В статье представлен опыт исследования особенностей внутрисемейных отношений онкологических больных в зависимости от формы заболеваний (рак молочной железы, рак желудочно-кишечного тракта). Доказано, что характер межличностных отношений больных с разными формами онкологического заболевания имеют свою специфику.
Ключевые слова: онкологическое заболевание, психологические особенности онкобольных, внутрисемейные отношения
Проблема человека находящегося в ситуации онкологического заболевания может быть рассмотрена не только как строго медицинская, но и как проблема социальная и психологическая. В настоящее время онкологическое заболевание, с точки зрения клинической психологии, относится к экстремальным и кризисным ситуациям, так как имеет свойственные таким ситуациям признаки: внезапность возникновения при наличии витальной угрозы, отсутствие контроля ад ситуацией, стадийность протекания реакций на заболевание, неопределенность будущего, разрушение картины мира. Шокирующий диагноз рака, необходимость обращения в специализированные медицинские учреждения, прохождение длительного и, зачастую, болезненного обследования, недостаток информации, трудности общения с окружающими становятся для многих пациентов преградой на пути к восстановлению здоровья или компенсации болезни. Онкологическое заболевание, более чем любое другое, способно привести к возникновению тяжелых психосоциальных последствий. Данная патология сопряжена для многих пациентов с изменением привычного образа жизни, нарушением или разрывом привычных связей, социальной нестабильностью, что, в свою очередь, ведет к возрастанию психологической нагрузки, дополнительным психосоциальным стрессам и, нередко, к тяжелым психическим нарушениям и деформации личности.
Постановка диагноза — тяжелейший стресс. Неясность этиологии, возможность летального исхода, сложность лечения, а также влияние известия о заболевании на межличностные отношения с окружающими — все это сильно воздействует на состояние больного. В подобной ситуации родственники и друзья могут стать ресурсом для полноценного восстановления, а могут и наоборот — стать дополнительным стрессовым фактором, ухудшающим эмоциональное состояние больного, и, как следствие, снизить шансы на выздоровление. Таким образом, значимость исследований внутрисемейных отношений онкобольных нам видится крайне значимой и актуальной.
Планируя исследование, мы исходили из положения, что онкологическое заболевание затрагивает все аспекты жизни пациента, а значит, не может не влиять на внутрисемейные отношения. Вместе с тем, собственный опыт профессионального сопровождения онкобольных дал нам основание считать, что характер межличностных отношений в семье, один из членов которой болен раком, зависит от формы заболевания. Так течение болезни, различия в симптоматике, специфика проведения лечебных мероприятий, отличающие различные формы заболевания, по-разному воспринимаются самим больным и его окружением. Целью нашего исследования стало изучение особенностей внутрисемейных отношений онкологических больных с различными формами заболевания (на примере рака молочной железы и рака желудочно-кишечного тракта). Мы предположили, что в зависимости от формы заболевания внутрисемейные отношения онкобольных имеют свои особенности.
Исследование было проведено на базе КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии» г. Хабаровска. В исследовании приняли участие 12 онкологических больных пациентов. В первую группу вошли пациенты, больные раком желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), общей численностью 7 человек, во вторую группу вошли пациенты с раком молочной железы, общей численностью 5 человек. Группы уравнены по возрасту (средний возраст), социальной ситуации (больные состоят в браке, имеют хотя бы одного из родителей), материальному благополучию (жилищные условия и уровень достатка) и культурно-образовательному уровню (все имеют профессиональное образование и до болезни работали в сфере услуг). Исследование внутрисемейных отношений проведено с участием членов семьи (супруги, один из родителей). Вначале исследования были продиагностированы онкологические больные, а затем их родственники.
Эмпирические методы, примененные в исследовании: опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT); метод «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви); тест Т. Лири (диагностика межличностных отношений); «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Для выявления значимости различий в имеющихся показателях мы использовали критерий Манна-Уитни (U).
Основные выводы по проведенному исследованию:
- Больные первой группы (рак ЖКТ) во внутрисемейных отношениях проявляют привязанность и теплые отношения к семье в целом, особенно важна поддержка матери, заострено отношение к себе, рефлексия по поводу случившегося. Вместе с тем, они проявляют большую по сравнению с участниками второй группы напряженность и чувство вины. Им присуще неадекватное ощущение ответственности за все отрицательное, что происходит в семье, свойственно ощущение, что выполнение семейных обязанностей представляет собой непосильную задачу, что провоцирует возникновение конфликтных ситуаций. Преобладают следующие межличностные особенности: властный, деспотичный характер, сильная личность — лидер, преобладает тенденция к наставлению, поучению, не принимает советов других. Можно сказать, что во внутрисемейных отношениях они занимают лидирующую позицию, уверены в себе, в своих силах, полны решительности и сил для борьбы с болезнью. На среднем и низком уровне проявляются следующие межличностные особенности: эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству, требовательность, откровенность, строгость, резкость в оценке других, раздражительность, критичность, замкнутость, скептичность, дружелюбность, ответственность. Интересным является тот факт, что им свойственны страх и опасения по поводу полного выздоровления и за положительный результат лечения ЖКТ.
