Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 31.01.2017

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Неверова Л. В., Плотникова Е. С. Использование технологии видеокейсов в системе постдипломного образования // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 376-378. — URL https://moluch.ru/archive/138/39118/ (дата обращения: 21.04.2018).



Рассматривается вопрос роли технологии видеокейсов на курсах повышения квалификации педагогов. Анализируется их эффективность в процессе обучения слушателей и приобретении ими новых компетенций.

Ключевые слова: видеокейсы, кейс-технологии,педагоги, курсы повышения квалификации

The results of the study of therole of technology of videocases on professional development course of teachers. Their efficiency in training process of listeners and acquisition of new competences by them is analyzed.

Keywords: videocases, case technology, teachers, professional development course

Одно из требований к обучению взрослых –применение современных интерактивных технологий. Именно правильная подготовка педагогов к их использованию позволит получить необходимый образовательный эффект и повысить их качество работы. Использование кейс-технологий позволяет не только обогатить содержание лекционных и практических занятий в рамках рассмотрения ряда тем, но и актуализировать у слушателей имеющийся спектр знаний по рассматриваемым проблемам и, что немаловажно, позволяет приобрести новые компетенции. Кратко рассмотрим кейс-технологии. К ним относят: кейс-стади, видеокейсы, кейс-иллюстрации, фото-кейсы и др. Кейс-стади (case-study от английского case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач [4, с.50]. Главная особенность данной технологии заключается в развитии способности, позволяющей эффективно справляться с проблемами и трудными случаями в реальной профессиональной деятельности.

Подробнее остановимся на использовании именно видеокейсов в работе, как с педагогами, так и применении их самими педагога. Учёные и практики выделяют видеокейс как одну из форм кейс-технологии. Видеокейс — это видеосюжет с ёмким представлением проблемной ситуации; инструмент обучения, основанный на кейс-методе (методе анализа конкретных ситуаций). Видеокейс–короткий видеофильм, в котором демонстрируется конкретная проблемная ситуация [1; 3, с.11].

Уникальность данной технологии заключается в следующем: возможность погрузить участников в реальную проблемную ситуацию (подготовленные и показанные педагогам видеокейсы, позволяют актуализировать некую проблему); визуальная форма подачи проблемы, расстановка акцентов в выстраивании обсуждения по заранее спланированному сценарию позволяет повысить эффективность усвоения материала за счёт применения активных методов обучения; возможность повысить эмоциональную вовлечённость участников и групповую динамику.

Но применение данной технологии на практике предполагает высокий уровень подготовки от педагога: от владения ИКТ-технологиями до глубокой методической проработанности материалов по теме видеокейса. Позволим себе дать несколько методических рекомендаций по использованию видеокейсов в работе с педагогами. На наш взгляд, данные рекомендации универсальны и вполне применимы при подготовке и проведении мероприятий со школьниками.

  1. Подбор видеоматериала. Это могут быть фрагменты документальных, художественных или анимационных картин, новостные сюжеты, ролики социальной рекламы, короткометражные видеофильмы и т. д. Возможностей у видеокейса в воспитательной работе очень много, но их реализация зависит не только от профессионального мастерства ведущего, но и от правильного подбора фильма. Например, в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» указано, что «Информационная безопасность детей — состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [5]. Таким образом, недопустимо использование видеосюжетов с изображением алкоголя, табака, психоактивных веществ, сцен насилия, секса, ненормативной лексики и т. д.
  2. Организация и проведение занятия. Известный андрагогический принцип гласит, чем богаче мотивация образования, тем глубже осознание его ценности и тем интенсивнее перестраивается вся система целей и средств деятельности [2]. Процесс образования в системе постдипломного образования становится более эффективным, если слушатель ставится в позицию исследователя, вырабатывающего совместно с другими собственные решения. После изучения темы кейс-технологий, на заключительном занятии, где есть задача подведения итогов и предъявления «отчетного продукта», слушателям (индивидуально или в малых группах) предлагается разработать по предлагаемому алгоритму конспект мероприятия с использованием видеокейсов. Данный алгоритм включает в себя несколько этапов:

Этап 1. Подготовка к мероприятию (сбор информации, выбор видеокейса и его интерпретация, целеполагание, выбор оборудования и материалов; разработка сценария с включением продуманных пауз, вопросов к ним, заданий, игр и упражнений, разработка форм оценки результатов мероприятия, подготовка вступительной мини-лекции и т. д.);

Этап 2. Проведение мероприятия (вступительное слово ведущего, вдумчивое восприятие видеокейса (коллективный просмотр видеосюжета, обсуждение видеосюжета, выполнение заданий и упражнений)). Для обсуждения можно включить следующие вопросы:

- Выявите педагогическую проблему, сформулируйте её.

- Каково ваше отношение к просмотренному сюжету?

- Каково ваше отношение к содержанию проблемы?

- Актуальна ли эта проблема сегодня?

- Какие аналогичные примеры из своей практики вы могли бы привести?

- Каковы возможные дальнейшие действия в данной ситуации?

- Предложите ваши решения подобных ситуаций.

- Проанализируйте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом? Какие возникли аналогии с вашей педагогической деятельностью? Что нового вы «обнаружили» в деятельности своего коллектива, рассматривая проблему, предложенную в кейсе? Оказывались ли вы в похожей ситуации? Что или кто помог решить её? Чему научила вас данная работа?

Этап 3. Рефлексия (выводы по итогам дискуссии, «обратная связь», мониторинг)

Если есть временные и технические возможности, то слушателям предлагается самостоятельно осуществить подбор видеоматериала с учетом следующих критериев:

- актуальность;

- соответствие возрасту и особенностям целевой аудитории;

- соответствие российскому законодательству;

- доступность для понимания;

- наличие проблемы;

- нетривиальность (просматривая видеоматериал, зритель до конца просмотра должен быть захвачен сюжетом).

Если таковых возможностей нет, то можно предложить слушателям заранее подготовленные короткометражные видеофильмы, которые направлены на развитие восприятия социальной действительности взрослым человеком. Оптимально, суммарноевремяпросмотра видеокейса (учитывая паузы, вопросы и т. д.) должно составлять не более 20 минут.

  1. Подведение итогов. В любом случае, крайне важно учитывать жизненный и профессиональный опыт, которым обладают слушатели, так как он, подчас оказывает противоречивое влияние на процесс обучения: с одной стороны, он содействует более глубокому осмыслению рассматриваемых проблем, а с другой является источником стереотипных, эмпирических и рутинных оценок, защищающих человека от нового. Исходя из этого, мы отслеживаем эмоциональное состояние слушателей «на финише» занятия, а также учитываем в процессе рефлексии впечатления, которые произвела на них работа с видеокейсами. Положительное восприятие новой технологии, в данном контексте, будет являться определённым залогом её внедрения в практику работы образовательной организации.

Резюмируя вышеизложенное, отметим: технологию видеокейсов можно и нужно использовать в качестве интерактивного метода организации совместной деятельности, как в системе постдипломного образования, так и в работе с обучающимися, родителями, а также с коллективом педагогов внутри различных образовательных организаций. Для успешной реализации технологии достаточно использовать несложный алгоритм по его подготовке и проведению, учитывая, что данная технология предоставляет широкое поле для педагогического творчества и самовыражения для её авторов. Полагаем, что использование видеокейсов в различных мероприятиях позволит получить необходимый образовательный эффект и повысить качество работы педагогических работников.

Литература:

  1. Восемь форматов учебного видео/ [Интернет-ресурс] http://www.eduvideo.ru/userfiles/file/prezi/Eduvideo-review.pdf
  2. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. — 2003. — № 8. — С. 3–8.
  3. Корепанов, А. Г. Создание и использование видеокейса в учебном процессе // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. — № 1.2013. –С. 11–12
  4. Лебедева М. Б., Семенова Т. В. Образовательные кейсы как основа для реализации дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — № 3(12). 2012. — С. 47–53
  5. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Доступ через www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/

[1] Статья опубликована в рамках проведения Международной научно-практической конференции «Социально-педагогический потенциал современной литературы и киноискусства для детей и юношества» 8-9 ноября, 2016. Место проведения: Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И. Лобачевского, психолого-педагогический факультет, кафедра социальной работы, сервиса и туризма

Основные термины (генерируются автоматически): системе постдипломного образования, повышения квалификации, professional development course, повышения квалификации педагогов, необходимый образовательный эффект, «О защите детей, технологии видеокейсов, development course of, короткометражные видеофильмы, Использование технологии видеокейсов, technology of videocases, of listeners and, роли технологии видеокейсов, качество работы, курсы повышения квалификации, процессе обучения слушателей, курсах повышения квалификации, правильная подготовка педагогов, системе повышения квалификации, представлением проблемной ситуации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос