Об образе дива в средневековых мифологических представлениях жителей Хорезмского оазиса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 24.01.2017

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Рузметов С. А. Об образе дива в средневековых мифологических представлениях жителей Хорезмского оазиса // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 683-684. — URL https://moluch.ru/archive/137/38600/ (дата обращения: 09.12.2019).



В данной статье мы попытаемся сопоставить представления о дивах средневековых хорезмийцев с представлениями других народов. Прежде всего, важно подчеркнуть, что существует несколько вариантов написания этого слова: дев, дайва (авест.), див (перс.), дэу, дев и т. п. Исходя из особенностей хорезмского диалекта, мы выбрали персидский вариант.

Див — образ сверхъестественного существа, встречающийся в иранской, славянской, грузинской, тюркской и других мифологиях, а также в зороастризме.

Мифологический образ дивов распространён в фольклоре народов Кавказа, Урала, Малой, Средней Азии. Они представляются в качестве злых духов, великанов антропоморфного или зооморфного вида. В сказках описываются случаи похищения ими женщин. В индийской мифологии дивы, напротив — боги или полубоги (санскр देव — «сияющий», латыш. Dievs — Бог) [1].

Исследованием системы мифологических персонажей, куда кроме дивов входят и демоны, духи и другие подобные им существа, занимается специальная наука «демонология». Демонология (от греч. δαίμων, то есть божество, дух, гений, и λόγος, то есть слово, рассуждение, наука) — общее название разнородных мифов о демонах. Основными направлениями в демонологии обычно являются изучение демонов, описание поведения демонов, обрядов по их вызову, борьбе с ними, подчинению и контролированию их сил и т. п. [2].

Хорезмская демонология, в отличие от других народов и этносов Азии, имеет отличительные особенности. Одна из положительных ее сторон заключается в том, что в хорезмских вариантах некоторых дастанов, литературно-письменных памятниках, дошедших до наших дней, сохранились ценные сведения по данной области. Восстановленные на основе этих сведений и сохранившихся устных преданий персонажи хорезмской демонологии играют важную роль в воссоздании того, что в других регионах Средней Азии оказалось утерянным.

Образ дива можно рассмотреть как результат весьма развитых анимистических представлений.

В начале ХХ века у некоторых европейских народов образы демонологии потеряли свое былое значение и преимущественно перешли в область фольклора. В отличие от этого, вера в сверхъестественные существа в Хорезме пережила ХХ век, сохранившись и поныне.

В этнографических материалах Хорезма совершенно четко прослеживаются представления о следующих категориях сверхъестественных существ — «джинах», «пери», «дивах», «аждархо» и «албасты». Все эти персонажи пандемониума хорошо известны по литературе, посвященной анимистическим представлениям народов Средней Азии. В верованиях Хорезма значение их неравноценно, некоторые образы стали довольно смутными [3].

Дивы — злые человекообразные существа, обладающие большой силой. Потомки хорезмийцев считали, что они обитают в основном в горах и пещерах.

Рассмотрим особенности характеристики образа дива в мифологиях отдельных народов, приведенные в энциклопедии С. А. Токарева «Мифы народов мира».

Армянская мифология. Здесь дивы — это злые духи, главным образом великаны, антропоморфного, иногда и зооморфного облика, часто с двумя, тремя, семью головами. Они обладают огромной силой. Живут в горах, в пещерах, в глубоких и тёмных ущельях, в пустынях. Действуют обычно группами — три, семь, сорок братьев. Владеют большими сокровищами. Похищают красавиц, царевен, соблазняют их. Герои, воюющие против них, всегда побеждают. Иногда дивы вступают в дружбу с героями, помогают им в их подвигах. Матери дивов — тоже великанши. Они более дружелюбны по отношению к людям, чем сыновья [4].

Грузинская мифология. В грузинской мифологии и фольклоре дивы — злые духи. Они зооморфны, рогаты и волосаты, многоглавы (от трёх до ста голов). С увеличением числа голов возрастает их сила, на месте срубленной головы вырастает новая. Дивы обитают в подземельях, но могут жить и на земле, владея дворцами и богатствами. Обычно вместе живут семь-девять братьев. В основном они занимаются скотоводством и охотой, похищают и держат в неволе красавиц. Дивы-женщины (великанши) менее злы, они дают приют и огонь пришельцам и охраняют их от своих сыновей-людоедов [4].

Дагестанская мифология. В мифологии дагестанских народов дивы — антропоморфные одноглазые чудовища огромных размеров. Обычно обитают по нескольку братьев с матерью в пещере, в неприступной крепости, занимаются охотой. Разрушают человеческое жильё, убивают людей.

Тюркская мифология. Здесь дивы представлялись великанами, обладающими огромной силой, иногда с несколькими головами, мужского или женского пола. Как мифологический персонаж див наиболее распространен среди узбеков, а у других народов они чаще выступают как сказочные образы (хотя и сохраняют мифологические черты), а по представлению башкир дивы имеют своё подземное царство.

Еще одно из достоинств хорезмской демонологии заключается в том, в преданиях хорезмийцев сохранились имена некоторых дивов. Так, во многих местах известны дивы Уфрид, Хамза, Ак-слу, Карахан. Див Хаджи-Мулюк согласно легенде, записанной в окрестностях Кипчака, был строителем крепости Чилпык на правом берегу Амударьи, которое С. П. Толстов считает остатками дахмы — «башни молчания» зороастрийского погребального ритуала [5].

Своими громадными руками див переносил глину для кладки стен; один комочек ее выпал между его пальцами и сейчас лежит рядом со стеной в виде большого останца стены. На Чилпыке показывают и сейчас отверстие в земле, где в пещере «жил» Хаджи-Мулюк. Ему же приписывают возникновение горы Ток в местности Самамбай: сложив эту гору, див стремился отвести течение Амударьи от полей человека. В связи с Чилпыком есть и другая легенда, согласно которой его строителем был другой див — Каратин-Алып.

В Хорезме широко распространена легенда о постройке дивами города Хазараспа. В ней фигурируют дивы Каус и Самандун; последний рисуется духом водной стихии и антагонистом пророка Сулеймана, по приказанию которого дивы строили Хазарасп.

Название «Дев солган», то есть «построенный дивами», носит также крепость в местности Кят (в Шаватском районе Хорезмской области); легенда приписывает и его строительство дивам, создавшим его за одну ночь [5].

Таким образом, в отличие от верований других народов, в мифологических верованиях которых бытует образ дива, с древних времен у хорезмийцев сложилась несколько иная точка зрения по данному поводу.

В заключении отметим, что сохранением в хорезмских верованиях образов дивов мы, несомненно, обязаны письменным памятникам и, в первую очередь, «Шахнаме» Абулкасима Фирдоуси.

Литература:

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Дивы_(мифология)#cite_note-2
  2. ru.wikipedia.org/wiki/Демонология#cite_note-hist-1
  3. Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. — М.: Наука, 1969.
  4. Токарев С. А. Мифы народов мира. Энциклопедия. — М., 2008.
  5. Толстов С. П. Древний Хорезм. — М., 1948.
Основные термины (генерируются автоматически): див, хорезмская демонология, Азия, грузинская мифология, Хорезм, образ дива, дух, народ, сила.


Похожие статьи

История изучение женских персонажей Хорезмского пандемониума

Хорезмской агиологии встречается персонажи среднеазиатского пандемониума — духе Момо восходит к культу женских предков.

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, женское божество, образ, древний Хорезм, культ, женский образ, персонаж, Хорезм, особое...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Данное явление получило свое яркое выражение в эпосе тюркских народов.

Или же, повстречавшись с чабанами, Гороглы набрасывается на еду словно див.

О хорезмской версии эпоса «Гороглы». Мотив усыновления и образ Авазхана.

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

Согласно представлениям народов Средней Азии, в том числе и узбекского народа, основу бытия составляют

Рузимбаев С. Дастаны Хорезма.

О хорезмской версии эпоса «Гороглы». Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия).

Образ волка в японской народной храмовой мифологии

Библиографическое описание: Садокова А. Р. Образ волка в японской народной храмовой мифологии [Текст]

С одной стороны, в японской народной культуре и народной мифологии существовал

Когда же силы почти покинули Ямато-такэру, перед ним явился белый волк...

Своеобразие портретной характеристики образов хорезмских...

Так, при описании портрета Гариба выделяется, прежде всего, его красота, а не сила

После этого, прибывшие из Хорезма бахши, палваны уступали ей и в пении, и в борьбе.

Основные термины (генерируются автоматически): образов хорезмских дастанов, «ашикских» дастанов...

Культура кайрского земледелия в Хорезме | Статья в журнале...

Народ, ведущий оседлый образ жизни на этой земле, всегда проживал изобильно благодаря оросительному крестьянству.

Наряду с первобытным оросительным земледелием на берегах Амударьи, особенно в Хорезме, так же, как и на других берегах рек Средней Азии, из глубокой...

Собственные имена в «Авесте» | Статья в сборнике... | «Молодой

Ключевые слова: «Авеста», топонимика, ономастика, Хорезм, мифология, этнография. Как отмечают многие авестоведы в своих исследованиях, территорией создания «Авесты» является древний Туран, в частности, Хорезмский оазис.

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском...

Образ одноглазого великана Макела — есть древний образец понятий народа, создавшего эпос, о мифологических животных.

Основные термины (генерируются автоматически): эпос, персонаж, качество, образ, образ див, одноглазый исполин, серый бык.

История изучение женских персонажей Хорезмского пандемониума

Хорезмской агиологии встречается персонажи среднеазиатского пандемониума — духе Момо восходит к культу женских предков.

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, женское божество, образ, древний Хорезм, культ, женский образ, персонаж, Хорезм, особое...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Данное явление получило свое яркое выражение в эпосе тюркских народов.

Или же, повстречавшись с чабанами, Гороглы набрасывается на еду словно див.

О хорезмской версии эпоса «Гороглы». Мотив усыновления и образ Авазхана.

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

Согласно представлениям народов Средней Азии, в том числе и узбекского народа, основу бытия составляют

Рузимбаев С. Дастаны Хорезма.

О хорезмской версии эпоса «Гороглы». Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия).

Образ волка в японской народной храмовой мифологии

Библиографическое описание: Садокова А. Р. Образ волка в японской народной храмовой мифологии [Текст]

С одной стороны, в японской народной культуре и народной мифологии существовал

Когда же силы почти покинули Ямато-такэру, перед ним явился белый волк...

Своеобразие портретной характеристики образов хорезмских...

Так, при описании портрета Гариба выделяется, прежде всего, его красота, а не сила

После этого, прибывшие из Хорезма бахши, палваны уступали ей и в пении, и в борьбе.

Основные термины (генерируются автоматически): образов хорезмских дастанов, «ашикских» дастанов...

Культура кайрского земледелия в Хорезме | Статья в журнале...

Народ, ведущий оседлый образ жизни на этой земле, всегда проживал изобильно благодаря оросительному крестьянству.

Наряду с первобытным оросительным земледелием на берегах Амударьи, особенно в Хорезме, так же, как и на других берегах рек Средней Азии, из глубокой...

Собственные имена в «Авесте» | Статья в сборнике... | «Молодой

Ключевые слова: «Авеста», топонимика, ономастика, Хорезм, мифология, этнография. Как отмечают многие авестоведы в своих исследованиях, территорией создания «Авесты» является древний Туран, в частности, Хорезмский оазис.

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском...

Образ одноглазого великана Макела — есть древний образец понятий народа, создавшего эпос, о мифологических животных.

Основные термины (генерируются автоматически): эпос, персонаж, качество, образ, образ див, одноглазый исполин, серый бык.

Похожие статьи

История изучение женских персонажей Хорезмского пандемониума

Хорезмской агиологии встречается персонажи среднеазиатского пандемониума — духе Момо восходит к культу женских предков.

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, женское божество, образ, древний Хорезм, культ, женский образ, персонаж, Хорезм, особое...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Данное явление получило свое яркое выражение в эпосе тюркских народов.

Или же, повстречавшись с чабанами, Гороглы набрасывается на еду словно див.

О хорезмской версии эпоса «Гороглы». Мотив усыновления и образ Авазхана.

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

Согласно представлениям народов Средней Азии, в том числе и узбекского народа, основу бытия составляют

Рузимбаев С. Дастаны Хорезма.

О хорезмской версии эпоса «Гороглы». Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия).

Образ волка в японской народной храмовой мифологии

Библиографическое описание: Садокова А. Р. Образ волка в японской народной храмовой мифологии [Текст]

С одной стороны, в японской народной культуре и народной мифологии существовал

Когда же силы почти покинули Ямато-такэру, перед ним явился белый волк...

Своеобразие портретной характеристики образов хорезмских...

Так, при описании портрета Гариба выделяется, прежде всего, его красота, а не сила

После этого, прибывшие из Хорезма бахши, палваны уступали ей и в пении, и в борьбе.

Основные термины (генерируются автоматически): образов хорезмских дастанов, «ашикских» дастанов...

Культура кайрского земледелия в Хорезме | Статья в журнале...

Народ, ведущий оседлый образ жизни на этой земле, всегда проживал изобильно благодаря оросительному крестьянству.

Наряду с первобытным оросительным земледелием на берегах Амударьи, особенно в Хорезме, так же, как и на других берегах рек Средней Азии, из глубокой...

Собственные имена в «Авесте» | Статья в сборнике... | «Молодой

Ключевые слова: «Авеста», топонимика, ономастика, Хорезм, мифология, этнография. Как отмечают многие авестоведы в своих исследованиях, территорией создания «Авесты» является древний Туран, в частности, Хорезмский оазис.

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском...

Образ одноглазого великана Макела — есть древний образец понятий народа, создавшего эпос, о мифологических животных.

Основные термины (генерируются автоматически): эпос, персонаж, качество, образ, образ див, одноглазый исполин, серый бык.

История изучение женских персонажей Хорезмского пандемониума

Хорезмской агиологии встречается персонажи среднеазиатского пандемониума — духе Момо восходит к культу женских предков.

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, женское божество, образ, древний Хорезм, культ, женский образ, персонаж, Хорезм, особое...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Данное явление получило свое яркое выражение в эпосе тюркских народов.

Или же, повстречавшись с чабанами, Гороглы набрасывается на еду словно див.

О хорезмской версии эпоса «Гороглы». Мотив усыновления и образ Авазхана.

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

Согласно представлениям народов Средней Азии, в том числе и узбекского народа, основу бытия составляют

Рузимбаев С. Дастаны Хорезма.

О хорезмской версии эпоса «Гороглы». Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия).

Образ волка в японской народной храмовой мифологии

Библиографическое описание: Садокова А. Р. Образ волка в японской народной храмовой мифологии [Текст]

С одной стороны, в японской народной культуре и народной мифологии существовал

Когда же силы почти покинули Ямато-такэру, перед ним явился белый волк...

Своеобразие портретной характеристики образов хорезмских...

Так, при описании портрета Гариба выделяется, прежде всего, его красота, а не сила

После этого, прибывшие из Хорезма бахши, палваны уступали ей и в пении, и в борьбе.

Основные термины (генерируются автоматически): образов хорезмских дастанов, «ашикских» дастанов...

Культура кайрского земледелия в Хорезме | Статья в журнале...

Народ, ведущий оседлый образ жизни на этой земле, всегда проживал изобильно благодаря оросительному крестьянству.

Наряду с первобытным оросительным земледелием на берегах Амударьи, особенно в Хорезме, так же, как и на других берегах рек Средней Азии, из глубокой...

Собственные имена в «Авесте» | Статья в сборнике... | «Молодой

Ключевые слова: «Авеста», топонимика, ономастика, Хорезм, мифология, этнография. Как отмечают многие авестоведы в своих исследованиях, территорией создания «Авесты» является древний Туран, в частности, Хорезмский оазис.

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском...

Образ одноглазого великана Макела — есть древний образец понятий народа, создавшего эпос, о мифологических животных.

Основные термины (генерируются автоматически): эпос, персонаж, качество, образ, образ див, одноглазый исполин, серый бык.

Задать вопрос