Общественно-политический потенциал исламской религии в Кыргызстане (вопросы исламского образования) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 21.02.2017

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Айтымбетов М. Б. Общественно-политический потенциал исламской религии в Кыргызстане (вопросы исламского образования) // Молодой ученый. — 2017. — №4.1. — С. 4-6. — URL https://moluch.ru/archive/138/39407/ (дата обращения: 18.06.2018).



В статье рассматриваются развитие и проблемы мусульманского образования в Кыргызстане. Зарождение и спад, а также потенциал исламского образования.

Ключевые слова: Иерарх, мударрис, теософия, джамаат, интеллектуал.

The article deals with the development and problems of Islamic education in Kyrgyzstan. Origin, down sand the potential of Islamic education.

Key words: Hierarch, muddaris, Theosophy, Jamaat, an intellectual.

В современном Кыргызстане проблема развития мусульманского религиозного образования носит не только конфессиональный, но и общеобразовательно- мировоззренческий характер. В связи с этим в последнее время поднимаются острые проблемы, несправедливо обойденные вниманием со стороны педагогов-исследователей Кыргызстана. В частности, это можно отнести к недостаточной изученности опыта религиозной педагогики, содержащей весьма полезного и интересного в плане подходов к обучению и воспитанию личности. Например, в учебниках и учебных программах по педагогике и истории педагогики Кыргызстана пока еще не отведено должного места освещению истории педагогической мысли мусульманских народов, у которых имеется богатейший опыт религиозного образования. В связи с этим, можно говорить о назревшей необходимости проведения системного историко-педагогического анализа развития религиозного образования исламского мира.

Многие исследователи, рассматривая ислам в контексте образования, справедливо отмечают о его огромном образовательном потенциале, и о том, что в исламе важное место отведено науке и образованию. В частности, только в Коране более 700 раз встречаются сюжеты, подчеркивающие особую роль образования и науки в жизни общества. Поэтому образование и наука всегда играли огромную роль в развитии исламских государств. Особенно в ранний период своего развития, ислам как государственная религия средневековых государств мусульманского Востока стал главным детерминантом бурного развития образования и науки, тем самым превратив интеллектуальный потенциал в определяющий фактор опережающего развития исламской цивилизации. Великолепная организация религиозно-светского обучения распространилась по всему исламскому миру. Известными школами являлись мечети Кордовы и Андалусии, мечеть «ан-Нурия», учрежденная Нуруддином Шахидом в Дамаске, учебный комплекс «аль Азхар», созданный Джоухаром Сицилийским в Каире, школа «ан-Низамийя» в Багдаде и другие. Мечеть «аль-Азхар» еще с конца ХI века полноценно приступила к своей университетской деятельности и успешно объединяла в себе преподавание религиозных учебных предметов с такими гуманитарными и естественными предметами как история, география, математика, химия, астрономия, медицина, музыка. В этом плане «аль-Азхар» состоялся как университет намного раньше, чем европейские вузы. Еще раньше «аль-Азхара» приступила к своей университетской деятельности мечеть в городе Фес, оставаясь крупнейшим образовательно-научным центром Магриба. Исламские университеты Андалусии притягивали к себе не только студентов арабского мира, но и со всей христианской Европы. Таким образом, исламские университеты оказали огромное влияние на возникновение европейских университетов и фактически заложили основу европейской научной революции и современной европейской цивилизации.

Важными образовательными и научными центрами были библиотеки. Например, в 40 огромных хранилищах Каирской библиотеки «Дар аль-Ислам» со всего мира были собраны около 1 млн. книг. Соответственно, в те годы выходцы из духовных образовательных учреждений Востока становились выдающимися учеными, внесшими огромный вклад в мировую науку, и вполне справедливо отмечалось, что «Exorientelux» («Свет с востока»). В этом же ключе высказался и Президент США Б. Обама (4. 06. 09 г.), отмечая, что «именно ислам принес светоч знания в Европу».

