Воинское служение и смирение как иное качество духовной жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 09.02.2017

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Шварева Л. В., Яшкин А. Ю. Воинское служение и смирение как иное качество духовной жизни // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 463-465. — URL https://moluch.ru/archive/140/39444/ (дата обращения: 22.08.2018).



В данной статье рассматривается вопрос накопления духовного опыта курсанта, опирающегося на чувство долга и ответственности воина. Особое внимание уделяется педагогическим условиям, заключающимся в смене социальных позиций и социальных ролей, которые позволяют субъектам образования посмотреть на себя со стороны, увидеть себя меняющегося и способного к личностному росту в духе смирения. Делается вывод о необходимости не эпизодического, а постоянного построения взаимоотношений, стимулирующих рефлексию как основу развития курсантов военного вуза.

Ключевые слова: воинское служение, смирение, духовность, смена социальных позиций и социальных ролей, педагогические условия

Сегодня состояние нашего Отечества отражает состояние душ тех, кто в нем живет. Потому что дух творит в себе форму. Вот каковы мы, такова и наша державность. Каковы мы, таковы и общественные процессы. Каковы мы, таково и экономическое развитие. Но наши проблемы, проблемы Родины должны взывать к нашей совести. Мы должны сегодня духовно мобилизоваться, видя проблемы, как всегда это было в жизни нашего Отечества, усиливать свою духовную жизнь.

Армия призвана служить своему народу, защищать его, спасать во время опасности. С того момента, когда человек принимает присягу, он должен полностью посвятить себя на служение тем, кто нуждается в защите. Военная служба учит человека содержанию слов «надо», «должен», «обязан». При этом без подавления своего «я» ни один вопрос не решишь. Следовательно, военная служба воспитывает в человеке христианские добродетели — послушание, терпение, смирение, любовь к людям, сочувствие и участие.

Смирение — это достоинство или недостаток? И где грань между Смирением и бездействием, слабостью и безысходностью? Смирение в современном мире настолько искажено, что большинством адекватных людей, к сожалению, оно воспринимается как недостаток. Одни считают Смирение слабостью и качеством раба, признаком, прогибистости и безволия. Другие — оправдывают, якобы Смирением, свою безответственность за собственную судьбу, свои бездеятельность и лень.

Что такое смирение? Этот вопрос задавал многим духовным отцам святой Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской дал своё определение: «Смирение есть не именуемая благодать в душе, теми только именуемая, которые изведали её опытом. Это — неизреченное богатство, Божие именование и подаяние» [2].

Смирение принципиально иное качество духовной жизни воина. И он христианин. Как ему поступать? Тем более, если мы говорим о смирении, как об одной их христианских добродетелей. Поступать он будет адекватно возникшей угрозе, но и сохраняя внутренний мир, внутреннюю свободу. Приобретая смирение, мы приобретаем такое мировоззрение благодаря которому мы можем спокойно оценивать все происходящие события и предпринимать такие действия, которые не будут разрушать нашу личность, наш внутренний мир. Иной человек реагирует на раздражающие факторы. Раздражается, начинает гневаться, кричать, топать ногами. Эффект какой? Но, скорее всего, нулевой. Проблема не решена, и мир в душе потерян, личность разрушается. Или другой человек, смиренный человек. Как он будет реагировать на проблему? Его реакция будет зависеть не от стихии эмоций, а от рассуждения, что и как сделать, чтобы действие это было максимально плодотворно. Чтобы действие имело влияние на развитие ситуации, чтобы сохранялся мир в душе.

Воинское служение не препятствует спасению. Участие в бою не приравнивается к греху убийства, но и не является совсем чистым делом. После него необходимо время для того, чтобы очистить душу покаянием.

Святые отцы хвалили мужество, стойкость и самоотверженность воинов, проявленный ими героизм и подвиги. При этом они считали это делом, подходящим не для всех и потому ходатайствовали об освобождении от армейской службы тех, кто посвятил себя служению Богу или проявил большие склонности и способности к наукам. Клирикам и монахам запрещается вступать в воинское звание после рукоположения или пострига.

Еще одно связывает армию и Церковь: их прямое предназначение — служение людям. Церковь — это «корабль спасения». Спасение человеческих душ немыслимо вне Церкви. Любовь к Богу невозможна без любви к ближним, заботы о них. Священник призван прежде всего заботиться о своей пастве, он, если вдуматься, полководец, который должен вести её к победе над врагом рода человеческого, вести к преображению и спасению души.

Армия так же призвана служить своему народу, защищать его, спасать во время опасности. Жертвенность — вот то, что нераздельно связывает армию и Церковь. С того момента, когда человек принимает присягу, он должен полностью посвятить себя на служение тем, кто нуждается в защите. Вот тут он и должен стремиться к тому, чтобы принести пользу именно всему Отечеству, всему народу, а не преследовать лишь свои личные интересы. Ценность такого служения еще более увеличивается, если оно совершается вне зависимости от каких-либо материальных расчетов и соображений.

Воин — это сильная личность. Это человек, который знает, что ему делать, у которого нет вопросов без ответов, у которого есть чёткая и понятная шкала ценностей. И тогда эта личность сильная. Она во всеоружии. Если такому человеку предлагается искушение — украсть миллион или не украсть миллион, он всегда знает что делать, он не будет красть миллион. Он не будет разрушать внутренний мир. У такого человека всегда есть ответ на возникающие проблемы и вызовы. Всегда. И поэтому смирение и другие духовные качества личности воина только делают его сильнее.

Православный воин должен, прежде всего, хранить веру и благочестие, быть готовым отказаться выполнять приказ, нарушающий заповеди Божии, воздерживаться от вымогательства взяток и злоупотребления служебным положением для обид над гражданским населением. Осуждается дезертирство, а также приобретение «лакомых» мест в тылу за взятки, величание своим званием, мародерство, грабежи и насилие над мирными людьми и военнопленными.

Вера даёт силы воинам, и Бог помогает верующим. Посредством чудесной помощи на войне Он пробуждает к вере души воинов. А Церковь молится за воинов, а также заботится об их духовно-нравственном воспитании, в отдельных случаях принимая и более тесное участие в справедливой войне — сбором пожертвований, советом, людьми.

Обратимся к результатам одного из этапов пилотажного проекта, организованного нами между курсантами второго курса филиала Военной академии материально-технического обеспечения (г. Пенза) и семинаристами ПРО-УВПРО «Пензенская Духовная Семинария». Идея данного этапа заключалась в смене отношений и изменении привычных взаимодействий в организации учебной и воспитательной деятельности курсантов и семинаристов.

Курсантам был предложен для анализа рассказ протоиерея Андрея Ткачёва «Учитель» [1, С. 237–253]. Семинаристы изучили рефлексивные эссе курсантов на тему «Зачем Учитель приходит в нашу жизнь?» и выступили экспертами сочинений курсантов с точки зрения анализа их духовного опыта. Вот несколько отрывков из творческих работ курсантов и экспертных оценок семинаристов.

1. Позиция автора младшего сержанта Т. М.:

«Учитель — это человек, который делится своим огромным жизненным опытом…, считаю, что быть учителем непросто, работать и любить свою работу может только сильный волевой человек».

Экспертное мнение семинариста 3-го курса Н. А.:

«…Вы являетесь примером хорошего воспитания, что не удивительно для военного... По тому, что сейчас происходит в мире, видно ту мерзость и грязь, которая хранится в человеческих сердцах. Скажу Вам так: Российская армия и Православная Церковь должны быть двумя столпами нашей страны. Считаю Ваше сочинение, относящимся и к воинской чести, и к церковной любви. Спасибо за Вашу работу!».

2. Позиция автора курсанта П. Р.:

«…У меня были огромные проблемы с учителями. Я дрался, сбегал с уроков, просто ничего не делал и был частым посетителем кабинета директрисы…. Я многим обязан своему учителю Т. И.: аттестатом без троек, 3-мя научными работами в области искусства, хорошим положением в школе. Она научила меня сдерживать свою заносчивость, помогла сформироваться как личности…».

Экспертное мнение иерея К. Ч.:

«…Возыметь и укрепить благое и непринуждённое желание и мысль навестить Вашего учителя Т. И., основываясь на интересе к образованию, привитому Т. И., стремиться к самообразованию и дальше».

3. Позиция автора курсанта П. Р.:

«…Уроки русского языка я никогда не прогуливал и шёл на них с радостью. Учитель привил мне любовь к чтению, к природе, ведь люди, не умеющие ценить повседневные моменты нашей жизни, в большинстве своём, несчастны».

Экспертное мнение семинариста 3 курса К. А.:

«…Держаться с теми, кем бы сам хотел стать и стараться не впускать в сердце своё ни злость, ни лень, а быть крепким духом и телом, дабы смог жить спокойней от всяких ненужных чувств и пороков, которые нас же убивает изнутри».

В результате исключения таких типов взаимодействия, которые стимулируют подражание и прямое воссоздание содержания образцов и, следовательно, существенно обедняют сферу социальных отношений, формы сотрудничества и общения курсантов с окружающими, на данном этапе эксперимента нам удалось поставить курсантов в новую социальную позицию, помочь пережить иную социальную роль. Наибольшей заслугой такого взаимодействия явилось то, что семинаристы (православные христиане) рассмотрели вопросы воинского служения и смирения с точки зрения духовного опыта курсантов, их глубинных духовно-нравственных оснований. Всё это позволило курсантам лучше осознать себя, посмотреть на себя и свою армейскую службу как бы со стороны, оценить воинскую службу как высоконравственное служение.

Литература:

  1. Протоиерей Андрей Ткачёв, «Страна чудес» и другие рассказы. — 3-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 256 с.
  2. Лествица или скрижали духовные преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы, официальный сайт [Электронный ресурс]: http://www.wco.ru/biblio (дата обращения 17.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): смирение, внутренний мир, воинское служение, армейская служба, Церковь, позиция автора курсанта, душ, время опасности, военная служба, экспертное мнение семинариста.


Ключевые слова

педагогические условия, духовность, воинское служение, смирение, смена социальных позиций и социальных ролей

Похожие статьи

Духовные ценности военнослужащих войск правопорядка...

...боя, но и в условиях мирного времени позволяли прочно объединять воинские коллективы

Приступая к рассмотрению тенденций развития духовных ценностей военной службы в

Важной тенденцией развития духовных ценностей военнослужащих внутренних войск в...

Взаимосвязь религии и православия в умах курсантов военных...

Священник не только служитель Церкви, но и гражданин со всеми гражданскими правами и обязанностями. Его жизненная позиция должна быть примером для курсантов. В работе с будущими

ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсантов военных вузов.

Ключевые слова: военная служба, стрессоустойчивость...

Военная служба — это процесс, требующий от военнослужащих серьёзных инвестиций

Осуществление военной деятельности, по мнению CarlvonClausewitz, основывается на

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного института внутренних войск...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Авторы: Пискунов Артемий Романович, Смирнов Артём Эдуардович, Яцук Константин Васильевич.

Логика процесса воинского обучения требует, что от преподавателя, что от курсанта

М.: Академия, 2006. Устав внутренней службы ВС РФ, Воениздат, 1994г.

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

Ключевые слова: адаптация, военная служба, военный психолог, гендерное общение, курсанты, психодиагностические методики.

В данное время при повышении заработной платы офицерскому составу в Вооруженных Силах Российской Федерации, предоставлении...

Государственно-патриотическое воспитание молодых...

С позиции автора в качестве главных задач

традиций, интериоризации курсантами положительного образа «Я в профессии», восприятия будущими офицерами профессиональной подготовки и службы в военном училище как государственного и патриотического служения.

Призрение семей нижних чинов, призванных в военное время на...

Воинским Уставом призрение возлагалось на земство, городские и сельские общества. В статье автором предпринимается попытка

1874 г.) Правилами о призрении семейств чинов запаса и ратников государственного ополчения, призванных в военное время на службу [2], семейства...

Использование российских воинских традиций...

Автор: Николаев Олег Сергеевич.

верность военной присяге, Боевому знамени; служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам

воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы

Самообразование и самовоспитание военнослужащих.

Руководство ими в ходе военной службы. Авторы: Мулюкова Илюза Радиковна

К наиболее значимым внутренним предпосылкам, определяющим эффективность

Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, военнослужащий, воинский коллектив...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Духовные ценности военнослужащих войск правопорядка...

...боя, но и в условиях мирного времени позволяли прочно объединять воинские коллективы

Приступая к рассмотрению тенденций развития духовных ценностей военной службы в

Важной тенденцией развития духовных ценностей военнослужащих внутренних войск в...

Взаимосвязь религии и православия в умах курсантов военных...

Священник не только служитель Церкви, но и гражданин со всеми гражданскими правами и обязанностями. Его жизненная позиция должна быть примером для курсантов. В работе с будущими

ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсантов военных вузов.

Ключевые слова: военная служба, стрессоустойчивость...

Военная служба — это процесс, требующий от военнослужащих серьёзных инвестиций

Осуществление военной деятельности, по мнению CarlvonClausewitz, основывается на

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного института внутренних войск...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Авторы: Пискунов Артемий Романович, Смирнов Артём Эдуардович, Яцук Константин Васильевич.

Логика процесса воинского обучения требует, что от преподавателя, что от курсанта

М.: Академия, 2006. Устав внутренней службы ВС РФ, Воениздат, 1994г.

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

Ключевые слова: адаптация, военная служба, военный психолог, гендерное общение, курсанты, психодиагностические методики.

В данное время при повышении заработной платы офицерскому составу в Вооруженных Силах Российской Федерации, предоставлении...

Государственно-патриотическое воспитание молодых...

С позиции автора в качестве главных задач

традиций, интериоризации курсантами положительного образа «Я в профессии», восприятия будущими офицерами профессиональной подготовки и службы в военном училище как государственного и патриотического служения.

Призрение семей нижних чинов, призванных в военное время на...

Воинским Уставом призрение возлагалось на земство, городские и сельские общества. В статье автором предпринимается попытка

1874 г.) Правилами о призрении семейств чинов запаса и ратников государственного ополчения, призванных в военное время на службу [2], семейства...

Использование российских воинских традиций...

Автор: Николаев Олег Сергеевич.

верность военной присяге, Боевому знамени; служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам

воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы

Самообразование и самовоспитание военнослужащих.

Руководство ими в ходе военной службы. Авторы: Мулюкова Илюза Радиковна

К наиболее значимым внутренним предпосылкам, определяющим эффективность

Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, военнослужащий, воинский коллектив...

Задать вопрос