Библиографическое описание:

Белокопыт А. А., Рогалина В. В. Актуальность развития временной компетентности личности у студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 4-5. — URL https://moluch.ru/archive/137/38220/ (дата обращения: 26.04.2018).



Смена знаниевой парадигмы в современном образовании на компетентностную приводит к необходимости перестройки системы подготовки педагогических кадров. Знаниевый подход подразумевал освоение будущим педагогом знаний в готовом виде, изучение педагогических теорий и технологий.

Компетентностный подход к образованию предполагает наличие у учителей активной позиции, заключающейся в готовности и потребности к постоянному самосовершенствованию, разработке авторских педагогических программ и технологий, к педагогической инноватике. Только творческий учитель, способный адаптировать педагогические технологии и разрабатывать авторские методики способен быть успешным в современной образовательной реальности.

Новые образовательные стандарты привели к увеличению объема отчетности в работе учителей. Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» провел социологический опрос российских учителей в феврале-апреле 2015 года. Были опрошены 425 учителей. Самыми актуальными проблемами сотрудников образования 81 % учителей назвали большие объёмы бессмысленной бумажной работы. При этом низкая заработная плата была названа 66 % опрошенных, т. е. разрыв между первой и второй проблемой составил 20 %, таким образом, бумажная работа является самым существенным похитителем времени и наибольшим фактором, вызывающим раздражение, по мнению учителей [2].

По результатам социологического опроса, учителями также были отмечены позитивные тенденции образования: востребованность педагогического творчества отметили 34 %. Рабочую нагрузку посчитали разумной только 9 % учителей [2]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогические работники видят необходимость проявлять педагогическое творчество и демонстрируют готовность к нему, но при этом отмечают острый дефицит свободного времени, ввиду перегруженности «бумажной работой».

В условиях смены образовательных парадигм рациональные и эффективные подходы к образованию будут вырабатываться на протяжении нескольких лет, возможно, десятилетий, и учитель, чтобы успевать заниматься педагогическим творчеством на фоне обязательной работы, связанной с педагогической деятельностью, заполнением отчетной документации, должен быть способен эффективно распоряжаться главным ресурсом — временем. Задача педагогических вузов — развивать временную компетентность личности еще на стадии обучения.

Д. М. Мельникова отмечает, что временной компонент имплицитно присутствует во всех без исключения личностных и поведенческих характеристиках человека [4].

И. В. Кольцова считает временную компетентность характеристикой личности, которая формируется и проявляется в профессиональной деятельности [3].

Л. П. Енькова разработала структуру временной компетентности студентов, обучающихся на педагогических специальностях. В структуру входят:

1. Временная организация учебной деятельности:

— навыки и опыт решения временных задач (оценка временного резерва, синхронизация собственных действий и синхронизация деятельности с процессами в окружающем мире, упорядочивание действий, выдерживание сроков;

— навыки оценки длительности и временная организация процесса (определение ритма, темпа, срока);

— умения и навыки замедления и ускорения исполнительного процесса (темпа, ритма);

— временные структуры опыта как рефлексивного акта и как основания действия (временные схемы действительности).

2. Временная организация профессиональной деятельности педагога:

— временная перспектива профессиональной деятельности;

— профессиональная событийность как временная структура.

3. Временная организация педагогической деятельности:

— временные структуры стратегического планирования профессиональной деятельности;

— ближайшая и отдалённая временные профессиональный перспективы;

— контекстный временной опыт [1].

О. В. Швецова, исходя из структуры временной компетентности по Л. П. Еньковой, предлагает целенаправленно развивать временную компетентность личности у студентов педагогического вуза. При развитии временной компетентности личности у студентов педагогического вуза, О. В. Швецова предлагает на начальном этапе, исходя из первого уровня развития временной компетентности по Л. П. Еньковой (см. выше), способствовать овладению студентами профессиональными навыками и компетенциями, которые связаны с организацией учебной и педагогической деятельности на педагогической практике и рефлексией, оценкой своих личностных особенностей и педагогической рефлексией [6].

На втором этапе развития временной компетентности личности у студентов педагогической вуза, в соответствии со вторым уровнем развития временной компетентности по Л. П. Еньковой, — временной организацией профессиональной деятельности педагога, О. В. Швецова предполагает развитие у будущих педагогов прогностических способностей и педагогической интуиции. М. Ткачева отмечает данные способности как важные для успешной педагогической деятельности: «Учитель с высокоразвитыми прогностическими способностями в состоянии предвидеть, что получится из ученика в будущем, прогнозировать развитие тех или иных его психических свойств и качеств» [5].

Третьим компонентом временной компетентности личности по Л. П. Еньковой является временная организация педагогической деятельности [1]. О. В. Швецова предлагает развивать на этом уровне прогностические способности педагога с учетом умения прогнозирования не только ближайших, но и отдаленных профессиональных перспектив и обучать студентов педагогического вуза навыкам стратегического планирования педагогической деятельности [6].

Развитие временной компетентности у студентов педагогических вузов как одной из важнейших профессиональных компетенций учителя будет способствовать повышению эффективности подготовки педагогических кадров и оптимизации их адаптации к профессии. Разработка программы развития временной компетентности личности студентов педагогического вуза и апробация ее на практике может явиться одним из средств оптимизации современного педагогического образования в условиях компетентностной образовательной парадигмы.

Литература:

1. Енькова Л. П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблемы её диагностики // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология, 2011. — № 3. — С. 123–125.

  1. «Бессмысленная бумажная работа» заняла первое место в списке проблем российских педагогов / Учительская газета / 12.05.2015/ http://ug.ru/news/ 5055 / (дата обращения: 09.11.2015).
  2. Кольцова И. В. Роль временной компетентности в личностно-профессиональном становлении студентов педагогического вуза. // Sci-Article. № 22, июнь 2015. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1434624190 (дата обращения: 08.11.2015).
  3. Мельникова Д. М. Временная компетентность личности в контексте профессионального становления будущего педагога. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научн. журн. 2013. № 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 08.11.2015).
  4. Ткачева М. Педагогическая психология. Конспект лекций http://www.razlib.ru/psihologija/pedagogicheskaja_psihologija_konspekt_lekcii/p5.php / (дата обращения: 08.11.2015).
  5. Швецова О. В. Актуальность развития временной компетентности студентов педагогического вуза. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научн. журн. 2015. № 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 09.11.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): временной компетентности, студентов педагогического вуза, развития временной компетентности, временной компетентности личности, педагогической деятельности, временной компетентности студентов, Актуальность развития временной, организация педагогической деятельности, компетентность личности, временную компетентность личности, профессиональной деятельности, структуру временной компетентности, структуры временной компетентности, студентов педагогической вуза, Временная организация, развитии временной компетентности, компонентом временной компетентности, компетентности студентов педагогического, Развитие временной компетентности, подготовки педагогических кадров.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос