Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 2014–2016 годы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 27.01.2017

Статья просмотрена: 498 раз

Библиографическое описание:

Марчук Д. С., Машечкин С. А. Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 2014–2016 годы // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 490-493. — URL https://moluch.ru/archive/138/38775/ (дата обращения: 20.07.2018).



В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда на основе бюджетных коэффициентов, дается интерпретация полученным расчетам, также указываются основные причины сложившихся тенденций и дается общая характеристика исполнения доходной части бюджета на указанный период.

Ключевые слова: бюджет муниципального образования, доходная часть бюджета, бюджетные коэффициенты, собственные доходы, межбюджетные трансферты

В условиях сохраняющейся экономической нестабильности бюджетная политика Волгограда направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Волгограда. Существующий уровень долговой нагрузки обязывает муниципалитет обеспечить организацию и проведение постоянной работы, направленной на увеличение доходной части бюджета Волгограда, путем взаимодействия с УФНС России по Волгоградской области, УФССП по Волгоградской области, Пенсионным фондом Волгоградской области, органами внутренних дел, государственной инспекцией труда в Волгоградской области, бизнес сообществом. Немаловажное значение имеет работа по повышению эффективности межбюджетных отношений с Волгоградской областью. В связи с этим большую актуальность приобретает вопрос мониторинга исполнения доходной части бюджета и выработки своевременных мер для решения возникших проблем.

С 2014 по 2016 годы общая сумма доходов увеличивалась с 16 539 584,2 тыс. руб. до 19 605 355,9 тыс. руб. в 2016. причем доля собственных доходов в общей сумме доходов бюджета Волгограда увеличилась с 53 % до 54 %. В составе собственных доходы большую часть поступлений обеспечивают налоговые доходы. Налоговые доходы — опора бюджета, т. к. являются гарантированными поступлениями, от них зависит устойчивость бюджета.

Коэффициент налоговой устойчивости, который показывает долю налоговых доходов в сумме всех собственных доходов бюджета с 2014 по 2016 год имеет положительную динамику (в 2014, 2015 гг. (факт) и в 2016 году (план) соответственно равен:0,67; 0,71; 0,71). Согласно прогнозу, в 2016 году налоговые доходы увеличатся по сравнению с фактом 2014 года на 1 742 006,3 тыс. руб. (или на 29,9 %). Рост преимущественно произойдет за счет налога на доходы физических лиц (+ 1 821 875,5 тыс. руб. или 81,7 %), налога на имущество физических лиц (+ 73 100,2 тыс. руб. или 25,8 %).

Все это говорит об ослаблении зависимости бюджета города от средств вышестоящих бюджетов, что подтверждает коэффициент зависимости бюджета(рассчитывается как отношение суммы МБТ к общей величине доходов) в 2014, 2015 гг. (факт) и в 2016 году (план) соответственно равен: 0,47;0,50; 0,46. Тенденция к увеличению зависимости бюджета от средств вышестоящих бюджетов в 2015 году объясняется увеличением доли межбюджетных трансфертов в общей величине доходов с 46,9 % до 50,3 %. В 2016 году запланировано сокращение доли межбюджетных трансфертов в общей сумме доходов до 46,0 %, в то же время собственные доходы бюджета увеличатся на 1 976 044,00 тыс. руб. (или на 22,9 %), что больше темпов прироста доходов, поступивших из вышестоящих бюджетов (314 133,5 тыс. руб. или на 3,6 %).

Структуру налоговых доходов, а также налоговый потенциал характеризует Коэффициент соотношения регулирующих и закреплённых бюджетных доходов (рассчитывается как отношение регулирующих доходов к закрепленным) в 2014, 2015 гг. (факт) и в 2016 год (план) имеет следующие значения соответственно: 1,06; 1,08; 1,69, что указывает на ослабление налоговой базы бюджета и увеличение зависимости от вышестоящих уровней бюджета в части регулирующих доходов.

Рис. 1. Коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов

К регулирующим доходам относятся: НДФЛ; ЕНВД; ЕСХН; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения. Данные налоги поступают одновременно в различные уровни бюджетной системы, ставки по ним устанавливаются при формировании федерального бюджета и зависят от показателей экономического развития. В 2015 году прирост регулирующих доходов составил 5,7 %, в 2016 году запланирован прирост в размере 56,5 %.

В то же время в 2016 году запланировано сокращение закрепленных доходов бюджета (доходы от земельного налога и налога на имущество физических лиц) — на 10,4 % по сравнению с 2015 годом. Согласно Налоговому Кодексу данные налоги являются местными, а это значит, что муниципалитет самостоятельно в нормативно-правовых актах устанавливает налоговые ставки, порядок и сроки уплаты указанных налогов.

Коэффициент бюджетной результативности(рассчитывается как соотношение суммы доходов к численности населения) в 2014, 2015 гг. (факт) и в 2016 году (план) соответственно равен:16 255,12 тыс. руб. на 1 жителя; 16 989,64 тыс. руб. на 1 жителя; 19 294,71 тыс. руб. на 1 жителя.

