Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 28.01.2017

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Химионова М. В. Проблемы современной политики России в сфере образования // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 638-641. — URL https://moluch.ru/archive/138/38691/ (дата обращения: 24.04.2018).



Образование — процесс получения знаний, обогащения, просвещения. «Ученье — свет, а неученье — тьма», — вот, что писал об этом один из плеяды русских писателей и поэтов Александр Сергеевич Пушкин.

Понятия «образование», «образовательная система» немыслимы вне государства. Внутренние функции социально ориентированного государства включают в себя в том числе и образовательную функцию. И она является одной из важнейших среди прочих ввиду ряда весомых и объективных причин. Во-первых, образование подрастающего поколения — залог успешного и процветающего государства, способного отстаивать собственные интересы и защищать свое мнение на международной арене, а также формирование надежной преемственной опоры. Во-вторых, образование способствует приобщению обучающихся к культуре, традициям, истории их страны и народа, позволяет посмотреть на ход развития цивилизации в целом в ретроспективе, а, следовательно, учесть ошибки, предотвращая их повторение в будущем, принять к сведению и усвоить тактики и пути решения задач, которые способствовали благоприятным исходам затруднительных или даже кризисных ситуаций. Все эти функции призвана выполнять образовательная система и ряд органов исполнительной и законодательной ветвей власти.

Современная система образования находится на стадии переходного периода: разрушается советская школа, а на смену ей приходят западные тенденции и методы обучения.

Обратимся к истории и проследим, каким образом развивалась система образования и к каким результатам привела современная политика в этой сфере, а также сопоставим эффективность двух стилей обучения: советского и западного.

Начнем со второй половины 1940-х годов XX столетия. Пережив небывалую по своей разрушительной силе Вторую мировую войну, СССР спустя двенадцать лет, а именно 4 октября 1957 года, запустил в космос первый в мире искусственный спутник Земли. Спустя еще четыре года, 12 апреля 1961 года, СССР отправил первого в мире человека — Юрия Алексеевича Гагарина — на космическом корабле покорять еще не изведанное на тот момент пространство. Это все свидетельствует о том, что за 16 лет страна сумела «восстать из пепла», восстановиться и даже обогнать остальной мир в научно-техническом развитии. А ведь ведущую роль в такого рода научном прорыве сыграло ни что иное как образование.

Восточная народная мудрость гласит: «Хочешь победить своего врага — воспитай его детей». В связи с этим стоит вспомнить события 90-х годов прошлого века и всеобщее ликование по поводу «меценатской» деятельности Джорджа Сороса — американского трейдера, финансиста, инвестора, создателя сети благотворительных организаций, известных как «Фонд Сороса». Наиболее активную деятельность на территории России он вел в 90-е годы прошлого столетия. Так, в 1994 году в России начала работать Международная программа образования в области точных наук, бюджет которой составил более 100 миллионов долларов. Фонд Сороса, начиная с 1994-го года, выплачивал стипендии лучшим представителям студенчества и преподавательского состава России, размер которых в несколько раз превышал среднюю заработную плату по стране в то время. На его же деньги проводились конференции для преподавателей, в рамках которых организовывались встречи с известными профессорами, проходили обсуждения различных проблем и идей. Кроме того, он спонсировал переиздание наиболее востребованных школьных учебников, тираж которых превысил полмиллиона экземпляров. Однако в ходе этого процесса, например, из учебников по истории России исчезли многие ключевые моменты Великой Отечественной войны 1941–1945 годов: Курская и Сталинградская битвы упоминались теперь лишь в виде перечисления в одной строчке, чтобы не заострять на них внимание учеников. Но в чем же причина подобных действий? Возможно, авторы новых учебников, находившиеся под крылом Сороса, ставили перед собой задачу исключить вероятность того, что в ходе изучения истории собственной страны ученики проявят интерес к этим событиям, захотят более подробно их рассмотреть. А это, в свою очередь, может привести к тому, что подрастающее поколение станет испытывать гордость за свою Родину, за народ, который так отчаянно ее защищал. Проявления подобных чувств могут неизбежно привести к сплочению народа, осознанию единства и подъему национального духа. Такой исход был бы крайне нежелателен для всех, кто еще во времена Советского союза чувствовал с его стороны угрозу. Ведь куда легче управлять разрозненным народом, чему свидетельствует великое множество исторических примеров.

