Авторы: ,

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 30.01.2017

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Вагенляйтнер Н. В., Лупаревич А. А. К вопросу о взаимодействии устной и письменной форм речи в интернет-коммуникации // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 277-279. — URL https://moluch.ru/archive/138/38760/ (дата обращения: 25.04.2018).



На 7 миллиардов человек, населяющих Землю, приходится по приблизительным подсчетам 6 миллиардов телефонов, более 2 миллиардов компьютеров и почти 2,5 миллиарда интернет-пользователей. Все это свидетельствует о постоянной необходимости в общении, и интернет делает его почти беспрестанным. Сегодня виртуальное общение становится популярнее реального, и общепризнанным является факт возникновения особенной формы речи, возникающей в процессе интернет-коммуникации.

Целью статьи является осмысление особенностей взаимодействия устной и письменной форм речи, появившихся вместе с возможностью обмениваться мгновенными сообщениями в интернете.

Устная речь — речь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь осуществляется при непосредственном контакте собеседников [5, 12], при этом процесс общения сопровождается использованием невербальных средств общения, высказывания оформляются с помощью интонации. Устной речи также присущи такие характеристики, как, с одной стороны, избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений), с другой — экономия речевых средств (собеседники могут что-то не называть, если об этом легко догадаться).

Письменная речь, в свою очередь, − это форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме [5, 12]. Считается, что письменная речь наиболее трудна как вид общения. Если устная речь свободна и допускает повторы и пропуски, то письменная предполагает умелое построение предложений, грамотность написания, сложную структуру, организованность и логическую связь.

Как известно, с сетью интернет связано множество изменений в обществе: и технологических, и психологических, и социальных. Изменения произошли и в речи пользователей глобальной сети. Эти изменения стали особенно заметны в связи с появлением различных программ, позволяющих виртуально общаться в режиме реального времени. Чаты, форумы и прочие диалоговые онлайн-форматы предполагают обмен текстовыми сообщениями, а значит, задействована письменная речь. Однако коммуникативный контекст онлайн-общения соответствует устному формату: ведение диалога в реальном времени, обмен быстрыми репликами, необходимость экономить время и речевые усилия, как собственные, так и своего собеседника.

Таким образом, возникла новая автономная форма речи, обладающая признаками и устной, и письменной форм, а также дополнительными, существующими только в виртуальном пространстве, такими как использование компьютерного сленга, пиктограмм, обозначающих эмоции и т. д. Обозначение статуса этой новой формы речи, а также исследование ее особенностей является актуальной лингвистической задачей [2], [3], [4].

На данный момент выделяют несколько характерных свойств интернет-коммуникации, свидетельствующих о тенденции взаимовлияния устной и письменной форм речи.

Проанализируем данный процесс, опираясь на материалы социальной сети «Вконтакте». Нами было собрано около 70 текстов переписки пользователей возраста от 16 до 20 лет как аудитории, наиболее восприимчивой к новым тенденциям.

Отбирались те сообщения, которые наиболее ярко демонстрируют тенденцию к смешению форм устного и письменного общения.

Исследователями отмечается присущее современным интернет-пользователям пренебрежение к правилам орфографии и пунктуации, когда речь строится по принципу «как слышится, так и пишется», а графическая форма приближается к звуковой [4]: «Да сделаю я патвоему», «кароче говаря давай номер», «и чего вы тут сидите штаны протераете а нечего пазитивного от вас нивидно?».

Так, в собранном нами материале нашлось множество примеров использования глаголов устного восприятия (говорить, слушать и т. д.): «А: Можно? В: Говорю же, можно», «Я тебе че и говорю», «А: Рассказывай. В: Я ж говорю, долгая история», «Приятно слышать», «Это самое приятное, что я слышала…», «…, очень приятно слышать такие слова!», «Я хочу услышать не о себе», «Хочу услышать твое мнение», «Ну ты говори, я скажу».

По нашему мнению, это свидетельствует о восприятии переписки как реальной беседы: обычно мы представляем, что разговариваем, вот только «говорить» приходится посредством письма. Чтобы сэкономить время, онлайн-собеседники не исправляют ошибки и опечатки, будучи уверенными, что останутся понятыми: «А: Там вроде проблемы были какие-то. В: Я так и гврю», «А: Что? В: Чт что-то не то!».

Одной из наиболее ярких характеристик интернет-языка стало использование многочисленных сокращений, усечений слов. Самое большое количество примеров пришлось именно на этот аспект: «Крч (короче) я в военкомате», «Ща (сейчас) стой», «Только мне пжлст (пожалуйста)», «А, пнтн (понятно)», «Где инфа (информация)?», «Ток (только) села», «Спс (спасибо)», «прост… (просто)», «Че (что) за рандом?», «Какойт (какой-то)», «Лан (ладно) тогда», «Чет (что-то) ваще (вообще) не оч (очень)», «Все норм (нормально)», «Нормас (нормально) пока», «Давай по тел (телефону)», «Всм (в смысле)», «Ну тип (типа) да», «Жиза (жизнь) пережиза». Исследователи связывают это явление с языковой модой, и что немаловажно — подобное поведение транслирует в основном молодежная аудитория, быстро реагирующая на модные веяния. Вероятно, это один из способов манифестации своей принадлежности к группе «посвященных» − того же мотива, который лежит в основе стремления использовать жаргонизмы в своей речи. Коверкание слов объективировано также и желанием коммуникаторов приблизить переписку к разговору, к быстрому устному обмену сообщениями, свести к минимуму усилия по набору текста.