Рис. 2. Коэффициент бюджетной результативности

Рост объясняется планомерным увеличением доходов: 2014 год (факт) — на 747 378,3 тыс. руб. (или 4,5 %), 2015 год (факт) — на 2 318 393,4 (или 13,4 %), при одновременном уменьшении численности населения Волгограда: 2015 год — на 500 тыс. чел., 2016 — на 1 400 тыс. чел.

Бюджетное равновесие характеризуеткоэффициент сбалансированности бюджета (рассчитывается как отношение общей величины доходов к общей величине расходов) в 2014, 2015 гг. (факт) и в 2016 году (план) соответственно равен: 0,96; 0,95; 0,99.

Рис. 3. Коэффициент сбалансированности бюджета

Как видно из расчетов, в 2015 году наблюдалось снижение данного коэффициента, что связано с увеличением муниципального долга на 618 850,75 тыс. руб. (или на 9,14 %). Данная тенденция сложилась ввиду превышения темпов роста расходов относительно темпов роста доходов (4,8 % и 4.5 % соответственно). В 2016 году благодаря замедлению темпов роста муниципального долга (с 9,14 % до 7,19 %), превышению темпов роста доходов над расходами (13,4 % и 9,2 % соответственно).

Таким образом, исполнение доходной части бюджета Волгограда за рассматриваемый период характеризуется ростом доходной части, укреплением собственной доходной базы и ослаблением зависимости от поступлений из вышестоящих уровней бюджета, в то же время растет зависимость бюджета от вышестоящих бюджетов в части регулирующих доходов. На фоне роста увеличения доходов бюджета и одновременного снижения численности населения Волгограда растет коэффициент бюджетной результативности расходов. В конечном итоге, бюджет Волгограда за рассматриваемый период стал более сбалансирован.

Литература:

  1. О бюджете Волгограда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: решение Волгоградской городской Думы от 18.12.2014 N 23/702 (ред. от 23.09.2015) // Городские вести. Царицын — Сталинград — Волгоград. — N 141. — 2014.
  2. О бюджете Волгограда на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов: решение Волгоградской городской Думы от 15.12.2015 N 37/1149 (ред. от 23.12.2016) // Городские вести. Царицын — Сталинград — Волгоград. — N 139. — 2015.
  3. О Положении о бюджетном процессе в Волгограде: решение Волгоградской городской Думы от 25.06.2008 N 6/171 (ред. от 21.10.2015) // Городские вести. Царицын — Сталинград — Волгоград. — N 105. — 2008.
  4. Городской бюджет // Официальный сайт администрации Волгограда. URL: http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Finance/Budget.aspx (дата обращения: 10.11.2016).
  5. http://www.kspvolg.ru/Services/analit.aspx
Основные термины (генерируются автоматически): доход, Волгоградская область, факт, общая величина доходов, доходная часть бюджета Волгограда, доходная часть бюджета, вышестоящий уровень бюджета, общая сумма доходов, собственный доход бюджета, бюджетная результативность.


Похожие статьи

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за...

Ключевые слова: бюджет муниципального образования, доходная часть бюджета, собственные доходы, межбюджетные трансферты, риски неисполнения.

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном...

Рост доходной части бюджета по средству налоговых доходов имеет проблемный характер.

Неналоговыми источниками доходов бюджетов третьего уровня бюджетной может стать и повышение эффективности использования муниципального недвижимого имущества.

Налоговые поступления как источник доходной части бюджета...

Налоговые доходы являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и эффективным инструментом

Они составили 30,7 % от общего объема налоговых доходов или 2 912 801 тыс. руб.

Роль НДС в формировании доходной части федерального...

В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.

Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов

В общем объеме доходов местных бюджетов за 2013г. доля межбюджетных трансфертов составляет 61,1 % или 2069,0 млрд. рублей [6, с.7], что

Значительная доля финансирования за счет бюджетов вышестоящих уровней в доходы местного бюджета приводит к негативным...

Анализ формирования доходов и расходов местного бюджета...

Доходная часть местного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений. Таблица 1. Выполнения плана по доходам вместный бюджет г. Грозного за 2016 год, тыс. руб.

Формирование доходной базы местного бюджета (на примере...)

Динамика доходов бюджета Суджанского района Курской области за 2012–2016 годы (в тысячах рублей).

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 7 месяцев 2016 года.

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

Доходную часть местного бюджета характеризуют данные табл. 1. По данным табл. 1. видно, что за период с 2013 по 2015 годы в доходах местного бюджета МО МР «Сыктывдинский» преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего...

Политика управления доходной частью бюджета предприятия...

В нынешней сложной экономической ситуации, когда каждое предприятие делает колоссальный упор на аспект выживаемости, становится чрезвычайно важным управлять доходной частью своей деятельности [4, с.55].

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за...

Ключевые слова: бюджет муниципального образования, доходная часть бюджета, собственные доходы, межбюджетные трансферты, риски неисполнения.

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном...

Рост доходной части бюджета по средству налоговых доходов имеет проблемный характер.

Неналоговыми источниками доходов бюджетов третьего уровня бюджетной может стать и повышение эффективности использования муниципального недвижимого имущества.

Налоговые поступления как источник доходной части бюджета...

Налоговые доходы являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и эффективным инструментом

Они составили 30,7 % от общего объема налоговых доходов или 2 912 801 тыс. руб.

Роль НДС в формировании доходной части федерального...

В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.

Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов

В общем объеме доходов местных бюджетов за 2013г. доля межбюджетных трансфертов составляет 61,1 % или 2069,0 млрд. рублей [6, с.7], что

Значительная доля финансирования за счет бюджетов вышестоящих уровней в доходы местного бюджета приводит к негативным...

Анализ формирования доходов и расходов местного бюджета...

Доходная часть местного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений. Таблица 1. Выполнения плана по доходам вместный бюджет г. Грозного за 2016 год, тыс. руб.

Формирование доходной базы местного бюджета (на примере...)

Динамика доходов бюджета Суджанского района Курской области за 2012–2016 годы (в тысячах рублей).

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 7 месяцев 2016 года.

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

Доходную часть местного бюджета характеризуют данные табл. 1. По данным табл. 1. видно, что за период с 2013 по 2015 годы в доходах местного бюджета МО МР «Сыктывдинский» преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего...

Политика управления доходной частью бюджета предприятия...

В нынешней сложной экономической ситуации, когда каждое предприятие делает колоссальный упор на аспект выживаемости, становится чрезвычайно важным управлять доходной частью своей деятельности [4, с.55].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за...

Ключевые слова: бюджет муниципального образования, доходная часть бюджета, собственные доходы, межбюджетные трансферты, риски неисполнения.

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном...

Рост доходной части бюджета по средству налоговых доходов имеет проблемный характер.

Неналоговыми источниками доходов бюджетов третьего уровня бюджетной может стать и повышение эффективности использования муниципального недвижимого имущества.

Налоговые поступления как источник доходной части бюджета...

Налоговые доходы являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и эффективным инструментом

Они составили 30,7 % от общего объема налоговых доходов или 2 912 801 тыс. руб.

Роль НДС в формировании доходной части федерального...

В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.

Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов

В общем объеме доходов местных бюджетов за 2013г. доля межбюджетных трансфертов составляет 61,1 % или 2069,0 млрд. рублей [6, с.7], что

Значительная доля финансирования за счет бюджетов вышестоящих уровней в доходы местного бюджета приводит к негативным...

Анализ формирования доходов и расходов местного бюджета...

Доходная часть местного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений. Таблица 1. Выполнения плана по доходам вместный бюджет г. Грозного за 2016 год, тыс. руб.

Формирование доходной базы местного бюджета (на примере...)

Динамика доходов бюджета Суджанского района Курской области за 2012–2016 годы (в тысячах рублей).

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 7 месяцев 2016 года.

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

Доходную часть местного бюджета характеризуют данные табл. 1. По данным табл. 1. видно, что за период с 2013 по 2015 годы в доходах местного бюджета МО МР «Сыктывдинский» преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего...

Политика управления доходной частью бюджета предприятия...

В нынешней сложной экономической ситуации, когда каждое предприятие делает колоссальный упор на аспект выживаемости, становится чрезвычайно важным управлять доходной частью своей деятельности [4, с.55].

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за...

Ключевые слова: бюджет муниципального образования, доходная часть бюджета, собственные доходы, межбюджетные трансферты, риски неисполнения.

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном...

Рост доходной части бюджета по средству налоговых доходов имеет проблемный характер.

Неналоговыми источниками доходов бюджетов третьего уровня бюджетной может стать и повышение эффективности использования муниципального недвижимого имущества.

Налоговые поступления как источник доходной части бюджета...

Налоговые доходы являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и эффективным инструментом

Они составили 30,7 % от общего объема налоговых доходов или 2 912 801 тыс. руб.

Роль НДС в формировании доходной части федерального...

В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.

Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов

В общем объеме доходов местных бюджетов за 2013г. доля межбюджетных трансфертов составляет 61,1 % или 2069,0 млрд. рублей [6, с.7], что

Значительная доля финансирования за счет бюджетов вышестоящих уровней в доходы местного бюджета приводит к негативным...

Анализ формирования доходов и расходов местного бюджета...

Доходная часть местного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений. Таблица 1. Выполнения плана по доходам вместный бюджет г. Грозного за 2016 год, тыс. руб.

Формирование доходной базы местного бюджета (на примере...)

Динамика доходов бюджета Суджанского района Курской области за 2012–2016 годы (в тысячах рублей).

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 7 месяцев 2016 года.

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

Доходную часть местного бюджета характеризуют данные табл. 1. По данным табл. 1. видно, что за период с 2013 по 2015 годы в доходах местного бюджета МО МР «Сыктывдинский» преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего...

Политика управления доходной частью бюджета предприятия...

В нынешней сложной экономической ситуации, когда каждое предприятие делает колоссальный упор на аспект выживаемости, становится чрезвычайно важным управлять доходной частью своей деятельности [4, с.55].

Задать вопрос