Организация контроля за деятельностью предприятия, управленческий контроль | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 481 раз

Библиографическое описание:

Склярова Т. Н. Организация контроля за деятельностью предприятия, управленческий контроль // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 399-401. — URL https://moluch.ru/archive/137/38504/ (дата обращения: 27.05.2018).



В условиях влияния негативных факторов внешней среды и обострения конкуренции практически во всех отраслях российской экономики особое значение принимают вопросы обеспечения контроля за деятельностью предприятий. Действительно, каким бы привлекательным и правильным не было управленческое решение, экономический и социальный эффект оно принесет только в том случае, если будет своевременно и точно исполнено. Своевременность и точность исполнения управленческих решений устанавливается при помощи контроля, поэтому контроль и отнесен к одной из основных функций менеджмента.

Скачкообразные изменения курсов валют, ограничение доступа к зарубежным инвестиционным капиталам, временное снижение платежеспособности значительной части населения, которое фактически привело к сокращению объема рынка, определили важность управленческого контроля для сохранения и повышения конкурентоспособности предприятия, обусловив потребность российских предприятий в эффективных методах управленческого контроля.

В то же время, несмотря на бурное развитие менеджмента как науки и как отрасли реального сектора экономики в последнее десятилетия, количество исследований, содержащих практические рекомендации по повышению эффективности контроля, достаточно невелико. Отдавая должное экономистам и управленцам, исследовавшим вопросы повышения эффективности контроля, следует признать, что большая часть исследований либо излишне теоретизирована, либо не отвечает требованиям сегодняшних реалий и не может эффективно использоваться в условиях быстроизменяющейся внешней среды.

По мнению А. Д. Шеремета, управленческий контроль — это процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии [9, с. 16]. При этом, несмотря на то, что организационная стратегия подразумевает план развития предприятия на долгосрочную перспективу, деятельность ведется ежедневно, беспрерывно, поскольку только с течением времени будут достигнуты поставленные долгосрочные цели.

К функциям контроля можно отнести:

− оперативную;

− упорядочивающую;

− превентивную;

− коммуникативную;

− информативную;

− защитную функции [8, С. 205].

Очевидно, что с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, регулирование, учет, анализ). По мнению С. А. Усачева, особенность управленческого контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления:

− в результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления, на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем;

− любая управленческая функция (функция планирования, учета, регулирования) обязательно интегрирована с контрольной функцией [7, С. 206].

В то же время не вызывает сомнений, что управленческий контроль организации является:

− неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;

− «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

В широком смысле управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из:

− элементов входа (информационное обеспечение контроля);

− элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля);

− совокупности ряда взаимосвязанных звеньев центра ответственности и техники контроля, в т. ч. информационно-вычислительной техники и технологий; процедуры контроля; среды контроля; системы учета [7, С. 28].

В управленческом контроле направление основной цели заключаются в достижении следующих основных показателей эффективности управления организацией:

1) корреспонденция деятельности организации целевым установкам, ориентирам и стратегии;

2) финансовая устойчивость организации с экономической, рыночной и правовой позиции;

3) нормативное использование и сохранность ресурсов и потенциала организации;

4) соответствующий уровень и точность (правдивость) первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

5) показатели безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации — наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;

6) рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;

7) соблюдение работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур — положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;

8) соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления [8, С. 207].

Результативность контроля характеризуется зачастую экономией потерь (ущерба), обусловленной функционированием системы, иными словами: разницей между предполагаемыми величинами убытков в условиях отсутствия контроля и при его наличии.

Управленческий контроль организации в наиболее узком смысле — это использование ее частями, имеющими соответственные полномочия (т. е. субъектами контроля), определенных действий. К функциям контроля можно отнести оперативную, упорядочивающую, превентивную, коммуникативную, информативную и защитную.

Изучение современных научных статей и литературы позволило сделать вывод, что управленческий контроль является неотъемлемым элементом используемых на момент следования моделей качества, наиболее распространенными из которых являются стандарты серий ISO 9000:2005, ISO 9001:2008, ISO 9004:2009, ISO 19011:2011. Стандарты данной серии отличаются гибкостью в применении, поскольку основаны на процессном подходе к управлению качеством, что позволяет более полно реализовать принцип цикла Деминга — Шухарта (PDCA). Кроме того, обеспечена их совместимость со стандартом ISO 14001:2004 Environmental management systems — Requirements with guidance for use, которому соответствует ГОСТ Р ИСО 140012007 (ранее — ГОСТ Р ИСО 14001–98) Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.

Несмотря на достаточно широкий инструментарий осуществления управленческого контроля, в ходе исследования было установлено, что наибольшее распространение в российской экономике получили такие методы контроля, как анализ хозяйственной деятельности и анализ финансовой отчетности предприятия.

Кроме того, значительное распространение в последнее время получили новые специализированные методы и системы контроля, такие как бенчмаркинг или сравнительный анализ эффективности, метод тотального контроля качества (TQC), метод тотального менеджмента качества (TMQ) и метод общей оценки деятельности «Сбалансированная система оценки» (BSQ) и др.

Литература:

  1. ГОСТ ISO 9000–2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: межгосударственный стандарт. М.: Стандартинформ, 2012. 32 с.
  2. ГОСТ ISO 9001–2011. Системы менеджмента качества. Требования: межгосударственный стандарт. — М.: Стандартинформ, 2012. — 34 с.
  3. ГОСТ Р ИСО 9004 -2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности: государственный стандарт Российской Федерации. — М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001. — 52 с.
  4. Баурина С. Б. Требования к системам менеджмента качества: новшества российской стандартизации // Бюллетень науки и практики. 2016. № 3. С. 71–76.
  5. Зонова О., Шевцова О., Кравченко А. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в организации. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 136 с.
  6. Управление организацией. Краткий курс лекций для студентов экономических специальностей / автор-сост. А. Н. Неделькин. Минск: УО ФПБ МИТСО, 2015. 71 с.
  7. Управление организацией. Краткий курс лекций для студентов экономических специальностей / автор-сост. А. Н. Неделькин. Минск: УО ФПБ МИТСО, 2015. 71 с.
  8. Усачев С. А. Управленческий контроль: сущность, значение при формировании затрат в организациях сферы услуг // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 7 (10). С. 205–209.
  9. Шеремет А. Д. Управленческий учет: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2015. 397 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ISO, управленческий контроль, BSQ, российская экономика, организационная стратегия, неотъемлемый элемент, TQC, TMQ, PDCA, управленческий контроль организации.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос