В статье рассматривается метод обучения в сотрудничестве, которая используется главным образом для того, чтобы обеспечить для каждого ученика возможность усвоить, осмыслить, изучаемый материал, чтобы ни у кого не было пробелов в знаниях, чтобы каждый осмыслил изучаемый материал, понимал его суть.
Ключевые слова: метод, сотрудничество, группа, обучение, навыки, умения, эффективность, слабый, равный, сильный.
Метод обучения в сотрудничестве используется во многих странах мира довольно продолжительное время и доказал свою эффективность. Идея группового обучения относятся к 20-м года прошлого столетия. В последующие годы педагоги разных стран обращались к идее организации совместной групповой деятельности учащихся. Сама идея совместной познавательной деятельности была заложена Д. Дьюи в его проблемном методе. Однако обучение в сотрудничестве (cooperative learning) как метод был детально разработан лишь в 70-е гг. тремя группами американских педагогов из университета Джон Хопкинса (Р.Славин), университета Миннесота (Р.Джонсон, Д.Джонсон) и группой Эл. Аронсона (Калифорния). Примерно в те же годы свою модификацию метода предложила группа Ш. Шарана из Тель-Авивского университета (Израиль)
Американский и израильский варианты обучения в сотрудничестве несколько отличаются друг от друга. Израильский вариант больше нацелен на подготовку к проектному методу, на формирование необходимых интеллектуальных умений и навыков исследовательской деятельности (group investigations). Американский вариант в большей мере ориентирован на усвоение академических знаний каждым учеником группы, формирование необходимых навыков, интеллектуальных умений, социализацию. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) используется главным образом для того, чтобы обеспечить для каждого ученика возможность усвоить, осмыслить, изучаемый материал, чтобы ни у кого не было пробелов в знаниях, чтобы каждый осмыслил изучаемый материал, понимал его суть. Итак, рассмотрим возможные варианты обучения в сотрудничестве Работа в команде. В этом варианте уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими её членами при работе над темой (проблемой) вопросом, подлежащим изучению. Таким образом, задача каждого студента состоит не только в том, чтобы познать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки; при этом необходимо, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый студент. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого её члена в совместное решение поставленной перед ними проблемы. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого ее члена в совместное решение поставленной перед ними проблемы. Вкратце STL сводится к трем основным принципам:
а)награды (team rewards) — команда / группа получает одну награду на всех в виде балльной оценки / отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности. Для этого им необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и время на ее достижение;
б)индивидуальная (персональная) ответственность (individual accountability) каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем каждому ученику отдельно, вне группы; в) равные возможности каждого ученика для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и менее подготовленным ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса, теста, зачета, экзамена (и улучшая их), и «средний», и «слабый» ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку». Кроме того, поощрение за достигнутый успешный результат по сравнению с ранее достигнутыми результатами того же ученика оказывается значительно эффективнее, чем поощрение учащихся в сравнении друг с другом, потому что в этом случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, соревнуется сам с собой, т. е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый студенты, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Такая работа может использоваться в обучении многим предметам как естественно-научного, так и гуманитарного циклов в вузах. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым студентом.
Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Как и в предыдущем случае, преподаватель также объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования проводит каждую неделю соревновательные турниры между командами, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением. Главное — это научить в процессе такой подготовительной деятельности совместной работе, открытому стилю взаимодействия, общения. Все это очень пригодится на других этапах познавательной деятельности, когда нужно будет применять полученные знания и умения для решения подчас достаточно сложных исследовательских и творческих задач.
Литература:
- Букатов В. М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения. М., «Первое сентября», 2001.
- Ващенк Аксенова Л. А. Развитие творческих способностей детей. – Литература в школе, № 7,2006.
- Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. — М.: Логос, 2009.