Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 29.01.2017

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Хуцишвили Л. Т. Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 396-398. — URL https://moluch.ru/archive/138/38976/ (дата обращения: 22.05.2018).



Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность — все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства.

Понятия «творчество» и «интеграция» являются здесь основополагающими. Что мы называем «творчеством»? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Творческие способности — это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Часто развивать творчество у ребенка уже поздно, так как очень многое закладывается гораздо раньше. «Все мы родом из детства…». Эти прекрасные слова Антуана Сент-Экзюпери могли бы быть своего рода эпиграфом к работе психологов, в первую очередь детских психологов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.

Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.

Проанализировав большое количество педагогической литературы, психологических исследований по проблеме формирования творческих способностей я пришла к таким выводам:

– в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Это объясняется “назревшей социальной необходимостью” в творческих кадрах, и главным образом в творческих исполнителях;

– необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, а также с личной удовлетворенностью трудом;

– дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу, поэтому необходимо создать условия для развития этих способностей. Эти условия — среда, семья, люди, которые работают с детьми;

– если возможности для развития способностей не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и чем быстрее, тем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию — необратимый процесс.

На развитие творческих способностей влияют группы факторов:

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

Наконец, третья группа- — это зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.

Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Интеграция — одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

«Собственно интеграция» означает «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания».

О. П. Петрова и А. В. Петров предлагают авторскую интерпретацию понятия «интеграция» в контексте интеграции наук и интеграции содержания образования, обращая внимание на специфику этих понятий и отдавая приоритет межпредметным связям. Они отмечают: «Интеграция наук — это процесс и результат построения такой целостности, которая создаётся путём синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и обусловленная отображением природных связей», а «интеграция содержания образования — процесс и результат построения целостных учебных дисциплин, созданных путём синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей развития науки и обусловленная дидактическим отображением природных связей и отношений, т. е. межпредметными связями».

Наиболее полное и всеобъемлющее понимание педагогической интеграции даётся В. С. Безруковой, рассматривающей её в виде:

принципа (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае её реализации достижение более высоких позитивных результатов в научной и педагогической деятельности);

процесса (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирование пути получения результата);

результата (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например интегрированное занятие.

Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция — системное образование, объединяющее:

интеграцию— процесс;

интеграцию— результат, отражающую момент фиксации получения в ходе осуществления интеграционного процесса определённого интегрального “продукта” и в целом понимаемую как процесс становления целостности, связанной с обменом идеями, понятиями, методами, взаимопроникновением структурных элементов различных областей знаний, расширению эвристических и познавательных способностей (Н. С. Асимов, А. Турсунов, А. С. Белкин, Н. К. Чапаев, И. П. Яковлев).

Интеграция ведет к обобщению и уплотнению, унификации и росту информационной емкости знания; связана с взаимопроникновением структурных элементов различных областей и сопровождается ростом их обобщенности и комплексности, уплотненности и организованности.

Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания.

Интеграция имеет две основы: физиологическую и психологическую.

Физиологической основой интеграции Исследования известных учёных — физиологов П. К. Анохина, В. М. Бехтерева, С. В. Кравкова подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.

Психологическими основами интеграции исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития ребёнка (Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн, А. А. Бодалёв, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.), показали, что интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой музыкальной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).

Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности.

– в музыке — мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

– в изобразительной деятельности — рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;

– в театрализованной деятельности — выразительные средства драматизации: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

– в литературе средство выразительности — слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);

Интеграция разных видов искусства и музыкальной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.

С. Д. Сажина выделяет следующие требования к структуре интегрированных занятий:

– четкость, компактность, сжатость учебного материала;

– продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

– взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

– большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;

– систематичность и доступность изложения материала;

– необходимость соблюдения временных рамок занятия.

В своей практике проведения интегрированных музыкальных занятий я сочетаю следующие области познания детей:

На основе теоретических положений я разработала свою структуру проведения этих занятий. Занятие начинается с ведущего вида деятельности, в нашем случае это — музыка, а изобразительная деятельность, театр и развитие речи — вспомогательные.

Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения этого вопроса на основе содержания разных видов деятельности с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста:

Воспитание интереса к музыке путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.

Развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений.

Развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах; использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизация маленьких песен, попевок.

Формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приёмов обучения детей.

Основные термины (генерируются автоматически): творческих способностей, развития творческих способностей, развитие творческих способностей, разных видов искусства, способностей детей дошкольного, творческих способностей ребенка, музыкальной деятельности, творческих способностей дошкольников, творческих способностей детей, формирования творческих способностей, проявление творческих способностей, средствами разных видов, интегрированных музыкальных занятий, творческой деятельности, детей дошкольного возраста, необходимость развития творческих, развития музыкально-творческих способностей, развития способностей, вида деятельности, формирования способностей ребенка.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос