Проектная деятельность – развитие познавательных навыков воспитанников коррекционно-развивающего центра (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 02.02.2017

Статья просмотрена: 221 раз

Библиографическое описание:

Новосельцева, Н. В. Проектная деятельность – развитие познавательных навыков воспитанников коррекционно-развивающего центра (из опыта работы) / Н. В. Новосельцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 522-524. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39120/ (дата обращения: 19.04.2024).



Проект «Интеллектуальные игры».

Проект о том, что объединяет нас — интеллектуальные игры. Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. К большому сожалению, количество людей, увлекающихся интеллектуальными играми падает из года в год, очень часто они вытесняются привлекательно — увеселительными играми, но мы продолжаем верить в жизнеспособность интеллектуальных игр.

Разнообразные, познавательно — развлекательные, тематические, игровые программы имеют огромное воспитательное значение. Позитивный досуг дарит радость общения, способствует развитию коммуникативных способностей воспитанников, помогает раскрытию талантов.

Актуальность темы.

Проект «Интеллектуальные игры» разработан с учётом особенностей современной системы образования. В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально — в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных и образованных детей. В школах изменились методики обучения. Большинство заданий, контрольные, экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребёнка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализоваться в жизни и профессии. Но, как показывает практика, усилия самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе воспитания и обучения.

Одним из важнейших условий развития ребенка — является создание для детей развивающей среды, которая позволит не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях. Интеллектуальная игра для старшеклассников проводится с целью пробуждения интереса учащихся к собственным интеллектуальным возможностям, подкреплению познавательной мотивации, способствует приобретению опыта участия в соревновательных и групповых формах работы.

Цель проекта.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся старшеклассников.

Задачи проекта:

− пропаганда интеллектуальных игр как социально активной формы проведения досуга молодежи;

развитие познавательной активности, интеллекта, творческих способностей и патриотических настроений среди молодежи;

− вызвать интерес у подрастающего поколения к интеллектуальным играм;

− развитие познавательных способностей учащихся и расширение кругозора;

− создание условий для практической реализации знаний и умений учащихся;

− формирование интереса к процессу саморазвития и самореализации;

− систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей;

− рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту, баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

− дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

− непрерывность и преемственность воспитательского процесса, деятельностный подход и развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

− включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Порядок проведения игры:

  1. для каждой игры готовится избыточная база вопросов;
  2. вопросы проецируются на экран и зачитываются ведущим игры;
  3. на подготовку ответа дается 2 минуты;
  4. игра ведется до 6-ти очков;
  5. в процессе игры могут быть использованы 3 музыкальные паузы: одну выбирает капитан, одну — ведущий и одна выпадает в лото;
  6. если команды выигрывают с одинаковым счетом, то проводится финальная игра в форме брейн — ринга;
  7. зрители, присутствующие на игре, могут отдать свой голос — за лучшего игрока команды.

Награждение:

  1. Награждение команды — победительницы интеллектуальной игры на заключительной шоу — программе года «Ты — лучший!». Победившая команда получает диплом победителя и медали.
  2. Все команды, принявшие участие в игре, получают дипломы участников конкурса.
  3. Лучшие игроки команд отмечаются дипломами и подарками.

Реализация программы рассчитана на 6–9 месяцев и представляет собой четыре этапа развития:

− исследовательская деятельность;

− планирование познавательной и творческой деятельности ребёнка;

− реализация проекта;

− презентация и защита проекта.

Тот, кто пытается начать, никогда не начнёт.

Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.

Тот, кто виден всем, не может быть ясным.

Тот, кто считает себя правым, не может стать лучше.

Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.

Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться.

Адресная направленность:

Проект рассчитан на учащихся 9 классов, которые способны реализовать данную идею за один учебный год.

Рабочий план:

  1. Организационно-подготовительный

− сбор информации о проекте

  1. Поисково-практический

− работа по сбору информации об интеллектуальных играх;

− отбор информации для создания кроссвордов, ребусов;

− интеллектуальный турнир «Женщины, изменившие мир»;

− интеллектуальный турнир «Путешествие по Москве»;

− интеллектуальная игра «Мы живем в России»;

− интеллектуальная игра «Самый умный»;

− интеллектуальная игра «Люди, изменившие мир»;

− интеллектуальная игра «Символы России».

  1. Итоговый

− разработка буклета «Интеллектуальные игры».

− презентация «Что? Где? Когда?».

Описание процедур оценивания.

Анкетирование воспитанников, тестирование. Разработка памяток и инструкций проведения игр. Промежуточные итоговые занятия, домашние задания, диагностика. Проведение интеллектуальных турниров.

Ожидаемый результат:

− Данный проект будет способствовать пробуждению интереса учащихся к собственным интеллектуальным возможностям, подкреплению познавательной мотивации, способствовать приобретению опыта участия в соревновательных и групповых формах работы.

− Через интеллектуальные игры — развитие интеллектуальных способностей учащихся старшеклассников.

Дальнейшее развитие проекта.

− Реализация проекта будет направлена на осознания воспитанником своих собственных интеллектуальных возможностей.

Данная программа поможет развить уребёнка умения икачества необходимые человеку, аименно:

− Ответственность;

− Коммуникативные умения;

− Креативность и любознательность;

− Умение работать с информацией;

− Умение ставить и решать проблемы;

− Межличностное взаимодействие и сотрудничество.

Данные качества мы попробуем развить вполном объеме, при:

− Работе с учебной литературой;

− Работе в архивах;

− Выполнении творческих заданий;

− Проведении дискуссий, интеллектуальных игр и др.

Возрастные особенности учащихся.

При организации данной работы учитываются возрастные особенности детей.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находится в области познавательных интересов ребёнка и в зоне ближайшего развития.

В процессе работы над темой необходимо включить работу с различными текстовыми источниками информации и др.

Возраст учащихся составляет от 16 до 18 лет, состав группы постоянный, в проектную деятельность воспитанники включаются постепенно.

Работа ведётся по двум направлениям: домашнее задание и практическая часть.

Домашнее задание.

Детям на дом даётся задание по сбору информации об интеллектуальных играх, отбор информации для создания кроссвордов, ребусов по темам: «Здоровый образ жизни», «Мы против курения», «Путешествие по Москве», «Символы России», «Самый умный», «Люди, изменившие мир», «Мы живем в России».

Воспитанникам разрешено воспользоваться книгами, справочниками, интернетом и помощью взрослых.

Практическая часть.

Создание вместе с родителями кроссвордов, ребусов, составление тематических викторин.

Вывод.

Результаты проведённого исследования показали, что у большинства детей сформированы знания по темам, но не хватает словарного запаса выразить свои мысли, из-за физических возможностей дети редко бывают в музеях, парках, в библиотеках, на концертах вместе с родными.

Возникла необходимость создания условий, способствующих формированию познавательных качеств личности. Что особенно важно для детей этой категории, в следствии ограничения их жизнедеятельности и социальной изоляции, у них не хватает запаса представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Часто им бывает трудно сравнить свое поведение с поведением окружающих. Создание проекта позволило получить навыки самостоятельного конструирования своих знаний, а так же послужило развитию творческих и интеллектуальных качеств личности воспитанника, воспитанию эстетического вкуса, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления, умению увидеть, сформулировать и решить проблему.

Школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения трудиться, не научиться любить близких и родных, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Данные знания должны оказать положительное влияние в работе по воспитанию детей данной категории.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, интеллектуальная игра, сбор информации, умение, групповая форма работы, домашнее задание, интеллектуальная способность учащихся старшеклассников, Москва, познавательная мотивация, практическая часть.


Похожие статьи

Интеллектуальные игры как форма развития умственных...

- создать комплекс интеллектуальных игр по развитию умственных способностей учащихся; - разработать рекомендации для педагогов по формированию интеллектуальных способностей учащихся. Интеллектуальная игра — это вид игры...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

интеллектуальное сотрудничество, игра, учащийся, процесс игры, навык, коллективное обсуждение, классный коллектив, образовательный процесс, обычный урок, познавательная деятельность.

Развитие положительной мотивации учения младших...

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного

Ключевые слова: развитие, мотивация, интеллектуальная игра.

Игровые методы как средство развития познавательных...

Мы определили для себя и придерживаемся мнения, что игра — это форма организации учебной деятельности учащихся, в которой источником

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

Коллективный способ обучения — это работа учащихся в парах сменного состава, при котором

Эта форма работы помимо активного усвоения информации позволяет выработать навыки

Умения соблюдать правила игры, т. к. здесь часто используется игровая ситуация.

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

С включением младших школьников в коллективные, групповые, парные формы организации познавательной деятельности в процессе обучения

Для реализации работы в парах на уроках математики учащимся предлагалось задание: «У вас на партах лежат цветочки.

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Игра «Сбор плодов». Оборудование: изображены два дерева, около каждого корзинки.

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся.

Исследовательская деятельность как средство развития...

Игра как средство формирования способностей младших школьников.

Занимательные опыты — средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников (из опыта работы).

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Немаловажную роль для развития речи учащихся играет создание языковой ситуации, например, ролевые игры, групповые формы работы, способствующие коллективному взаимодействию.

Похожие статьи

Интеллектуальные игры как форма развития умственных...

- создать комплекс интеллектуальных игр по развитию умственных способностей учащихся; - разработать рекомендации для педагогов по формированию интеллектуальных способностей учащихся. Интеллектуальная игра — это вид игры...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

интеллектуальное сотрудничество, игра, учащийся, процесс игры, навык, коллективное обсуждение, классный коллектив, образовательный процесс, обычный урок, познавательная деятельность.

Развитие положительной мотивации учения младших...

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного

Ключевые слова: развитие, мотивация, интеллектуальная игра.

Игровые методы как средство развития познавательных...

Мы определили для себя и придерживаемся мнения, что игра — это форма организации учебной деятельности учащихся, в которой источником

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

Коллективный способ обучения — это работа учащихся в парах сменного состава, при котором

Эта форма работы помимо активного усвоения информации позволяет выработать навыки

Умения соблюдать правила игры, т. к. здесь часто используется игровая ситуация.

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

С включением младших школьников в коллективные, групповые, парные формы организации познавательной деятельности в процессе обучения

Для реализации работы в парах на уроках математики учащимся предлагалось задание: «У вас на партах лежат цветочки.

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Игра «Сбор плодов». Оборудование: изображены два дерева, около каждого корзинки.

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся.

Исследовательская деятельность как средство развития...

Игра как средство формирования способностей младших школьников.

Занимательные опыты — средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников (из опыта работы).

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Немаловажную роль для развития речи учащихся играет создание языковой ситуации, например, ролевые игры, групповые формы работы, способствующие коллективному взаимодействию.

Задать вопрос