- Родственники испытуемых первой группы (рак ЖКТ) описывают их с преобладанием активно-оборонительной позиции, упорства в достижении цели, выраженной тенденции к доминированию, противодействие давлению внешних факторов, самостоятельности принятия решений, предприимчивости, инициативности, стрессоустойчивости. Можно предположить, что наличие таких результатов говорит о специфики проявления защитного механизма — отрицания. При отрицании родственники склонны не видеть суть проблемы, негативные аспекты блокируются и не воспринимаются. Они описывают идеальный образ больного как оптимистичный, эмоционально устойчивый, демонстративный, с присущей активностью в преодолении трудностей, доминантностью в отношениях с окружающими, стремление к лидирующей позиции.
- Испытуемым второй группы (рак молочной железы) свойственно во внутрисемейных отношениях проявлять чувство вины, тревожности, страхов за принесенные трудности близким и родным. Им присуще проявление более сильной привязанности, теплоты, любви к семье, родителям, активность в сексуальном плане, интимные отношения с партнером, переосмысление прошлых достижений, ценностей, что успели сделать, что нет, присуще осмысление своего внутреннего состояния, рефлексия. Преобладают во внутрисемейных отношениях следующие межличностные особенности: проявление покорства, слабо вольности, пассивности, стремление найти опору в более сильном, неуверенность в себе, наличие страхов и опасения, зависим от других, от чужого мнения, при этом проявляют дружелюбие, стремятся быть хорошими. Наличие данных особенностей может говорить о специфики и стадии онкологического заболевания, так как преобладает неопределенность положительный или отрицательный результат покажет лечение. В меньшей степени преобладают следующие особенности: уверенность в себе, упорство, настойчивость, эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству, упрямство, настойчивость, энергичность, критичность во всех отношениях. В отличие от испытуемых первой группы для больных раком молочной железы свойственно опасение за отрицательный результат лечения.
- Родственники испытуемых второй группы (рак молочной железы) описывают идеальный образ больного наделяют такими особенностями как потребности в гармоничных отношениях с окружающими, в глубокой привязанности и теплоте чувств, потребности в прочных и глубоких привязанностях, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий, наличии актуализации лидерских тенденций, упорстве в преодолении трудностей, настороженности и чувстве соперничества. Следует отметить, что в реальном образе прослеживается тревожность и такие особенности как недоверчивость, подозрительность, обидчивость в межличностных контактах, преобладание пассивно оборонительной позиции. В идеальном образе прослеживаются такие особенности как оптимистичность, демонстративность, стремление к переживанию сильных ощущений, оригинальность и творческий подход в решениях, настойчивость в отстаивании собственной индивидуальности.
Полученные нами данные позволяют по-новому рассмотреть особенности внутрисемейных отношений онкологических больных в зависимости от формы заболевания. Материалы могут быть использованы специалистами помогающих профессий (психологами, социальными работниками, медицинскому персоналу) онкологических центров при проведении просветительской и коррекционной работы с онкологическими больными пациентами и их семьями. Вместе с тем считаем свое исследование не завершенным Дальнейшее изучение может быть организовано в следующих направлениях:
– сравнительное исследование особенностей внутрисемейных отношений онкологических больных на разных стадиях заболевания;
– гендерное исследование особенностей внутрисемейных отношений онкологических больных;
– исследование влияния болезни на характер детско-родительских отношений.
Литература:
- Блохин, Н. Н. Деонтология в онкологии / Н. Н. Блохин // Сфера. 2009. -70с.
- Бовина, И. Б. Социальная психология здоровья и болезни / И. Б. Бовина. — Аспект Пресс, 2013. — 263 с.
- Гнездилов, А. В. Психические изменения у онкологических больных /А. В. Гнездилов // Практическая онкология. — № 1. — 2011. — С. 5–11
- Карвасарский, Б. Д. Медицинская психология / Б. Д. Карвасорский. — Медицина, 2012. — 245 с.
- Либих, С. С. Психология больного и психология болезни / С. С. Либих // Вопросы медицинской психологии и психотерапии. Тамбов, 2011. — 324с.
- Соколова, Е. Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е. Т. Соколова, В. В. Николаева // Аргус, 2011. — 359 с.
- Чебарыкова, С. В. Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности: автореф. дисс.... канд. психол. наук: 19.00.10. — Москва, 2005. — 22 c.
- Чебарыкова, С. В. Внутренняя картина дефекта лиц с врожденной патологией психофизического развития как аналог внутренней картины болезни / С. В. Чебарыкова // Вопросы клинической психологии: Всероссийская научная интернет-конференция с международным участием: материалы конф. (Казань, 30 октября 2014 г.). — Казань: ИП Синяев Д. Н., 2014. — С. 71–83.
- Чебарыкова, С. В. Особенности личности молодежи с врожденной патологией психофизического развития: внутренняя картина дефекта / С. В. Чебарыкова // Журнал научных и прикладных исследований. — № 4. — 2015. — С. 57–61.
- Чебарыкова, С. В. Особенности личности молодежи с врожденной патологией психофизического развития: внутренняя картина дефекта / С. В. Чебарыкова // Высшая школа. — № 16. — 2015. — С. 31–35.
- Чулкова, В. А. Психологические проблемы в онкологии / В. А. Чулкова, В. М. Моисеенко // Практическая психология. — № 3. — 2011. — С. 45–57
- Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. С-Пб: Питер, 2008. — 672 с.