История символики «плексиса» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Маломожнова Е. С. История символики «плексиса» // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 659-661. — URL https://moluch.ru/archive/137/38447/ (дата обращения: 21.10.2018).



В искусстве народов Древнего Мира нередки изображения определенного символа, воспринимаемые обычно как орнамент [1]. Для краткости изложения мы будем в дальнейшем обозначать этот символ греческим словом «плексис» (плетение, сплетение, ткань). Обычные, наиболее часто встречающиеся формы его — это двойной переплетающийся жгут или шнур [2], две спирали или два клубка, соединенные между собой нитью, и моток нитей, переплетенных в определенном сложном порядке. Иногда в промежутках между изгибами размещаются точки, бусины или пальметки. Вероятно, к рассматриваемой группе относится и так называемая бегущая спираль. Важно отметить, что нити, составляющие «плексис», всегда изображаются не спутанными, а расположенными в определенной, организующей, ритмической последовательности.

Иногда эти нити персонифицируются в териоморфных образах, чаще всего в виде змеи или несоответственно удлиненных шей животных (гепарды, жирафы и др.). Встречаются и передачи этого символа в виде растительного орнамента. Различные изобразительные типы плексиса (от переданных весьма реалистично до предельно схематизированных) засвидетельствованы в монументальном искусстве, глиптике, торевтике и живописи додинастического Египта (и в его иероглифическом письме), Элама, Шумера и Вавилонии, Ирана и древней Индии, Болгарии, Закавказья, микенской Греции и др., т. е. на огромной территории Евразии и Египта с III тыс. до н. э. Особенно часто плексис встречается в искусстве хеттов и минойского Крита [3].

При анализе древнейших памятников с этими изображениями четко определяется, что символика их связана с культовым комплексом великой Богини-матери, повелительницы-владычицы зверей, подательницы плодородия. Предположительно эти символы можно истолковать как бегущую с веретена шерстяную нить, моток пряжи [4]. Иногда сама богиня передается с ногами в виде плетенки, т. е. идентичной своему символу (см. хеттско-хурритские печати). Хеттско-лувийская богиня Камрусепа связывает и развязывает природные явления (в частности, дождь), она связана с чесанием овечьей шерсти и т. д. У статуи великой сирийской богини в одной руке — скипетр, в другой — веретено (Luc. De Dea Syr. 14). Сравнительный этнографический материал показывает, что прядение и ткачество в большинстве первобытных обществ было связано с различного рода охранительными запретами: жена не должна прясть во время охоты мужа и т. п. Много примеров подобных представлений собрано в классическом труде Фрэзера «Золотая ветвь»; из них ясно, что, по древним представлениям, эти трудовые процессы, производимые женщинами, имели магическую связь с ростом растений, увеличением поголовья животных, здоровьем рождающегося ребенка и т. п., иными словами — как раз с тем, что являлось главными функциями Богини-матери.

Примечательно, что в последующем мифологическом и эпическом материале греческие богини, связанные по происхождению с комплексом Богини-матери (Афродита, Гера, Артемида, Кирка, Калипсо, Пенелопа, Арахна, Афина), занимаются прядением и ткачеством. Афродита, отзывая Елену с башни, уподобляется старице-пряхе, но Елена узнает богиню по ее прекрасной шее (Илиада, III, 386–88). Еще в известном гимне Афродите Сафо называет богиню «долоплоке» — «плетущей хитрости». Этот эпитет прилагается к ней и в поздней поэзии (см., например: Theognidea 1386, Orph. h. 55, 3). Сюда же можно отнести и символы брака у Артемидора Эфесского (II, 5,37,47 и др.). Позже Сократ называет и саму Сафо «мютхоплокон» — «сплетающей мифы» (Maxim, Tyrius, XXIV, 9). Интересно попутно отметить, что лесбосская поэтесса и ее девичье окружение поразительно напоминают олицетворение древней Афродиты или Артемиды (еще не девы, а женщины), окруженной девушками-нимфами.

Политехн колофонский (Лидия) вызывает гнев Геры. Посланная ею Эрида возбуждает ссору между ним и его женой Аэдоной. Стремясь победить друг друга, супруги начинают работать: колофонец изготовляет кресло, она — ткань. С помощью Геры Аэдона становится победительницей (Anton. Lib. II).

О Кирке и Калипсо Гомер кратко сообщает, что на их тканях были чудные узоры. И само имя Кирка, по мнению некоторых исследователей, означает «Ткачиха». Цирцея учит Одиссея хитроумному узлу, которым он потом завязывает сундук с подарками феаков (Одиссея, VIII, 446–448). Да и миф о нити Ариадны — это версия сказания о Великой Критской богине-пряхе, выводящей своего смертного возлюбленного из подземного царства смерти в мир живых.

Интересный миф о тканье сохранился в «Метаморфозах» Овидия (VI, 5 сл.). Арахна (примечательно, что она происходит из Лидии, что еще ярче подчеркивает ее коренную связь с малоазиатской Великой богиней), состязаясь с Афиной, создает ткань, на которой изображает много сцен из жизни богов, вокруг же венок из цветов, перевитых плющом. На произведении же Афины вытканы Афинский Акрополь, спор ее с Посейдоном за владычество над Аттикой и двенадцать олимпийцев в качестве судей. Посейдон создает соленый источник, Афина — оливу; по краям же изображения идет венок из листьев оливы [5]. Разгневанная искусством Арахны, Афина превращает лидиянку в паука.

Из этого мифа ясно, что Великая богиня, занимаясь прядением и ткачеством, осуществляет акт творения, организует, упорядочивает хаос, превращая его в космос. Наиболее часто это представление сформулировано в сравнительно поздних орфических представлениях, что неудивительно, ибо именно в поздних записях мы зачастую находим фиксацию наиболее архаических вариантов мифа. Порфирий Тирский в своем сочинении «О пещере нимф в Одиссее» (XIV, 15) прямо говорит, что «Кора, которая является надзирательницей всего творения, передается как ткачиха». Ему вторит Прокл в комментариях к Платоновскому Кратилу (р. 24): Кора ткет порядок жизни. Поэтому, кстати, гипотеза Фонтенроуза, что хаос обязательно связан с женским началом, а организация хаоса в космос — с мужским, не всегда правильна. Это относится лишь к анализируемой им группе мифов о борьбе (и то не всегда).

Ткущие богини сопровождают свою работу пением («Одиссея», V, 61–62; X, 221–223, 254–255). Это пение тоже является магическим средством приведения хаоса в космос. Пережиточно это выражается в победных гимнах после борьбы (например, Аполлона). Но и само пение равно заклинанию, пророчеству-предсказанию. Связь тканья, сплетения, творческого процесса с поэтическим искусством, чародейством, пророчеством видна как на греко-римском, так и на обширном этнографическом материале. Греч, «плеко» означает одновременно «плести, сплетать, вить, выдумывать, придумывать»; «хюфайно» — «ткать, замышлять, придумывать»; «плокё» употребляется как определение творческого метода поэта (схолии к «Миру» Аристофана, 775, см. у него же «пряжа песен» — «Птицы», 682). И Гораций определяет поэтическое искусство как тканье (Сатиры, II, 3). Лат. «кармен» — песнь, пение, поэтическое произведение, изречение оракула, предсказание, чародейный наговор (см. многочисленные примеры у Ливия, Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция, Тацита, Квинтиллиана). Сюда же относится мифическая прорицательница Кармента, святилище которой стояло у подошвы Капитолия; она связывалась с луной и водой, народная этимология выводила ее имя от «кармен». Ее спутницы — ипостаси Антеворта (или Прорса) и Постворта вещали, одна — о темном прошедшем, вторая — о будущем. «Канаре» по-латыни «петь», но и «предсказывать», и «предрекать» (Тибулл, Гораций, Вергилий, Цицерон, Юстин и др.). То же самое можно сказать и о термине «кантаре».

Яркий пример неразрывной связи этих представлений в мифе засвидетельствован в одном из эпизодов «Одиссеи». Герой проплывает мимо острова Сирен. Они поют, что насладившийся их пением узнает многое, ибо они знают все. Но Одиссей велит привязать себя к мачте, т. е. действие заклинаний нейтрализуется веревкой и узлами — противодействующим средством («Одиссея», XII, 1).

Такую же связь между терминами «петь» — «вить нить», «ткать» — «петь», «предсказывать» можно найти и в позднейшем фольклорном материале. А. Н. Веселовский приводит примеры из финского, китайского, греческого, хорватского, немецкого фольклора. В мифах африканского народа догонов наличествуют представления о связи волокон, плетения со словом, творческим актом обуздания хаоса и установления космоса [6]. Обширны и материалы по этой теме в мифологии индейцев Центральной и Южной Америки, особенно у народов майя и науа (эта тема заслуживает специального исследования).

В известном втором фрагменте из сочинения Ферекида Сиросского (VI в. до н. э.) «Гептамюхос» Зевс ткет в качестве свадебного подарка Хтонии покрывало, на котором изображены земля и океан. Таким образом, роль устроителя вселенной здесь передана мужскому персонажу, но символика ткачества как организующего начала в этом процессе остается. Не случайно, по-видимому, упоминание в этом тексте и Хтонии. Античные писатели неоднократно подчеркивают знакомство Ферекида с восточной мифологией. Возможно, именно ему, пытавшемуся переосмыслить религиозные представления народов Древнего Востока в рамках нарождавшейся греческой философии, принадлежит такая «перелицовка» древнего мифа. Позже, как мы хорошо знаем, эта версия становится главенствующей.

Переход этот, однако, засвидетельствован и другими источниками. Плиний в своей «Естественной истории» (VII, 56) наивно сообщает: «Искусство ткать изобрели египтяне, окраску шерсти — лидийцы в Сардах, веретено для прядения шерсти — Клостер, сын Арахны, лен и веревки — Арахна». Отражение этой борьбы между женским и мужским началом в мифе мы находим в сказании о лидийской царице Омфале, которая заставляет Геракла надеть женские одежды и прясть. Эта же причина прослеживается и в рассказе о Дионисе, наказывающем дочерей орхоменского царя Минин. Девушки предпочитают работу на ткацком стане (и посвящают свое изделие богине Эргане!) служению ему (Aelian. Poik. hist. Ill, 42; Anton. Lib. 10; Ovid. Met. IV, 1–42, 389–415).

Итак, женские персонажи, занимающиеся прядением и ткачеством, уже вершат не судьбы мира, вселенной, а лишь судьбы индивидуума (Мойры, Айса, Парки) или отдельной этно-конфессиональной общности («Илиада», XX, 127; XXIV, 209; «Одиссея», VII, 197 и др.; Эсхил, «Эвмениды», 335 и др.). Этот переход сказывается и в том, что второстепенные персонажи ткут одежду для богов и богинь (Хариты изготовляют Дионису одеяния на острове Дии, Грации плетут амброзийную одежду для Афродиты: «Илиада», V, 338; у Вергилия Нереиды поют за пряжей о любви Ареса и Афродиты и др.). Подобный процесс мы наблюдаем и в ритуале (изготовление новой одежды для статуй Афины, Геры и т. д.). Древняя пророчица богини земли и плодородия пифия становится голосом Аполлона. Могущество некогда Великой богини-матери уходит в безвозвратное прошлое, а магическая связь между плетением, тканьем и поэтическим творчеством-предсказанием становится простой метафорой.

Такой же процесс наблюдается и в изобразительном искусстве. Постепенно эти символы становятся принадлежностью мужских божеств, теряют свою первоначальную смысловую связь с комплексом Богини-матери и становятся символами культового благополучия вообще (ср., например, вышивку на одежде ассирийского царя или роспись на родосской керамике VII в. до н. э.). Еще позже (см., к примеру, нижний бордюр на знаменитом электровом сосуде из Куль-Обы [7]) этот образ полностью теряет свое прежнее символическо-культовое значение и становится чисто декоративным элементом, хотя, возможно, в ряде случаев и здесь мы просто еще не в состоянии проследить наличествующую в глубине символическую связь.

Литература:

  1. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.; Л., 1963;
  2. Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1979. С. 51;
  3. Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М., 1983. С. 81;
  4. Троцкий И. М. Религия греческого пастуха // Религия и общество. Л., 1926. С. 135;
  5. Шмидт Р. В. Афина Эргана // Сб. в честь С. А. Жебелева. Л., 1926. С. 324;
  6. Котляр Е. С. Миф и сказка Африки. М., 1975. С. 200;
  7. Ростовцев М. И. Воронежский серебряный сосуд // Материалы по археологии России. Пг., 1914. № 34.
Основные термины (генерируются автоматически): VII, III, XXIV, комплекс Богини-матери, Египет, Афины, VIII, поэтическое искусство, магическая связь, Одиссея.


Похожие статьи

Образы Одиссея и богов в произведениях Гомера.

Одиссей — царь острова Итаки, покинувший своих жену, мать и сына, рождённого в день отплытия Одиссея к берегам Трои.

И даже богиня Афина, прося за Одиссея на совете богов, характеризует его, как.

Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции

Несмотря на предательство Крониды (матери Асклепия), он не мог пожертвовать своим ребенком, поэтому Аполлон выхватил

Иллиада. Одиссея.

Основные термины (генерируются автоматически): III, Аполлон, культ, больной, бог, Афины, XXXV, XXIV, VII, Махаон.

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

В одном сюжете содержится комплекс мифологических мотивов.

Кн. I. I. III. 6.). Афина, будучи дочерью, не несет угрозы для Зевса.

Психологические связи между матерью и сыном рвутся, заменяются связями между отцом и сыном.

Мифопоэтические истоки пространственной организации Жития...

Образ Богородицы, связанный с идеей Троицы и с культом матери-земли, является

Одежда издревле выполняла функцию магического оберега.

Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной организации поэтических текстов Ю. И. Визбора.

Пифагорейская программа как основа развития математики

Он также открыл связи между числами и музыкальной гармонией.

Вместе с тем, в математике Древней Греции происходит интересная метаморфоза — математика как практическое средство египтян и вавилонян превращается в цель исследования.

Выдающиеся представители математического изобразительного...

В данной статье рассматривается связь математики и изобразительного искусства. Ключевые слова: математика; искусство, гармония, симметрия, Леонардо да Винчи.

Биби-сешанба — богиня или святая? | Статья в сборнике...

И. Джаббаров, Г. Дресвянская пишут об изображении четверорукой богини во дворце древнего города Бунджихата VI-VIII

Связь Афины с анналемой, движением Солнца по небу выявляется в мифе об Арахне, дочери Идмона, захотевшей стать выше Афины в искусстве ткачества...

Мифологические воззрения древних славян

Это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, руны «Калевала», мифы «О сотворении мира», «Книга познания явлений Ра» и другие.

Атрибуты бога — копье, горящий факел, собака, коршун; Деметра — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны, богиня плодородия и...

Образы Одиссея и богов в произведениях Гомера.

Одиссей — царь острова Итаки, покинувший своих жену, мать и сына, рождённого в день отплытия Одиссея к берегам Трои.

И даже богиня Афина, прося за Одиссея на совете богов, характеризует его, как.

Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции

Несмотря на предательство Крониды (матери Асклепия), он не мог пожертвовать своим ребенком, поэтому Аполлон выхватил

Иллиада. Одиссея.

Основные термины (генерируются автоматически): III, Аполлон, культ, больной, бог, Афины, XXXV, XXIV, VII, Махаон.

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

В одном сюжете содержится комплекс мифологических мотивов.

Кн. I. I. III. 6.). Афина, будучи дочерью, не несет угрозы для Зевса.

Психологические связи между матерью и сыном рвутся, заменяются связями между отцом и сыном.

Мифопоэтические истоки пространственной организации Жития...

Образ Богородицы, связанный с идеей Троицы и с культом матери-земли, является

Одежда издревле выполняла функцию магического оберега.

Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной организации поэтических текстов Ю. И. Визбора.

Пифагорейская программа как основа развития математики

Он также открыл связи между числами и музыкальной гармонией.

Вместе с тем, в математике Древней Греции происходит интересная метаморфоза — математика как практическое средство египтян и вавилонян превращается в цель исследования.

Выдающиеся представители математического изобразительного...

В данной статье рассматривается связь математики и изобразительного искусства. Ключевые слова: математика; искусство, гармония, симметрия, Леонардо да Винчи.

Биби-сешанба — богиня или святая? | Статья в сборнике...

И. Джаббаров, Г. Дресвянская пишут об изображении четверорукой богини во дворце древнего города Бунджихата VI-VIII

Связь Афины с анналемой, движением Солнца по небу выявляется в мифе об Арахне, дочери Идмона, захотевшей стать выше Афины в искусстве ткачества...

Мифологические воззрения древних славян

Это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, руны «Калевала», мифы «О сотворении мира», «Книга познания явлений Ра» и другие.

Атрибуты бога — копье, горящий факел, собака, коршун; Деметра — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны, богиня плодородия и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Образы Одиссея и богов в произведениях Гомера.

Одиссей — царь острова Итаки, покинувший своих жену, мать и сына, рождённого в день отплытия Одиссея к берегам Трои.

И даже богиня Афина, прося за Одиссея на совете богов, характеризует его, как.

Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции

Несмотря на предательство Крониды (матери Асклепия), он не мог пожертвовать своим ребенком, поэтому Аполлон выхватил

Иллиада. Одиссея.

Основные термины (генерируются автоматически): III, Аполлон, культ, больной, бог, Афины, XXXV, XXIV, VII, Махаон.

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

В одном сюжете содержится комплекс мифологических мотивов.

Кн. I. I. III. 6.). Афина, будучи дочерью, не несет угрозы для Зевса.

Психологические связи между матерью и сыном рвутся, заменяются связями между отцом и сыном.

Мифопоэтические истоки пространственной организации Жития...

Образ Богородицы, связанный с идеей Троицы и с культом матери-земли, является

Одежда издревле выполняла функцию магического оберега.

Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной организации поэтических текстов Ю. И. Визбора.

Пифагорейская программа как основа развития математики

Он также открыл связи между числами и музыкальной гармонией.

Вместе с тем, в математике Древней Греции происходит интересная метаморфоза — математика как практическое средство египтян и вавилонян превращается в цель исследования.

Выдающиеся представители математического изобразительного...

В данной статье рассматривается связь математики и изобразительного искусства. Ключевые слова: математика; искусство, гармония, симметрия, Леонардо да Винчи.

Биби-сешанба — богиня или святая? | Статья в сборнике...

И. Джаббаров, Г. Дресвянская пишут об изображении четверорукой богини во дворце древнего города Бунджихата VI-VIII

Связь Афины с анналемой, движением Солнца по небу выявляется в мифе об Арахне, дочери Идмона, захотевшей стать выше Афины в искусстве ткачества...

Мифологические воззрения древних славян

Это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, руны «Калевала», мифы «О сотворении мира», «Книга познания явлений Ра» и другие.

Атрибуты бога — копье, горящий факел, собака, коршун; Деметра — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны, богиня плодородия и...

Образы Одиссея и богов в произведениях Гомера.

Одиссей — царь острова Итаки, покинувший своих жену, мать и сына, рождённого в день отплытия Одиссея к берегам Трои.

И даже богиня Афина, прося за Одиссея на совете богов, характеризует его, как.

Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции

Несмотря на предательство Крониды (матери Асклепия), он не мог пожертвовать своим ребенком, поэтому Аполлон выхватил

Иллиада. Одиссея.

Основные термины (генерируются автоматически): III, Аполлон, культ, больной, бог, Афины, XXXV, XXIV, VII, Махаон.

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

В одном сюжете содержится комплекс мифологических мотивов.

Кн. I. I. III. 6.). Афина, будучи дочерью, не несет угрозы для Зевса.

Психологические связи между матерью и сыном рвутся, заменяются связями между отцом и сыном.

Мифопоэтические истоки пространственной организации Жития...

Образ Богородицы, связанный с идеей Троицы и с культом матери-земли, является

Одежда издревле выполняла функцию магического оберега.

Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной организации поэтических текстов Ю. И. Визбора.

Пифагорейская программа как основа развития математики

Он также открыл связи между числами и музыкальной гармонией.

Вместе с тем, в математике Древней Греции происходит интересная метаморфоза — математика как практическое средство египтян и вавилонян превращается в цель исследования.

Выдающиеся представители математического изобразительного...

В данной статье рассматривается связь математики и изобразительного искусства. Ключевые слова: математика; искусство, гармония, симметрия, Леонардо да Винчи.

Биби-сешанба — богиня или святая? | Статья в сборнике...

И. Джаббаров, Г. Дресвянская пишут об изображении четверорукой богини во дворце древнего города Бунджихата VI-VIII

Связь Афины с анналемой, движением Солнца по небу выявляется в мифе об Арахне, дочери Идмона, захотевшей стать выше Афины в искусстве ткачества...

Мифологические воззрения древних славян

Это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, руны «Калевала», мифы «О сотворении мира», «Книга познания явлений Ра» и другие.

Атрибуты бога — копье, горящий факел, собака, коршун; Деметра — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны, богиня плодородия и...

Задать вопрос