Как свидетельствуют наши наблюдения, письменные сокращения, принятые в интернет-коммуникации, используются и в разговорной звучащей речи молодежи: [ща] (сейчас), [пэжэ] (пожалуйста), [спс] (спасибо), [нзч] (не за что) и т. д. и, вполне вероятно, что эта тенденция будет нарастать.

Для интернет-переписки характерно активное использование варваризмов, в большинстве случаев имеющих англоязычное происхождение: «Кек (Смешно), не забудь только», «Ок (Хорошо), смогу», «Сори» (Извини), «Ват» (what), в том числе аббревиатуры «омг» (от англ. Oh my god!-О мой Бог!), «лол (от англ. Laughing out loud-не могу перестать смеяться), надо за паяльником».

Интересно, что варваризмы как в устной, так и в письменной формах проходят «дополнительную обработку» — коммуникаторы добавляют к словам-варваризмам суффиксы, беглые гласные, искажают написание (и сложно сказать, что в этом случае первично — искажение слов в устной речи переходит в письменную или наоборот): «А: Но меня зовут Гоша! В: Сорян (Извините — искажен варваризм «Сорри»), ребят, я вас еще не выучила всех»; «А: Тогда я курицу приготовлю. В: Гудно (Хорошо — искажен варваризм «Гуд»)», «А: И торт как приятный бонус В:Каеф (Отлично — искажен варваризм «Кайф»)», «А: Зайдешь за мной? В: Оки (Хорошо — искажен варваризм «Ок»)».

Синтаксические особенности интернет-общения также свидетельствуют о процессе взаимовлияния устной и письменной форм речи. Так, исследователи отмечают свойственную интернет-коммуникации облегченность, то есть отсутствие в письменной речи причастных и деепричастных оборотов, пассивного залога, что, по мнению некоторых специалистов, создает атмосферу присутствия, то есть приближает переписку к устному общению, в котором говорящий избегает сложных предложений и синтаксических осложнений [4].

Вероятно, по этой же причине интернет-собеседники игнорируют правила пунктуации: зачастую в интернет-переписке отсутствуют запятые, точки, вопросительные и восклицательные знаки.

Стремление интернет-пользователей придать письменной переписке статус реального диалога, с соблюдением пауз, демонстрацией эмоциональной реакции, скорости и громкости речи, обусловливает использование пунктуационных знаков не по своему прямому назначению, а в качестве параметров темпа и громкости речи. Так, слова, набранные заглавными буквами, воспринимаются как крик: 12:05 Натали, я отправила, посмотри; 12:07 Натааа, ауу; 12:09 РРРРРР, ТЫ ЧЕ УМЕРЛА?????

Постоянное использование многоточия, как отмечает исследователь О. В. Лутовинова, может свидетельствовать о том, что коммуникант «говорит» медленно, чуть ли не засыпает, а идущее подряд большое количество запятых, напротив, отражает быстрый темп речи. Большое количество многоточий может также служить показателем мрачного настроения, подавленного состояния коммуниканта.

Проведенный обзор особенностей сетевого общения позволяет сделать вывод о том, что мы являемся свидетелями и участниками процесса функционирования отдельной сетевой формы речи — «письменной разговорной», то есть письменной речи, протекающей в темпе устной в условиях интернет-коммуникации. Как свидетельствуют примеры, основными языковыми средствами переписки являются устно-разговорные элементы, и их использование особенно ярко реализовано в чатах, группах, форумах. Стиль общения, принятый пользователями в сети Интернет, перетекает в общеупотребительную повседневную лексику, значительно влияя на речевые характеристики человека, открывая потенциальные и невостребованные возможности языка, изучение которых — предмет для дальнейших исследований.

Литература:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) М.: Издательство Икар, 2009. — 448 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.professor.rosnou.ru/sites/default/files/dopfiles/azimov_e_g_shukin_a_n_novyy_slovar_metodicheskih_terminov_i.pdf.
  2. Бочарова Т. А. Язык неформального интернет-общения// Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2013. — № 9. — С. 34–35.
  3. Иванова Т. С. Речевое поведение Интернет-общения // Вестник Адыгейского государственного университета. — Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2011 [Электронный ресурс]. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-povedenie-internet-obschenie.
  4. Лутовинова О. В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008 [Электронный ресурс]. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-kak-novaya-ustno-pismennaya-sistema-kommunikatsii.
  5. Никитина Л. Б. Культура речи: нормативный, коммуникативный, этический аспекты: учебное пособие/ Л. Б. Никитина. — Омск: Литера, 2014. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): письменной форм речи, формы речи, форма речи, письменной речи, громкости речи, письменная речь, письменной речи причастных, взаимовлияния устной, Устная речь, особенной формы речи, устной речи, Электронный ресурс, автономная форма речи, речи пользователей глобальной, новой формы речи, разговорной звучащей речи, Устной речи, быстрый темп речи, сетевой формы речи, Культура речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос