Особенности религиозной философии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мухаметзянова, А. Д. Особенности религиозной философии / А. Д. Мухаметзянова, Т. К. Мухамедьянова, Р. Р. Саттаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 717-719. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38316/ (дата обращения: 18.04.2024).



Одно их важных мест в культуре любого общества занимает по религия, вера в некую силу, существующую в мире, в котором живет человек, и определяющую все то, что есть и происходит в жизни и деятельности человечества. На всем протяжении истории человеческого общества религии не только укрепили эту веру людей в высшие силы, но и создали уникальные и разнообразные системы верований, ценностей, священных текстов, культов, обрядов, традиций. Представляя собой совокупность представлений о существовании наряду с действительным миром мира особого, духовного, религия с момента своего зарождения, обеспечивает «привитие» человеку религиозного мировоззрения, мироощущения, миропонимания и мировосприятия, в основе которого лежит вера в существование непознаваемого, сверхъестественного мира. Нельзя не видеть, что религия и общество тесным образом связаны и по уровню развития религиозных представлений можно судить о степени развития общественных отношений. В процессе исторического развития человеческой культуры возникли народностно-национальные и мировые религии, которые привнесли существенные перемены в различные стороны жизнедеятельности людей, вступив в сложные взаимодействия с моралью, правом, политикой, государством, искусством. В современном обществе появляются так называемые нетрадиционные религии, которые зачастую используют для самоутверждения данные науки и философии.

Философия религии изучает наиболее общие закономерности формирования и эволюции этого феномена, его влияние на мировоззрение человека, способы объяснения объективной и субъективной реальности и другие важные для философии в целом вопросы [1; 2]. Онтология религии весьма проста: объективный мир представляет собой результат творения Бога, поэтому мир дуален: с одной стороны он представляет собой материальную действительность, в которую погружен человек. С другой — он представляет собой сакральную реальность, в которой главное место занимает Бог [3]. Одной из важнейших задач религиозной онтологии является раскрытие сущности Бога, который предстает то в виде особой личности (христианство), то в виде всей единой реальности (пантеизм), то в виде некой сотворившей мир силы, которая теперь в ход развития сотворенного не вмешивается (деизм). В некоторых религиях Бог объявляется такой реальностью, которую человеческий разум не способен постичь (ислам) [4]. В многих религиях имеет место антропологизация Бога, когда он наделяется чертами человека [5; 6].

Важной частью религиозной философии является философская антропология, где, в первую очередь, рассматривается вопрос о происхождении человека. В этом вопросе все религии единодушны: человек, как и мир в целом, есть продукт творения Творца [7; 8]. На наш взгляд, в наиболее концентрированном виде суть религиозной антропологии выражена в суфизме, как составной части ислама. В суфизме человек, мир и Бог рассматриваются в органическом единстве, но отправной точкой объяснения всех мировоззренческих проблем объявляется человек.

Упрощенная суфийская модель человека, включает в себя три компонента: телесный, социальный и духовный. Телесное в человеке — это, прежде всего, присутствие природного в нем. Например, человек, весящий 70 кг, с точки зрения физики представляет собой 70 кг элементарных частиц, подчиняющихся законам физики. С точки зрения биологии тот же человек органической материи, функционирующей по физиологическим законам. И ничего более. Поэтому сущность человека не может быть сведена к природному началу в нем.

Социальное начало, в отличие от телесного, есть продукт общества, его присутствие в человеке. Оно формируется под влиянием отношений, в которые вступает человек с другими людьми. Сознание, как продукт общества, есть «представительство» бессистемного множества «личин», каждая из которых формировалась в результате приспособления человека к определенной социальной ситуации, и образующих в совокупности его личность. Поэтому обычный человек не есть нечто единое. Иллюзия единства или целостности создается у человека в первую очередь ощущением одного физического тела, его именем, которое в нормальных случаях всегда остается тем же самым, а в-третьих, множеством механических навыков, внушенных ему воспитанием или приобретенных путем имитации. Обладая все теми же телесными ощущениями, слыша все то же имя и замечая за собой те же навыки и склонности, что и раньше, он верит, будто всегда был тем же самым. По этой причине социальное начало также не составляет сущность человека.

Третьим и самым важным компонентом человека является духовное начало, представляющее собой единство духа и «духовного сердца». Дух, обозначенный в суфизме как «рух», есть то, что берет начало в Боге и является, по сути, присутствием Бога в человеке. Это и есть сущность человека, которая единородна с Богом [9; 10].

Религиозная гносеология в ее развитом виде рассматривает познание объективного мира как богопознание. Поскольку сущность мира является Бог, то познавая мир, мы познаем Бога. Для неверующего ученого кажется, что он познает, к примеру, мир элементарных частиц, в котором нет места Богу. Но он не догадывается, что этот мир есть богопроявление. Существует и другой вариант религиозной гносеологии, когда познание Бога осуществляется через познание себя, самопознание. В этом случае исходят из тезиса, что в человеке есть некий компонент, который в наиболее полном виде представляет Бога — это душа. Поэтому познавая свою сущность, которая и есть наша душа, мы познаем Бога. Такой вариант гносеологии в наиболее ясном виде представлен в суфизме [11; 12].

Социальная религиозная философия в большей мере проявляется через философию истории. Она построена на принципе телеологизма: целью развития общества является построение «града Божьего на Земле». Законы общественной жизни определяются изначально заданными Богом человеку нормами Священного Писания. И право, и мораль, и политическая система не являются историчными, не представляют собой продукт деятельности определенных личностей. Эти нормы продиктованы самим Богом, поэтому их нельзя изменять. Например, в современных мусульманских государствах все правовые номы, которые предлагаются законодательными органами или отдельными правоведами, проверяются на соответствие с принципами Корана [13]. Таким же образом построена и экономическая система этих государств. Например, в Коране содержится запрет давать деньги в долг под проценты. Для соблюдения этой нормы был изобретен исламский банкинг.

По своей сути религиозная социальная философия ориентирована на нормы традиционализма. И этот традиционализм основан на соблюдении незыблемых религиозных норм и предписаний, содержащихся в священных текстах. Правда это вовсе не означает, что религиозных обществах не признаются новшества или либеральные ценности. Они допускаются в том случае, если это не затрагивает религиозные основы существования государства [14].

Неоднозначна оценка религией роли науки как социального института. Однако успехи науки показывают, что она является важнейшим феноменом общественной и личной жизни человека. Поэтому в современной религии делаются попытки сближения научной и религиозной картин мира на основе принципов дополнительности и двойственности истины [15; 16].

Литература:

  1. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Религиозная философия: сущность и основные проблемы // Приднепровский научный вестник. 2016. Т. 10. С. 138–142.
  2. Rakhmatullin R.Yu. The religious view of the world as a form of knowledge // News of Science and Education. 2016. Т. 10. С. 261–266.
  3. Пивоваров Д. В. Онтология религии. Спб.: Владимир Даль, 2009. 504 с.
  4. Semenova E. R., Khabibullin R. M. Islamic ontology // Nauka i studia. 2016. Т. 10. С. 191–196.
  5. Рахматуллин Р. Ю. Отражение личности Иисуса Христа в зеркале истории // Вестник ВЭГУ. 2011. № 2. С. 98–104.
  6. Рахматуллин Р. Ю., Курило С. Н. Иисус Христос: бог или человек? // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2008. № 2. С. 19–23.
  7. Рахматуллин Р. Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561–563.
  8. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288–291.
  9. Рахматуллин Р. Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1. С. 64–74.
  10. Рахматуллин Р. Ю. Модель человека в суфизме // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3 (71). С. 120–129.
  11. Рахматуллин Р. Ю. Al-Ghazali's gnoseology // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 147–156.
  12. Rakhmatullin R.Yu., Semenova E. R. Features of the philosophical and religious knowledge // Nauka i studia. 2016. Т. 10. С. 227–233.
  13. Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4. С. 43–47.
  14. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41–44.
  15. Рахматуллин Р. Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793–795.
  16. Rakhmatullin R.Yu. The scientific and religious knowledge // News of Science and Education. 2016. Т. 8. № -1. С. 298–303.
Основные термины (генерируются автоматически): Бог, мир, религия, объективный мир, продукт общества, религиозная гносеология.


Похожие статьи

Томистская традиция в гносеологии | Статья в журнале...

Теория познания томизма основывается на принципе гармонии веры (религии) и разума (науки).

В центре гносеологии неотомизма стоит идея взаимодополняемости религиозного и

Полное же знание о мире, человеке и Боге возможно лишь через религиозное познание.

Средневековая философия: общая характеристика

Гносеология средневековой философии также теоцентрична. Поскольку сущностью мира является Бог, то всякое познание, в конечном счете, есть богопознание.

Если же «Я» находится в сфере сознания, то мы имеем дело с личностью, т. е. продуктом общества.

Основные парадигмы гносеологии | Статья в журнале...

Религиозное учение о познании. Его сторонники утверждают, что человек в состоянии постигнуть сущность бытия, но всякое познание мира есть познание Бога (Абсолюта, Мирового Разума, Космического сознания и т. п.). Ибо Бог есть сущность всего.

Религия как форма духовной культуры | Статья в журнале...

Не отрицая роли религии в обществе, материалисты отказались от основательного ее изучения

Без веры в богов религии нет. Вера является центром религиозного сознания.

Степень религиозности человека выражается в его отношении к окружающему миру.

Религия и наука о сущности человека | Статья в журнале...

Согласно любой религии человек есть синтез двух начал — материального и духовного.

Духовное бытие связано с душой, которая является представительницей Бога в человеке [5, c. 69–70].

Одни считают, что человек, как продукт эволюции животного мира, есть прежде...

Пространство и время религиозной культуры | Статья в журнале...

Внешней, социально значимой формой выражения религии, является религиозная культура

 одушевлено: религиозный и природный мир человека традиционного общества населен

Религиозное время как элемент социального времени «имеет объективный характер, так как...

Критический анализ лженаучных концепций существования души

Все религии мира называют эту силу Богом»[12,с.18].

Но сторонники лженауки забыли важную аксиому: духовный мир является предметом религиозного опыта.

Философия как вид мировоззренческого знания | Статья в журнале...

С развитием общества мифологическое мировоззрение постепенно вытесняется религиозным и научным, не исчезая, однако, полностью.

Одни считают такими ценностями обобщенные научные знания о мире, другие — постижение сущности человека, третьи — познание Бога и...

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной...

Также, независимо от религии, оно исследует мир, защищает право личности на свободный выбор жизненных позиций.

Целью такого религиозного сообщества, по Дж. Локку, должно быть общее поклонение богу и достижение, с помощью этого, вечной жизни.

Томистская традиция в гносеологии | Статья в журнале...

Теория познания томизма основывается на принципе гармонии веры (религии) и разума (науки).

В центре гносеологии неотомизма стоит идея взаимодополняемости религиозного и

Полное же знание о мире, человеке и Боге возможно лишь через религиозное познание.

Средневековая философия: общая характеристика

Гносеология средневековой философии также теоцентрична. Поскольку сущностью мира является Бог, то всякое познание, в конечном счете, есть богопознание.

Если же «Я» находится в сфере сознания, то мы имеем дело с личностью, т. е. продуктом общества.

Основные парадигмы гносеологии | Статья в журнале...

Религиозное учение о познании. Его сторонники утверждают, что человек в состоянии постигнуть сущность бытия, но всякое познание мира есть познание Бога (Абсолюта, Мирового Разума, Космического сознания и т. п.). Ибо Бог есть сущность всего.

Религия как форма духовной культуры | Статья в журнале...

Не отрицая роли религии в обществе, материалисты отказались от основательного ее изучения

Без веры в богов религии нет. Вера является центром религиозного сознания.

Степень религиозности человека выражается в его отношении к окружающему миру.

Религия и наука о сущности человека | Статья в журнале...

Согласно любой религии человек есть синтез двух начал — материального и духовного.

Духовное бытие связано с душой, которая является представительницей Бога в человеке [5, c. 69–70].

Одни считают, что человек, как продукт эволюции животного мира, есть прежде...

Пространство и время религиозной культуры | Статья в журнале...

Внешней, социально значимой формой выражения религии, является религиозная культура

 одушевлено: религиозный и природный мир человека традиционного общества населен

Религиозное время как элемент социального времени «имеет объективный характер, так как...

Критический анализ лженаучных концепций существования души

Все религии мира называют эту силу Богом»[12,с.18].

Но сторонники лженауки забыли важную аксиому: духовный мир является предметом религиозного опыта.

Философия как вид мировоззренческого знания | Статья в журнале...

С развитием общества мифологическое мировоззрение постепенно вытесняется религиозным и научным, не исчезая, однако, полностью.

Одни считают такими ценностями обобщенные научные знания о мире, другие — постижение сущности человека, третьи — познание Бога и...

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной...

Также, независимо от религии, оно исследует мир, защищает право личности на свободный выбор жизненных позиций.

Целью такого религиозного сообщества, по Дж. Локку, должно быть общее поклонение богу и достижение, с помощью этого, вечной жизни.

Похожие статьи

Томистская традиция в гносеологии | Статья в журнале...

Теория познания томизма основывается на принципе гармонии веры (религии) и разума (науки).

В центре гносеологии неотомизма стоит идея взаимодополняемости религиозного и

Полное же знание о мире, человеке и Боге возможно лишь через религиозное познание.

Средневековая философия: общая характеристика

Гносеология средневековой философии также теоцентрична. Поскольку сущностью мира является Бог, то всякое познание, в конечном счете, есть богопознание.

Если же «Я» находится в сфере сознания, то мы имеем дело с личностью, т. е. продуктом общества.

Основные парадигмы гносеологии | Статья в журнале...

Религиозное учение о познании. Его сторонники утверждают, что человек в состоянии постигнуть сущность бытия, но всякое познание мира есть познание Бога (Абсолюта, Мирового Разума, Космического сознания и т. п.). Ибо Бог есть сущность всего.

Религия как форма духовной культуры | Статья в журнале...

Не отрицая роли религии в обществе, материалисты отказались от основательного ее изучения

Без веры в богов религии нет. Вера является центром религиозного сознания.

Степень религиозности человека выражается в его отношении к окружающему миру.

Религия и наука о сущности человека | Статья в журнале...

Согласно любой религии человек есть синтез двух начал — материального и духовного.

Духовное бытие связано с душой, которая является представительницей Бога в человеке [5, c. 69–70].

Одни считают, что человек, как продукт эволюции животного мира, есть прежде...

Пространство и время религиозной культуры | Статья в журнале...

Внешней, социально значимой формой выражения религии, является религиозная культура

 одушевлено: религиозный и природный мир человека традиционного общества населен

Религиозное время как элемент социального времени «имеет объективный характер, так как...

Критический анализ лженаучных концепций существования души

Все религии мира называют эту силу Богом»[12,с.18].

Но сторонники лженауки забыли важную аксиому: духовный мир является предметом религиозного опыта.

Философия как вид мировоззренческого знания | Статья в журнале...

С развитием общества мифологическое мировоззрение постепенно вытесняется религиозным и научным, не исчезая, однако, полностью.

Одни считают такими ценностями обобщенные научные знания о мире, другие — постижение сущности человека, третьи — познание Бога и...

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной...

Также, независимо от религии, оно исследует мир, защищает право личности на свободный выбор жизненных позиций.

Целью такого религиозного сообщества, по Дж. Локку, должно быть общее поклонение богу и достижение, с помощью этого, вечной жизни.

Томистская традиция в гносеологии | Статья в журнале...

Теория познания томизма основывается на принципе гармонии веры (религии) и разума (науки).

В центре гносеологии неотомизма стоит идея взаимодополняемости религиозного и

Полное же знание о мире, человеке и Боге возможно лишь через религиозное познание.

Средневековая философия: общая характеристика

Гносеология средневековой философии также теоцентрична. Поскольку сущностью мира является Бог, то всякое познание, в конечном счете, есть богопознание.

Если же «Я» находится в сфере сознания, то мы имеем дело с личностью, т. е. продуктом общества.

Основные парадигмы гносеологии | Статья в журнале...

Религиозное учение о познании. Его сторонники утверждают, что человек в состоянии постигнуть сущность бытия, но всякое познание мира есть познание Бога (Абсолюта, Мирового Разума, Космического сознания и т. п.). Ибо Бог есть сущность всего.

Религия как форма духовной культуры | Статья в журнале...

Не отрицая роли религии в обществе, материалисты отказались от основательного ее изучения

Без веры в богов религии нет. Вера является центром религиозного сознания.

Степень религиозности человека выражается в его отношении к окружающему миру.

Религия и наука о сущности человека | Статья в журнале...

Согласно любой религии человек есть синтез двух начал — материального и духовного.

Духовное бытие связано с душой, которая является представительницей Бога в человеке [5, c. 69–70].

Одни считают, что человек, как продукт эволюции животного мира, есть прежде...

Пространство и время религиозной культуры | Статья в журнале...

Внешней, социально значимой формой выражения религии, является религиозная культура

 одушевлено: религиозный и природный мир человека традиционного общества населен

Религиозное время как элемент социального времени «имеет объективный характер, так как...

Критический анализ лженаучных концепций существования души

Все религии мира называют эту силу Богом»[12,с.18].

Но сторонники лженауки забыли важную аксиому: духовный мир является предметом религиозного опыта.

Философия как вид мировоззренческого знания | Статья в журнале...

С развитием общества мифологическое мировоззрение постепенно вытесняется религиозным и научным, не исчезая, однако, полностью.

Одни считают такими ценностями обобщенные научные знания о мире, другие — постижение сущности человека, третьи — познание Бога и...

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной...

Также, независимо от религии, оно исследует мир, защищает право личности на свободный выбор жизненных позиций.

Целью такого религиозного сообщества, по Дж. Локку, должно быть общее поклонение богу и достижение, с помощью этого, вечной жизни.

Задать вопрос