В настоящее время Россия является многонациональным государством. На территории нашей страны имеют место различные религиозные конфессии, которые играют важную роль в жизни российского народа.
На сегодняшний день религия проникла во все сферы жизни, оказывает влияние на большой круг общественных отношений.
Религия также связана и с уголовно-исполнительной системой (далее УИС). Одна из задач УИС состоит в том, чтобы сделать уголовное наказание действенным средством исправления личности заключенного. Для эффективности обеспечения данной задачи пенитенциарным учреждениям необходимо взаимодействовать с религиозными объединениями.
Основной закон нашей страны гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними [1]. Лица, находящиеся в местах лишения свободы имеют определенные ограничения и свобода совести, и вероисповедания им гарантируется на основании статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Осужденные к лишению свободы вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Осуществление права на свободу совести и вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
К осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.
Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории исправительного учреждения правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения.
При этом право на приглашение священнослужителей не может быть ограничено, даже если осужденный содержится в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, одиночных камерах.
Верующим осужденным разрешено проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация исправительного учреждения выделяет соответствующее помещение.
Также в целях обеспечения свободы совести и вероисповедания осужденных в исправительных учреждениях федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии.
Вместе с тем, понимание значимости свободы совести и свободы вероисповедания для развития личности, убежденность в том, что реализация института соблюдения прав человека в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы позитивно влияет на исправление осужденных, обеспечивает ее неотчуждаемость для лиц, приговоренных к изоляции от общества [2].
Всем известно, что религия, как форма духовной культуры, способствует нравственному совершенствованию личности, поэтому она просто не заменима в работе с заключенными. Согласно социологическому опросу от 24 марта 2015 года подавляющее большинство преступивших закон людей (85 %) относят себя к числу верующих [3]. Приобщение осужденных к вере благотворно влияет на их поведение в местах лишения свободы. В целом, можно сделать вывод, что у верующих осужденных уровень дисциплины вдвое выше, а количество рецидивов преступлений почти вдвое ниже, чем у неверующих.
Церковь взаимодействует с правоохранительными учреждениями, уважая труд их работников. Пастырское служение церкви считается самым действенным в преодолении преступности. Именно таинство Покаяния исполняет свою роль в отречении преступника от совершения неправомерных действий. Если быть точнее в качестве непременного условия для того, кто кается, священник предлагает отказаться перед лицом Божьим от продолжения преступной деятельности. Только таким путем, возможно, направить заключенного на истинный путь, отказаться от беззакония и вернуть его к добропорядочной жизни.
Основную массу служб в местах лишения свободы несет Русская Православная Церковь. Деятельность православного духовенства в исправительных учреждениях имеет три аспекта: богослужебный, просветительский, благотворительный. Особенно важно для каждого осужденного христианина таинство исповеди. Действительно, искренний разговор со священнослужителем, способствует пробуждению совести намного больше, чем какие-либо психологические тренинги, потому что человек открывается и начинает осознавать свое поведение, свои поступки.
Также некоторые осужденные нуждаются в поддержке духовенства в процессе ресоциализации после освобождения. Многие заключенные не имеют ни места жительства, ни каких-либо связей с родственниками. Те, которые в период отбывания наказания состояли в православных общинах, могут рассчитывать на их помощь. Они могут получить рекомендацию, которая позволит им приобрести работу и жилье при храмах. Также церковь настаивает на необходимости гуманного отношения к подозреваемым, подследственным и осужденным. Духовенством осуждается какое-либо унижение личности, и оно не должно нарушать тайну исповеди, несмотря на то, что правоохранительным органам может понадобиться их помощь.
Часто причиной преступления является омраченное состояние человеческой души, для уменьшения количества преступлений в обществе необходима профилактическая работа. Профилактика преступности возможна через воспитание и просвещение. Данную практику Православная Церковь применяет через средства массовой информации, школу, с помощью правоохранительных органов. Если в народе отсутствует положительный нравственный идеал, то даже меры принуждения не смогут помочь в данной ситуации. Особое внимание при этом, безусловно, нужно уделять лицам, входящим в группу риска.
Священнослужитель должен проявлять определенную чуткость в случае, если он во время исповеди узнал о готовящемся преступлении и обязан всеми способами предпринять все возможные усилия по предотвращению данного умысла, но при этом нарушение тайны исповеди невозможно. Священнослужитель должен призвать исповедуемого к покаянию и отречению от негативного намерения.
Необходимо сказать и о религиозном просвещении в местах лишения свободы. Его цель заключается в том, чтобы ознакомить осуждённого с духовно-нравственными основами православного служения, историей православной церкви. Владение этими знаниями необходимо для приобщения к вере, для того чтобы человек в полной мере понимал ее смысл. В местах лишения свободы создано множество школ, где осужденные проходят обучение. Учащимся предоставляется необходимая духовная литература и учебно-методические материалы, включающие в себя тематику контрольных работ и рекомендации по их подготовке.
Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Церковь, исполняя свое служение в местах лишения свободы, должна устроить там храмы, молитвенные комнаты, совершать Таинства и богослужения, проводить пастырские беседы с заключенными, распространять духовно-религиозную литературу. Священнослужители должны помогать осужденным в осознании своих поступков, причащении и исправлении, а также помочь в ресоциализации, приобщении к обществу после отбывания своего срока в местах лишения свободы. Уголовно-исполнительная система и Церковь — это два тесно связанных компонента, которые осуществляют контроль над людьми, совершившими преступление, и помогают им в восстановлении своей личности и нравственных качеств.
Литература:
- Конституция РФ [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 21.07. 2014 г. № 11-ФКЗ] // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Пенитенциарный журнал «Преступление и наказание» № 10. 2013. С. 64.
- www.vesti.ru / doc.html.