Всестороннее изучение и анализ экологической системы человек – общество – природа, постоянное совершенствование ее функционирования имеют важнейшее значение для существования и прогресса любого общества. В Республике Казахстан в экологических системах невозможно игнорирование радиационного фактора [1].
Осложнение радиационной обстановки на территории Республики Казахстан обусловлено деятельностью бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона. Проведенные радиоэкологическое исследования не позволят получить полную картину радиационной ситуации и оценить степень воздействия источников ионизирующего излучения на окружающую среду и здоровье людей.
Вопросы ветеринарно-санитарной экспертизы и санитарной оценки продуктов убоя сельскохозяйственного животноводства, получаемых непосредственно в зоне бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона и прилегающих к нему территориях, и подвергающихся постоянно угрозе внутреннего облучения, изучения крайне недостаточно. Проводимый в 70-90 годы прошлого века службой ОПВК Семипалатинского мясокомбината выборочной радиометрический контроль продуктов убоя, поступающих с указанной зоны, не позволил создать объективной картины.
Продукты животоводства как важнейшие ингридиенты питания относятся к основным источникам радионуклидов для человека. Это подтверждает данные научного комитета ООН по действию атомной радиации, полученные при изучении миграции продуктов ядерного взрыва после испытания ядерного оружия [2,3,4].
Для животных, пользующихся пастбищем, основной путь поступления радиоизотопов – желудочно-кишечный тракт, хотя в условиях бывшего СИЯП, которые относятся к степным и полупустынным зонам, где частые пыльные бури, изотопы проникают и через органы дыхания с пылью.
Для ветеринарно-санитарной науки имеет существенное значение удельная активность ткани. Инкорпарация радиоизотопов на длительное время в критических органах и системах приводит к дополнительным синдромам болезни, вызываемыми глубокими поражениями органов (щитовидная железа, лимфатические узлы, костная ткань, мышечная ткань), а часть и к отдаленным последствиям (злокачественные опухали, лейкоз, генетические нарушения, бесплодие, старение) [5].
В данной статье мы перед собой поставили задачи:
1. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и определение качества конины в условиях бывшего СИЯП и прилегающих территория к нему.
2.Выявление различия химических, биохимических, аминокислотных, жирнокислотных показателей и содержания витаминов и минеральных веществ в конине из разных зон радиационного риска.
При наружном осмотре конины из зоны минимальной зоне радиационного риска (МинРР) отметили: состояние места зареза неровное, интенсивно пропитано кровью; степень обескровливания хорошее, кровь отсутствует в мышцах и кровеносных сосудах, мелкие сосуды под плеврой и брюшиной не просвечиваются; гипостазы отсутствуют; лимфатические узлы без изменений, при разрезе светло-серого цвета, мяса красного цвета, имеется корочка подсыхания, поверхность мяса не оставляет влажного пятна на фильтровальной бумаге, мясо плотной консистенции, запах мяса специфический. Цвет жира белый с желтоватым оттенком, запах специфический, консистенция мягкая упругая. Сухожилия упругие плотные, поверхность суставов гладкая, блестящая.
В конине из зоны максимальной зоне радиационного риска (МакРР) состояние места зареза ровное незначительно пропитано кровью, степень обескровливания хорошая, со стороны плевры и брюшины сосуды просвечиваются слабо, гипостазы отсутствуют, лимфатические узлы в пределах нормы, мяса красного цвета, имеется корочка подсыхания, мясо влажное на фильтровальной бумаге оставляет влажное пятно, мягкой консистенции, запах мяса специфический для данного животного. Цвет жира светлого цвета со специфичным запахом, мягкой консистенции. Сухожилия мягкие, менее плотные, поверхность суставов местами матовая.
В конине из зоны повышенной зоне радиационного риска (ПРР) состояние места зареза неровное незначительно пропитано кровью, степень обескровливания удовлетворительное, со стороны плевры и брюшины сосуды просвечиваются, гипостазы отсутствуют, лимфатические узлы гиперемированы, отечны, но не увеличены, мяса красного цвета, имеется корочка подсыхания, мясо слегка влажное на фильтровальной бумаге оставляет влажное пятно, мягкой консистенции, запах мяса специфический для данного животного. Цвет жира светло-желтого цвета мягкой консистенции. Сухожилия мягкие, поверхность суставов матовая.
Химический состав и пищевая ценность конины. Результаты исследований показали, что в ЧРР уровень влаги в мышечной ткани составил 74,1 и 74,3г, соответственно содержание белка в таком мясе меньше и составляет 18,5 и 18,7 г. Количество влаги в мышечной ткани из зоны МакРР составило 73,5-73,6 г, жира - 6,6 г, в зоне ПРР - 73,7 г, жира- 7,4 г, золы- 0,9 г, белка- 18,0 г. Белка больше всего в конине зоны МинРР составило- 19,0 г, влаги- 72,9 г, жира- 7,2 г и золы- 0,9 г.
Биохимические показатели. По полученным данным в конине зоны МинРР показатели рН составили 5,74 и 6,0 реакция на фермент пероксидазу была положительной, реакции с 5%-м раствором сернокислой меди бульон был прозрачный, без посторонних примесей; формольная реакция - отрицательной, вытяжка из мяса - прозрачная, жидкая; определение первичного распада белков - бульон прозрачный ароматный без примесей, при бактериоскопии мазков-отпечатков - в глубоких слоях мышц - условно патогенной микрофлоры не обнаружено. Показатели из зоны ЧРР имел отрицательные показатели, рН в мышечной ткани составило 6,0. Реакция на пероксидазу была отрицательной, реакция с CuSO4 – бульон мутный, с образованием хлопьев, бульон приобрел желеобразную консистенцию, формольная проба положительная, наблюдается первичный распад белков. В зоне ПРР рН в мышечной ткани - 5,6 и 5,9. Реакция на пероксидазу была отрицательной, реакции с CuSO4 –бульон мутный, с образованием хлопьев бульон приобрел желеобразную консистенцию, формольная проба положительная, отмечается первичный распад белков.
Показатели конины зоны МакРР рН в мышечной ткани - 6,0 и 5,6. Реакция на пероксидазу была отрицательной, реакции с CuSO4 и формольная проба положительная, отмечается первичный распад белков.
Сумма аминокислот в конине из ЧРР составило 18885±0,03; в том числе, незаменимых аминокислот 7201±0,005; заменимых 11684±0,04 мг/100г. Сумма аминокислот в конине из зоны ПРР оставило 19116±0,01; в том числе, незаменимых аминокислот 7861±0,002 мг/100г. Сумма аминокислот в конине из зоны МакРР составило (мг/100г) 19128±0,03; в том числе, незаменимых аминокислот 7818±0,08; заменимых аминокислот 11310±0,005мг/100г. Сумма аминокислот в конине зоны МинРР составило 19021±0,05; в том числе, незаменимых аминокислот 8028±0,004; заменимых аминокислот 10993±0,005 мг/100г.
При исследовании жирнокислотного состава конины были получены следующие данные: при исследовании жирнокислотного состава общее содержание насыщенных жирных кислот в мышечной ткани лошадей из зоны ЧРР составило (г/100г): сумма жирных кислот- 5,68, в том числе: насыщенных жирных кислот - 2,2±0,06; зоны ПРР, соответственно, 6,2±0,06, 22±0,06; зонеМакРР соответственно, 6,91±0,08, 2,51±0,04; в зоне МинРР, соответственно,7,41±0,02, 2,62±0,03 в 100 г продукта.
В конине из ЧРР витамина Е меньше от нормы на 20 – 25 %. Витамин РР меньше от нормы на 27 – 28 %. Витамин В1 меньше от нормы на 36 – 36 %. Витамин В2 меньше от нормы на 40 – 60 %. В МакРР витамина Е меньше от нормы на 13,4 – 14,4 %. Витамин РР меньше от нормы на 23 – 25,4 %. Витамин В1 меньше от нормы на 25,8 - 36 %. Витамин В2 меньше от нормы на 40 – 50 %. В конине ПРР витамина Е меньше от нормы на 1,4 – 4,7 %. Витамин РР меньше от нормы на 11,7 – 12,7 %. Витамин В1 меньше от нормы на 11,5 – 15,8 %. Витамин В2 меньше от нормы на 20 – 30 %. В конине МинРР витамина Е меньше от нормы на 7,7– 9,3 %. Витамин РР меньше от нормы на 10,4 - 13 %. Витамин В1 меньше от нормы на 11,5 - 12,9 %. Витамин В2 меньше от нормы на 20 – 30 %.
Минеральный состав баранины представлен, прежде всего, такими микроэлементами, как железо (Fe), Йод(I), медь (Cu), цинк (Zn).
В ЧРР количество железа в конине составило меньше от нормы, соответственно, на 4,4 – 4,7; 14,9 – 18,6; 23,6 - 24,4 и 5,9 – 6,4 %. В МакРР количество железа меньше от нормы, соответственно, на 3,4 – 4,0; 15; 16,9 - 19,0 и 2,9 – 6,4 %. В ПРР количество железа составило меньше от нормы, соответственно, на 1,4 – 3,0; 7.5 – 14,9; 13,9 - 16,9 и 0,7 – 2,0 %. В МинРР количество железа составило меньше от нормы, соответственно, на 2,3; 11,2; 10,1 - 11,8 и 0,8 %.
Проблема производства экологически безопасной и биологически полноценной продукции животноводства в условиях бывшего СИЯП является одной из актуальных. Она непосредственно касается качества питания и среды обитания человека, поэтому самым тесным образом связывает проблемы экологии, ветеринарии и здравоохранения. Хроническое воздействие различных химических факторов отдельно, а чаще в различных сочетаниях, приводит к метаболической переориентации организма, нарушению баланса минеральных элементов и выраженным изменениям обмена веществ, вызывает явление псевдоадаптации, при которой временно компенсируются скрытые патологические процессы. Эти нарушения в существенной степени оказывают воздействие на уровень продуктивности животных и биологическую ценность животноводческой продукции.
Ветеринарно-санитарная экспертиза и оценка продуктов по биологической полноценности показывают, что в условиях бывшего СИЯП и прилегающих территориях к нему, органолептические показатели были в пределах нормы. Особых отличительных признаков не обнаружили. При проведении биохимических, бактериологических, исследовании мяса, а также на качественный и количественный аминокислотный, жирнокислотный, витаминный, макро и микроэлементный состав обнаружили значительные отклонения от нормы.
Литература:
- Состояния окружающей среды Восточно-Казахстанской области. Экология Восточного Казахстана: проблемы и решения. - Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2002. - с. 4-28.
- Balmukhanov S.B., Abdrakhmanov J.N., Balmukhanov T.S., Gusev B.I., Kurakina N.N., Raisov T.G. Medical Effects and Dosimetric Data from Nuclear Tests at the Semipalatinsk Test Site //Technical Report for Defense Threat Reduction Agency.- 2006 June. - 124 p.
- Бекболов Б.Р., Каюков П.Г. Радиоэкологические проблемы Казахстана / материалы Международной конференции. - Томск: STT, 2009. - С.85.
- Черепнин Ю.С. Современная радиационная обстановка на бывшем Семипалатинском испытательном полигоне /Радиоактивность при ядерных взрывах: материалы международной конференции.- Москва, 2000. - С.92-100.
- Nadejda Y. Mudie, Anthony J. Swerdlow, Boris I Gusev, Minouk J. Schoemaker, Ludmila M. Pivina, Svetlana Chsherbakova, Almaqul Mansarina, Susanne Bauer, Yuri Jakovlev, and Kazbek N. Apsalikov. Twinning in the Offspring of Parents with Chronic Radiation Exprozure from Nuclear testing in Kazakhstan // Radiation Research Society. - 2010. - Р. 829-836.