Использование мобильных коммуникаций на мега-уроке информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 22.01.2017

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Масалыгина А. С., Холмирзоев Д. Н., Яковлева Т. А. Использование мобильных коммуникаций на мега-уроке информатики // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 35-38. — URL https://moluch.ru/archive/137/38547/ (дата обращения: 27.05.2019).



Рассматриваются педагогические возможности и эффекты использования мобильных коммуникаций на мега-уроке — инновационной модели обучения информатике учащихся общеобразовательных школ в сетевом образовательном кластере.

Ключевые слова: мобильные коммуникации, инновационные модели обучения, информатика

На базе кафедры ИИТвО КГПУ им. В. П. Астафьева реализуется образовательный проект «Мега-класс». В рамках данного проекте организуется образовательный кластер, объединяющий несколько муниципальных общеобразовательных учреждений из различных регионов Красноярского края, студенты и преподаватели института математики, физики и информатики педагогического университета, представители IT-бизнеса, известные специалисты и ученые в области информационных технологий [1].

Проект «Мега-класс» ставит своей целью объединить усилия учителей школ и педагогов высшего образования, студентов вуза и школьников общеобразовательных школ в поиске новых моделей школьного и высшего педагогического образования в интегрированном сетевом информационном образовательном пространстве для достижения каждой группой участников личностно-значимых образовательных и профессиональных результатов:

– повышение квалификации учителя в предметной области;

– подготовку студентов педагогических вузов к профессионально-ориентированной педагогической деятельности;

– вовлечение учащихся в инновационный образовательный процесс, в независимости от местонахождения образовательного учреждения. [1]

С точки зрения образовательной деятельности «Мега-класс» — это методическая система учебно-воспитательного процесса разных школ в информационно-образовательной среде облачных сервисов на основе интеграции научного, учебного и воспитательного процессов педвуза, общеобразовательных учреждений, муниципальных управлений образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Посредством образовательного кластера «школа-педвуз» происходит интеграция в единый учебный процесс обучение школьников и студентов. Мега-урок проводится в режиме телеконференции одновременно во всех школах участвующих в данном проекте. Сценарии мега-уроков разрабатываются и проводятся мега-учителем — сообществом учителей общеобразовательных школ, педагогов и студентов вуза, с привлечением специалистов и ученых в области ИТ.

Одним из важнейших условий эффективной реализации мега-уроков одновременно в образовательных учреждениях кластера в дистанционном режиме является создание соответствующей материально-технической базы и телекоммуникационной среды (компьютерные классы, ресурсные центры, сети и коммуникации). Невысокая пропускная способность интернет-каналов и слабая оснащенность телекоммуникационным оборудованием в образовательных учреждениях резко снижает качество коммуникаций между участниками мега-урока. Использование мобильных устройств и коммуникаций позволяет решить данную проблему.

В современном обществе мобильные устройства используются в различных сферах жизнедеятельности. Мобильные приложения становятся частью цифровой жизни, как взрослого человека, так и детей. За последние пять лет число детей пользующимися мобильными устройствами постоянно возрастает. Мобильные компьютерные технологии позволяют расширить возможности учебного интерактивного взаимодействия.

Большинство пользователей привыкли к таким мессенджерам как WhatsApp, Viber для общения. Данные приложения сейчас имеют высокую популярность, но мало кто знает, что по удобству и защищенности они уступают мессенджеру Telegram. Telegram — бесплатный мессенджер для смартфонов и ПК под управлением всех наиболее распространенных на сегодняшний день операционных систем, позволяющий обмениваться не только текстовыми сообщениями, но и различными медиафайлами (картинки, музыка, архивы, текстовые документы и пр.) [2]. Рассмотрим плюсы и минусы данного приложения.

Плюсы:

– осуществляется защита несанкционированного чтения;

– Secret Chat — опция переписки в «секретном чате»;

– передачи файлов больших размеров;

– скорость передачи данных высока. Отсутствуют задержки, имеющие у аналогов.

Отдельно стоит отметить «привязку к номеру телефона». Приложение WhatsApp, Viber функционирует, если сим-карта, к которой привязано приложение, установлена в устройство (смартфон, планшет). Telegram отказался от такого способа привязки. Не требуется наличие сим-карты с номером в устройстве, к которому привязано приложение. Это очень удобно, к примеру, у вас сел телефон, в таком случае общение можно будет продолжить по планшету под тем же мобильным номером, с теми же контактами и с сохраненной историей чата.

Минусы:

– программу нужно русифицировать, процесс несложный, но многих отталкивает этот момент;

– в отличие от конкурентов, Telegram не поддерживает голосовые звонки. Это существенный минус, который сказывается на популярности приложения.

Таблица 1

Функции Telegram, которыми можно воспользоваться во время проведения мега-урока

1) Добавление файлов.

Может быть — передача текстовых файлов, графических и фото-изображений и картинок

2) Голосовое сообщение.

3) Редактирование уже отправленного сообщения.

4) Создание чатов.

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\2017-01-19 22.22.08.png

5) Снятие мгновенного снимка, для загрузки в общий чат.

D:\Cloud\Файлы\2017-01-19 22.19.24.PNG

6) Быстрый доступ ко всем файлам.

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\2017-01-19 22.20.25.png

Данная система удобна для использования во время мега-урока на этапе выполнения учащимися различных заданий урока для взаимной коммуникации участников межшкольных групп между собой и тьюторами. Мобильные коммуникации позволяют взаимодействовать учащимся в привычной для них среде, а также решает одну из самых важных проблем — это сбой связи при общении, в случае прерывании видеоконференции и доступа к интернету, учащиеся всегда могут оставаться на связи и продолжать свои работы в группах.

Эксперимент по использованию мобильной системы показал, что ученики с большим интересом работают в данной среде. Всем участникам урока заблаговременно была выслана инструкция по установке и использованию приложения. Учащиеся самостоятельно на своих мобильных телефонах установили приложение Telegram.

Тьютором была создана конференция со всеми участникам межшкольной команды (рисунок 1). Тем самым все участники были объединены в единую группу, для организации мобильного взаимодействия.

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\2017-01-19 21.51.02.png

Рис. 1. Участники мега-урока (группа № 1)

Каждая группа вела активный диалог с тьюторами, как во время самого урока, в процессе решения задач или выполняя учебный проект, так и во внеурочное время, выполняя домашнее задание (рисунок 2).

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\2017-01-19 21.45.57.png

Рис. 2. Диалог межшкольной группы

При взаимодействии учащихся в данной среде каждый ученик смог проявить себя. Если при общении с преподавателем и тьютором в режиме конференцсвязи присутствует некоторая «зажатость» учащихся и потеря времени, то мобильные коммуникации позволяют раскрепоститься любому ученику и экономить время урока. Приэтом, не было выявлено нарушений сетевого этикета со стороны учеников, соблюдались правила общения как с тьютором, так и между самими учащимися.

Для студентов, выступающих в качестве модератора и тьюторов на мега-уроке, подобное общение с учащимися потребовало мобилизации собственных предметных и методических знаний, способствовало приобретению реального опыта педагогического взаимодействия в условиях сетевых коммуникаций.

Использование мобильных приложений признано преподавателями кафедры ИИТвО одним из перспективных направлений в реализации образовательного проекта Мега-класс; планируются дальнейшие исследования в этом направлении.

Литература:

  1. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: коллективная монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2014. — 196 с.
  2. Что Такое Телеграмм (Telegram), Зачем Он Мне И Как Им Пользоваться // URL: http://protelegram.ru/telegram_faq/ (дата обращения: 08.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): приложение, инновационная модель обучения, коммуникация, образовательный кластер, образовательный проект, студент вуза, устройство, участник мега-урока, учащийся.


Ключевые слова

информатика, мобильные коммуникации, инновационные модели обучения

Похожие статьи

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

Преподаватели и студенты учебного заведения являются пользователями специальной образовательной сети.

Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам. Эффективность применения инновационных технологий в дошкольном...

Использование инновационных методов в образовании

Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. [2]. Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе

Применение инновационных методов обучения на занятиях по физическому воспитанию.

Технологии обучения студентов в высшей школе

– характер общения участников проекта (взаимопомощь, взаимодополняемость)

Журбенко В. А., Саакян Э. С., Тишков Д. С. Инновационное обучение в медицинском вузе

К вопросу об организации обучения высшей математике студентов технических вузов.

Образовательная информационно-коммуникационная...

Создание индивидуальной образовательной среды студента современного вуза представляется невозможным без применения информационно-коммуникационных технологий наряду с традиционными методами и формами обучения.

«Перевернутый» класс — инновационная модель обучения

Библиографическое описание: Гизатулина О. И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения [Текст]

Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательной деятельности — и те, кто учит, и те, кто учится.

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе...

‒ для учебной коммуникации (SMS-сообщения, Twitter, вебинары, Skype и т. д.).

Основные термины (генерируются автоматически): дополненная реальность, приложение, учебный процесс, устройство, студент, программа, мобильное средство связи, мобильное обучение...

Электронное обучение как инновационная педагогическая...

модернизация системы образования, инновационность образовательного процесса, система электронного обучения. Похожие статьи. Метод проектов как инновационная педагогическая технология.

Педагогические инновационные технологии в вузе

- проектирование новых моделей образовательного процесса

образовательного процесса и развития учащихся

К инновационным технологиям обучения относятся: интерактивные технологии обучения и компьютерные технологии.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Современные образовательные технологии в инновационном вузе.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе.

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

Преподаватели и студенты учебного заведения являются пользователями специальной образовательной сети.

Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам. Эффективность применения инновационных технологий в дошкольном...

Использование инновационных методов в образовании

Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. [2]. Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе

Применение инновационных методов обучения на занятиях по физическому воспитанию.

Технологии обучения студентов в высшей школе

– характер общения участников проекта (взаимопомощь, взаимодополняемость)

Журбенко В. А., Саакян Э. С., Тишков Д. С. Инновационное обучение в медицинском вузе

К вопросу об организации обучения высшей математике студентов технических вузов.

Образовательная информационно-коммуникационная...

Создание индивидуальной образовательной среды студента современного вуза представляется невозможным без применения информационно-коммуникационных технологий наряду с традиционными методами и формами обучения.

«Перевернутый» класс — инновационная модель обучения

Библиографическое описание: Гизатулина О. И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения [Текст]

Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательной деятельности — и те, кто учит, и те, кто учится.

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе...

‒ для учебной коммуникации (SMS-сообщения, Twitter, вебинары, Skype и т. д.).

Основные термины (генерируются автоматически): дополненная реальность, приложение, учебный процесс, устройство, студент, программа, мобильное средство связи, мобильное обучение...

Электронное обучение как инновационная педагогическая...

модернизация системы образования, инновационность образовательного процесса, система электронного обучения. Похожие статьи. Метод проектов как инновационная педагогическая технология.

Педагогические инновационные технологии в вузе

- проектирование новых моделей образовательного процесса

образовательного процесса и развития учащихся

К инновационным технологиям обучения относятся: интерактивные технологии обучения и компьютерные технологии.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Современные образовательные технологии в инновационном вузе.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе.

Похожие статьи

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

Преподаватели и студенты учебного заведения являются пользователями специальной образовательной сети.

Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам. Эффективность применения инновационных технологий в дошкольном...

Использование инновационных методов в образовании

Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. [2]. Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе

Применение инновационных методов обучения на занятиях по физическому воспитанию.

Технологии обучения студентов в высшей школе

– характер общения участников проекта (взаимопомощь, взаимодополняемость)

Журбенко В. А., Саакян Э. С., Тишков Д. С. Инновационное обучение в медицинском вузе

К вопросу об организации обучения высшей математике студентов технических вузов.

Образовательная информационно-коммуникационная...

Создание индивидуальной образовательной среды студента современного вуза представляется невозможным без применения информационно-коммуникационных технологий наряду с традиционными методами и формами обучения.

«Перевернутый» класс — инновационная модель обучения

Библиографическое описание: Гизатулина О. И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения [Текст]

Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательной деятельности — и те, кто учит, и те, кто учится.

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе...

‒ для учебной коммуникации (SMS-сообщения, Twitter, вебинары, Skype и т. д.).

Основные термины (генерируются автоматически): дополненная реальность, приложение, учебный процесс, устройство, студент, программа, мобильное средство связи, мобильное обучение...

Электронное обучение как инновационная педагогическая...

модернизация системы образования, инновационность образовательного процесса, система электронного обучения. Похожие статьи. Метод проектов как инновационная педагогическая технология.

Педагогические инновационные технологии в вузе

- проектирование новых моделей образовательного процесса

образовательного процесса и развития учащихся

К инновационным технологиям обучения относятся: интерактивные технологии обучения и компьютерные технологии.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Современные образовательные технологии в инновационном вузе.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе.

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

Преподаватели и студенты учебного заведения являются пользователями специальной образовательной сети.

Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам. Эффективность применения инновационных технологий в дошкольном...

Использование инновационных методов в образовании

Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. [2]. Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе

Применение инновационных методов обучения на занятиях по физическому воспитанию.

Технологии обучения студентов в высшей школе

– характер общения участников проекта (взаимопомощь, взаимодополняемость)

Журбенко В. А., Саакян Э. С., Тишков Д. С. Инновационное обучение в медицинском вузе

К вопросу об организации обучения высшей математике студентов технических вузов.

Образовательная информационно-коммуникационная...

Создание индивидуальной образовательной среды студента современного вуза представляется невозможным без применения информационно-коммуникационных технологий наряду с традиционными методами и формами обучения.

«Перевернутый» класс — инновационная модель обучения

Библиографическое описание: Гизатулина О. И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения [Текст]

Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательной деятельности — и те, кто учит, и те, кто учится.

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе...

‒ для учебной коммуникации (SMS-сообщения, Twitter, вебинары, Skype и т. д.).

Основные термины (генерируются автоматически): дополненная реальность, приложение, учебный процесс, устройство, студент, программа, мобильное средство связи, мобильное обучение...

Электронное обучение как инновационная педагогическая...

модернизация системы образования, инновационность образовательного процесса, система электронного обучения. Похожие статьи. Метод проектов как инновационная педагогическая технология.

Педагогические инновационные технологии в вузе

- проектирование новых моделей образовательного процесса

образовательного процесса и развития учащихся

К инновационным технологиям обучения относятся: интерактивные технологии обучения и компьютерные технологии.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Современные образовательные технологии в инновационном вузе.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе.

Задать вопрос