Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 01.02.2017

Статья просмотрена: 1494 раза

Библиографическое описание:

Филатова С. Э., Чумакова М. В. Зоны свободной торговли и таможенные союзы // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 252-255. — URL https://moluch.ru/archive/139/39046/ (дата обращения: 25.04.2018).



Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.

Зона свободной торговли — это форма интеграции, при которой ее участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в торговле друг с другом. Вместе с тем в отношении третьих стран каждый участник зоны свободной торговли имеет право проводить свою собственную внешнеторговую политику.

Таможенный союз, ТС — соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории» [1].

В отличие от таможенного союза (третий этап экономической интеграции), члены зоны свободной торговли области не имеют единого внешнего тарифа, то есть они имеют различные квоты и традиции, а также разную политику в отношении стран, не являющихся членами ЗСТ. Чтобы избежать уклонения от уплаты тарифов (через обратный вывоз) страны используют систему сертификации происхождения товаров чаще всего под названием «правила происхождения», где указана потребность в минимальной степени местных материальных затрат и локальных преобразований для добавления стоимости товаров. Только товары, которые отвечают этим минимальным требованиям, имеют право на особое отношение, предусмотренное положениями зоны свободной торговли.

Зона свободной торговли является результатом соглашения о свободной торговле (формой торгового пакта) между двумя или более странами. Иногда различные ЗСТ дополняют друг друга, в других случаях взаимодействия между ЗСТ нет. Зоны свободной торговли и соглашения допускают до некоторой степени каскадное подключение. Если некоторые страны подписывают соглашение по формированию ЗСТ (как торговый блок или в качестве форума отдельных членов ЗСТ) со странами, объединенными другим соглашением о свободной торговле или с другой страной, то новая ЗСТ будет состоять из старой ЗСТ плюс новая страна (или страны).

В промышленно развитой стране существует, как правило, мало, если они вообще существуют, значительных препятствий для легкого обмена товарами и услугами между частями этой страны. Например, не существует, как правило, торговых тарифов или квот на импорт; Есть правило, что не должно быть никаких задержек, когда товар поступает из одной части страны в другую (кроме тех, которые накладывает расстояние); Есть правило, что не должно быть никаких различий в налогообложении и регулировании. Между странами, с другой стороны, многие из этих препятствий на пути быстрого обмена товаров возникают часто. Является обычным делом установление импортных пошлин на того или иного рода товары, а уровень налога с продаж и регулирование часто зависят от страны.

Целью зоны свободной торговли является сокращение барьеров на пути обмена товарами или услугами, так что торговля может расти в результате специализации, разделения труда, а главное с помощью сравнительных преимуществ. Теория сравнительных преимуществ утверждает, что на неограниченном рынке (в равновесии) каждый источник производства будет, как правило, специализироваться в той деятельности, где у него есть сравнительное (а не абсолютное) преимущество. Теория утверждает, что конечным результатом будет увеличение доходов и в конечном итоге богатства и благополучия для всех участников зоны свободной торговли.

Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер [1].

В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Например: задачи, решаемые таможенным союзом (стран Белоруссии, Казахстана и России), изложены в Договоре от 6 октября 2007 года о его создании [2,3].

На сегодняшний день существуют следующие виды зон свободной торговли:

  1. Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу в 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами.

Ее текущее состояние характеризуется увеличением темпов роста инвестиций. Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в деятельности НАФТА.

В США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика. У Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, уничтожают малые и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний.

  1. Европейская ассоциация свободной торговли — создана в 1960 г., в настоящее время включает Исландию, Лихтенштейн, Норвегию, Швейцарию.

Балтийская зона свободной торговли — соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз).

Оставшиеся члены ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн) продолжают заниматься контролем за полной реализацией Стокгольмского соглашения. Государства-члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией. Аналогичные декларации были подписаны с балтийскими государствами. В 2010 г. Соглашение о свободной торговле с ЕАСТ подписала Украина. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством стимулирования торговых связей.

  1. Центрально-европейская ассоциация свободной торговли — соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г.

В 1992 г., после обретения политической открытости бывшим Восточным блоком и роспуска Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), был заключен экономический союз между Польшей, Чешской Республикой, Словакией, Венгрией, Словенией, Румынией, в 1999 г. к нему присоединилась Болгария (все они упразднили свой статус, вступив в ЕС), в 2003 г. — Хорватия. Целями ассоциации являются поддержка обоюдных экономических отношений, устранение таможенных барьеров и достижение внутреннего регулирования в соответствии с правилами ЕС. В 2012 г. странами — членами ЦЕФТА являлись Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Молдова, Черногория, Хорватия и Сербия.

  1. Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей подписано этими двумя странами в 1983 г.
  2. Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором иВенесуэлой — соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.
  3. Бангкокское соглашение — соглашение между Бангладеш, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1975 г.
  4. Соглашения оВсемирной торговой организации (ВТО):

– генеральное соглашение по тарифам и торговле;

– соглашение по сельскому хозяйству;

– соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

– соглашение по техническим барьерам в торговле;

– соглашение по торговым инвестиционным мерам;

– антидемпинговое соглашение;

– соглашение о таможенной оценке;

– соглашение о предотгрузочной инспекции;

– европейское торговое соглашение;

– соглашение по правилам происхождения;

– соглашение по процедурам импортного лицензирования;

– соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

– соглашение о гарантиях;

– генеральное соглашение по торговле услугами;

– соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности;

– соглашение по правительственным закупкам;

– соглашение по информационным технологиям;

– балийский пакет соглашений.

  1. Зона свободной торговли СНГ — соглашение между странами СНГ, подписанное в октябре 2011 года.
  1. Транс-Тихоокеанское партнерство;
  2. Союз южноамериканских наций;
  3. Зона свободной торговли между членами ЕАЭС и другими странами.

Нейтральное место среди зон свободной торговли занимает Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

Таможенный союз — предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Южноафриканский таможенный союз (ЮАТС).

На африканском континенте наиболее развитым интеграционным объединением является Южноафриканский таможенный союз. ЮАТС считается одним из старейших таможенных союзов в мире — 22 апреля 2010 г. В ЮАТС вошли африканские страны, различающиеся по размерам и уровню экономического развития (ЮАР является самой крупной и развитой страной континента, Лесото относится к наименее развитым государствам Африки), отраслевой структуре, системам экономического и торгово-политического регулирования. В отличие от ЮАР производственная и экспортная база остальных стран Объединения остается узкой: основными экспортными товарами Ботсваны и Намибии являются алмазы и минералы, Лесото — текстиль, Свазиленда — сахар [4].

ЮАТС имеет особенности, отличающие его от региональных группировок большинства развивающихся стран. Государства Таможенного союза (кроме Ботсваны) входят в Единое валютное пространство (образовано в 1986 г.). В его рамках осуществляется свободное движение капитала, при этом Лесото, Намибия и Свазиленд имеют право доступа на валютный и финансовый рынок ЮАР. Все страны-члены ЮАТС являются также участниками более широкой региональной группировки — Южно-Африканского Сообщества развития (входят еще 9 африканских стран), нацеленной на поэтапное создание зоны свободной торговли. Высшим органом ЮАТС стал Совет министров, состоящий из министров финансов или торговли (по крайней мере одного министра от каждой страны). Совет принимает все важнейшие решения, включая установление внешнего таможенного тарифа Объединения. Все решения принимаются на условиях консенсуса; заседания проводятся раз в квартал или по требованию одного из государств-членов.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива является влиятельным интеграционным объединением арабских стран благодаря финансово-экономическому потенциалу своих членов.

Региональная группировка (создана в 1981 г.) объединяет шесть аравийских газо- и нефтедобывающих стран, близких по религиозным, этническим, политическим и социально-экономическим критериям: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию. Саудовская Аравия, превосходя другие страны по территории, населению, запасам нефти и промышленному потенциалу, играет в Объединении лидирующую роль.

Таможенный союз формировался поэтапно, начиная с зоны свободной торговли (при расширении сотрудничества в других секторах) с ориентацией в перспективе на создание общего рынка, экономического и валютного союза.

Таможенная зона свободной торговли, образованная четырьмя государствами — членами соглашения: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай [4].

Одна из главных целей МЕРКОСУР состоит не только в полном устранении импортных пошлин между участниками, но и в расширении текущих соглашений о свободной торговле и увеличении в текущем импорте и экспорте доли товаров (высокотехнологичных), которые могут усилить роль МЕРКОСУР на мировом торговом рынке. Другая важная цель — устранение исключений в списке продуктов, включенных в свободную торговлю (главным образом, автомобили, бытовая техника и определенные сельскохозяйственные продукты). У МЕРКОСУРА также есть экономические соглашения с Боливией, Чили, Колумбией, Эквадором и Перу (связанные страны). К товарам, произведенным в таких странах и импортированным участником МЕРКОСУР, применяется уменьшенная или даже нулевая налоговая ставка импорта, в зависимости от налоговой классификации товара.

Также были предприняты усилия по расширению числа участников МЕРКОСУР и вступлению в соглашения с другими блоками. Например, соглашение о свободной торговле между МЕРКОСУР и Сообществом Анд (Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор и Венесуэла), вступившее в силу с 31 января 2005. Также имеются соглашения между МЕРКОСУР, Перу и Мексикой.

Более успешно интеграционное сотрудничество развивается при наличии экономически сильного лидера: в МЕРКОСУР Бразилии, в ЮАТС ЮАР, в ССАГПЗ — Саудовской Аравии.

Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Европейский союз, достигший высокого уровня экономической и политической интеграции, имеет в своей основе таможенный союз. Создание большинства таможенных союзов развивающихся стран нельзя считать полностью завершенным в силу сохраняющихся исключений из режима свободной торговли, неполного охвата товарной номенклатуры общим внешним тарифом, применения нетарифных мер регулирования внешней торговлей, отсутствия гармонизации инструментов торговой политики и др. В таможенных союзах развивающихся стран, в отличие от ЕС, не были созданы наднациональные органы управления; руководство объединениями осуществляется на межправительственном уровне.

Литература:

  1. Электронный журнал о мировой политике и международных отношениях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hse.ru
  2. «Генеральное соглашение по тарифам и торговле» (ГАТТ 1947);
  3. Решение Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27.11.2009 г. N 130 // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс»;
  4. Информационный портал для студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studme.org
Основные термины (генерируются автоматически): свободной торговли, зоны свободной торговли, свободной торговле, Зона свободной торговли, зона свободной торговли, Зоны свободной торговли, ассоциация свободной торговли, таможенного союза, свободной торговли НАФТА, свободной торговли области, зон свободной торговли, режима свободной торговли, участник зоны свободной, положениями зоны свободной, Таможенный союз, развивающихся стран, Целью зоны свободной, участников зоны свободной, создание зоны свободной, Балтийская зона свободной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос