Инновационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов-филологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Мачулина М. А. Инновационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов-филологов // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/archive/137/38214/ (дата обращения: 25.09.2018).



Главной целью современного профессионального образования является подготовка специалиста, имеющего высокий уровень квалификации, способного к эффективной профессиональной деятельности. Чтобы добиться этого, необходимо повысить эффективность современного образовательного процесса. Это привело нас к использованию инновационных образовательных технологий, к их активному применению в повседневной практике обучения. Данные технологии гарантированно обеспечивают положительный результат обучения, приводят к оптимизации учебного процесса, и в итоге — к успешной подготовке выпускника, владеющего необходимыми общеучебными и специальными компетенциями.

Традиционная подготовка специалистов, которая была прежде всего ориентирована на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, не справилась с данной задачей. Современный этап развития образования предъявляет новые требования к подготовке будущих специалистов: основой образования становятся не учебные дисциплины, а способы мышления и деятельности. Таким образом, необходимо обеспечить не только высокий уровень теоретической подготовки будущего специалиста-филолога, но сформировать уже на стадии обучения профессиональные компетенции. В связи с этим, на наш взгляд, инновационные технологии обучения служат инструментом, который позволяет успешно достичь реализации данной цели.

Опыт практического использования инновационных технологий в процессе подготовки студентов-филологов неоднократно доказал их преимущества: они позволяют сформировать у будущих специалистов навыки самостоятельного получения новых знаний; формируют новый, более высокий уровень личной познавательной активности; создают такие условия обучения, при которых студенты-филологи не могут не научиться; стимулируют творческие способности каждого; приближают учебную деятельность к практике будущей профессиональной деятельности; формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [2, с.120].

С этой точки зрения особый интерес представляет технология комплексного анализа текста, так как ее применение в процессе преподавания лингвистических дисциплин способствует развитию следующих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту-филологу: анализ изобразительно-выразительных средств языка, выявление их роли в раскрытии авторского замысла, выявление средств создания языковой картины мира. Кроме того, наряду с технологизацией образовательной деятельности использование данной технологии позволяет осуществить ее гуманизацию [1, с.11].

Моделирование научного исследования при изучении предмета «Филологический анализ текста» позволяет студентам-филологам применить на практике полученные знания по методике подбора и анализа данных о языковой личности и языковой картине мира, осваивать навыки проведения исследовательских процедур. В результате достигается важнейшая цель: теоретические знания превращаются в своеобразный инструмент творческого осознания содержания произведения будущим специалистом, так как он получает навыки в использовании нового метода в практической деятельности. [3, с.24].

Хороших результатов в подготовке квалифицированных специалистов позволяет добиться и проектная деятельность студентов-филологов, ставящая в центр образовательного процесса практические вопросы будущей профессиональной деятельности, и на этой основе стимулирующая интерес к изучаемым вопросам теории. Повседневная практика подтверждает тот факт, что студенты, разработавшие и осуществившие свой проект в ходе педагогической практики, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами. Так в ходе преддипломной практики Бучей Ю. совместно с учащимися Базовой школы был осуществлен проект«Книга и подросток».

Цель проекта:исследовать духовно-нравственные и культурные ценности личности наших сверстников, выявить уровень значимости книги для них.

Исходя из цели, были сформулированы задачи, которые предстояло решить:

— выявить значение книги в жизни людей разного возраста;

— показать, как и для чего книга нужна;

— научить пользоваться книгой с толком, извлекать из живого общения с ней радость и пользу для себя, уважать печатное слово;

— провести анализ нормативно-правовой базы по изучаемой проблеме;

— провести анализ материалов СМИ, обзор ресурсов Интернет, обзор публикаций газет и журналов.

Для более полного изучения проблемы решили провести опрос среди учащихся средних классов базовой школы Филиала СГПИ в г. Железноводске. Было опрошено 75 респондентов.

Вопросы предназначались для учащихся 5–9 классов, что, несомненно, должно было обозначить самостоятельность в выборе и решении проблемы.

Результаты анкетирования:

Результаты опроса показали, что наиболее популярны среди школьников такие жанры, как фэнтези, романы и детективы. Среди любимых авторов большинство респондентов наиболее часто называют имена Д. Донцовой, Дж. К. Роулинг, а также имена А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.

Был отмечен интересный факт: почти половина опрашиваемых любит читать, однако предпочтения отдаются литературе, не требующей глубокого осмысления, анализа.

С творчеством местных писателей школьники знакомы хорошо, в основном назывались имена С. Рыбалко, В. Чепраковой.

Полученные данные позволили сделать следующее заключение: если за единицу измерения принять серьезную книгу (ту, которая учит думать, понимать, размышлять), то можно сказать, что подростки читают мало.

Анализируя сложившуюся ситуацию, мы построили следующую цепочку умозаключений:

— важно уметь выбрать книгу, которая будет тебе другом, помощником, советчиком;

— книга играет важнейшую роль в жизни каждого, т. к. она является средством, воспитывающим сострадание, милосердие, сочувствие, делает их главными в жизни;

— книга развивает мыслительные процессы, память, что немаловажно для каждого, кто учится.

Был намечен следующий план действий по развитию интереса к чтению в школе, который и был осуществлен на практике:

Таким образом, активное внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий и самостоятельное и использование студентами-филологами в процессе собственной педагогической деятельности в конечном итоге способствует подготовке высококвалифицированных специалистов-филологов, владеющих фундаментальными и прикладными знаниями, способных успешно осваивать новые профессиональные области.

Литература:

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2004. — № 3. — с. 78.

2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. — 2005. — № 6. — с. 83.

  1. Воителева Т. М. Языковой анализ текста на уроках развития речи. Вопросы методики преподавания русского языка и литературы. — М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): будущая профессиональная деятельность, будущий специалист-филолог, высокий уровень, книга, учебный процесс, языковая картина мира.


Похожие статьи

Современные интерактивные технологии филологического...

Организация профессиональной подготовки будущих филологов, по нашему мнению

При изучении филологических дисциплин акцент переносится на сам процесс познания, его

Если раньше специалисту знаний, полученных в высшем или среднем учебном заведении, было...

Психологический подход к обучению иностранному языку...

студент, иностранный язык, изучение, профессиональная деятельность, контекстное обучение, будущая профессиональная деятельность, знание, вуз, будущий специалист, технический вуз.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов.

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний...

Некоторые проблемы формирования иноязычной речевой...

Издание книг.

Формирование ИРК будущих специалистов – это целостный процесс, основанием для которого является активизация факторов мотивации, рефлексии в ситуациях социально востребованной речевой деятельности.

Проблема развития поликультурной личности будущих...

Издание книг.

Обучение английскому языку в условиях профессионального языкового образования должно быть ценностно ориентировано на глобализацию целей его изучения.

Интерактивные технологии обучения в процессе подготовки будущих переводчиков.

Педагогические условия совершенствования мониторинга...

Издание книг.

Проблема совершенствования мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов-лингвистов

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Проблема качества подготовки современного специалиста

Будущая профессиональная деятельность должна определять содержание и формы учебной деятельности. Модель специалиста является одним из важнейших понятий педагогики высшей школы и представляет собой набор требований...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

Моделировать и воссоздавать такие коммуникативные задачи, приближенные к условиям будущей профессиональной деятельности, которые могут стать стимулом использования важной и значимой информации на иностранном языке путем выполнения учебной и...

Иноязычный письменный текст как основа обучения устной...

Специалист с высоким уровнем информационной культуры, который

учитывать будущую специальность и профессиональные интересы студентов (осуществление профессиональной направленности курса иностранного языка стимулирует интерес к изучению языка)

Современные интерактивные технологии филологического...

Организация профессиональной подготовки будущих филологов, по нашему мнению

При изучении филологических дисциплин акцент переносится на сам процесс познания, его

Если раньше специалисту знаний, полученных в высшем или среднем учебном заведении, было...

Психологический подход к обучению иностранному языку...

студент, иностранный язык, изучение, профессиональная деятельность, контекстное обучение, будущая профессиональная деятельность, знание, вуз, будущий специалист, технический вуз.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов.

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний...

Некоторые проблемы формирования иноязычной речевой...

Издание книг.

Формирование ИРК будущих специалистов – это целостный процесс, основанием для которого является активизация факторов мотивации, рефлексии в ситуациях социально востребованной речевой деятельности.

Проблема развития поликультурной личности будущих...

Издание книг.

Обучение английскому языку в условиях профессионального языкового образования должно быть ценностно ориентировано на глобализацию целей его изучения.

Интерактивные технологии обучения в процессе подготовки будущих переводчиков.

Педагогические условия совершенствования мониторинга...

Издание книг.

Проблема совершенствования мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов-лингвистов

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Проблема качества подготовки современного специалиста

Будущая профессиональная деятельность должна определять содержание и формы учебной деятельности. Модель специалиста является одним из важнейших понятий педагогики высшей школы и представляет собой набор требований...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

Моделировать и воссоздавать такие коммуникативные задачи, приближенные к условиям будущей профессиональной деятельности, которые могут стать стимулом использования важной и значимой информации на иностранном языке путем выполнения учебной и...

Иноязычный письменный текст как основа обучения устной...

Специалист с высоким уровнем информационной культуры, который

учитывать будущую специальность и профессиональные интересы студентов (осуществление профессиональной направленности курса иностранного языка стимулирует интерес к изучению языка)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современные интерактивные технологии филологического...

Организация профессиональной подготовки будущих филологов, по нашему мнению

При изучении филологических дисциплин акцент переносится на сам процесс познания, его

Если раньше специалисту знаний, полученных в высшем или среднем учебном заведении, было...

Психологический подход к обучению иностранному языку...

студент, иностранный язык, изучение, профессиональная деятельность, контекстное обучение, будущая профессиональная деятельность, знание, вуз, будущий специалист, технический вуз.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов.

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний...

Некоторые проблемы формирования иноязычной речевой...

Издание книг.

Формирование ИРК будущих специалистов – это целостный процесс, основанием для которого является активизация факторов мотивации, рефлексии в ситуациях социально востребованной речевой деятельности.

Проблема развития поликультурной личности будущих...

Издание книг.

Обучение английскому языку в условиях профессионального языкового образования должно быть ценностно ориентировано на глобализацию целей его изучения.

Интерактивные технологии обучения в процессе подготовки будущих переводчиков.

Педагогические условия совершенствования мониторинга...

Издание книг.

Проблема совершенствования мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов-лингвистов

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Проблема качества подготовки современного специалиста

Будущая профессиональная деятельность должна определять содержание и формы учебной деятельности. Модель специалиста является одним из важнейших понятий педагогики высшей школы и представляет собой набор требований...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

Моделировать и воссоздавать такие коммуникативные задачи, приближенные к условиям будущей профессиональной деятельности, которые могут стать стимулом использования важной и значимой информации на иностранном языке путем выполнения учебной и...

Иноязычный письменный текст как основа обучения устной...

Специалист с высоким уровнем информационной культуры, который

учитывать будущую специальность и профессиональные интересы студентов (осуществление профессиональной направленности курса иностранного языка стимулирует интерес к изучению языка)

Современные интерактивные технологии филологического...

Организация профессиональной подготовки будущих филологов, по нашему мнению

При изучении филологических дисциплин акцент переносится на сам процесс познания, его

Если раньше специалисту знаний, полученных в высшем или среднем учебном заведении, было...

Психологический подход к обучению иностранному языку...

студент, иностранный язык, изучение, профессиональная деятельность, контекстное обучение, будущая профессиональная деятельность, знание, вуз, будущий специалист, технический вуз.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов.

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний...

Некоторые проблемы формирования иноязычной речевой...

Издание книг.

Формирование ИРК будущих специалистов – это целостный процесс, основанием для которого является активизация факторов мотивации, рефлексии в ситуациях социально востребованной речевой деятельности.

Проблема развития поликультурной личности будущих...

Издание книг.

Обучение английскому языку в условиях профессионального языкового образования должно быть ценностно ориентировано на глобализацию целей его изучения.

Интерактивные технологии обучения в процессе подготовки будущих переводчиков.

Педагогические условия совершенствования мониторинга...

Издание книг.

Проблема совершенствования мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов-лингвистов

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Проблема качества подготовки современного специалиста

Будущая профессиональная деятельность должна определять содержание и формы учебной деятельности. Модель специалиста является одним из важнейших понятий педагогики высшей школы и представляет собой набор требований...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

Моделировать и воссоздавать такие коммуникативные задачи, приближенные к условиям будущей профессиональной деятельности, которые могут стать стимулом использования важной и значимой информации на иностранном языке путем выполнения учебной и...

Иноязычный письменный текст как основа обучения устной...

Специалист с высоким уровнем информационной культуры, который

учитывать будущую специальность и профессиональные интересы студентов (осуществление профессиональной направленности курса иностранного языка стимулирует интерес к изучению языка)

Задать вопрос