На фоне применения внутриматочных противозачаточных средств (ВМС) индекс накопления ДНК (ИН ДНК) в железистом эпителии эндометрия изменялся незначительно. Лишь в группе женщин, пользовавшихся ВМС сроком до 1 года, была отмечена тенденция к снижению содержания ДНК, что, возможно, является проявлением адаптации организма к внутриматочному контрацептиву и обусловлено нарушением утилизации стероидных гормонов в клеточных элементах органов-мишеней. Независимо от длительности использования ВМС в среднюю стадию пролиферации определялось незначительное число клеток с гиподиплоидным содержанием ДНК, что, по-видимому, обусловлено деструкцией части клеток эндометрия под воздействием внутриматочного контрацептива. Следовательно, при применении ВМС в железистом эпителии слизистой оболочки матки патологической пролиферации эндометрия не наблюдается.
Ключевые слова: внутриматочные контрацептивы, ДНК эндометрия, хронический эндометрит, пролиферация, эндометрий.
Какие средства предупреждения непланируемой беременности наиболее распространены в нашей стране? Это, конечно же, гормональная контрацепция и внутриматочные противозачаточные средства [6]. Многие вопросы внутриматочной контрацепции освещены в литературе, но онкологические ее аспекты [11] окончательно не изучены. При применении внутриматочных противозачаточных средств (ВМС) многие исследователи не обнаружили злокачественного роста [10, 11],но выявили у части женщин различные изменения в эндометрии [11], в том числе хронический неспецифический эндометрит [7, 8, 11], асинхронизм структурных преобразований эндометрия, очаговую и железистую гиперплазию [9] аденоакантоз, полипоз и т. п. [4]. По мнению К. П. Ганиной, длительно существующий воспалительный процесс, нарушающий трофику тканей, неравномерно выраженные очаги пролиферации без тенденции к созреванию, очаги и поля метаплазии, возникшие на фоне хронического воспалительного процесса или гормонального дисбаланса, могут быть основой для развития злокачественных опухолей.
В настоящее время установлено, что клетки злокачественных новообразований характеризуются большим содержанием ДНК в ядрах, чем клетки нормальных тканей. В процессе канцерогенеза наряду с кратным увеличением содержания ДНК в ядрах клеток (плоидия) происходит увеличение их гетерогенности по содержанию ДНК [1, 3, 5].
С целью выявления пролиферативных свойств эндометрия, а, следовательно, для оценки степени риска в отношении возможной малигнизации при применении негормональных ВМС, мы исследовали содержание ДНК в клетках эпителия желез слизистой оболочки матки у 67 женщин детородного возраста с нормальным менструальным циклом, имеющих в анамнезе одну или несколько беременностей и использовавших ВМС от 6 мес. до 12 лет. Средний возраст пациенток составил 28,5+/-1,4 года.
Цуги или соскобы эндометрия получали на 8–10-й или на 19–23-й день менструального цикла при использовании ВМС или сразу после их удаления. Для исследования были отобраны препараты, в которых эндометрий на фоне применения ВМС не имел патологических изменений и соответствовал дню менструального цикла. Контрольную группу составило 12 женщин, у которых цуг эндометрия брали перед введением ВМС. ДНК в срезах толщиной 6–7 мкм выявили по Фейльгену. Условия окраски всех срезов были одинаковыми. Для количественного определения ДНК пользовались методом адсорбционной цитофотометрии на интегрирующем скеннирующем микроспектрофотометре. В каждом препарате исследовали количество ДНК в 25–50 ядрах эпителиальных клеток и 25 ядрах лимфоцитов (количество исследуемых ядер определялось разбросом их по содержанию ДНК). За количество ДНК, соответствующее диплоидному набору хромосом (2n), принимали среднее содержание ДНК в ядре лимфоцита того же среза. Вычисляли обобщенный показатель кинетики изменений количества ДНК в железистом эпителии эндометрия — индекс накопления ДНК (ИН ДНК), представляющий собой среднюю величину от суммы произведений количества клеток на соответствующие им единицы плоидности ядер [2]. Полученные результаты сравнивали с контролем, обрабатывали статистически с использованием критерия Стъюдента.
В контрольной группе на 8–10-й день менструального цикла ИН ДНК в ядрах клеток железистого эпителия эндометрия составлял 2,72+/-0,03, модальным классом являлись клетками с диплоидным набором ДНК, количество которых составляло 58,2 %. Полиплоидия клеток эпителия была невелика: клетки с гипертетраплоидным содержанием ДНК составляли 3,5 %, тетраплоидных ядер насчитывалось 13,1 %. Довольно высоко в пролиферирующем эндометрии количество клеток с промежуточным (3n) содержанием ДНК (25,2 %). В средней стадии секреции контрольных циклов ИН ДНК в ядрах железистых клеток эндометрия равнялся 2,60+/-0,02, преобладали клетки с диплоидными ядрами (48,1 %), увеличивалось количество клеток с промежуточным набором ДНК (32,8 %). По сравнению со стадией пролиферации в слизистой оболочке матки также появлялись клетки с гиподиплоидным содержанием ДНК (4,2 %), клетки с тетраплоидными ядрами обнаруживались чаще (14,9 %, Р>0,05), клетки гипертетраплоидной области не встречались.
Таким образом, проведенное исследование показало, что ИН ДНК в клетках желез эндометрия в течение контрольного менструального цикла изменялся незначительно. Данные о распределении клеток по плоидности в различные фазы контрольного менструального цикла указывают на преобладание клеток с диплоидным набором ДНК. Отмечено также наличие гипертетраплоидных клеток в пролиферативной фазе и появление клеток с гипоплоидным содержанием ДНК в секреторной фазе цикла.
В группе женщин, применявших ВМС до 1 года, отмечено статистически недостоверное снижение ИН ДНК: в фазу пролиферации до 2,61+/-0,012, в фазу секреции до 2,53+/-0,051. На 8–10-й день менструального цикла в популяции преобладали клетки с диплоидным содержанием ДНК (61,2 %), число клеток с промежуточным набором ДНК составляло 22,3 %, с тетраплоидным -12,1 %. Появились клетки с гиподиплоидным содержанием ДНК (1,8 %). На 19–23-й день цикла в эпителии желез эндометрия модальным классом являлись клетки в G1-периоде (49,2 %). Количество клеток в S-периоде не изменялось по сравнению с контрольными циклами и составило32,9 %, клетки в G2 периоде были обнаружены лишь в 11.8 %. В группе женщин, пользовавшихся ВМС в течение 1–3 лет, ИН ДНК в ядрах железистых клеток несколько превышал данные контрольной группы и был равен 2,74+/-0,06 (Р>0,05) в среднюю фазу пролиферации в 2,64+/-0,03 (Р>0,05) в среднюю фазу секреции. Распределение клеток по содержанию ДНК было подобно таковому в контрольной группе. В фазу пролиферации клетки клетки с диплоидным набором ДНК составляли 59 %, из них гиподиплоидных было 1,5 %, количество клеток с промежуточным содержанием ДНК равнялось 24,6 %, с тетраплоидным — 12,2 %, гипертетраплоидный состав состав ДНК имели 4,2 % клеток. В фазу секреции превалировали клетки в диплоидной моде (47 %), промежуточный состав ДНК отмечен в 34,2 % ядер. Количество тетраплоидных ядер несколько возросло (15,7 %, Р>0,05), гиподиплоидных — уменьшилось (3,1 %) по сравнению с контролем. В группе пациенток, пользовавшихся ВМС в течение 3–5 лет, ИН ДНК в железистом эпителии составлял 2,69+/-0,04, в пролиферативную стадию он был несколько выше, чем в секреторную (2,6+/-0,01). В обе фазы цикла в эпителии желез эндометрия модальным классом являлись клетки с диплоидным содержанием ДНК, количество которых на 8–10-й день цикла составляло 56,1 %, на 19–23-й день — 51 %. Наряду с этим в железах обнаруживались клетки с тетраплоидным содержанием ДНК (14,3 % в среднюю пролиферативную фазу и 14 % в среднюю секреторную фазу), клетки с промежуточным набором ДНК составляли соответственно 23,1 и 32 %. Гиподиплоидные ядра определялись в 1,8 % в секреторной и в 2,8 % — в пролиферативной стадии менструального цикла.
При применении ВМС в течение 5–7 лет ИН ДНК оставался на уровне контрольной группы и составлял в среднюю стадию пролиферации 2,73+/-0,061, в среднюю стадию секреции 2,61+/-0,042. В распределении ядер по количеству ДНК в пролиферативную фазу по-прежнему доминировали клетки диплоидной области (55,2 %). Наряду с этим в железах увеличивался процент клеток с тетраплоидным содержанием ДНК (21 %), однако это увеличение не было статистически значимым (Р>0,05). Промежуточный состав ДНК обнаруживался в 17,2 % клеток, гиподиплоидный — в 3,6 %. На 19–23-й день цикла большинство клеток аккумулировалось в области диплоидной моды, их в популяции насчитывалось 49,1 %. Клетки с тетраплоидным содержанием ДНК составляли 16,5 %, с промежуточным — 30,2 %, с гиподиплоидным — 4,2 %. У пациенток, использовавших ВМС более 7 лет, на 8–10-й день менструального цикла в ядрах железистых клеток эндометрия ИН ДНК был равен 2,74+/-0,028, определялось несколько большее количество тетраплоидных (19,9 %, Р>0,05) клеток по сравнению с контролем. В то же время уменьшалось число клеток с промежуточным набором ДНК (18,3 %, Р> 0,05) и встречались клетки с гиподиплоидным содержанием ДНК (2,4 %). Количество диплоидных клеток не изменялось относительно контрольных циклов (56,3 %). В фазу секреции ИН ДНК равнялся 2,58+/-0,01, количество клеток в G1-периоде составило 54,3 % (из них диплоидных 51,1 %, гиподиплоидных 3,2 %), в S-периоде – 31,3 %, в G2-периоде – 14,4 %. Т. о., на фоне применения ВМС ИН ДНК в железистом эпителии эндометрия изменялся незначительно. Лишь в группе женщин, пользовавшихся ВМС сроком до 1 года, была отмечена тенденция к снижению содержания ДНК, что, возможно, является проявлением адаптации организма к внутриматочному контрацептиву и обусловлено нарушением утилизации стероидных гормонов в клеточных элементах органов-мишеней [5]. Однако снижение пролиферативной активности эндометрия было транзиторным, и при более длительном применении ВМС определялось нормальное содержание ДНК. Некоторые изменения были обнаружены в распределении ядер железистых клеток эндометрия по плоидности на фоне применения ВМС. Так, в группах женщин, использующих длительное время (более 5-7 лет) ВМС, отмечена тенденция к уменьшению количества клеток с промежуточным содержанием ДНК и увеличению — с тетраплоидным набором ДНК в пролиферативную стадию цикла (Р> 0,05). Независимо от длительности использования ВМС в среднюю стадию пролиферации определялось незначительное число клеток с гиподиплоидным содержанием ДНК, что, по-видимому, обусловлено деструкцией части клеток эндометрия под воздействием инородного тела (внутриматочного контрацептива). Следовательно, при применении ВМС в железистом эпителии слизистой оболочки матки патологической пролиферации эндометрия не наблюдается.
Литература:
- Боров В. Я. Тканевая реакция эндометрия женщин, длительно применяющих ВМК/ Боров В. И., Майкопов Э. Ф. // Акушерство и гинекология. -1996.- № 10. –С. 5–9.
- Грищенко В. И. Морфологические изменения в эндометрии женщин при применении внутриматочного противозачаточного средства / Грищенко В. И., Яковцова А. Ф., JIucc Н. Л. //Акушерство и гинекология. — 1990. — № 3.-С. 41–42.
- Железнов Б. И. Структурные и гистохимические особенности эндометрия женщин при применении внутриматочных контрацептивов различного типа/ Железнов Б. И. Ежова Л. С., Антипова Н. Б.//Акушерство и гинекология. -1999. -№ 7. –С. 43–45.
- Железнов Б. И. Структурные и морфофункциональные изменения эндометрия при внутриматочной контрацепции/ Железнов Б. И., Орлова В. С., Хопина А. А. // Акушерство и гинекология. — 1992. — № 10. — С. 26–30.
- Кузнецова И. В. Современная внутриматочная контрацепция // Гинекология. -2012. -№ 4. — С62–67.
- Межевитинова Е. А. Внутриматочная контрацепция. В кн.: Практическая гинекология (Клинические лекции). Под ред. В. И. Кулакова, В. Н. Прилепской. М.: МЕДпресс-информ, 2001; с. 587–601.
- Петров Ю. А. Возможности таргентной терапии хронического эндометрита с учетом патоморфотипа / Петров Ю. А., Радзинский В. Е., Калинина Е. А., Широкова Д. В., Полина М. Л.// Медицинский вестник Юга России. — 2015. -№ 4. — С. 71–75.
- Петров Ю. А. Гистероскопическая характеристика эндометрия женщин с ранними репродуктивными потерями //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. — 2011. -№ S5. — С.243–247.
- Петров Ю. А. Оценка адаптационного и иммунного резерва женщин с хроническим эндометритом в зависимости от объема реабилитационной терапии//Валеология. — 2016. -№ 2. –С.35–39.
- Петров Ю. А. Оценка онкологического риска внутриматочной контрацепции на основе цитологических исследований эндометрия // Вопросы онкологии. -1985. -№ 12. –С. 53–56.
- Петров Ю. А. Пролиферативные изменения слизистой оболочки тела и шейки матки у женщин, применяющих внутриматочные контрацептивы / Петров Ю. А.,Ковалева Э. А. // Вопросы онкологии. — 1986.-Т.32. -№ 3. — С 49–52.
- Петров Ю. А. Роль иммунных нарушений в генезе хронического эндометрита//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. -2011. — № 6. — С. 282–289
- Петров Ю. А., Рымашевский Н. В., Ковалева Э. А. Внутриматочная контрацепция. –Ростов-на-Дону, 1990. — 176с.