Библиографическое описание:

Макан А. А. Патриотическое воспитание при реализации личностно-ориентированного обучения // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 40-41. — URL https://moluch.ru/archive/137/38304/ (дата обращения: 19.04.2018).



Федеральный государственный образовательный стандарт гласит, что одним из личностных результатов учебной деятельности является «…формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России» [4], иными словами педагог должен воспитывать у школьников чувство патриотизма.

С. И. Ожегова в своем словаре трактует патриотизм, как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [3;496]. На наш взгляд, подобную любовь можно привить через изучение классических произведений русской литературы.

В школе закладываются отношение к искусству в целом и отдельно к литературе, плоды которого важны для человека в дальнейшей жизни. В национальной русской культуре художественная литература по сей день составляет крайне важный компонент духовно-нравственного развития. В современной школе литература — ведущий предмет в системе патриотического, нравственного и эстетического воспитания. На уроках литературы, по мнению психолога А. Леонтьева, «…мы учимся чувствовать, хотеть, «относиться» к другим людям — через искусство. Оно-то, на чем мы учимся быть людьми» [1; 48].

В учебнике литературы под редакцией В. Я. Коровиной для 5 классов можно выделить 4 основные темы художественных произведений: из истории России, любовь к природе, духовные силы человека и губительность человеческих пороков. И большая часть из них рассматривается с точки зрения не только непосредственного читателя, но ещё и гражданина своей страны.

Задача учителя литературы заключается в том, чтобы ученик сам начал осознавать свою причастность к культуре и судьбе Родины. На формирование такой личности и направлены стандарты второго поколения.

Непрерывно на протяжении всего курса литературы нужно создавать такие проблемные ситуации, в которых ученик сам смог бы сделать свой нравственный выбор. Например, при анализе образа положительного героя, реализовать учебные ситуации, когда школьники принимали участие в дискуссии о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свои поступки.

Одно из важнейших мест на уроках литературы занимает сопоставительный анализ произведения. Например, при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» пятиклассники учатся анализировать и сравнивать образ народа в различных произведениях школьного цикла. Они могут проследить, как этот образ меняется у различных авторов (А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, В. П. Астафьев и др.) в зависимости от взглядов этих писателей, от исторической действительности и от времени, в которое они жили. Такая работа дает возможность ребятам самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные личностные убеждения. По средствам этого у учеников формируется система ценностей через оценку событий. Таким образом,у ребенка возникают позитивные гражданские свойства личности.

Ранее упомянутое произведение также можно сравнить с басней И. А. Крылова «Волк на псарне». Этих произведениях рассказывается о событиях 1812 года, только с позиции авторов разного поколения. В основе басни лежит конкретный исторический факт — попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники понимают, что мораль басни можно сформулировать крылатым выражением «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Здесь Крылов утверждает справедливость и необходимость с бескомпромиссной борьбы с любым хитрым и коварным врагом.

Художественная литература каждого народа имеет разнообразный материал для воспитания в душе маленького человека таких качеств как взаимопонимание, дружба, патриотизм, трудолюбие. Для достижения такой цели применяются изучение поговорок и пословиц, песен и загадок, былин и рассказов, стихотворений и басен. Отражение таких народных идеалов как находчивость, богатырская сила, ум, любовь к ближнему, мы видим в древнерусской литературе, а точнее в «Повести временных лет», которую школьники изучают в течение трех лет. Читая «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», ученики приходят к выводу, что простые люди совершали физические и духовные подвиги ради своего народа, что защита русской земли — самое важное для народа и правителя.

В средней школе большая часть материала для патриотического воспитания учащихся дается при изучении эпизодов военной истории страны. Так, изучая героические страницы литературы огненных лет (посвященной Великой Отечественной войне), учащиеся рассматривают это событие с различных философских, социальных и гражданских позиций: темы жизни и смерти, предназначения человека, выбор между личным счастьем и общественным долгом, горе матерей и жен, смерть молодого поколения, любовь и дружба, как вечные жизненные ценности, самопожертвование...Такие уроки являются плодотворной почвой не только для становления маленького гражданина России, но и для развития всесторонне развитой личности. В рамках этой темы рассматривается политика и история, литература и музыка, что в свою очередь реализует комплексный подход в обучении посредством межпредметных связей. Особенно продуктивными, на наш взгляд, являются уроки военной песни, которые обычно проводятся в 8 классах. В творческой атмосфере звучат всенародно любимые песни, изучается история их создания. В отдельных ситуациях (если кто-то из учеников владеет музыкальным инструментом) возможно живое звучание композиции. Ребенок реализует свой творческий и познавательный потенциал; согласно ФГОС одним из качеств выпускника является «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств» [4].

Таким образом, реализуя подход личностно-ориентированного обучения, который предлагает нам стандарт второго поколения, необходимо постоянно обращаться к народной и патриотической литературе.

Литература:

  1. Аверченко А. Т. Вопросы воспитания. — М., 2012. — 64c.
  2. Коровина В. Я. Литература. 5 класс Учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. — М., 2014. — 303 с.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — изд. 4 –е. — М., 2010. — 942 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный образовательный стандарт, Федеральный государственный образовательный, уроках литературы, второго поколения, произведений русской литературы, большая часть, личностно-ориентированного обучения, Задача учителя литературы, патриотического воспитания учащихся, результате анализа школьники, стандарты второго поколения, героические страницы литературы, русской культуре художественная, душе маленького человека, становления маленького гражданина, духовные силы человека, стандарт второго поколения, современной школе литература, авторов разного поколения, смысле существования человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос