В статье рассматривается ситуация на рынке рекламы Санкт-Петербурга. Рассмотрено изменение ситуации на рынке по отраслям и по местам размещения. Также представлена информация о крупнейших медиаагентствах на рекламном рынке Петербурга.
Ключевые слова: оценка рынка, рынок рекламы, рекламные агентства
На сегодняшний день рекламный рынок Санкт-Петербурга ощущает на себе последствия кризиса: за 2015 год петербургский рынок рекламы потерял почти 40 % заказов [1].
Самое сильное падение рынка почувствовали игроки наружной рекламы. Сейчас в городе пустует более 40 % рекламных поверхностей. По оценке компании «Эспар-Аналитик», за январь-июнь 2015 года объем петербургского рынка сократился почти на 39 %, до 1,4 млрд рублей [4].
Сократили объемы рекламы практически все отрасли: банки, автодилеры, операторы связи, общественное питание и развлечения. Спрос поддержали и даже увеличили только транспортные и интернет-услуги, продажа недвижимости.
К тому же дала эффект и политика города. В Петербурге продолжаются демонтажи рекламного оборудования. За 6 месяцев, по данным «Эспар-аналитик», было снесено 12 % конструкций. В частности, лишился оборудования оператор «БВ-Медиа», остановивший продажи в феврале 2015 года. Была срезана и часть конструкций компаний «Руан» и «Художественно-производственное объединение» Игоря Ананских.
Многие операторы больше не видят для себя места в Петербурге, из-за этого агентство «Талер» продало городскую часть конструкций компании «Реклама-центр», входящей в холдинг «Адамант». Ведутся переговоры и о продаже доли федерального Russ Outdoor [5]
На втором месте по масштабам падения — реклама в печати. Сегмент падает последние 4 года. В 2013 году он показал сокращение объемов на 4,7 %, в 2014-м — еще на 3,1 %. Но первое полугодие 2015-го стало по-своему рекордным [1]
Количество рекламы в петербургской прессе за 6 месяцев сократилось на 22 %. При этом сильнее всего, почти на 40 %, расходы на рекламу в печати урезали банки. В деньгах падение меньше — 16–18 % [1]
Падение уже сказалось на рынке. Издатели сокращают количество страниц и частоту выходов изданий, снижают качество бумаги и полиграфии и отказываются от не слишком прибыльных точек распространения. Пресса уже начала оптимизацию штатов. В частности, функции бэк-офиса — финансистов, бухгалтеров — переводят из Петербурга и Москвы в регионы. Там услуги таких специалистов обходятся дешевле [2]
На лидерах — «Метро», «Деловой Петербург», «Панорама ТВ» и «Антенна Телесемь» — сокращение рынка сказалось не так сильно. Издатели с начала года закладывали сокращение бюджета на 20–25 %. Другим придется тяжелее. Игроков рынка станет меньше за счет ухода более слабых изданий. В целом печатная реклама по итогам года сократилась приблизительно на 25 %. В прошлом году петербургские издатели заработали 2,6 млрд рублей.
Аналогичным образом падает и медийная реклама в Интернете. За полгода объемы размещения баннеров сократились на 18–20 %. Ее вытесняет «контекст» и реклама в соцсетях. Этот вид рекламы более предсказуем, управляем и легче поддается анализу эффективности. Объемы контекстной рекламы за первое полугодие 2015 года выросли на 16–18 % [3]
Рекламодатели сконцентрировались на более продающей рекламе. Они отказываются от имиджевых баннеров в пользу акций и спецпредложений. В частности, в контекстную рекламу входит таргетированная реклама в соцсетях — это объявления, нацеленные на определенные группы пользователей.
Традиционно основными рекламодателями в Интернете были 4 группы компаний: фармацевтика, ретейл, продукты питания и автодилеры. Но последние из-за падения спроса в 2015-м сильно сдали позиции. Чуть меньше урезали бюджеты продавцы электроники.
Ситуация на рынке интернет-рекламы близка к стагнации, оценивают эксперты. Хотя по итогам года в ГК «Гортис» прогнозируют рост в 4 %.
Относительно стабильной остается ситуация с рекламой на телевидении. Эфирное время на локальных каналах распродано вплоть до ноября. При этом сезонные коэффициенты, делающие октябрь и ноябрь самыми дорогими месяцами в году, не снижались. А вот на радио падение объемов и выручки составило 20–25 % [2]
По наблюдениям других игроков, объемы ТВ-рекламы все-таки сокращаются. На рынке уменьшилось число рекламодателей и средний чек закупки ТВ-минут [6].
По данным TNS-Россия, объем рекламы на ТВ даже вырос на 19 % [2] В основном за счет ретейлеров, продавцов еды, кондитерских изделий и медицинских препаратов. Радиореклама просела на 9 %. На этом сегменте увеличили размещение только компании, предлагающие услуги ремонта, интернет-сервисы и медицинские товары. Общая статистика рынка рекламы Санкт-Петербурга представлена в таблице 1.
Таблица 1
Рекламный рынок Петербурга (млрд руб.)
Сегмент рынка/год |
2013 [7] |
% |
2014 [7] |
% |
2015 [1] |
% |
Телевидение |
4,75 |
+5,6 |
4,7 |
-1 |
4,2 |
-10 |
Пресса |
3,4 |
-4,7 |
3,3 |
-3,1 |
2,6 |
-20 |
Наружная реклама |
4,9 |
+22,5 |
4,5 |
-8 |
3,1 |
-30 |
Радио |
1,45 |
+5,1 |
1,45 |
0 |
1,2 |
-20 |
Интернет |
6,7 |
+33 |
9 |
+35 |
9,4 |
+4 |
Транзитная реклама |
0,38 |
+5,6 |
0,4 |
+5 |
0,4 |
0 |
Что касается рейтинга самих рекламных агентств, то по по объему закупок рекламы в 2014 году лидирует компания Starcom. Согласно рейтингу издания AdIndex, объем закупок рекламы у Starcom составил 19 642 млн рублей.
На втором месте идет полносервисное медийное агенство OMD Optimum Media с объемом закупок 19 068 млн руб.
Замыкает тройку лидеров агентство Havas Media, поднявшееся за год на два пункта со значением закупок 16 082 млн руб.
Десятое место у компании Vizeum, которая опустилась на 3 пункта с суммой закупок 9329 млн руб.
Десятка самых крупных медиаагентств представлена в таблице 2.
Таблица 2
Крупнейшие медиаагентства по объему закупок рекламы в 2014 году, млн руб., сНДС [8]
Место 2014 |
Место 2013 |
Агентство |
Все медиа |
ТВ |
Пресса |
Радио |
ООН |
Интернет |
% к 2013 |
Крупнейшие клиенты |
1 |
1 |
Starcom |
19642 |
18465 |
304 |
111 |
525 |
237 |
-9 |
Mondelez, Novartis, Procter & Gamble |
2 |
2 |
OMD Optimum Media |
19068 |
14981 |
509 |
941 |
1985 |
653 |
2 |
Henkel, PepsiCo, Renault-Nissan |
3 |
5 |
Havas Media |
16082 |
12753 |
1172 |
549 |
878 |
730 |
13 |
Danone, Reckitt Benkiser, МТС |
4 |
6 |
ZenithOptimedia |
15693 |
13162 |
1415 |
411 |
412 |
293 |
12 |
L'Oreal, Nestle, Sanofi Aventis |
5 |
8 |
Media Instinct |
14117 |
9897 |
580 |
1394 |
2000 |
247 |
26 |
Ferrero, Heinz, Warner Bros |
6 |
9 |
MEC |
12652 |
10157 |
581 |
535 |
1314 |
65 |
16 |
Beiersdorf AG, IKEA, Эльдорадо |
7 |
3 |
Carat |
12397 |
10158 |
422 |
1112 |
339 |
366 |
-15 |
BMW, М. Видео, Фармстандарт |
8 |
4 |
Initiative |
11156 |
9505 |
255 |
517 |
277 |
604 |
-22 |
KFC, Unilever, Вымпелком |
9 |
10 |
MediaVest |
10595 |
10213 |
120 |
130 |
923 |
177 |
17 |
Avon, Coca-Cola Co, Mars |
10 |
7 |
Vizeum |
9329 |
7971 |
268 |
349 |
329 |
413 |
-29 |
Central Partnership, Эвалар |
Литература:
- Асанова А. И. Как упал рекламный бизнес в Петербурге // Креативная экономика. — 2015. — № 8 (92). — С.15
- Волков А. Н. Покупка с экрана // Российская Бизнес-газета-Инновации — 2015- № 1015(36) — С.5
- Егоров Е. К. Интернет не помог рекламе // Ведомости — 2015 — № 4024 — С.7
- Жукова А. Н. Щит проиграл Интернету // Российская газета — 2015 — № 1023(44) — С.9
- Пушкарская А. В. Наружную рекламу подвела инфляция // Газета «Коммерсантъ» — 2015. — № 117. — С.13.
- Стулов М. П. Реклама уходит из телеэфира // Ведомости — 2015. — № 3778 — С.9
- Российский рекламный ежегодник / Ассоциация коммуникационных агентств России(АКАР) [Электронный ресурс] URL: http://www.akarussia.ru/node/637 (дата обращения: 11.12.2016)
- Крупнейшие медиаагентства по объему закупок рекламы в 2014 году / AdIndex [Электронный ресурс] URL: http://adindex.ru/rating3/mediaservice/122952/index.phtml#122953 (дата обращения: 25.12.2016)