Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 19.01.2017

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Скороделова А. Р. Межличностные отношения младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 594-596. — URL https://moluch.ru/archive/137/38208/ (дата обращения: 23.04.2018).



В статье рассматривается проблема межличностных отношений младших школьников, обобщены особенности развития межличностных отношений младших школьников, а также представлен анализ особенностей их межличностных отношений во временных коллективах.

Ключевые слова: младшие школьники, межличностные отношения, детский оздоровительный лагерь

The article deals with the problem of interpersonal relations of younger schoolboys, summarizes features of development of interpersonal relations of younger schoolboys and presents an analysis of the characteristics of their interpersonal relationships in the time bands.

Key words: junior high school students, interpersonal relationships, children's summer camp

Одной из важных задач современного оздоровительного лагеря является создание условий для полноценного проявления личностных функций субъектов взаимодействия в условиях конкретного учреждения. Временный детский коллектив летнего оздоровительного лагеря является педагогически управляемым явлением, внутри которого межличностные отношения опосредуются содержанием совместной деятельности и специально организованного общения, одновременно отражающие и общественно, и личностно значимые цели и ценности.

Временный детский коллектив, формируемый в условиях детского оздоровительного лагеря, несет педагогический и психологический потенциал в развитии личности воспитанника: формируется потребность в социальном соответствии, поиск друзей и соответствующее развитие коммуникативных навыков, формируются нравственные качества и межличностные отношения.

Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками достаточно подробно изучалась многими отечественными психологами и педагогами (В. В. Абраменкова, А. А. Бодалев, И. В. Дубровина, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, B. C. Мухина, Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина, Д. И. Фельдштейн и др.). А. А. Бодалев характеризует понятие межличностные отношения как «систему установок, ожиданий, стереотипов, ориентаций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга» [1, с. 78]. По мнению В. С. Агеева, межличностные отношения характеризуются как «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [1, с.14].

Авторы Б. С. Волков, М. В. Гамезо Г. Крайг, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др. изучали межличностное взаимодействие как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности. Младший школьный возраст наименее изучен и остается открытым периодом в области изучения межличностных отношений во временном детском коллективе [5, c.78].

А. А. Бодалев пишет о том, что «младшие школьники отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола, их межличностные отношения складываются стихийно, на уровне симпатий. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем» [4, c.43].

По мнению Р. Т. Байярд, «младшие школьники жестоко оценивают сверстников, которые в своём развитии ещё не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы. Оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых. При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников младшие школьники отличаются крайним конформизмом. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа» [2, c.81].

Детский оздоровительный лагерь посещают дети, начиная с шести-семилетнего возраста. Уезжая в лагерь, младшие школьники нередко впервые на такой большой срок расстаются с близкими людьми, с привычными условиями, нуждаются в особой заботе взрослых. В работе с детьми младшего школьного возраста взрослому необходимо быть и инициатором (придумывать все), и организатором, и руководителем (раздавать поручения и контролировать их выполнение), и исполнителем, и их помощником. Опыт коллективной деятельности у младших школьников невелик, стремление к самостоятельности не подкрепляется нужными умениями, поэтому взрослым в оздоровительном лагере важно научить детей действовать сообща, заботиться друг о друге, быть добрыми, внимательными как друг к другу, так и к старшим. Но при всем этом необходимо помнить о стремлении детей к самостоятельности. Детям именно этого возраста больше чем кому-либо необходимо чувствовать себя нужными и защищенными [1, c. 56].

Как отмечает В. С. Агеев «межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста в оздоровительном лагере зависят от многих факторов, таких как взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. Поэтому взрослые должны быть внимательны по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе» [1, c.58].

А. А. Бодалев считает, что «для детей младшего школьного возраста наиболее характерны групповые дружеские отношения. Взаимодействиями управляют групповые нормы, которые влияют на каждого члена группы. Взаимодействие со сверстниками становится все более важным и оказывает практически основное влияние на социальное и личностное развитие детей младшего школьного возраста. В деятельности психолога детского оздоровительного лагеря играет огромную роль изучение особенностей межличностных отношений детей и успешное использование механизмов управления ими» [3, c.119].

Н. А. Ольшанская отмечает, что «психолог оздоровительного лагеря в работе с детьми по развитию межличностных отношений младших школьников использует следующие формы и методы: групповые игры и упражнения, анкетирование, беседу, наблюдение. Деятельность психолога оздоровительного лагеря по оптимизации межличностных отношений младших школьников со сверстниками предполагают профилактическую работу путем разъяснения младшим школьникам особенностей межличностных отношений, а также психокоррекционную работу с детьми, которые в силу личностных качеств наиболее предрасположены к конфликтному поведению. Психологу оздоровительного лагеря принадлежит ведущая роль в оптимизации межличностных отношений младших школьников, т. к. в начальной школе закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Работая с младшими школьниками, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, элементы различных психотехник — арт-терапия, изо-терапия, сказкотерапия, игротерапия, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и др., при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи — образовательные, психологические, психолого-педагогические» [7, с. 25].

Таким образом, взаимоотношениями управляют групповые нормы, которые влияют на каждого члена группы. Для детей младшего школьного возраста в условиях детского оздоровительного лагеря наиболее характерны групповые дружеские отношения. Межличностные отношения со сверстниками же становятся все более важными и оказывают практически основное влияние на их социальное и личностное развитие. Опыт коллективной деятельности у младших школьников невелик, стремление к самостоятельности не подкрепляется нужными умениями, поэтому взрослым в оздоровительном лагере важно научить детей действовать сообща, заботиться друг о друге, быть добрыми, внимательными как друг к другу, так и к старшим. Деятельность психолога оздоровительного лагеря по оптимизации межличностных отношений младших школьников со сверстниками предполагают профилактическую работу путем разъяснения младшим школьникам особенностей межличностных отношений, а также психокоррекционную работу с детьми, которые в силу личностных качеств наиболее предрасположены к конфликтному поведению.

Литература:

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие — М.: Изд-во МГУ, 2014. — 234с.
  2. Байярд Р. Т. Ваш беспокойный подросток. — М.: Просвещение, 2008. — 224 с.
  3. Бодалев А. А. Психология общения. — М.: Академия, 2012. — 354с.
  4. Бодалев А. А. Психология личности. — М.: МГУ, 2011. — 188 с.
  5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте — М.: Просвещение, 2003. — 349с.
  6. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей — М.: МИРТ, 2005. — 379 с.
  7. Ольшанская Н. А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей — Волгоград: Учитель, 2013. — 74 с.
Основные термины (генерируются автоматически): межличностных отношений, младших школьников, оздоровительного лагеря, межличностных отношений младших, отношений младших школьников, межличностные отношения, детского оздоровительного лагеря, младшего школьного возраста, условиях детского оздоровительного, особенностей межличностных отношений, оптимизации межличностных отношений, психолога оздоровительного лагеря, детей младшего школьного, младших школьников невелик, Деятельность психолога оздоровительного, младшие школьники, дружеские отношения, школьникам особенностей межличностных, групповые дружеские отношения, отношения младших школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос