Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 02.02.2017

Статья просмотрена: 1283 раза

Библиографическое описание:

Жадан В. Н. Значение для России сотрудничества с международными организациями // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 287-292. — URL https://moluch.ru/archive/139/39141/ (дата обращения: 19.04.2018).



В статье рассматриваются вопросы о значении сотрудничества для России с международными организациями на основе международных и российских правовых актов, анализа общетеоретических положений и материалов средств массовой информации, научных подходов и авторского понимания.

Ключевые слова: значение, сотрудничество, Россия, международные организации, анализ, общетеоретические положения, материалы, подходы

В XXI веке перед мировым сообществом возникают многие международные проблемы, связанные с устойчивым экономическим развитием стран и их союзов, изменением климата, загрязнением атмосферы и других видов окружающей среды, международными спорами между странами и конфликтами внутри отдельных государств, распространением оружия массового поражения, противодействием международному терроризму и т. д. Не менее важными и стоящими перед мировым сообществом являются вопросы о сотрудничестве государств и международных организаций, их взаимодействие с учетом экономических, политических, социально-гуманитарных, экологических и иных интересов.

Вопросам анализа сотрудничества России с другими государствами и международными организациями различного (универсального, регионального) уровня в научной литературе и материалах средств массовой информации (далее — СМИ) имеется немало работ [1], что не лишает автора высказать свое мнение по данной теме.

Предметом данного рассмотрения будут некоторые вопросы, характеризующие значение сотрудничества для России с международными организациями на универсальном и региональном уровне, и является продолжением ранее опубликованных материалов о сотрудничестве России с международным сообществом и организациями — «Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом», «Россия и европейские международные организации: проблемы и перспективы в международных отношениях», «Участие России в деятельности международных организаций».

Как известно, основными международными правовыми актами, определяющими вопросы сотрудничества между государствами и взаимодействия с международными организациями являются Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.) (далее — ООН), Декларация о принципах международного права (1970 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), Венская конвенция о праве международных договоров (1969 г.), Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.), Конвенция о правом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных отраслях сотрудничества (1980 г.), Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями (1986 г.) и другие. Указанные международные правовые акты определяют как общие правила поведения субъектов международного права, развитие дружественных отношений между государствами, взаимодействие государств и международных организаций, обеспечение мира и международной безопасности, участие государств в международном сообществе, так и правила деятельности международных организаций.

По вопросам сотрудничества государств и международных организаций в различных сферах международных отношений принято множество международных договоров, как на многостороннем, так и на двустороннем уровнях.

Исходя из указанных международных правовых актов, Россия, принимая общепризнанные принципы и нормы международного права, и заключая международные договоры, признает, что является частью международного сообщества. При этом правовым основанием заключения международных договоров являются положения Конституции Российской Федерации и Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [2].

Россия сотрудничает с несколькими сотнями международных организаций (в специальной литературе называется более 300), которые можно условно подразделить на три группы: 1) органы и специализированные организации (учреждения) ООН; 2) экономические, политические, социально-гуманитарные и иные международные организации; 3) международные клубы, сообщества, союзы и т. д.

Как известно, Россия является государством-правопреемником бывшего СССР, а поэтому приняла на себя обязательства по соблюдению и исполнению ранее подписанных международных правовых актов и международных договоров. Как правопреемник СССР, Россия продолжила членство в ООН, а также постоянного члена в Совете Безопасности ООН.

На заседаниях Генеральной Ассамблее и Совета Безопасности ООН, Россия активно участвует не только в обсуждении и принятии решений, но и часто инициирует резолюции по актуальным вопросам, направленным на поддержание и укрепление мира и международной безопасности, разрешение международных проблем.

Россия активно участвует по вопросам международного экономического и социального развития в деятельности Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) ООН и Европейской экономической комиссии (ЕЭК), как региональной комиссии ЭКОСОС, а также по вопросам международной торговли и проблем экономического развития в работе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Не менее значимым является участие России в работе специализированных организаций ООН, а точнее в деятельности ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), ООН по вопросам образования, науки, и культуры (ЮНЕСКО), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС); Всемирной метеорологической организации (ВМО), Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ), Международной организации труда (МОТ), Международной организации по атомной энергии (МАГАТЭ), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Продовольственной и сельскохозяйственной ООН (ФАО), Контртеррористического комитета (КТК) Совета Безопасности ООН, Международной организации уголовной полиции (Интерпол) и других.

Важное значение для России имеет участие в межрегиональных международных организациях, клубах и союзах. В этой части Россия активно участвует в таких международных организациях, как Организация стран-экспортеров нефти (далее — ОПЕК, входят 13 стран-участниц — Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Ангола, Индонезия), созданная в целях координации объема добычи, продаж и установления цен на сырую нефть, в которую Россия не входит в качестве страны-участницы, но достаточно активно участвует в координации объема добычи, продаж и стабилизации цен на нефть; Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), преследующее цель осуществление сотрудничества по вопросам региональной торговли и либерализации капиталовложений, повышение экономического развития азиатско-тихоокеанского региона; в рамках пяти стран-участниц БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика), которое направлено на экономическое сотрудничество и межгосударственную интеграцию; Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан и преследующая цель развитие многопланового сотрудничества по поддержанию и укреплению мира, безопасности и стабильности в регионе, противодействие терроризму, сепаратизму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, иным видам транснациональной преступности, а также взаимодействие в политической, оборонной, торгово-экономической, кредитно-финансовой, энергетической, транспортной, природоохранной, научно-технической, культурной, образовательной и других сферах представляющих интерес для стран-участниц.

Е. Андреева и А. Ратнер в статье «Потенциал БРИКС и ШОС» отмечают, что «…вскоре БРИКС из неформального международного объединения может превратиться во влиятельный межгосударственный блок. И это закономерный процесс, потому что в странах, входящих в БРИКС, наблюдается более быстрое экономическое развитие по сравнению со странами «семерки» [3, с. 114].

Представляют для России интерес и международные организации, которые получили название клубы, членство и условия вступления в них строго не оформлены, что не мешает им быть достаточно престижными.

В 1997 году Россия вступила в три такие клубы — Лондонский и Парижский клубы и в «Большую семерку» (G7). В «Большую семерку» входят промышленно развитые страны (США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии), а поэтому вступление России в этот клуб образовал «Большую восьмерку» (G8) мировых стран. В 2014 году проведение саммита «Большая восьмерка» планировалось в России (г. Сочи), но учитывая ситуацию на Украине, он был заменен на саммит «семерка» в Брюсселе.

В этой части министр иностранных дел России С. Лавров отметил, что «… сообщение о возможном исключении России из G8, для Москвы трагедией не станет, «Большая восьмерка» это неформальный клуб, выгнать никто никого не может» [4].

Россия входит и в более многочисленный клуб «Большая двадцатка» (G-20) государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой. В «Большую двадцатку» входят 19 наиболее развитых государств (Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония) и Европейский союз. При этом в международных СМИ отмечается, что G20 представляет две трети населения планеты, 85 % ВНП и 75 % мировой торговли.

Общепризнано, что для России имеет важное значение сотрудничество со странами-участниками Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), так как основывается на экономико-политической составляющей и многовековом общем пространстве.

Д. Кондратов отмечает, что взаимная торговля выступает основным направлением экономического взаимодействия государств СНГ. Исходя из программных документов СНГ, в том числе из Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, наращивание оборотов взаимной торговли выступает ключевым направлением экономической интеграции в рамках Содружества. Это влечет за собой расширение внешнеторговых связей между его участниками, что в свою очередь положительно сказывается на объемах внутреннего производства стран СНГ, росте ВВП и благотворно влияет на повышение уровня жизни населения стран-участниц данной международной организации [5, с. 59].

Россия в целях развития экономической интеграции и сотрудничества отдельных стран СНГ активно участвовала в создании, а в настоящее время и в функционировании новой международной организаций, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который был образован в 2014 году на базе Таможенного союза, Единого экономического пространства, Зоны свободной торговли и на основании международного договора, который вступил в силу с 1 января 2015 года. В ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия, что позволяет странам-членам обеспечивать свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной и согласованной политики по ведущим отраслям экономик. ЕАЭС открыт для вступления в него любого государства, если разделяет его цели и принципы, и на условиях, согласованных странами-членами.

Представляет для России интерес и сотрудничество с международными организациями на пространстве Европы, как в части обеспечения мира и безопасности, так взаимодействия по экономическим, политическим, гуманитарным и иным направлениям.

Россия достаточно активно участвует по вопросам обеспечения безопасности и сотрудничества в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — ОБСЕ). При этом в ОБСЕ участвуют 57 стран из Европы, Северной Америки и Центральной Азии.

Как известно, на Европейском пространстве важное место в сотрудничестве европейских государств занимает Совет Европы, в который Россия вступила 28 февраля 1996 года, о чем был принят Федеральный закон от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» [6]. При этом Россия взяла на себя обязательства по соблюдению Устава Совета Европы (1949 г.), ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и протоколов к ней [7], а также других правовых актов. Естественно, такое положение является положительным, так как позволило гражданам России обращаться с индивидуальными (коллективными) жалобами на нарушения прав человека в Европейский Суд по правам человека (далее — ЕСПЧ).

Правда возникли, и проблемы в части участия российских депутатов в Парламентской ассамблее Совета Европы (далее — ПАСЕ) и принимаемых им резолюций. Так, в отношении России ПАСЕ часто принимались антироссийские резолюции (например, по ситуации в Чеченской Республике, «осуждалась российская аннексия Крыма» и т. д.). За присоединение Крыма российские парламентарии были лишены права голоса в ассамблее, исключены из руководящих органов ПАСЕ, участвовать в миссиях наблюдателей и т. д., что действует и в 2017 году.

Не все так «безоблачно» и в части сотрудничества России с ЕСПЧ учитывая достаточно большую практику обращения граждан России и иностранных граждан в этот межгосударственный судебный орган, а поэтому возникли проблемы по исполнению и соответствию принятых решений ЕСПЧ Конституции России и решениям Конституционного Суда России. В качестве примеров можно привести решение ЕСПЧ по принятому в России «закону Димы Яковлева» (2012 г.), который запретил усыновление детей гражданами США [8], решение ЕСПЧ по жалобе обвиняемых в убийстве Немцова, которое обязало Россию выплатить обвиняемым 13 тысяч евро [9].

Представляет интерес для России и сотрудничество с Европейским союзом (далее — Евросоюз), которое является продолжением сотрудничества бывшего СССР, но на основе нового международного договора о партнерстве и сотрудничестве между Евросоюзом и Россией (1994 г.), который вступил в силу с 1 декабря 1997 года.

Сотрудничество России с Евросоюзом осуществляется по экономическим и социально-гуманитарным вопросам, а также на парламентском уровне. В тоже время Европарламент в 2014 году по присоединению Россией Крыма и ситуации на Украине принял резолюции, в которых «решительно осуждает Россию за присоединения Крыма, ведение «гибридной войны» против Украины с использованием вооруженных сил и поддержкой незаконных вооруженных формирований» и т. д. Позиция Евросоюза и Европарламента в части отношения к России не изменилась и в настоящее время.

В 2014 году руководство США инициировало с целью международной изоляции введение экономических, индивидуальных и иных санкций, к которым присоединились государства Евросоюза, страны «Большой семерки» и некоторые другие страны. Указанные санкции против России обосновывались все теми же основаниями — присоединением Россией Крыма, военным конфликтом на Донбассе и провозглашением на части этой территории Донецкой и Луганской народных республик. На санкции США, Евросоюза и других стран, Россия ответила введением адекватных мер и санкций.

Россия осуществляет сотрудничество и с другими европейскими организациями, в том числе с Советом государств Балтийского моря (СГБМ) и Черноморским экономическим сотрудничеством (ЧЭС), которые были созданы с целью организации взаимодействия в экономических, политических, социально-гуманитарных, экологических и иных сферах.

Сотрудничает Россия и с иными международными организациями на других континентах и регионах, учитывая их значение и взаимные интересы и, что требует самостоятельного рассмотрения.

По мнению автора, для России имеет ведущее значение международное взаимодействие с ООН в лице ее органов — Генеральной Ассамблее и Совета Безопасности ООН, ЭКОСОС и других, специализированных учреждений — ЮНИДО, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВОИС, ВМО, ВТО, МВФ, МОТ, МАГАТЭ, ЮНЕП, ФАО и других, что позволяет решать глобальные проблемы современного международного сообщества. Большое значение для России имеет сотрудничество с межрегиональными международными организациями, клубами и союзами, например, с ОПЕК и ее странами-участницами, в рамках АТЭС и «Большой двадцатки» (G-20) и другими. Для России имеет стратегическое значение сотрудничество в рамках СНГ и ЕАЭ, имеющее многоплановое значение сотрудничество в рамках БРИКС и ШОС, а также имеющее важное политическое, экономическое, социально-гуманитарное значение участие в Европейской (в Совете Европы и ОБСЕ, с Евросоюзом и иными организациями) и мировой интеграции. Во всех этих случаях Россия проводит последовательную, взвешенную, конструктивную и независимую политику с целью устранения однополярного мира, противостояния политическому влиянию США, НАТО и Евросоюза, активно осуществляет взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической, социально-гуманитарной и иных сферах с большинством государств и международных организаций, как на Европейском, так и на мировом пространстве.

Безусловно, участие в указанных и иных международных организациях предусматривает, как правило, внесение существенных взносов странами-участницами. Поэтому в официальных кругах России и отечественных СМИ ставится вопрос об эффективности и целесообразности, о сокращении финансовых расходов на участие в международных организациях.

Так, в бюджете России на 2015 год было запланировано по статье «международные отношения и международное сотрудничество» 213,1 млрд. рублей, а реально перечислено в различные международные организации и фонды 298,4 млрд. рублей, что примерно 4,6 млрд. долларов (например, в ООН перечислено 72560 тыс. долларов, ВОС — 22000 тыс. долларов, Совет Европы — 36700 тыс. долларов и т. д.) [10]. При этом как указывается в СМИ на 2016 год объем членских и других взносов в международные организации и фонды увеличился почти на 7 %, т. е. на 75,1 млн. рублей [10]. Сведений об объеме взносов в международные организации и фонды на 2017 год в открытом доступе не дается.

И здесь можно процитировать слова министра финансов России А. Г. Силуанова, который в части участия России в международных организациях отметил, что «… анализ эффективности целесообразности участия в большом количестве международных фондов и организаций мы считаем необходимым пересмотреть [10.16].

Вопрос о финансовой составляющей в части участия России в международных организациях и анализа эффективности этого участия требует внимательного подхода и ни в коей мере поспешных выводов о выходе из международных организаций, фондов, клубов и союзов.

Таким образом, проанализированы общетеоретические положения и некоторые материалы из СМИ, а также научные подходы о взаимодействии с международными организациями и предложено авторское понимание значения сотрудничества для России с международными организациями.

Литература:

  1. См.: В какие международные организации входит РФ? — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kakprosto.ru/kak-842181-v-kakie-mezhdunarodnye-organizacii-vhodit-rf (дата обращения: 31.01.2017); Мартьянов, В. Россия в меняющемся мире // Свободная мысль. — 2009. — № 12. — С. 139–148; Межгосударственные отношения России и Китая — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20160904/1475893374.html (дата обращения: 31.01.2017); Место России в системе международных организаций — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://geographyofrussia.com/mesto-rossii-v-sisteme-mezhdunarodnyx-organizacij/ (дата обращения: 31.01.2017); Основные перспективы отношений между Азербайджаном и Россией — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vakmos.org/news/analytics/4169/ (дата обращения: 31.01.2017); Россия и международные организации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russia.yaxy.ru/rus/base/team/645.html (дата обращения: 31.01.2017); Яковлев, П. П. Россия и Латинская Америка на фоне западных санкций — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/gos/rossija_i_latinskaja_amerika_na_fone_zapadnyh_sankcij_2015–03–10.htm (дата обращения: 31.01.2017) и др.
  2. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 29-ФЗ) «О международных договорах Российской Федерации» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9012279 (дата обращения: 31.01.2017).
  3. Андреева, Е. и Ратнер, А. Потенциал БРИКС и ШОС // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — № 4. — С. 111–114.
  4. Лавров, С. Российская дипломатия и вызовы XXI века: интервью // Международная жизнь. — 2012. — № 9. — С. 4–5.
  5. Кондратов, Д. Торгово-экономическое сотрудничество на пространстве СНГ: возможности расширения // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 5. — С. 59–64.
  6. Федеральный закон от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=15675 (дата обращения: 31.01.2017).
  7. Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18263/ (дата обращения: 31.01.2017).
  8. Политика. 17.01.2017. Россия обжалует решение ЕСПЧ по «закону Димы Яковлева» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tass.ru/politika/3947384 (дата обращения: 31.01.2017).
  9. Москва, 30.01.2017. — РИА Новости. ЕСПЧ обязал Россию выплатить обвиняемым в убийстве Немцова 13 тысяч евро — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/incidents/20170130/1486793848.html (дата обращения: 31.01.2017).
  10. Международные организации обходятся России слишком дорого — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://politrussia.com/world/mezhdunarodnye-svyazi-obkhodyatsya-918/ (дата обращения: 31.01.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): международными организациями, Режим доступа, дата обращения, Электронный ресурс, международных организаций, международные организации, международных организациях, сотрудничества России, международных договоров, Совета Безопасности ООН, Федеральный закон, России интерес, части участия России, международных договорах Российской, «О международных договорах, правовых актов, международных правовых актов, основы сотрудничества России, анализа сотрудничества России, части сотрудничества России.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос