Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Обзор рынка рекламы Санкт-Петербурга

Экономика и управление
13.02.2017
1096
Поделиться
Библиографическое описание
Абрашин, Д. К. Обзор рынка рекламы Санкт-Петербурга / Д. К. Абрашин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39551/.


В статье рассматривается ситуация на рынке рекламы Санкт-Петербурга. Рассмотрено изменение ситуации на рынке по отраслям и по местам размещения. Также представлена информация о крупнейших медиаагентствах на рекламном рынке Петербурга.

Ключевые слова: оценка рынка, рынок рекламы, рекламные агентства

На сегодняшний день рекламный рынок Санкт-Петербурга ощущает на себе последствия кризиса: за 2015 год петербургский рынок рекламы потерял почти 40 % заказов [1].

Самое сильное падение рынка почувствовали игроки наружной рекламы. Сейчас в городе пустует более 40 % рекламных поверхностей. По оценке компании «Эспар-Аналитик», за январь-июнь 2015 года объем петербургского рынка сократился почти на 39 %, до 1,4 млрд рублей [4].

Сократили объемы рекламы практически все отрасли: банки, автодилеры, операторы связи, общественное питание и развлечения. Спрос поддержали и даже увеличили только транспортные и интернет-услуги, продажа недвижимости.

К тому же дала эффект и политика города. В Петербурге продолжаются демонтажи рекламного оборудования. За 6 месяцев, по данным «Эспар-аналитик», было снесено 12 % конструкций. В частности, лишился оборудования оператор «БВ-Медиа», остановивший продажи в феврале 2015 года. Была срезана и часть конструкций компаний «Руан» и «Художественно-производственное объединение» Игоря Ананских.

Многие операторы больше не видят для себя места в Петербурге, из-за этого агентство «Талер» продало городскую часть конструкций компании «Реклама-центр», входящей в холдинг «Адамант». Ведутся переговоры и о продаже доли федерального Russ Outdoor [5]

На втором месте по масштабам падения — реклама в печати. Сегмент падает последние 4 года. В 2013 году он показал сокращение объемов на 4,7 %, в 2014-м — еще на 3,1 %. Но первое полугодие 2015-го стало по-своему рекордным [1]

Количество рекламы в петербургской прессе за 6 месяцев сократилось на 22 %. При этом сильнее всего, почти на 40 %, расходы на рекламу в печати урезали банки. В деньгах падение меньше — 16–18 % [1]

Падение уже сказалось на рынке. Издатели сокращают количество страниц и частоту выходов изданий, снижают качество бумаги и полиграфии и отказываются от не слишком прибыльных точек распространения. Пресса уже начала оптимизацию штатов. В частности, функции бэк-офиса — финансистов, бухгалтеров — переводят из Петербурга и Москвы в регионы. Там услуги таких специалистов обходятся дешевле [2]

На лидерах — «Метро», «Деловой Петербург», «Панорама ТВ» и «Антенна Телесемь» — сокращение рынка сказалось не так сильно. Издатели с начала года закладывали сокращение бюджета на 20–25 %. Другим придется тяжелее. Игроков рынка станет меньше за счет ухода более слабых изданий. В целом печатная реклама по итогам года сократилась приблизительно на 25 %. В прошлом году петербургские издатели заработали 2,6 млрд рублей.

Аналогичным образом падает и медийная реклама в Интернете. За полгода объемы размещения баннеров сократились на 18–20 %. Ее вытесняет «контекст» и реклама в соцсетях. Этот вид рекламы более предсказуем, управляем и легче поддается анализу эффективности. Объемы контекстной рекламы за первое полугодие 2015 года выросли на 16–18 % [3]

Рекламодатели сконцентрировались на более продающей рекламе. Они отказываются от имиджевых баннеров в пользу акций и спецпредложений. В частности, в контекстную рекламу входит таргетированная реклама в соцсетях — это объявления, нацеленные на определенные группы пользователей.

Традиционно основными рекламодателями в Интернете были 4 группы компаний: фармацевтика, ретейл, продукты питания и автодилеры. Но последние из-за падения спроса в 2015-м сильно сдали позиции. Чуть меньше урезали бюджеты продавцы электроники.

Ситуация на рынке интернет-рекламы близка к стагнации, оценивают эксперты. Хотя по итогам года в ГК «Гортис» прогнозируют рост в 4 %.

Относительно стабильной остается ситуация с рекламой на телевидении. Эфирное время на локальных каналах распродано вплоть до ноября. При этом сезонные коэффициенты, делающие октябрь и ноябрь самыми дорогими месяцами в году, не снижались. А вот на радио падение объемов и выручки составило 20–25 % [2]

По наблюдениям других игроков, объемы ТВ-рекламы все-таки сокращаются. На рынке уменьшилось число рекламодателей и средний чек закупки ТВ-минут [6].

По данным TNS-Россия, объем рекламы на ТВ даже вырос на 19 % [2] В основном за счет ретейлеров, продавцов еды, кондитерских изделий и медицинских препаратов. Радиореклама просела на 9 %. На этом сегменте увеличили размещение только компании, предлагающие услуги ремонта, интернет-сервисы и медицинские товары. Общая статистика рынка рекламы Санкт-Петербурга представлена в таблице 1.

Таблица 1

Рекламный рынок Петербурга (млрд руб.)

Сегмент рынка/год

2013 [7]

%

2014 [7]

%

2015 [1]

%

Телевидение

4,75

+5,6

4,7

-1

4,2

-10

Пресса

3,4

-4,7

3,3

-3,1

2,6

-20

Наружная реклама

4,9

+22,5

4,5

-8

3,1

-30

Радио

1,45

+5,1

1,45

0

1,2

-20

Интернет

6,7

+33

9

+35

9,4

+4

Транзитная реклама

0,38

+5,6

0,4

+5

0,4

0

Что касается рейтинга самих рекламных агентств, то по по объему закупок рекламы в 2014 году лидирует компания Starcom. Согласно рейтингу издания AdIndex, объем закупок рекламы у Starcom составил 19 642 млн рублей.

На втором месте идет полносервисное медийное агенство OMD Optimum Media с объемом закупок 19 068 млн руб.

Замыкает тройку лидеров агентство Havas Media, поднявшееся за год на два пункта со значением закупок 16 082 млн руб.

Десятое место у компании Vizeum, которая опустилась на 3 пункта с суммой закупок 9329 млн руб.

Десятка самых крупных медиаагентств представлена в таблице 2.

Таблица 2

Крупнейшие медиаагентства по объему закупок рекламы в 2014 году, млн руб., сНДС [8]

Место 2014

Место 2013

Агентство

Все медиа

ТВ

Пресса

Радио

ООН

Интернет

% к 2013

Крупнейшие клиенты

1

1

Starcom

19642

18465

304

111

525

237

-9

Mondelez, Novartis, Procter & Gamble

2

2

OMD Optimum Media

19068

14981

509

941

1985

653

2

Henkel, PepsiCo, Renault-Nissan

3

5

Havas Media

16082

12753

1172

549

878

730

13

Danone, Reckitt Benkiser, МТС

4

6

ZenithOptimedia

15693

13162

1415

411

412

293

12

L'Oreal, Nestle, Sanofi Aventis

5

8

Media Instinct

14117

9897

580

1394

2000

247

26

Ferrero, Heinz, Warner Bros

6

9

MEC

12652

10157

581

535

1314

65

16

Beiersdorf AG, IKEA, Эльдорадо

7

3

Carat

12397

10158

422

1112

339

366

-15

BMW, М. Видео, Фармстандарт

8

4

Initiative

11156

9505

255

517

277

604

-22

KFC, Unilever, Вымпелком

9

10

MediaVest

10595

10213

120

130

923

177

17

Avon, Coca-Cola Co, Mars

10

7

Vizeum

9329

7971

268

349

329

413

-29

Central Partnership, Эвалар

Литература:

  1. Асанова А. И. Как упал рекламный бизнес в Петербурге // Креативная экономика. — 2015. — № 8 (92). — С.15
  2. Волков А. Н. Покупка с экрана // Российская Бизнес-газета-Инновации — 2015- № 1015(36) — С.5
  3. Егоров Е. К. Интернет не помог рекламе // Ведомости — 2015 — № 4024 — С.7
  4. Жукова А. Н. Щит проиграл Интернету // Российская газета — 2015 — № 1023(44) — С.9
  5. Пушкарская А. В. Наружную рекламу подвела инфляция // Газета «Коммерсантъ» — 2015. — № 117. — С.13.
  6. Стулов М. П. Реклама уходит из телеэфира // Ведомости — 2015. — № 3778 — С.9
  7. Российский рекламный ежегодник / Ассоциация коммуникационных агентств России(АКАР) [Электронный ресурс] URL: http://www.akarussia.ru/node/637 (дата обращения: 11.12.2016)
  8. Крупнейшие медиаагентства по объему закупок рекламы в 2014 году / AdIndex [Электронный ресурс] URL: http://adindex.ru/rating3/mediaservice/122952/index.phtml#122953 (дата обращения: 25.12.2016)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
оценка рынка
рынок рекламы
рекламные агентства
Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 221-223):
Часть 3 (cтр. 221-315)
Расположение в файле:
стр. 221стр. 221-223стр. 315

Молодой учёный