Исследование привычек и предпочтений потребителей зрелищных услуг на примере аудитории мюзикла «Граф Орлов» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Ветчинина А. Г. Исследование привычек и предпочтений потребителей зрелищных услуг на примере аудитории мюзикла «Граф Орлов» // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 302-306. — URL https://moluch.ru/archive/137/38506/ (дата обращения: 18.08.2018).



Одна из основных закономерностей развивающейся экономики России — довольно быстрый рост сферы услуг, охватывающий широкий спектр видов деятельности, которые в свою очередь направлены на удовлетворение желаний и потребностей людей, производственные и общественные нужды, а также на удовлетворение духовных запросов граждан. После прихода рыночной экономики учреждения культуры оказались в абсолютно новых для них условиях: снизился уровень государственного финансирования, нестабильно формируется спонсорство, меценатство и благотворительность, невозможно предсказать поведение потребителей, в том числе и в результате развития коммерческих компаний, обеспечивающих досуг населению. Однако, именно вышеперечисленные факторы, которые постепенно перестроили взаимоотношения искусства и зрителей, придали маркетингу столь важную роль в сфере культуры. Непосредственно для театрального искусства разрабатываются новые инновационные управленческие технологии, которые позволяют не только продвигать культуру в массы, но и получать экономическую выгоду.

Основной целью маркетинга в культурной сфере является поиск своего конечного потребителя, зрителя, слушателя, для которого любое учреждение культуры и ведет свою деятельность. Маркетинг в сфере культуры нужен для того, чтобы внести свою лепту в создание такого человеческого капитала, без которого невозможно развитие культурного цивилизованно развитого общества [2].

Сегодня для того чтобы театральный проект стал успешным, мало создать хороший спектакль. Необходимо четко представлять себе его потенциального потребителя, выделить его из всей массы театральной публики и помочь ему правильно сориентироваться в разнообразном театральном предложении. Поэтому изучение аудитории потребителей исполнительских искусств, театрального рынка, сегодня становится необходимым условием успешного функционирования любой организации исполнительского искусства. Знание аудитории театра, реальных и потенциальных зрителей, существующих различий в экономических возможностях и вкусах публики должно стать основой для формирования художественной политики, проведения эффективной маркетинговой стратегии. У зрителей могут быть различные предпочтения и совершенно разное отношение к одним и тем же художественным проектам и их представлениям. При этом все группы потребителей художественного продукта могут присутствовать на театральном рынке одновременно. Подобное структурное строение публики определяет сегментацию публики, т. е. расслоение общей совокупности зрителей на гомогенные группы, каждая из которых характеризуется специфическими особенностями поведения на рынке культурных услуг.

В Государственном бюджетном учреждении культуры города Москвы «Московском государственном академическом театре оперетты» было проведено исследование публики мюзикла «Граф Орлов». Опросы зрителей проводились на четырех представлениях мюзикла — вечернем воскресном, вечернем буднего дня и на двух субботних — дневном и вечернем. В результате опросов получено 1205 пригодных к обработке анкет.

Театральный опыт, уровень театральной подготовленности зрителей характеризуется рядом параметров, среди которых одним из основных является такой показатель, как частота посещения театров. Рассматривая характеристики зрительской аудитории и выявляя особенности ее поведения на рынке культурных благ и досуга в целом, я попыталась воссоздать социально-культурный портрет зрителя, ответить на главный вопрос: есть ли у мюзикла своя аудитория, а если таковая имеется, что она собой представляет, и в чем состоят основные закономерности ее поведения.

В социологических исследованиях зрительской аудитории одним из главных является вопрос о существовании «своей» публики, то есть таких зрителей, для которых мотивацией посещения является не театральный интерес вообще, а привязанность именно к конкретному театру. В связи с этим обратим внимание на следующий результат социологических опросов: 64,8 % зрителей ответили, что бывали в Московском Театре оперетты и раньше. Это дает право говорить о существовании собственной публики, художественные предпочтения которой однозначно связаны со спектаклями Московского Государственного Академического театра оперетты. Однако в данном исследовании речь идет не просто о публике Театра оперетты, а о той зрительской аудитории, которая имеет отношение к мюзиклу «Граф Орлов». Может ли быть, что сегодня это совершенно другая публика, не обремененная традициями посещения Московской оперетты и пришедшая не в театр, а именно на мюзикл, и что оперетты и мюзиклы посещают разные люди? Каков вообще опыт театральных посещений этой публики? Тот факт, что зрительская аудитория мюзикла «Граф Орлов» состоит почти на 2/3 из тех зрителей, которые имеют опыт посещений Московской оперетты, говорит о большой степени общности аудиторий мюзикла и театра в целом. Как видно из таблицы 1, данные о числе посещений этими респондентами оперетт и мюзиклов, идущих на сцене Театра оперетты, сопоставимы. Подавляющее большинство зрителей пришли на мюзикл впервые (85,2 %). И на спектаклях оперетты в течение последнего года они были не более одного раза (89,5 %). Отвечая на вопрос: «Сколько раз за последний год Вы побывали на спектаклях нашего театра?», респонденты несколько чаще указывают на посещение мюзиклов. Это естественно, что зрители мюзикла, среди которых проводился этот опрос, вполне ожидаемо отдают предпочтение мюзиклам. Кроме того, в ответах респондентов учитывается и то посещение мюзикла, на котором проводился опрос, что несколько смещает распределение ответов в пользу мюзикла. Впрочем, главный вывод, который может быть сделан из приведенных данных, состоит в том, что подавляющее большинство опрошенных зрителей мюзикла «Граф Орлов», хотя и имеет опыт посещения Московского театра оперетты, давно в нем не бывали — ни на спектаклях оперетты, ни на представлениях мюзиклов.

Таблица 1

Посещаемость оперетт имюзиклов театра оперетты втечение года зрителями мюзикла «Граф Орлов» (в% кчислу ответивших)

Число посещений за последний год

Доля зрителей, посетивших вМГАТО

оперетты

мюзиклы

Ни разу

76,7

Неприменимо*

1 раз

12,8

85,2

2–3 раза

8,8

11,5

4 и более раз

1,7

3,2

Итого

100,0

100,0

* Опрос проводился среди тех, кто уже пришел на представление мюзикла, т. е. по определению посетил мюзикл не менее одного раза

Таблица 2

Рейтинг популярности других мюзиклов, просмотренных респондентами

Название мюзикла

Утвердительные ответы

Число

Процент

Русалочка

288

23,9

Монте-Кристо

282

23,4

Mamma Mia!

258

21,4

Красавица и чудовище

227

18,8

Chicago

208

17,3

Нотр-Дам

194

16,1

Времена не выбирают

67

5,6

Продюсеры

44

3,7

Другой мюзикл

261

21,7

Не бывал

209

17,3

Посетители мюзикла «Граф Орлов» в своем большинстве демонстрируют знакомство с жанром, в том числе и многие из тех, кто пришел на мюзикл в Театр оперетты впервые: только 17,3 % опрошенных заявили, что они прежде не видели никаких мюзиклов (Таб. 3). Остальные посетили в театрах Москвы не менее одного мюзикла. При этом самым популярным мюзиклом среди наших респондентов стала «Русалочка», а наименее популярным — мюзикл «Продюсеры» (театр «Et Cetera»). Примечательно, что почти четверть респондентов уже видели мюзикл «Монте-Кристо» (23,4 %, второе место по популярности), шедший на сцене Московского театра оперетты, демонстрируя тем самым верность традиции и готовность посещать мюзиклы в этом театре.

Этот факт — признак того, что в составе аудитории немало людей, готовых откликнуться на новые художественные инициативы театра. Но задача состоит в том, чтобы расширить зрительскую аудиторию мюзикла, рекрутировать в ее состав новых поклонников, обеспечивая тем самым востребованность будущих проектов. Для этого надо представлять себе основные закономерности культурного поведения людей, которых привлекают такие театральные проекты, как мюзикл «Граф Орлов».

Распределение респондентов по суммарному числу посещений театров наглядно представлено в таб.3. Надо констатировать, что доля зрителей, посещающих театры не менее 5 раз за год, оказывается необычно большой для московского театрального рынка — свыше 19 %. Нестандартность распределения подтверждается также приведенной на рисунке 2 диаграммой с линией интерполяции.

Таблица 3

Суммарная частота посещения респондентами театров всех видов за год

Суммарная частота посещения театров в год

Число респондентов,%

Доля респондентов,%

1

Ни разу

140

12,3

2

1–2 раза

533

46,9

3

3–4 раза

244

21,5

4

5 и более раз

219

19,3

Итого

1136

100,0

Рис. 1. Суммарная частота посещения театров всех видов за год (диаграмма распределения с линией интерполяции)

Итак, подавляющее большинство зрителей мюзикла в театры ходят редко — не более 2 раз в год. Однако в зрительской аудитории присутствует довольно значительная группа (свыше 19 % респондентов) с повышенной театральной активностью — не менее 5 посещений театров в год.

Таблица 4

Частота посещения респондентами театров по видам зрителями мюзикла «Граф Орлов»

Частота посещения

Опера

Балет

Драма

Оперетты

Мюзиклы

Число

Процент

Число

Процент

Число

Процент

Число

Процент

Число

Процент

Ни разу

997

82,7

972

80,7

738

61,2

875

72,6

-

-

1–2 раза

176

14,6

202

16,8

324

26,9

258

21,4

1038

86,1

3–4 раза

19

1,6

15

1,2

84

7,0

52

4,3

112

9,3

5 и более раз

13

1,1

16

1,3

59

4,9

20

1,7

55

4,6

Итого

1205

100,0

1205

100,0

1205

100,0

1205

100,0

1205

100,0

Интересно проследить, за счет чего суммарная частота театральных посещений этой группы респондентов получается такой высокой, какие виды театрального искусства зрители мюзикла любят больше всего. Рассчитанные по ответам респондентов данные о средней частоте посещения театров разных видов в течение года приведены в таблице 2.

Как видно из этой таблицы, наиболее популярными видами театра у зрителей мюзикла «Граф Орлов» является драма и, разумеется, мюзикл. Количество зрителей, посещающих представления этих видов театрального искусства до 2-х раз в год, сопоставимо. Несколько большей оказывается группа зрителей, посещающих мюзиклы 3–4 раза в год, зато среди тех, кто ходит в театры более 5 раз в год, любителей драмы больше. Ни опера, ни балет, ни даже оперетта не привлекают поклонников мюзикла в такой степени как драма. Это может говорить о том, что любовь к жанру мюзикла не является проявлением любви к музыкальным жанрам театрального искусства или, если так можно выразиться, следствием музыкальной ориентированности зрителей. Возможно даже, как ни парадоксально это звучит, что на мюзикл ходят не ради музыки. Ради чего — покажет анализ мотивов посещения. Интересная закономерность прослеживается по данным, представленным в таблице 3. Большая часть зрителей ходит в театры редко, не более двух раз за сезон, т. е. для многих их посещение мюзикла стало первым и единственным за последний год. Из тех, кто ходит в театры 3–4 раза в год, большинство (84 %) побывали в Театре оперетты 1–2 раза, то есть, тоже, возможно, пришли впервые. А вот среди театралов, которые ходят в театры не менее 5 раз в год, насчитывается уже около 20 % тех, кого можно считать поклонниками Театра оперетты, поскольку они ходят не в разные театры, а именно в МГАТО. Можно предположить, что относительно высокая доля среди зрителей мюзикла «Граф Орлов» театралов, для которых характерна высокая частота театральных посещений, является не столько свидетельством их общетеатральной активности, сколько признаком исключительной привязанности к спектаклям МГАТО и, в первую очередь, к мюзиклам.

По результатам анализа театральной посещаемости респондентов можно сделать следующие предварительные выводы. Зрительный зал на представлениях «Графа Орлова» заполняют зрители в массе своей новые и редкие, мало интересующиеся театром вообще. С другой стороны, структура аудитории характеризуется относительной высокой долей зрителей, чьи театральные интересы связаны исключительно с мюзиклами, идущими на сцене МГАТО. Численное преобладание в структуре зрительской аудитории новых и редких зрителей — нормальное явление для современной театральной публики. Именно за счет новых зрителей может быть расширена совокупная зрительская аудитория театра. Однако значительное преобладание в составе аудитории в целом нетеатральных, случайных и неподготовленных зрителей способно исказить структуру зрительского спроса, предпочтений и ожиданий зрительного зала и сместить ее из области преимущественно художественной в область коммерческого развлечения.

Все зрители разные, и это очевидно. У них могут быть разные предпочтения и совершенно разное отношение к одним и тем же спектаклям. При этом каждый зритель находит в спектакле что-то свое: то, ради чего он пришел на представление, или что-то новое… Да и сами причины (или мотивы) посещения театральных представлений у каждого зрителя свои. Изучение зрительской мотивации — не только важнейшая предпосылка в понимании закономерностей зрительского поведения, но и инструмент гармонизации отношений театра с публикой.

Надо отметить, что, строго говоря, зрительскую аудиторию отдельного театрального проекта нельзя сравнивать с публикой репертуарного театра. Наличие разных спектаклей в репертуаре театра и его регулярное обновление поддерживают зрительский интерес, удерживая зрителей в рядах совокупной зрительской аудитории, а также рекрутируя в нее все новых поклонников.

Особенностью же отдельно взятой зрительской аудитории мюзикла является то, что в отличие от аудитории театра, она по определению практически всегда состоит в основном из новых зрителей, то есть, из тех, кто еще не знаком с этим сценическим произведением. Эти новые зрители в своем абсолютном большинстве, как показывают результаты проведенного анализа, являются новыми не только для мюзикла, но и для театра вообще.

Второй, и важнейший, компонент зрительской аудитории мюзикла — это группа преданных поклонников, готовых смотреть любимое представление снова и снова. Это как раз и есть то «ядро», которое, как мы полагаем, играет важнейшую роль в воспроизводстве зрительской аудитории, являясь транслятором мнений и проводником маркетинговой политики Дирекции мюзикла.

Итак, отвечая на вопрос о существовании у мюзикла «Граф Орлов» «своей публики», можно констатировать, что зал заполняют зрители в массе своей новые и редкие, мало интересующиеся театром вообще. Вместе с тем, в структуре аудитории присутствует относительно большая доля зрителей, чьи театральные интересы связаны исключительно с мюзиклами, идущими на сцене МГАТО. При этом любовь к жанру мюзикла не является проявлением любви к музыкальным жанрам театрального искусства или, если так можно выразиться, следствием музыкальной ориентированности зрителей. Зрители мюзикла в подавляющем большинстве являются новыми. И не только для мюзикла, но и для театра вообще, то есть, мюзикл черпает свой «зрительский резерв» в основном не из массы московской театральной публики, а из слоев, пока не приобщенных, или слабо приобщенных к театру. Иначе говоря, мюзикл способен привлечь тех, кто в театр обычно не ходит или ходит очень редко, тем самым вовлекая их в театральную жизнь. И в этом его громадное культурное значение.

В зрительской аудитории мюзикла при всем многообразии потребителей и их характеристик явно выделяется два основных сегмента в приблизительном численном соотношении 4: 1, что говорит о значительном преобладании случайной и новой публики над постоянным «ядром» аудитории. В связи с этим Дирекции следует подумать о том, какие способы можно использовать для того, чтобы привлечь как можно большую часть зрителей в стан не просто фанатов, но и друзей мюзикла.

Литература:

  1. Бартошевич А.В Московский художественный театр. После столетия. Репертуар и публика. М.: ГИИ, 2011, 312 с.
  2. Дымникова А. И. Философия и технология маркетинга в культуре. Справочник руководителя учреждения культуры. — 2008. — № 11. — С. 28–39.
  3. Котлер Ф. Все билеты проданы. М.: Классика ХХI, 2012, 687 с.
  4. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 2013, 736 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мюзикл, раз, театр, зрительская аудитория, зритель, театральное искусство, Московский театр оперетты, зрительская аудитория мюзикла, Театр оперетты, доля зрителей.


Похожие статьи

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном...

Ключевые слова: мюзикл, развитие театрального процесса, музыкальная комедия, оперетта, режиссерское искусство. Мюзикл является производной от американской и европейской оперетты, в свою очередь, оперетта не что иное, как уменьшительное от термина “опера”.

Российский театр как актор международной культурой политики

Статья просмотрена: 53 раза.

Русское театральное искусство, которое в XVII веке основывалось прежде всего на достижениях придворного и школьного театров, получило признание на государственном уровне.

Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла

Мюзикл – универсальный жанр. Он вобрал в себя от музыкального театра – драматургию и профессионально написанные тексты, от оперы – сложные аранжировки и арии, от оперетты – исполнение песен в соединении с танцем и возможность использования незатейливого...

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

А ведь эта аудитория исчисляется миллиардами зрителей.

Кино и телевидение отражают окружающую реальность, трансформируют ее, иногда даже искажают ее восприятие таким образом, что зрительская аудитория, пусть и с некоторой долей недоверия, начинает верить...

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

В московских театрах идет довольно много детских мюзиклов, музыкальных спектаклей или музыкальных сказок (Театр «Московская оперетта», Детский музыкальный театр им. Н.И.Сац, Московский государственный детский музыкальный театр п/р Г.Чихачева...

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Фактором успешного развития театральной культуры как культурного наследия России является развитие потребности в театральном искусстве у зрителей театра. В статье был проведён анализ изменений в современной публике...

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Ключевые слова: режиссура, театральное искусство, драматургия, история искусства.

Их открытия можно назвать основой теории современной режиссуры. Без них, как театр, так и

И как только актер пройдет этот нелегкий путь перевоплощения, зритель сможет ему поверить...

Помощь Мельпомены или театр как терапия | Статья в журнале...

Уже тогда театральное искусство было поставлено на службу психическому здоровью человека, актер был возведен на одну из самых высоких ступеней социальной лестницы

Театр представал институтом психологической практики, охватывая огромнейшую аудиторию.

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном...

Ключевые слова: мюзикл, развитие театрального процесса, музыкальная комедия, оперетта, режиссерское искусство. Мюзикл является производной от американской и европейской оперетты, в свою очередь, оперетта не что иное, как уменьшительное от термина “опера”.

Российский театр как актор международной культурой политики

Статья просмотрена: 53 раза.

Русское театральное искусство, которое в XVII веке основывалось прежде всего на достижениях придворного и школьного театров, получило признание на государственном уровне.

Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла

Мюзикл – универсальный жанр. Он вобрал в себя от музыкального театра – драматургию и профессионально написанные тексты, от оперы – сложные аранжировки и арии, от оперетты – исполнение песен в соединении с танцем и возможность использования незатейливого...

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

А ведь эта аудитория исчисляется миллиардами зрителей.

Кино и телевидение отражают окружающую реальность, трансформируют ее, иногда даже искажают ее восприятие таким образом, что зрительская аудитория, пусть и с некоторой долей недоверия, начинает верить...

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

В московских театрах идет довольно много детских мюзиклов, музыкальных спектаклей или музыкальных сказок (Театр «Московская оперетта», Детский музыкальный театр им. Н.И.Сац, Московский государственный детский музыкальный театр п/р Г.Чихачева...

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Фактором успешного развития театральной культуры как культурного наследия России является развитие потребности в театральном искусстве у зрителей театра. В статье был проведён анализ изменений в современной публике...

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Ключевые слова: режиссура, театральное искусство, драматургия, история искусства.

Их открытия можно назвать основой теории современной режиссуры. Без них, как театр, так и

И как только актер пройдет этот нелегкий путь перевоплощения, зритель сможет ему поверить...

Помощь Мельпомены или театр как терапия | Статья в журнале...

Уже тогда театральное искусство было поставлено на службу психическому здоровью человека, актер был возведен на одну из самых высоких ступеней социальной лестницы

Театр представал институтом психологической практики, охватывая огромнейшую аудиторию.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном...

Ключевые слова: мюзикл, развитие театрального процесса, музыкальная комедия, оперетта, режиссерское искусство. Мюзикл является производной от американской и европейской оперетты, в свою очередь, оперетта не что иное, как уменьшительное от термина “опера”.

Российский театр как актор международной культурой политики

Статья просмотрена: 53 раза.

Русское театральное искусство, которое в XVII веке основывалось прежде всего на достижениях придворного и школьного театров, получило признание на государственном уровне.

Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла

Мюзикл – универсальный жанр. Он вобрал в себя от музыкального театра – драматургию и профессионально написанные тексты, от оперы – сложные аранжировки и арии, от оперетты – исполнение песен в соединении с танцем и возможность использования незатейливого...

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

А ведь эта аудитория исчисляется миллиардами зрителей.

Кино и телевидение отражают окружающую реальность, трансформируют ее, иногда даже искажают ее восприятие таким образом, что зрительская аудитория, пусть и с некоторой долей недоверия, начинает верить...

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

В московских театрах идет довольно много детских мюзиклов, музыкальных спектаклей или музыкальных сказок (Театр «Московская оперетта», Детский музыкальный театр им. Н.И.Сац, Московский государственный детский музыкальный театр п/р Г.Чихачева...

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Фактором успешного развития театральной культуры как культурного наследия России является развитие потребности в театральном искусстве у зрителей театра. В статье был проведён анализ изменений в современной публике...

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Ключевые слова: режиссура, театральное искусство, драматургия, история искусства.

Их открытия можно назвать основой теории современной режиссуры. Без них, как театр, так и

И как только актер пройдет этот нелегкий путь перевоплощения, зритель сможет ему поверить...

Помощь Мельпомены или театр как терапия | Статья в журнале...

Уже тогда театральное искусство было поставлено на службу психическому здоровью человека, актер был возведен на одну из самых высоких ступеней социальной лестницы

Театр представал институтом психологической практики, охватывая огромнейшую аудиторию.

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном...

Ключевые слова: мюзикл, развитие театрального процесса, музыкальная комедия, оперетта, режиссерское искусство. Мюзикл является производной от американской и европейской оперетты, в свою очередь, оперетта не что иное, как уменьшительное от термина “опера”.

Российский театр как актор международной культурой политики

Статья просмотрена: 53 раза.

Русское театральное искусство, которое в XVII веке основывалось прежде всего на достижениях придворного и школьного театров, получило признание на государственном уровне.

Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла

Мюзикл – универсальный жанр. Он вобрал в себя от музыкального театра – драматургию и профессионально написанные тексты, от оперы – сложные аранжировки и арии, от оперетты – исполнение песен в соединении с танцем и возможность использования незатейливого...

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

А ведь эта аудитория исчисляется миллиардами зрителей.

Кино и телевидение отражают окружающую реальность, трансформируют ее, иногда даже искажают ее восприятие таким образом, что зрительская аудитория, пусть и с некоторой долей недоверия, начинает верить...

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

В московских театрах идет довольно много детских мюзиклов, музыкальных спектаклей или музыкальных сказок (Театр «Московская оперетта», Детский музыкальный театр им. Н.И.Сац, Московский государственный детский музыкальный театр п/р Г.Чихачева...

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Фактором успешного развития театральной культуры как культурного наследия России является развитие потребности в театральном искусстве у зрителей театра. В статье был проведён анализ изменений в современной публике...

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Ключевые слова: режиссура, театральное искусство, драматургия, история искусства.

Их открытия можно назвать основой теории современной режиссуры. Без них, как театр, так и

И как только актер пройдет этот нелегкий путь перевоплощения, зритель сможет ему поверить...

Помощь Мельпомены или театр как терапия | Статья в журнале...

Уже тогда театральное искусство было поставлено на службу психическому здоровью человека, актер был возведен на одну из самых высоких ступеней социальной лестницы

Театр представал институтом психологической практики, охватывая огромнейшую аудиторию.

Задать вопрос