет региону развиваться быстрыми темпами. Для решения этой задачи у региональных властей имеются достаточно большие потенциалы влияния и возможности на развитие кластеров. Кроме того, основным плацдармом для регионов по развитию кластеров является Концепция формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года и Программа индустриального развития на 2015-2019 гг. Для повышения конкурентоспособности регионов и ключевых кластеров необходимо использовать подходы по развитию индустриальных зон и создать благоприятные условия для их формирования и развития. Важную роль в повышении конкурентоспособности регионов и создания новых рабочих мест может сыграть привлечение инвестиций. Сегодня потенциал развития за счет ПИИ все еще недостаточно используется регионами: региональные власти в большинстве случаев демонстрируют низкую активность, плохо подготовлены к конкуренции за привлечение инвестиций и не понимают ключевых факторов успеха в привлечении инвестиций. А ведь изменить положение в лучшую сторону возможно за счет создания региональных инвестиционных, паевых, венчурных и иных структур для развития коллективного инвестирования на данной территории с участием государства, частных национальных и иностранных инвесторов. Малый и средний бизнес могут играть очень важную роль в создании новых рабочих мест и повышении производительности формируемых кластеров. На уровне регионов нужно уделять внимание развитию МСБ и создать необходимые условия для их полноценного развития. Для достижения конкурентоспособной экономики необходим качественный рост производительности труда, за счет внедрения современных технологий, инноваций и идей. Среднее влияние на повышение конкурентоспособности в регионе оказывает «кадровый потенциал». Область является самой густонаселенной, при этом сохраняется низкий уровень благоустройства, дефицит и недостаточный уровень подготовки кадров. Ввиду низкой заработной платы и условий труда происходит отток медицинских кадров из отрасли, особенно в сельской местности, что снижает качество и доступность качественной медицинской помощи. Для решения острых проблем в регионе работает программа «Занятость – 2020», на что освоено 16,3 млрд. тенге, а программой охвачено 34,4 тыс. человек. Реализация стратегических целей в области в сфере занятости и трудоустройства должна быть взаимосвязана со специализацией региона, их кадрового обеспечения. Приоритетами новой стратегии занятости стали, следующие направления:

 обеспечение отраслей области квалифицированными кадрами;

 развитие предпринимательской активности;

 повышение профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов за счет планирования внутриобластной и внутрирайонной миграции;

 создание условий для адаптации и проживания мобильной части занятой молодежи;

 повышение продуктивной занятости самостоятельно занятого населения, формализация их статуса;

 усиление адресности мер социальной поддержки, снижение иждивенчества и стимулирование трудовой активности;

 развитие и поощрение научных исследований по наиболее актуальным проблемам занятости населения, создания эффективного рынка труда и регулирования миграции рабочей силы. Среднее влияние на повышение конкурентоспособности Южно-Казахстанской области оказывает в регионе наличие условий для формирования развития кластеров – строительной индустрии, переработки сельскохозяйственной продукции, энергетического кластера, фармацевтической продукции, туристического кластера, создание международного транспортно-логистического центра в городе Шымкент. Также на конкурентоспособности региона сказывается влияние существующего экономического и финансового кризиса, который затрудняет привлечение необходимых инвестиций в отрасль, повышение внутриреспубликанских цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение доли импорта, потеря внутренних и внешних рынков в пользу импортных товаров, угроза продовольственной безопасности, ограниченность предложения финансовых услуг сельхозцентру. Южно-Казахстанская область является регионом, имеющий высокий потенциал для развития межрегиональной связи в таких сферах как сельское хозяйство, машиностроение, производство продуктов питания, металлургия, транспорта и логистики и т.д.В сфере сельского хозяйства существуют такие предпосылки для развития межрегиональной кооперации:

- природные ресурсы для ведения растениеводства и животноводства;

- емкий потребительский рынок, близость крупных рынков сбыта;

- наличие перерабатывающих заводов сырья и продукции сельского хозяйства.

Оценка конкурентоспособности регионов Казахстана позволила определить важные проблемные вопросы относительно следующих блоков, где были выработаны меры по их устранению и повышению конкурентоспособности региона:

- приоритетные направления для политики стимулирования регионального развития;

- условия для развития современной производственной инфраструктуры: индустриальные зоны;

- условия для привлечения прямых инвестиций;

- условия для развития малого и среднего бизнеса, в секторах, где существует большой неиспользованный потенциал.

Развитие экономики страны обеспечивается за счет освоения и использования природных ресурсов и продолжает придерживаться модели «сырьевого» развития. Длительное использование подобной стратегии имеет естественные пределы и служит припятствием росту конкурентоспособности экономики в перспективе.

Местные органы власти должны всемерно и любыми способами стимулировать развитие в регионах межрегиональных кластеров, разработку и развитие центров инноваций и инновационных проектов в университетах силами преподавателей, молодых специалистов и студентов, всесторонне поддерживать инициативы в этой сфере от идеи до внедрения результатов исследований.

В этой связи для повышения конкурентоспособности регионов Республики Казахстан важно обратить внимание на следующих приоритетах:

 на росте производительности труда за счет интенсивных факторов (технологии, ПИИ, инновации, рост расходов на НИОКР и др.);

 на росте доходов населения за счет роста производительности труда в обрабатывающей промышленности;

 на стимулировании политики повышения роли МСБ в свете приоритетов Стратегии «Казахстан 2050»;

 на проработке вопросов по увеличению реальной заработной платы в регионах, особенно, в сфере обрабатывающей промышленности;

 на институциональной поддержке кластерных инициатив;

 на стимулировании межрегиональной кооперации;

 На эффективном применении инструментов программ развития: Дорожная карта бизнеса 2020, Агробизнес 2020, Развитие регионов до 2020 года и др.

Таким образом, повышение конкурентоспособности регионов является для региональных властей самой приоритетной задачей, где одну из главных ролей играет эффективное использование человеческого и интеллектуально-творческого потенциала. В этих вопросах чрезвычайно важную роль отводятся региональной специализации и развитию специализированных кластеров с учетом местных особенностей, географической концентрации промышленного производства, способствующей росту производительности и инноваций, повышению конкурентоспособности регионов.

Литература:

  1. О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия» Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». adilet.zan.kz
  2. Диагностика конкурентоспособности регионов РК: выводы и рекомендации центр региональных и социологических исследований. АО «Институт экономических исследований» 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособности регионов, повышения конкурентоспособности регионов, повышение конкурентоспособности, конкурентоспособности регионов Казахстана, конкурентоспособности экономики, развитие конкурентоспособности, производительности труда, развитие конкурентоспособности регионов, повышении конкурентоспособности регионов, конкурентоспособности регионов РК, конкурентоспособности регионов Республики, повышение конкурентоспособности страны, повышение конкурентоспособности регионов, повышению конкурентоспособности регионов, рост конкурентоспособности экономики, конкурентоспособности региональной экономики, рост производительности труда, качественный рост производительности, привлечение инвестиций, росту конкурентоспособности экономики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос