«Стратегия развития России 2020» поставила перед современным обществом ряд проблем, среди которых одна из важнейших — проблема трудоустройства молодых кадров и обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Современный рынок труда в системе образования имеет достаточное количество вакансий. Однако, растет неудовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников-бакалавров. Анализ конкурентоспособности выпускника-бакалавра педагогического образования глазами работодателей (на основе изучения отзывов, характеристик) позволяет увидеть проблемные места. Несмотря на обновление стандартов высшего образования, внедрение информационно-коммуникационных технологий, мы констатируем сегодня размытость компетенций на уровне высшего образования, уменьшение доли практической подготовки, введение элементов практики лишь на 3–4 курсах обучения, утрату педагогическими вузами связи с организациями — работодателями, и как следствие, снижение спроса на молодых выпускников педагогических вузов. Анализ отзывов работодателей свидетельствует о некотором снижении качества выпускников педагогических вузов.
Падение престижа педагогической профессии, невысокая доходность, трудоемкость профессии, высокая ответственность за результаты и энергозатратность личностных ресурсов привели к резкому снижению конкурса в педагогические вузы, к снижению мотивации выбора абитуриентами педагогической профессии.
В данных обстоятельствах особую актуальность приобретает проблема конкурентоспособности студента-выпускника педагогического вуза. По существу, данная проблема возвращает нас к проблеме качества профессиональной подготовки.
Анализ психолого-педагогической и акмеологической литературы показал, что на сегодняшний день наиболее дискуссионными остаются вопросы подготовки молодых кадров на этапе профессионального образования. В этой связи одной из приоритетных задач подготовки бакалавров педагогического образования становится развитие у них конкурентоспособности как важного качества профессионально развивающейся личности.
Руководство непедагогических вузов сегодня ответственно относится к проблеме конкурентоспособности вуза, стремятся войти в рейтинг вузов на мировом уровне, разрабатывая и внедряя стратегию и тактику повышения конкурентоспособности образовательного учреждения.
Все этот свидетельствует о наличии определенных противоречий:
‒ между потребностью современного общества в конкурентоспособном педагоге и недостаточной ориентацией системы образования на развитие конкурентоспособной личности будущего педагога;
‒ между потребностью студента быть востребованным на рынке труда и недостаточным вниманием к развитию соответствующих личностных качеств в реально существующем образовательном процессе Вуза;
‒ между необходимостью развивать конкурентоспособную личность студента в процессе образования и недостаточной разработанностью научно обоснованных положений по организации и реализации педагогического процесса, способствующего развитию конкурентоспособной личности бакалавра педагогического образования
‒ между необходимостью подготовки бакалавров, учитывающих требования работодателей к педагогическим кадрам и недостаточной вовлеченностью педагогических вузов в данный процесс
В качестве показателей конкурентоспособности исследователи называют такие параметры как: высокий уровень мотивации к профессиональной деятельности, сформированность компетенций, показатель трудоустройства выпускников, отсутствие рекламаций на качество подготовки, эффективность и качество труда молодого специалиста, его стремление к овладению профессиональным мастерством, сроки адаптации к условиям профессиональной деятельности, готовность к дальнейшему обучению. Анализ проблемы позволил нам выявить множество различных подходов к пониманию сущности конкурентоспособности.
Конкурентоспособность как процесс управления субъектом своими преимуществами с целью достижения победы в конкурентной борьбе [7].
Конкурентоспособность как совокупность ключевых компетенций, интегративное качество личности, позволяющее успешно функционировать в социуме [5].
Таким образом, понятие конкурентоспособности выпускника педагогического вуза — системное, комплексное. интегративное, многоуровневое образование, характеризующее уровень профессиональной компетентности, готовности демонстрировать более высокие показатели в организации образовательной деятельности (мотивация учения обучающихся, дисциплинированность, воспитанность, ответственность, качество знаний, умение учиться и т. д.)
Что может способствовать улучшению качества профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования?
- Использование компетентностного подхода, обучение с использованием логики развертывания специально создаваемых педагогических ситуаций.
- Практико-ориентированный характер обучения,
- Предоставление возможности выбора обучающимся образовательных траекторий профессионального становления
- Широкое использование возможностей научно-исследовательской работы с целью формирования готовности будущего педагога работать в условиях инновационной деятельности детского сада и школы
- Активное взаимодействие педагогического вуза с внешней культурно-образовательной средой.
- Использование современных педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки
- Создание на базе педагогического вуза центров повышения квалификации и переподготовки педагогов, позволяющих стажировать, совершенствовать и продолжать образование выпускников педагогических вузов
- Продуктивное взаимодействие преподавателя и студента, ориентированное на общение, обмен, сотрудничество, рефлексию.
На конкурентоспособность бакалавров педагогического образования влияют внешние и внутренние факторы. Среди внешних следует выделить:
‒ уровень и качество абитуриентов, поступающих в вуз;
‒ привлекательность и конкурентоспособность самого вуза, его готовность работать в инновационном режиме по внедрению современных педагогических технологий, реализовывать новые образовательные программы, проекты;
‒ условия финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения студентов.
К внутренним факторам относится: мотивация к овладению педагогической профессией, готовность к саморазвитию, набор профессиональных компетенций студентов-бакалавров.
Для повышения конкурентоспособности бакалавров педагогического образования, на наш взгляд, необходимо совершенствовать учебную, научную, воспитательную работу вуза, деятельность по управлению образовательным учреждением.
С целью повышения конкурентоспособности бакалавров педагогического образования на современном рынке труда на базе филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске создана экспериментальная площадка «Развитие конкурентоспособности бакалавра педагогического образования». Цель работы площадки заключается в повышении качества профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования путём разработки и реализации концепции развития конкурентоспособности как педагогической системы. В работе экспериментальной площадки задействованы преподаватели, осуществляющие профессиональную педагогическую деятельность на высоком уровне продуктивности, активно занимающиеся научно-исследовательской работой.
Экспериментальная площадка в филиале функционирует с января 2016 года. За данный период определены этапы и содержание экспериментальной работы, критерии оценки ожидаемых результатов. В качестве рабочей гипотезы эксперимента выступила идея о том, что становление конкурентоспособности бакалавров педагогического образования будет иметь более эффективный, чем в массовой практике, характер, если:
‒ процесс обучения в Вузе будет построен с учетом внесения конкурентоспособности личности в число ведущих целей обучения и рассмотрения ее как одного из личностно значимых приоритетов студентов;
‒ в качестве критериев сформированности конкурентоспособности будут выступать следующие: мотивация учебно-профессиональной деятельности, четкость целей и ценностных ориентации, мотивация достижения (потребностно-мотивационный компонент), общие и профессиональные знания, профессиональные базовые компетенции интеллектуальная, коммуникативная, управленческая, самооценка, саморегуляция, стремление к саморазвитию и профессиональному росту, эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость (оценочно-рефлексивный компонент), способность адаптироваться к новым условиям; умение презентовать себя и результаты своего труда; способность к разумному риску; способность к творчеству и инновационной деятельности; умение видеть перспективу, прогнозировать свое развитие.
Предусмотрено решение следующих задач:
- Выявить сущность и уточнить понятие конкурентоспособность бакалавра педагогического образования,
- Разработать модель конкурентоспособного бакалавра педагогического образования.
- Определить критерии, показатели и уровни развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования.
- Разработать концепцию развития конкурентоспособности бакалавров педагогического образования в образовательном пространстве (систему, алгоритм, механизмы, технологии).
- Выявить факторы и условия оптимизации развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования в образовательном процессе Вуза и определить этапы данного процесса.
- Апробировать модель развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования
- Разработать научно-практические рекомендации, направленные на развитие конкурентоспособности бакалавров педагогического образования в процессе профессиональной подготовки
Эксперимент предполагает четыре этапа. Рассмотрим содержание каждого из них.
Первый этап — январь 2016г — июнь 2016г. (теоретический). Данный этап включает:
1. Изучение методологической психолого-педагогической и акмеологической литературы по проблеме исследования, анализ опыта, выявление проблемы, противоречий существующей системы образования;
2. Опрос (анкетирование) педагогов, студентов и работодателей с целью определения информированности по проблеме эксперимента;
3. Анализ и обобщение научно-методической литературы по теме эксперимента;
4. Организация теоретических семинаров по проблеме эксперимента с привлечением потенциальных работодателей.
Второй этап — сентябрь 2016 г. — январь 2017 г. (поисково-ориентировочный) содержит следующие пункты:
- Разработка примерной программы экспериментальной деятельности.
- Разработка диагностического инструментария;
- Определение контрольной и экспериментальной группы методом случайной выборки;
- Организация научного консультирования на кафедре общей и социальной психологии и педагогики;
- Организация постоянно действующей творческой группы преподавателей филиала по проблеме эксперимента.
Третий этап: февраль 2017 г. — февраль 2020 г. (практический) предполагает:
- осуществление опытно-экспериментальной работы;
- проведение первичной и вторичной математической обработки результатов экспериментальных исследований;
- исследование влияния выбранных психолого-педагогических условий.
Четвертый этап — март 2020 г. — январь 2021 г. (аналитический) содержит следующие направления работы:
- Анализ результатов эксперимента (методы математической статистики; метод критериев). Соотнесение полученных результатов с поставленной целью и задачами;
- Обобщение полученных промежуточных и конечных результатов, уточнение их научной новизны, теоретической и практической значимости;
- Обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментального исследования (формулирование общих выводов, заключения, апробация и публикация основных положений и результатов исследования);
- Проведение теоретических и практических семинаров, презентаций по распространению опыта;
- Систематизация и обобщение результатов проведенного исследования, формулирование и уточнение выводов;
- Публикация монографии, подготовка рекомендаций по внедрению результатов исследования в практику высшего педагогического образования.
Эксперимент осуществляется в соответствии с планом. Участниками эксперимента совместно с научным консультантом разработана теоретическая модель развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования, на основе анализа педагогической, психологической и акмеологической литературы определена стратегия и последовательность диагностического исследования, отобраны методы и методики исследования, соответствующие цели эксперимента. Проведен констатирующий эксперимент. Результаты эксперимента апробированы в рецензируемых изданиях. По результатам деятельности экспериментальной площадки опубликованы следующие статьи: «Генезис понятия конкурентоспособность выпускников вуза», «Развитие конкурентоспособности будущих учителей начальных классов как психолого-педагогическая проблема», Формирование конкурентоспособного студента в конкурентной учебной среде», «Карьерное развитие студентов в процессе обучения в вузе», «Акмеологический аспект развития конкурентоспособной личности в системе высшего образования», «Развитие личной конкурентоспособности студентов в условиях полипрофессионализма деятельности», «Акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе», «Развитие конкурентоспособности будущего специалиста как актуальная проблема современного образования»
За период работы экспериментальной площадки организованы и проведены открытые мероприятия. Так, проблеме развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования посвящен круглый стол «Конкурентоспособность выпускников в современных условиях», открытое заседание Совета молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность выпускников на современном рынке труда». Защищена выпускная квалификационная работа «Развитие конкурентоспособности личности будущего учителя начальных классов в период обучения в ВУЗе»
В настоящее время в рамках работы экспериментальной площадки проводится формирующий эксперимент, по результатам которого будут подведены итоги, проведены научно-практическая конференция, мастер-классы, опубликованы материалы исследований с привлечение потенциальных работодателей.
Литература:
- Андреев, В. И. Конкурентология: учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновац. технологий, 2004. — 468 с.
- Евплова, Е. В. Методика формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения / Е. В. Евплова // Человек и образование. — 2011. — № 3 (28). — С. 179–183.
- Зеер, Э. Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. — 129 с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М., 2004. — 392 с.
- Максимова Е. В. Развитие конкурентноспособности студента в образовательном процессе университета: автор. дис. …к.пед.н. Оренбург, 2005.
- Расторгуева, Н. Ф. Качество образования — залог конкурентоспособности выпускника / Н. Ф. Расторгуева // Высшее образование в России. — 2009. — № 1. — С. 87–90
- Фатхутдинов Р. Ф. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России, 2006, № 9
- Шишкина Е. С., Аветисян В. П. Факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности выпускников вузов // Основы экономики, управления и права № 5(41) 2013.