Вернемся в настоящее время и посмотрим, какие результаты имеет уже на сегодняшний день современная реформа образования. Во-первых, обратимся к изменениям, касающихся структуры школьных выпускных экзаменов. По словам нынешних учеников старшей школы, на уроках они тренируются заполнять бланки для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и отрабатывают методику и принципы решения однотипных заданий, из которых он состоит. Даже сочинение, входящее в структуру заданий ЕГЭ по русскому языку, нынешних школьников учат писать, используя так называемые клише — стандартные образцы словосочетаний и синтаксических конструкций. А ведь сочинение по своей сути — задание творческое, направленное на свободное изложение собственных мыслей по заданной теме. Нередко можно услышать такую фразу из уст преподавателей русского языка и литературы: «Проверяющие будут искать в ваших работах определенные фразы, указывающие на то, что вы следуете логике задания. Именно поэтому лучше всего употреблять фразы-клише». Получается, что детей учат не выходить за рамки установленной системы. Но в чем причина? Возможно, в том, что, опять же, намного легче управлять сознанием человека, мыслящего стандартно, нежели человека вольномыслящего.

Вот, что говорит по поводу современной реформы образования кандидат исторических наук, доцент, преподаватель МГИМО кафедры истории и политики стран Европы и Америки, Ольга Четверикова в одном из интервью: «Чем больше мы начинаем узнавать о том, как происходит наша так называемая реформа образования, тем больше складывается картина, что проект этот готовился очень давно, разрабатывался очень детально, причём и стратегически, и тактически. И не случайно многое из того, что происходит сегодня, заимствовано из немецкого плана «Ост» — обширного проекта, который в том числе касался и системы образования. Мы знаем прекрасно, что американская разведка использовала те наработки, которые были у немецкой разведки, работавшей на восточном фронте. Поэтому многое из того, что сегодня реализуется, очень напоминает как раз детали того плана». Что же это за план «Ост», о котором она упоминает в своей речи? По своей сути он представлял собой обширную программу закрепления господства германского рейха в странах Восточной Европы, в том числе в СССР. Из директивы А. Гитлера А. Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост» от 23 июля 1942 года: «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста… Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…» В современной политике в сфере образования четко прослеживают параллели с данным планом: большинство нынешних учеников отрабатывает технику заполнения бланков и едва ли осуществляет арифметические операции без использования электронно-вычислительной техники.

Государство, которое стремится к развитию, а также ставит своей целью занимать лидирующее место на международной арене, должно заботиться, прежде всего, об уровне образованности населения. В связи с этим для того, чтобы реформы в сфере образования стали эффективными, правительству необходимо сфокусироваться на решении ряда проблем, сдерживающих их развитие. Во-первых, теоретическая направленность образования на начальном, среднем и профессиональных уровнях препятствует подготовке узкоспециализированных специалистов, чей недостаток проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Во-вторых, недостаточное финансирование ведет к нехватке кадров и отсутствию мотивации. В-третьих, увеличившееся число негосударственных ВУЗов подрывает доверие к качеству высшего образования, так как большинство подобных учреждений занимается лишь продажей дипломов, за которыми не стоит фундаментального образования. В результате работодатели настороженно относятся к молодым кадрам, не имеющим опыта работы. Наконец, падение престижа ПТУ и техникумов, недостаточное внимание их развитию и функционированию ведет к нехватке квалифицированной рабочей силы в различных отраслях промышленности. Для разрешения этих проблем необходимо направить политику государства в сфере образования на каждом из его этапов не только на соответствие международным стандартам, но и, в первую очередь, ориентироваться на нужды страны. Показателен в этом плане пример Республики Корея (Южной Кореи), где количество мест на ту или иную специальность, а также учебные программы устанавливаются государством с учетом потребностей экономики в тех или иных специалистах. Результатом подобной политики явилась процветающая экономика с интенсивными показателями роста, зарекомендовавшая себя на международной арене.

Проблемы, связанные с образовательной системой современной России, требуют принятия и реализации ряда мер на высшем уровне управления государством, которые кардинально изменили бы направление ныне осуществляемой политики. Для достижения максимально эффективного результата необходима корреляция и согласованное взаимодействие различных политических институтов, главным образом законодательной и исполнительной ветвей государственной власти.

Литература:

  1. Интернет-журнал «Советник» / Максим Хрусталёв / «Генеральный план «Ост» / http://www.1-sovetnik.com/articles/article-815.html
  2. Генеральный план «Ост» / Мейер-Хетлинг Конрад. — Издательство: Артель «Северная Коза», 2012.
  3. Содружество литературных проектов «Русское поле» / Елена Филатова / «Учебники Сороса — тайное оружие либералов» http://moloko.ruspole.info/node/6264
  4. Авторский блог Дмитрия Перетолчина / «Демонтаж» от 21.11.2015 http://zavtra.ru/blogs/razrushenie
Основные термины (генерируются автоматически): сфере образования, международной арене, реформа образования, система образования, современная реформа образования, нынешних учеников, плана «Ост», Современная система образования, современной реформы образования, Международная программа образования, теоретическая направленность образования, качеству высшего образования, преподавательского состава России, причина подобных действий, деятельности Джорджа Сороса, востребованных школьных учебников, Юрия Алексеевича Гагарина, законодательной ветвей власти, Проявления подобных чувств, нынешних учеников старшей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос