Несобственно-прямая речь как средство раскрытия структуры художественного произведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Уразкулова, В. П. Несобственно-прямая речь как средство раскрытия структуры художественного произведения / В. П. Уразкулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4.2 (138.2). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/138/39350/ (дата обращения: 20.04.2024).



Художественное произведение представляет собой текст, принадлежащий одному или нескольким субъектам речи. Поэтому анализ текста предполагает умение обнаруживать субъект речи. Субъективная организация произведения может принимать различные формы. Это обнаруживается на таком уровне структуры художественного текста, который связан с понятием точки зрения, то есть с отношением субъекта речи к объекту.

Объективный характер повествования в романе «Преступление и наказание» Достоевского внешне уступает место более гибким и разнообразным отношениям между речью повествователя и речью персонажа. Стилистическая одноплановость повествовательной речи разрушатся, и в ней более или менее четко выделяются два речевых плана — план повествователя и план героя. Повествование сдвинуто не только в область сознания героя, но и в плоскость его речи. Такая субъективизация повествования выступает отчетливо в предложениях с несобственно-прямой речью (НПР).

Например, повествование в действиях Раскольникова, непосредственно отражающее в то же время субъективное восприятие самим героем повествуемых фактов: «Раскольников вышел… На улице он совсем очнулся…А что, если уж и обыск был? Что, если их как раз у себя и застану?»

Признаками НПР являются элементы разговорной речи, безличное предложение, вопросительные и восклицательные конструкции — характерные приметы речи Раскольникова, отличающейся от основного текста повествователя повышенной экспрессивностью.

Текст с НПР объединяется ритмически: интонационная и эмоциональная организация НПР принадлежит самому Раскольникову. Ритмическая организация НПР осложняется дополнительной системой семантико-синтаксических отношений: экспрессивными добавлениями и противопоставлениями. Первая часть НПР дана на основе модальности: «Ничего и никого; никто не заглядывал. Даже Настасья не притрагивалась». Граница между частями обозначена противительным союзом «но»: «Но, господи! Как мог он оставить давеча все свои вещи в этой дыре?». Союз «но» как бы обнаруживает драматическую напряженность ситуации, обозначая изменения эмоционально-экспрессивной окраски текста.

В качестве средств связи между синтаксическими единицами в романе Достоевского могут выступать разные типы повторов — отдельные слова, словесные комплексы, союзы, частицы. Показателем НПР может быть повторяющее слово или выражение персонажа. Например: «Раскольников шел, смотря кругом рассеянно и злобно. Все мысли его кружились теперь около одного какого-то главного пункта, — он сам чувствовал, что это действительно такой главный пункт и есть и что теперь, именно теперь он остался один на один с этим главным пунктом, — и что это даже в первый раз после этих двух месяцев» [1].

В данном случае используется такая композиционная форма НПР, которая близка к косвенной речи. В этом примере преобладает речь повествователя. Отсюда употребление указательного местоимения «это» в сочетании с модальным словом «действительно» и указательным местоимением «такой». В анализируемом предложении лексические повторы, повторы экспрессивные как средства семантико-синтаксической организации выполняют роль связочного материала.

Синтаксическим признаком НПР у Достоевского является цепь вопросительных конструкций, вводимая в общий повествовательный контекст. После свидания с Порфирием, который преподнес Раскольникову «сюрприз» с Миколькой, рассуждения героя раскрываются с помощью НПР: «Спору нет, Раскольников успел уже себя и давеча слишком скомпрометировать, но до фактов все-таки еще не дошло; все еще это только относительно. Но так ли, однако же, так ли он это все теперь понимает? Не ошибается ли он? К какому именно результату клонил сегодня Порфирий? Действительно ли было у него что-нибудь приготовлено сегодня? Да и что именно? Действительно ли он ждал или нет?»

В примере система повторяющихся вопросительных конструкций, нанизывающихся друг на друга, присоединения — развития и присоединения — уточнение являются средством семантико-синтаксической организации текста НПР передается и изменениями временного плана. Ее внутреннее строение приобретает разнообразные формы: лексические повторы, повторы семантические, присоединения, всевозможные усиления-градации в совокупности связывают синтаксические единицы НПР, которая в этом случае оформляется чаще всего в отрезке текста — сложном синтаксическом целом.

НПР у Достоевского приобретает сложные и разнообразные формы. Усложнение строения НПР связано с тем, что она утрачивает свою монологичность, замкнутость и строится как диалог, который может быть либо разговором персонажа с самим собой, либо обращением к отсутствующему собеседнику. Например: «Дорогой один вопрос особенно мучил его: был ли Свидригайлов у Порфирия?; Сколько он мог судить и в чем бы он присягнул — нет, не был! Он подумал ещё и ещё, припомнил все посещения Порфирия, сообразил: нет, не был, конечно не был!.»..

В примере ощущается интонация Раскольникова, причем голос героя вводится не только посредством НПР, но и является в тексте, принадлежащем непосредственно повествователю. Голос повествователя перебивается голосом Раскольникова, герой спорит не только с собой, но и с чужой позицией, чужим голосом, реальным или воображаемым.

Итак, НПР в романе Достоевского приобретает сложные и разнообразные формы: передавая внутреннюю речь персонажей, она строится как неодноплановая, включая в себя диалог, спор, полемику с чужими точками зрения. «Такое наслоение друг на друга разных голосов создает дополнительную глубину — и тем самым дополнительное напряжение — в художественно-языковой структуре произведения» [2]. Чаще всего многочисленные средства связи между компонентами НПР встречаются в совокупности. НПР может быть построена на основе различных смысловых и грамматических связей; но всегда внутри нее находится ещё целая система повторов, контактных и дистантных, лексических возвращений и соответствий.

Изучение внутреннего строения НПР позволит вскрыть глубинную структуру художественного произведения, его субъектно-стилистическую архитектонику.

Литература:

  1. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Пол. соб. соч. М., 1979.
  2. Лихачев Д. С. Достоевский в поисках реального и достоверного. Л., 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): внутреннее строение, главный пункт, речь повествователя, указательное местоимение, художественное произведение.


Похожие статьи

Технологии обучения пересказу старших дошкольников

Пересказом называют вид работы по формированию связной монологической речи, главным из которого является воспроизведение содержания высказывания, а также умение

На связность детской речи положительное влияние оказывает пересказ художественных произведений.

Контекстуальные значения личных местоимений в русском...

Также местоимение 3-его лица мн. ч. в художественной литературеосновном это произведения, написанные в 19 веке) могло употребляться вместо единственного. Оно использовалось писателями для оформления речи прислуги, для выражения подобострастия

Механизмы ввода героя-маски А.А. Блока в художественное...

В лирических же стихотворениях, где выступают автор-повествователь

Исследование способов ввода героя-маски в художественное произведение следует начинать с номинации его автором.

Через указательные местоимения «ты»; «тебе» происходит и номинация маски.

Абзац – предложение в зачине художественного текста

...строения текста: будучи органической принадлежностью письменной речи, он не имеет

что в современном художественном произведении «идеальная» модель построения

артикля, притяжательных, указательных и некоторых неопределенных местоимений (таких, как all...

Роль, место и частота употребления самостоятельных...

Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют в предложении.

— М.: АСТ Олимп, 1997. Великий и могучий... Художественные тексты и педагогические советы. Педагогическая литература.

Необходимость в формировании речи дошкольника

...решения практических задач, восприятия художественных произведений.

ситуацией, что выражается в обилии существительных, указательных местоимений и глаголов

речь, речь детей, действие, наречие образа действия, речевое общение, слово, внутренний мир.

Свойства и функции исторического времени в художественном...

Это способ организации эстетической действительности произведения, его внутреннего мира и одновременно образ, связанный с

Наиболее часто встречающимся типом времени является реальное объективное художественное время, используемое в монологической речи.

Выражение коммуникативной категории определенности...

Таким образом, эта общность указательных местоимений и указательных частиц отражает то древнейшее состояние дейктических слов

4. Объект локализуется в ментальном пространстве (внутреннее, душевное состояние другого человека, его возраст): Пойдем, Аня, как она там...

Текст как единица общения и обучения опосредованному...

Как таковую ее характеризует наличие коммуникативной задачи (сверхзадачи, если речь идет об опосредованном воздействии на адресата, как, например, в случае художественного произведения).

Похожие статьи

Технологии обучения пересказу старших дошкольников

Пересказом называют вид работы по формированию связной монологической речи, главным из которого является воспроизведение содержания высказывания, а также умение

На связность детской речи положительное влияние оказывает пересказ художественных произведений.

Контекстуальные значения личных местоимений в русском...

Также местоимение 3-его лица мн. ч. в художественной литературеосновном это произведения, написанные в 19 веке) могло употребляться вместо единственного. Оно использовалось писателями для оформления речи прислуги, для выражения подобострастия

Механизмы ввода героя-маски А.А. Блока в художественное...

В лирических же стихотворениях, где выступают автор-повествователь

Исследование способов ввода героя-маски в художественное произведение следует начинать с номинации его автором.

Через указательные местоимения «ты»; «тебе» происходит и номинация маски.

Абзац – предложение в зачине художественного текста

...строения текста: будучи органической принадлежностью письменной речи, он не имеет

что в современном художественном произведении «идеальная» модель построения

артикля, притяжательных, указательных и некоторых неопределенных местоимений (таких, как all...

Роль, место и частота употребления самостоятельных...

Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют в предложении.

— М.: АСТ Олимп, 1997. Великий и могучий... Художественные тексты и педагогические советы. Педагогическая литература.

Необходимость в формировании речи дошкольника

...решения практических задач, восприятия художественных произведений.

ситуацией, что выражается в обилии существительных, указательных местоимений и глаголов

речь, речь детей, действие, наречие образа действия, речевое общение, слово, внутренний мир.

Свойства и функции исторического времени в художественном...

Это способ организации эстетической действительности произведения, его внутреннего мира и одновременно образ, связанный с

Наиболее часто встречающимся типом времени является реальное объективное художественное время, используемое в монологической речи.

Выражение коммуникативной категории определенности...

Таким образом, эта общность указательных местоимений и указательных частиц отражает то древнейшее состояние дейктических слов

4. Объект локализуется в ментальном пространстве (внутреннее, душевное состояние другого человека, его возраст): Пойдем, Аня, как она там...

Текст как единица общения и обучения опосредованному...

Как таковую ее характеризует наличие коммуникативной задачи (сверхзадачи, если речь идет об опосредованном воздействии на адресата, как, например, в случае художественного произведения).

Задать вопрос