Проблемы религиозного образования в Кыргызстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 03.03.2017

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Абдырахманов Т. А. Проблемы религиозного образования в Кыргызстане // Молодой ученый. — 2017. — №4.1. — С. 110-111. — URL https://moluch.ru/archive/138/39467/ (дата обращения: 26.05.2018).



В статье расcматриваются проблемы религиозной образовании Кыргызстана. Сравнение религиозной ситуации и образовании соседними странами в Центральной Азии.

Ключевые слова: исламизированность, интеллектуальный потенциал, феноменальный рост, игнорирования.

Theme: Problems of religious education in Kyrgyzstan.

Annotation: The article deals with the problems of religious education in Kyrgyzstan. Сomparison of the religious situation and education of the neighboring countries in Central Asia

Keywords. Islamicize, intellectual potential, phenomenal growth, ignoring.

Кыргызстан, выбрав демократический путь развития во всех сферах общественной жизни, проповедовал идеи либерализма. Вследствие открытости и демократичности государственного строя постсоветского Кыргызстана, в области религии за короткое время в стране произошли значительные изменения масштабного характера. По последним данным, в стране действует 1619 мусульманских мечетей, а в 1991 году в коммунистическом Кыргызстане было всего 39 мечетей и 20 православных церквей.

Итогом чрезмерно либерально-религиозной политики Кыргызстана является то, что в стране на сегодняшний день функционирует 360 христианских организаций, в том числе 46 приходов Русской православной церкви, 2 организации старообрядцев Русской православной церкви, 4 общины католиков и 308 организаций протестантского направления.

За последние 20 лет, из 54 стран мира с миссионерской деятельностью в Кыргызстане побывали 1137 иностранных граждан. В Кыргызстане официально зарегистрированы более 20 зарубежных общин, 12 общин бахай, 1 иудейская и 1 буддистская общины. И это все в Кыргызстане, где кыргызы-номады досоветского периода традиционно отличались от других этносов региона слабой исламизированностью, свободным нравом, а в советский атеистический период русскоязычные, европеизированные народы, составляя большинство населения Советского Кыргызстана, интенсивно культивировали чуждые исламу элементы духовности, подвергая местное население массированной атеизации.

Если в начале постатеистического духовного возрождения Кыргызстана ислам оставался скорее культурным, социальным и религиозным феноменом, то в последние годы он все активнее политизируется и методично переходит к латентным протестным действиям антигосударственного характера, при этом вырабатывая и распространяя в обществе соответствующую идеологию. В первую очередь это касается таких исламских организации, как «Хизб-ут-Тахрир», «Акромия», Исламское движение Узбекистана, «Таблиги Джамаат», целью которых является изменение существующего политического строя и создание халифата.

Кыргызстан по-прежнему, как и в советское время, отличается инерцией мышления, а также догматизмом в подходах к решению деликатных проблем религии, религия отделена от государства по-коммунистически, в духе марксистского атеизма.

С одной стороны, лаическая политика Кыргызстана выражается в латентном игнорировании и безучастии государства в религиозных делах, позволяющая исламским организациям вести бесконтрольную деятельность, с другой стороны – во всяческом нивелировании общественно-политической, духовно-культурной, образовательно-воспитательной и нравственной роли религии в обществе, хотя сама история уже неоднократно возвращает ислам в центр человеческой жизни не как пережитки, а как глубочайшую реальность, и религия на протяжении тысячелетий более чем достойно выполняет свою выдающуюся роль духовного поводыря миллионов, верно определяя их высшие нравственные и духовные приоритеты. Более того, даже в космическом XXI веке ислам вполне объективно и закономерно остается важнейшей площадкой для борьбы различных идей, интерпретаций таких ключевых понятий человеческого существования, как патриотизм, нравственность, созидательность, справедливость, законность, идеология, мораль, этика, смысл жизни и т. д.

И вообще, если государство отделено от религии, это не значит, что политика и религия, образование и религия, культура и религия должны функционировать врозь, и, тем более, это не значит, что миллионы верующих Кыргызстана должны жить двойной жизнью, двойной моралью, руководствоваться двойными стандартами, следовать интересам параллельных миров, чтобы энергия, помыслы, духовный и интеллектуальный потенциал религии не оказались не востребованными обществом. А ведь исторически доказано, что все цивилизованные государства мира состоялись и благополучно развиваются исключительно благодаря единству всего общества, не стратифицированного по социальным, этническим, региональным и, тем более, по религиозным признакам. Ибо только синкретическая и синергетическая энергия несегментированного по каким-либо признакам общества может позитивно решать судьбоносные проблемы государства, в частности, острых и неотложных проблем образования и воспитания молодого поколения. Поэтому из многочисленных аспектов взаимодействующей и взаимодополняющей деятельности государства и религии, серьезного внимания заслуживают вопросы образования.

К сожалению, в Кыргызстане во взаимоотношениях государства и религии в области образования складывается совершенно ненормальная ситуация. Поскольку религия в Кыргызстане отделена от государства по атеистическим принципам коммунистического прошлого, религиозное образование фактически не допускается в государственное образовательное пространство и не интегрирована в образовательную систему страны. Вместо того, чтобы найти компромиссный вариант и использовать во благо общества усилия и возможности религиозных образовательных учреждений, официальные органы Кыргызстана оставляют их без внимания, а так же и вне правового поля, хотя религиозные образовательные учреждения уже представляют собой солидную общественную силу и в них обучается немалая доля непростой, даже пассионарной части молодого поколения страны, остро испытывающая духовный голод в условиях идеологического вакуума в государстве. Как известно, если в 1991 году в Кыргызстане не было ни одного теологического учебного заведения, то в данное время в стране функционируют 1 Исламский университет, 7 исламских институтов, 50 медресе. Для сравнения скажем, что в традиционно более исламизированном Узбекистане, имеющем еще в советское время такие знаменитые медресе «Мири-Араб» в Бухаре и институт «Аль-Бухари» в Ташкенте, в данное время функционируют только 50 различных религиозных учебных заведений во главе с одним Исламским университетом. Примерно такая же ситуация наблюдается и в Таджикистане, где действует один Исламский университет и 20 медресе.

Однако же, в Кыргызстане из-за взаимного догматического игнорирования и латентной конфронтации государства и религиозных кругов, образовательная политика сторон не пользуется взаимной поддержкой и взаимным признанием, что сводит на нет все вышеупомянутые результаты религиозного ренессанса. По этой причине, с одной стороны выпускники государственных вузов по специальности «Теология» не пользуются признанием со стороны мусульманского духовенства. В то же время, не пользуются официальным признанием со стороны государства дипломы и квалификации десятки выпускников зарубежных религиозных высших учебных заведений как всемирно известного египетского университета «Аль-Азхара», а 99,9 % выпускников исламских учебных заведений страны не могут трудоустроиться, поскольку их образование и дипломы об образовании официальной властью Кыргызстана еще не признаны. В связи с этим, 14 января 2008 года в информационном агентстве Кыргызстана АКИргess было озвучено заявление организации мусульманских женщин «Мутакалим» с требованием официального признания государством исламских образовательных заведений Кыргызстана и их дипломов. Безусловно, это вполне естественное и потому справедливое требование наших сограждан, попусту потерявших годы и средства. Но подобные претензии к государству не имеют под собой прямых законодательных основ, так как для официального признания образовательных программ религиозных учебных заведений и их квалификационных документов они должны пройти государственную аккредитацию и аттестацию, иметь соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности. Однако, в отличие от отдельных лицензированных христианских учебных заведений, таких как, например, Христианский университет Кыргызстана, все исламские учебные заведения Кыргызстана, начиная от Исламского университета до обычных медресе, проигнорировав законные требования государства, осуществляют свои образовательные деятельности без соответствующих лицензий.

В целом, с учетом изложенного можно резюмировать, что «война законов» и догматическая конфронтация, или, в лучшем случае, взаимное игнорирование друг друга все больше сужают компромиссное поле и сокращают время для совместной образовательно-воспитательной деятельности государства и религии во имя благополучия государства.

Литература:

  1. Райымбекова К. К. Высшее образование суверенного Кыргызстана. Бишкек, 2001г.
  2. Каниметов Ж. К. Государственно-общественное управление образованием в Кыргызской Республике.
  3. Приоритеты развитие Кыргызстана — проблемы общественных наук. –Б.: -203с.
  4. Курбанова Н. У. Ислам в современном Кыргызстане. Б.:2008г. -160с.
  5. Абдырахманов Т. А. Исламский мир: прошлое и настоящее. Б. 2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Кыргызстан, Исламский университет, официальное признание, государство, религия, Русская православная церковь, советское время, образование.


Ключевые слова

исламизированность, интеллектуальный потенциал, феноменальный рост, игнорирования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос