Библиографическое описание:

Гутевич В. А. Технология медиаобразования в обучении младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 53-54. — URL https://moluch.ru/archive/137/38315/ (дата обращения: 23.05.2018).



В настоящее время представить жизнь современного человека без взаимодействия с медиа абсолютно невозможно. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни людей. Медиа играет огромную роль в жизни человека: в информационном обмене между людьми, в воспитании и образовании детей, и даже в социализации подрастающего поколения. В связи с этим особенно велика роль медиаобразования. Проанализировав труды отечественных [1, 3, 5, 6, 8, 9, 10] и зарубежных педагогов [2, 4] в этой области можно утверждать, что медиаобразование не полностью изучено и нет единого и однозначного его толкования. Однако все ученые считают, что медиаобразование призвано помочь в решении задач подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях. А именно сформировать критическое отношение к медиапродукции, подготовить детей к пониманию роли различных медиатекстов, научить разбираться в качестве подаваемой массовой информации, осознать последствия ее влияния на психику и здоровье человека, овладеть способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств.

Информационная культура характеризует сегодня степень развития личности, ее способность усваивать наиболее общие методы и технологии, которые позволят овладевать знаниями, навыками поиска, передачи, обработки информации. В терминах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования это соответствует формированию универсальных учебных действий [3].

Технология медиаобразования направлена на формирование нескольких групп метапредметных результатов обучения:

1) анализировать и критически осмыслять полученную информацию;

2) определять источники медиатекстов и их контекст;

3) интерпретировать сообщения и ценность медиатекстов;

4) отбирать соответствующие медиаресурсы для создания собственных медиатекстов.

И нескольких групп личностных результатов:

1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному информационному уровню развития общества;

2) формирование этики и эстетики общения в мире массовых коммуникаций.

В школе уделяется мало внимания воспитанию культуры взаимодействия школьников со средствами массовой коммуникации. Хотя многие медиа по силе воздействия на ребенка составляют конкуренцию школе, младшие школьники все чаще остаются наедине с медиа, получая значительную часть информации о мире именно из средств массовой информации (СМИ). Поэтому на сегодняшний день школа должна ставить цель: воспитание у подрастающего поколения критического отношения к масс-медиа.

Младшие школьники воспринимают масс-медиа как форму отдыха и развлечения. Задача учителя начальной школы грамотно применить эти средства для обучения и воспитания. Необходимо на уроках научить детей осмысливать и анализировать полученную информацию из СМИ, развивать и воспитывать культуру понимания медиатекстов, формировать критическое отношение ко всей медиапродукции, которую они слышат и видят каждый день. Для достижения диктуемых временем целей и задач следует использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, способствующие всестороннему развитию личности младшего школьника и формированию его медиаграмотности.

Все больше детей младшего школьного возраста обращаются к виртуальному миру. Данные исследований свидетельствуют о том, что более 4/5 компьютерных игр содержат сцены насилия, а это негативно сказывается на здоровье и психическом состоянии детей. Но, как и все медиа некоторые компьютерные игры «выходят за границы чисто развлекательных и становятся важным элементом системы образования, позволяя учащемуся проводить различные химические и физические опыты на экране компьютера, делать всевозможные геометрические построения и т. п». [5, с.87]. Качественный компьютерный дизайн, музыкальное оформление, красочные клипы помогают значительно расширить воспитательные возможности современного урока, способствуют реализации творческих идей, формируют познавательный интерес учащихся. При правильно организованном взаимодействии с компьютером можно использовать его в качестве создания личностно ценностного и общественно полезного продукта.

Многие из младших школьников отдают предпочтение экранным медиа, т. к. их восприятие таково в этом возрасте, что им гораздо легче воспринимать наглядное, яркое, живое, чем символическое и схематическое. Но в современном отечественном образовании мало внимания уделяется киноискусству, несмотря на то, что при просмотре и обсуждении мультипликационных, художественных и документальных фильмов школьники овладевают умениями аргументировать свою позицию, формулировать свое отношение к просмотренным картинам и поступкам их героев [6].

Кроме экранных медиа ребенка каждый день окружает и сопровождает печать, фотография, звукозапись. Использование их в образовательном процессе являться важным элементом медиаобразования, развития и воспитания детей. Например, пресса, которая выпускается детьми, помогает им определиться в сфере массовой коммуникации, способствует выявлению своих способностей, развивает творческий и профессиональный потенциал.

Таким образом, несмотря на то, что медиаобразование не является обязательным предметом ни в одном образовательном стандарте, его влияние в обучении младших школьников велико и требует участия педагога, т. к. медиаобразование способствует формированию культуры восприятия, анализа, интерпретации медиа, развитию мировоззрения учащихся, формированию личностных качеств.

Литература:

  1. Баженова Л. М. Медиаобразование школьника (1–4 классы). Пособие для учителя. — М., 2004. — 55 с.
  2. Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования. — М., 1995. — 51 с.
  3. Гудилиной С. И. Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ’13: сборник статей международной научно-практической конференции. — СПб., 2013. — 363с.
  4. Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист. –1993. — № 4. — C.22–23.
  5. Рыжих Н. П. Использование медиаобразования в воспитании детей. — Таганрог, 2011. — 232 с.
  6. Урицкий, Н. З. Кино во внеклассной работе. — М., 1954. — 120 с.
  7. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. — Челябинск, 2007. — 270 с.
  8. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. — Таганрог, 2010. — 64 c.
  9. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. — Таганрог, 2004. — 340 c.
  10. Челышева И. В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. — Таганрог, 2009. — 71 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, обучении младших школьников, массовой коммуникации, массовой информации, средств массовой информации, Технология медиаобразования, образовательном процессе, критическое отношение, важным элементом, медиаобразование призвано, Средства массовой коммуникации, предпочтение экранным медиа, экранных медиа ребенка, велика роль медиаобразования, важным элементом медиаобразования, формированию универсальных учебных, средствами массовой коммуникации, формированию личностных качеств, документальных фильмов школьники, младших школьников велико.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос