Использование сервисов Web2.0 для разработки цифровых образовательных ресурсов игрового характера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 22.01.2017

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Зонова С. А., Сузи К. О. Использование сервисов Web2.0 для разработки цифровых образовательных ресурсов игрового характера // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 547-549. — URL https://moluch.ru/archive/137/38472/ (дата обращения: 12.12.2018).



В статье рассматриваются понятия «дидактическая игра», «игровые дидактических задания», представлена характеристика некоторых образовательных сервисов Web2.0. с точки зрения создания игровых образовательных ресурсов.

Ключевые слова: дидактическая игра, игровые дидактические материалы, цифровой образовательный ресурс (ЦОР) игрового характера, образовательные сервисы Web2.0., ClassTools, LearningApps, Фабрика кроссвордов

В педагогической науке существует направление — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения [3]. Использование игровых методик в процессе обучения помогает:

‒ формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации и умение усваивать и анализировать новый материал;

‒ активизировать познавательную деятельность учащихся;

‒ ускорять процесс усвоения учебного материала;

‒ усиливать мотивацию обучения.

На основании анализа определений понятия «дидактическая игра», данных авторами Н. Комардиной, О. Коноваловой, А. Запорожец и др., мы остановились на следующем обобщении: «дидактическая игра — это игровая деятельность, обусловленная определенными правилами и направленная как на усвоение отдельных знаний, умений и навыков, так и на творческое развитие ее участников».

Игра выполняет такие функции как:

  1. развлекательная;
  2. коммуникативная;
  3. развивающая;
  4. образовательная.

Можно выделить следующие отличительные признаки дидактических игр:

  1. наличие игровой ситуации;
  2. конкретные правила игры;
  3. жесткая система оценивания;
  4. обязательный порядок/регламент действий;
  5. наличие творческой составляющей;
  6. способствование общему развитию учащихся.

Коджаспирова Г. М. различает такие типы дидактических игр как [4]:

‒ организационно-деятельностные;

‒ ролевые;

‒ деловые;

познавательно-дидактические (игровые дидактические задания).

Остановимся более подробно на игровых дидактических заданиях.Под игровыми дидактическими заданиями (материалами) понимают задания, непосредственно связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.

Шуба М. Ю. выделяет три вида игровых дидактических заданий [6]:

  1. материалы, занимательные по форме;
  2. материалы, занимательные по содержанию;
  3. материалы, занимательные и по форме, и по содержанию.

Одной из форм представления дидактических материалов являются цифровые дидактические материалы или цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) игрового характера. Разработка таких материалов может осуществляться с помощью сервисов Web2.0., которые дают пользователям возможность использовать библиотеку готовых шаблонов и инструментов, самостоятельно создавать контент, управлять взаимосвязями между разработанными дидактическими материалами и обучаемыми.

Среди большого количества различного рода сервисов Web2.0.были выделены следующие бесплатные сервисы, позволяющие создавать игровые дидактические материалы:

‒ Class tools [1]

‒ LearningApps [2]

‒ Фабрика кроссвордов [5]

Представим их краткую характеристику по следующим параметрам:

  1. Необходимость регистрации
  2. Функциональные возможности и виды создаваемых игровых дидактических материалов
  3. Наличие русскоязычного интерфейса
  4. Наличие библиотеки ресурсов
  5. Возможность рассылки созданных материалов пользователям, не зарегистрированным в сервисе.

Сервис ClassTools

ClassTools.net — сервис, используемый для визуализации информации и дающий возможность разрабатывать интерактивные образовательные Flash-ресурсы.

  1. Необязательная регистрация. Ее отсутствие не ограничивает в доступе к функциональным возможностям сервиса.
  2. Функциональные возможности:

‒ наличие инструментов для создания дидактических игр, таких как: Новости, «Поле чудес», пазлы, головоломки и другие;

‒ наличие инструментов для создания различных диаграмм.

Сервис позволяет создавать игровые дидактические материалы, занимательные по форме и содержанию.

  1. Отсутствие русскоязычной версии интерфейса, сами материалы можно создавать на русском языке.
  2. Наличие библиотеки ресурсов.
  3. Нет возможности рассылки материалов незарегистрированным пользователям.

Сервис LearningApps

Сервис LearningApps предназначен для создания интерактивных дидактических материалов по различным школьным дисциплинам, в том числе и дидактических игр. Основан на работе с шаблонами (заготовками), интерфейс поддерживает несколько языков.

  1. Регистрация необходима для создания своих приложений. Для просмотра библиотеки примеров и решения заданий регистрация не обязательна.
  2. Функциональные возможности:

‒ создание игровых дидактических материалов (21 шаблон, в том числе различные викторины, головоломки, ребусы и др.);

‒ инструменты для организации интерактивной учебной деятельности (чат, голосование, доска объявлений, блокнот, календарь);

‒ создание виртуальных классов;

‒ наличие библиотеки примеров.

Виды создаваемых игровых дидактических материалов — материалы занимательные по форме и/или содержанию.

  1. Наличие русскоязычного интерфейса.
  2. Наличие библиотеки ресурсов, классифицированных по учебным дисциплинам.
  3. Возможность незарегистрированным пользователям выполнять упражнения, пользоваться различными инструментами.

Фабрика кроссвордов

Назначение — создание кроссвордов.

  1. Необязательная регистрация. Отсутствие регистрации ограничивает пользователя в просмотре статистики отгадывания кроссворда и размещении своего кроссворда для оценки путем голосования.
  2. Функциональные возможности:

‒ создание кроссвордов (автоматически и вручную) и их разгадывание;

‒ получение статистики разгадывания кроссворда;

‒ голосование за кроссворд.

Вид создаваемых игровых дидактических материалов: занимательные по форме.

  1. Русскоязычный интерфейс.
  2. Наличие библиотеки кроссвордов.
  3. Сервис предоставляет доступ и рассылку материалов пользователям, не зарегистрированным в нем.

На примере сервисов «Фабрика кроссвордов», «LearningApps», «ClassTools» были разработаны:

  • игровые дидактические материалы для изучения отдельных тем содержательной линии «Информация. Представление информации» школьного курса информатики, которые размещены в открытом доступе в библиотеках сервисов:

‒ кроссворд, созданный в сервисе «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com/?guess=0DCBECC123FBF6AU);

‒ ресурсы «Наглядные способы представления информации», созданные в сервисе ClassTools (http://www.classtools.net/widgets/quiz_93/____OqugL.htm):

  • Стрельба по словам;
  • Флэш-карты;
  • Соответствующие пары;
  • Маниакальный Шахтер;
  • Стрельба из пушки;

‒ ресурсы, созданные в сервисе LearningApps:

  • «Найди пару»;
  • «Заполнить пропуски»;
  • «Кроссворд»;
  • «Виселица»;
  • методические рекомендации по использованию данных сервисов для создания игровых дидактических материалов.

Литература:

  1. Class tools [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.classtools.net/. Дата обращения: 17.01.17
  2. LearningApps.org — создание интерактивных мультимедийных упражнений. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://learningapps.org/login.php. Дата обращения: 17.01.2017.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст]: Собр. соч. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 381–395 с.
  4. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. [Текст] / Г. М. Коджаспирова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 352 с.
  5. Фабрика кроссвордов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://puzzlecup.com/crossword-ru/. Дата обращения: 17.01.2017.
  6. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. Учебное издание. [Текст] / М. Ю. Шуба. — М.: изд. «Просвещение», 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): материал, сервис, фабрика кроссвордов, наличие библиотеки ресурсов, русскоязычный интерфейс, создание кроссвордов, необязательная регистрация, наличие инструментов, игровой характер, дидактическая игра.


Ключевые слова

дидактическая игра, игровые дидактические материалы, цифровой образовательный ресурс (ЦОР) игрового характера, образовательные сервисы Web2.0., ClassTools, LearningApps, Фабрика кроссвордов

Похожие статьи

Методика разработки интерактивных кроссвордов как средство...

С другой стороны, одной из наиболее удобных и удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам особенно в начальной

Кроссворд продолжает развиваться как по форме, так и по содержанию. Существует множество разновидностей этой игры.

Создание дидактического материала ОБЖ с помощью программ...

Головоломки, упражнения, игровые карточки, учебные ребусы и кроссворды можно создать при помощи сервисов WorldLerner, Фабрика кроссвордов, Rebus1.com и т.д. Однако, следует отметить, что все это специализированные ресурсы...

Организация дидактической игровой деятельности...

Вход / Регистрация.

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий. Занимательный и увлеченный характер дидактических игр позволяет детям невольно усваивать определенную...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

система интерактивных подсказок при составлении кроссворда/сканворда. наличие электронного словаря.

Каталог ссылок на образовательные ресурсы, сайты образовательных организаций, конференции, олимпиады, библиотеки.

Разработка и создание интерактивного плаката с использованием...

Виртуальная среда — это отличный учебный инструмент. Самостоятельная разработка цифровых ресурсов, их использование в виртуальных средах для проведения консультаций, переписки и

 изучить преимущества и особенности создания интерактивного плаката

Использование творческих заданий для формирования...

Вход / Регистрация.

Исследовательская компетенция — это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и

К познавательным играм относятся ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Вход / Регистрация.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы

Две задачи дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры.

Особенности программирования логических игр средствами языка...

Вход / Регистрация.

Логическое мышление в таких играх развивается путем разгадывания анаграмм, решением специальных логических задач, составлением кроссвордов и головоломок.

Активно используется для создания компьютерных игр.

Методика разработки интерактивных кроссвордов как средство...

С другой стороны, одной из наиболее удобных и удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам особенно в начальной

Кроссворд продолжает развиваться как по форме, так и по содержанию. Существует множество разновидностей этой игры.

Создание дидактического материала ОБЖ с помощью программ...

Головоломки, упражнения, игровые карточки, учебные ребусы и кроссворды можно создать при помощи сервисов WorldLerner, Фабрика кроссвордов, Rebus1.com и т.д. Однако, следует отметить, что все это специализированные ресурсы...

Организация дидактической игровой деятельности...

Вход / Регистрация.

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий. Занимательный и увлеченный характер дидактических игр позволяет детям невольно усваивать определенную...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

система интерактивных подсказок при составлении кроссворда/сканворда. наличие электронного словаря.

Каталог ссылок на образовательные ресурсы, сайты образовательных организаций, конференции, олимпиады, библиотеки.

Разработка и создание интерактивного плаката с использованием...

Виртуальная среда — это отличный учебный инструмент. Самостоятельная разработка цифровых ресурсов, их использование в виртуальных средах для проведения консультаций, переписки и

 изучить преимущества и особенности создания интерактивного плаката

Использование творческих заданий для формирования...

Вход / Регистрация.

Исследовательская компетенция — это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и

К познавательным играм относятся ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Вход / Регистрация.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы

Две задачи дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры.

Особенности программирования логических игр средствами языка...

Вход / Регистрация.

Логическое мышление в таких играх развивается путем разгадывания анаграмм, решением специальных логических задач, составлением кроссвордов и головоломок.

Активно используется для создания компьютерных игр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методика разработки интерактивных кроссвордов как средство...

С другой стороны, одной из наиболее удобных и удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам особенно в начальной

Кроссворд продолжает развиваться как по форме, так и по содержанию. Существует множество разновидностей этой игры.

Создание дидактического материала ОБЖ с помощью программ...

Головоломки, упражнения, игровые карточки, учебные ребусы и кроссворды можно создать при помощи сервисов WorldLerner, Фабрика кроссвордов, Rebus1.com и т.д. Однако, следует отметить, что все это специализированные ресурсы...

Организация дидактической игровой деятельности...

Вход / Регистрация.

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий. Занимательный и увлеченный характер дидактических игр позволяет детям невольно усваивать определенную...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

система интерактивных подсказок при составлении кроссворда/сканворда. наличие электронного словаря.

Каталог ссылок на образовательные ресурсы, сайты образовательных организаций, конференции, олимпиады, библиотеки.

Разработка и создание интерактивного плаката с использованием...

Виртуальная среда — это отличный учебный инструмент. Самостоятельная разработка цифровых ресурсов, их использование в виртуальных средах для проведения консультаций, переписки и

 изучить преимущества и особенности создания интерактивного плаката

Использование творческих заданий для формирования...

Вход / Регистрация.

Исследовательская компетенция — это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и

К познавательным играм относятся ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Вход / Регистрация.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы

Две задачи дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры.

Особенности программирования логических игр средствами языка...

Вход / Регистрация.

Логическое мышление в таких играх развивается путем разгадывания анаграмм, решением специальных логических задач, составлением кроссвордов и головоломок.

Активно используется для создания компьютерных игр.

Методика разработки интерактивных кроссвордов как средство...

С другой стороны, одной из наиболее удобных и удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам особенно в начальной

Кроссворд продолжает развиваться как по форме, так и по содержанию. Существует множество разновидностей этой игры.

Создание дидактического материала ОБЖ с помощью программ...

Головоломки, упражнения, игровые карточки, учебные ребусы и кроссворды можно создать при помощи сервисов WorldLerner, Фабрика кроссвордов, Rebus1.com и т.д. Однако, следует отметить, что все это специализированные ресурсы...

Организация дидактической игровой деятельности...

Вход / Регистрация.

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий. Занимательный и увлеченный характер дидактических игр позволяет детям невольно усваивать определенную...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

система интерактивных подсказок при составлении кроссворда/сканворда. наличие электронного словаря.

Каталог ссылок на образовательные ресурсы, сайты образовательных организаций, конференции, олимпиады, библиотеки.

Разработка и создание интерактивного плаката с использованием...

Виртуальная среда — это отличный учебный инструмент. Самостоятельная разработка цифровых ресурсов, их использование в виртуальных средах для проведения консультаций, переписки и

 изучить преимущества и особенности создания интерактивного плаката

Использование творческих заданий для формирования...

Вход / Регистрация.

Исследовательская компетенция — это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и

К познавательным играм относятся ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Вход / Регистрация.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы

Две задачи дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры.

Особенности программирования логических игр средствами языка...

Вход / Регистрация.

Логическое мышление в таких играх развивается путем разгадывания анаграмм, решением специальных логических задач, составлением кроссвордов и головоломок.

Активно используется для создания компьютерных игр.

Задать вопрос