Однако ХIII век оказался переломным для исламской цивилизации. Распад Арабского Халифата, нашествие монголов и реконкиста испанцев нанесли непоправимый урон исламской образовательной системе. В дальнейшем, когда европейцы, пережив реформационное движение, вступив в эпоху гуманизма и Возрождения, наряду с теософскими предметами стали активно изучать и светские предметы, и когда по всей Европе стали образовываться университеты, ислам как религиозно-государственная идеология входит в полосу стагнации. Следовательно, пришли в упадок образование и наука исламских государств, а сами исламские государства, ослабленные перманентным кризисным состоянием, оказались в колониальной зависимости Западных государств. При этом, как показывают результаты глубокого изучения истории стран исламского мира, причина кризиса исламской цивилизации заключалась далеко не только в колониализме. Колониализм скорее является следствием, нежели причиной. А причина цивилизационного кризиса стран мусульманского Востока заключалась в общественно-политическом, идеологическом и в интеллектуальном разложении политической элиты, религиозных иерархов и мударрисов исламских учебных заведений. Что и привело к кризису образовательной системы исламских государств.

В результате этого, в период позднего средневековья произошло окончательное разложение исламской системы образования и деградация исламской педагогики. Когда на Западе широко распространялись новаторские педагогические идеи Я. А. Коменского, А. Дистерверга, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и других выдающихся педагогов, мударрисы исламских медресе перестали учитывать и руководствоваться передовыми достижениями педагогики и ее методики. В итоге, медресе оказались в оковах консерватизма, догматизма и схоластики. Как ни парадоксально, из содержания исламского образования были изъяты такие светские предметы как география, математика, история и другие науки, когда-то подарившие миру великих астрономов, математиков, географов и историков исламского Востока. Постепенно фактически все обучение сводилось лишь к заучиванию Корана. Более того, все богословские учебные дисциплины превратились в бессмысленное заучивание и малополезную схоластику. Тем самым, было предано к забвению завещание великого ученого-энциклопедиста, основателя арабской философии аль Кинди. Как известно, он полагал, что при воспитании надо формировать не мусульманский фанатизм, а интеллект.

Кыргызстанские мусульмане не должны оказаться на задворках информационного ХХI века. Пора реально претендовать на то, чтобы стать одним из наиболее просвещенных джамаатов мусульманского мира, аккумулировав в себе все лучшее от исламского образования и светского общеобразовательного потенциала.

В целом, подводя итоги можно сказать, что для создания эффективного профессионального религиозного образования Кыргызстана необходимо решить следующие фундаментальные задачи.

Во-первых, необходимо интегрировать систему негосударственных религиозных образовательных учреждений в государственную образовательную систему. При этом необходимо определить форму интеграции. Во-первых, негосударственная система религиозного образования может интегрироваться в общегосударственную образовательную систему. Во-вторых, негосударственное религиозное образование на частно-государственной основе может интегрироваться с теологическими государственными учебными учреждениями и создать самостоятельную систему государственного религиозного образования. А так, при нынешнем состоянии исламского образования страны явно разрывается единство не только образовательно-организационного, учебно-методического и технологического пространства религиозной, а также национальной образовательной системы Кыргызстана, но и разрывается единство духовно-интеллектуальных основ образования и подрывается государственная система воспитания всесторонне образованного и духовно развитого гражданина страны.

В-третьих, в современных условиях Кыргызстана упрощенные подходы к вопросам интеграции религиозного образования в единую образовательную систему Кыргызстана не будут давать положительные результаты. Потому что при отсутствии концептуальных стержней крайне трудно будет создавать единую систему государственного религиозного образования. Для этого, прежде всего, необходимо разработать, согласовать и принять лицензированную, общепринятую образовательную программу. Необходимо предпринимать серьезные и эффективные меры для создания адаптированной методической и инновационной системы качественного исламского образования, с использованием самых современных образовательных технологий общей педагогики. При этом принципиальным моментом считается то, что желающим учиться в религиозных образовательных учреждениях должны быть гарантированы перспективы получения не узкоконфессионального, а многопрофильного образования, включающего знания религии и светских наук, знание нескольких языков, развитие широкого кругозора, которые давали бы возможность занимать должности как в системе духовных служб, так и в государственных структурах.

Литература:

  1. Мусульманские организации намерены добиться, чтобы исламские университеты котировались в КР. http//kgakipress.org/-print.php.
  2. Мехди Санаи. Отношение Ирана с центральноазиатскими странами СНГ. М. 2002. – С. 27.
  3. Российская газета. 2007. 13 декабря.
Основные термины (генерируются автоматически): Кыргызстан, религиозное образование, исламская цивилизация, исламский мир, государство, университетская деятельность, мусульманский Восток, исламское образование, государственное религиозное образование, ислам.


Ключевые слова

Иерарх, мударрис, теософия, джамаат, интеллектуал

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос