Проблема развития конкурентоспособности бакалавров педагогического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 19.01.2017

Статья просмотрена: 346 раз

Библиографическое описание:

Сгонник, Л. В. Проблема развития конкурентоспособности бакалавров педагогического образования / Л. В. Сгонник, Л. В. Верниенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 588-591. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38174/ (дата обращения: 17.12.2024).



«Стратегия развития России 2020» поставила перед современным обществом ряд проблем, среди которых одна из важнейших — проблема трудоустройства молодых кадров и обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Современный рынок труда в системе образования имеет достаточное количество вакансий. Однако, растет неудовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников-бакалавров. Анализ конкурентоспособности выпускника-бакалавра педагогического образования глазами работодателей (на основе изучения отзывов, характеристик) позволяет увидеть проблемные места. Несмотря на обновление стандартов высшего образования, внедрение информационно-коммуникационных технологий, мы констатируем сегодня размытость компетенций на уровне высшего образования, уменьшение доли практической подготовки, введение элементов практики лишь на 3–4 курсах обучения, утрату педагогическими вузами связи с организациями — работодателями, и как следствие, снижение спроса на молодых выпускников педагогических вузов. Анализ отзывов работодателей свидетельствует о некотором снижении качества выпускников педагогических вузов.

Падение престижа педагогической профессии, невысокая доходность, трудоемкость профессии, высокая ответственность за результаты и энергозатратность личностных ресурсов привели к резкому снижению конкурса в педагогические вузы, к снижению мотивации выбора абитуриентами педагогической профессии.

В данных обстоятельствах особую актуальность приобретает проблема конкурентоспособности студента-выпускника педагогического вуза. По существу, данная проблема возвращает нас к проблеме качества профессиональной подготовки.

Анализ психолого-педагогической и акмеологической литературы показал, что на сегодняшний день наиболее дискуссионными остаются вопросы подготовки молодых кадров на этапе профессионального образования. В этой связи одной из приоритетных задач подготовки бакалавров педагогического образования становится развитие у них конкурентоспособности как важного качества профессионально развивающейся личности.

Руководство непедагогических вузов сегодня ответственно относится к проблеме конкурентоспособности вуза, стремятся войти в рейтинг вузов на мировом уровне, разрабатывая и внедряя стратегию и тактику повышения конкурентоспособности образовательного учреждения.

Все этот свидетельствует о наличии определенных противоречий:

‒ между потребностью современного общества в конкурентоспособном педагоге и недостаточной ориентацией системы образования на развитие конкурентоспособной личности будущего педагога;

‒ между потребностью студента быть востребованным на рынке труда и недостаточным вниманием к развитию соответствующих личностных качеств в реально существующем образовательном процессе Вуза;

‒ между необходимостью развивать конкурентоспособную личность студента в процессе образования и недостаточной разработанностью научно обоснованных положений по организации и реализации педагогического процесса, способствующего развитию конкурентоспособной личности бакалавра педагогического образования

‒ между необходимостью подготовки бакалавров, учитывающих требования работодателей к педагогическим кадрам и недостаточной вовлеченностью педагогических вузов в данный процесс

В качестве показателей конкурентоспособности исследователи называют такие параметры как: высокий уровень мотивации к профессиональной деятельности, сформированность компетенций, показатель трудоустройства выпускников, отсутствие рекламаций на качество подготовки, эффективность и качество труда молодого специалиста, его стремление к овладению профессиональным мастерством, сроки адаптации к условиям профессиональной деятельности, готовность к дальнейшему обучению. Анализ проблемы позволил нам выявить множество различных подходов к пониманию сущности конкурентоспособности.

Конкурентоспособность как процесс управления субъектом своими преимуществами с целью достижения победы в конкурентной борьбе [7].

Конкурентоспособность как совокупность ключевых компетенций, интегративное качество личности, позволяющее успешно функционировать в социуме [5].

Таким образом, понятие конкурентоспособности выпускника педагогического вуза — системное, комплексное. интегративное, многоуровневое образование, характеризующее уровень профессиональной компетентности, готовности демонстрировать более высокие показатели в организации образовательной деятельности (мотивация учения обучающихся, дисциплинированность, воспитанность, ответственность, качество знаний, умение учиться и т. д.)

Что может способствовать улучшению качества профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования?

  1. Использование компетентностного подхода, обучение с использованием логики развертывания специально создаваемых педагогических ситуаций.
  2. Практико-ориентированный характер обучения,
  3. Предоставление возможности выбора обучающимся образовательных траекторий профессионального становления
  4. Широкое использование возможностей научно-исследовательской работы с целью формирования готовности будущего педагога работать в условиях инновационной деятельности детского сада и школы
  5. Активное взаимодействие педагогического вуза с внешней культурно-образовательной средой.
  6. Использование современных педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки
  7. Создание на базе педагогического вуза центров повышения квалификации и переподготовки педагогов, позволяющих стажировать, совершенствовать и продолжать образование выпускников педагогических вузов
  8. Продуктивное взаимодействие преподавателя и студента, ориентированное на общение, обмен, сотрудничество, рефлексию.

На конкурентоспособность бакалавров педагогического образования влияют внешние и внутренние факторы. Среди внешних следует выделить:

‒ уровень и качество абитуриентов, поступающих в вуз;

‒ привлекательность и конкурентоспособность самого вуза, его готовность работать в инновационном режиме по внедрению современных педагогических технологий, реализовывать новые образовательные программы, проекты;

‒ условия финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения студентов.

К внутренним факторам относится: мотивация к овладению педагогической профессией, готовность к саморазвитию, набор профессиональных компетенций студентов-бакалавров.

Для повышения конкурентоспособности бакалавров педагогического образования, на наш взгляд, необходимо совершенствовать учебную, научную, воспитательную работу вуза, деятельность по управлению образовательным учреждением.

С целью повышения конкурентоспособности бакалавров педагогического образования на современном рынке труда на базе филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске создана экспериментальная площадка «Развитие конкурентоспособности бакалавра педагогического образования». Цель работы площадки заключается в повышении качества профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования путём разработки и реализации концепции развития конкурентоспособности как педагогической системы. В работе экспериментальной площадки задействованы преподаватели, осуществляющие профессиональную педагогическую деятельность на высоком уровне продуктивности, активно занимающиеся научно-исследовательской работой.

Экспериментальная площадка в филиале функционирует с января 2016 года. За данный период определены этапы и содержание экспериментальной работы, критерии оценки ожидаемых результатов. В качестве рабочей гипотезы эксперимента выступила идея о том, что становление конкурентоспособности бакалавров педагогического образования будет иметь более эффективный, чем в массовой практике, характер, если:

‒ процесс обучения в Вузе будет построен с учетом внесения конкурентоспособности личности в число ведущих целей обучения и рассмотрения ее как одного из личностно значимых приоритетов студентов;

‒ в качестве критериев сформированности конкурентоспособности будут выступать следующие: мотивация учебно-профессиональной деятельности, четкость целей и ценностных ориентации, мотивация достижения (потребностно-мотивационный компонент), общие и профессиональные знания, профессиональные базовые компетенции интеллектуальная, коммуникативная, управленческая, самооценка, саморегуляция, стремление к саморазвитию и профессиональному росту, эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость (оценочно-рефлексивный компонент), способность адаптироваться к новым условиям; умение презентовать себя и результаты своего труда; способность к разумному риску; способность к творчеству и инновационной деятельности; умение видеть перспективу, прогнозировать свое развитие.

Предусмотрено решение следующих задач:

  1. Выявить сущность и уточнить понятие конкурентоспособность бакалавра педагогического образования,
  2. Разработать модель конкурентоспособного бакалавра педагогического образования.
  3. Определить критерии, показатели и уровни развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования.
  4. Разработать концепцию развития конкурентоспособности бакалавров педагогического образования в образовательном пространстве (систему, алгоритм, механизмы, технологии).
  5. Выявить факторы и условия оптимизации развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования в образовательном процессе Вуза и определить этапы данного процесса.
  6. Апробировать модель развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования
  7. Разработать научно-практические рекомендации, направленные на развитие конкурентоспособности бакалавров педагогического образования в процессе профессиональной подготовки

Эксперимент предполагает четыре этапа. Рассмотрим содержание каждого из них.

Первый этап — январь 2016г — июнь 2016г. (теоретический). Данный этап включает:

1. Изучение методологической психолого-педагогической и акмеологической литературы по проблеме исследования, анализ опыта, выявление проблемы, противоречий существующей системы образования;

2. Опрос (анкетирование) педагогов, студентов и работодателей с целью определения информированности по проблеме эксперимента;

3. Анализ и обобщение научно-методической литературы по теме эксперимента;

4. Организация теоретических семинаров по проблеме эксперимента с привлечением потенциальных работодателей.

Второй этап — сентябрь 2016 г. — январь 2017 г. (поисково-ориентировочный) содержит следующие пункты:

  1. Разработка примерной программы экспериментальной деятельности.
  2. Разработка диагностического инструментария;
  3. Определение контрольной и экспериментальной группы методом случайной выборки;
  4. Организация научного консультирования на кафедре общей и социальной психологии и педагогики;
  5. Организация постоянно действующей творческой группы преподавателей филиала по проблеме эксперимента.

Третий этап: февраль 2017 г. — февраль 2020 г. (практический) предполагает:

  1. осуществление опытно-экспериментальной работы;
  2. проведение первичной и вторичной математической обработки результатов экспериментальных исследований;
  3. исследование влияния выбранных психолого-педагогических условий.

Четвертый этап — март 2020 г. — январь 2021 г. (аналитический) содержит следующие направления работы:

  1. Анализ результатов эксперимента (методы математической статистики; метод критериев). Соотнесение полученных результатов с поставленной целью и задачами;
  2. Обобщение полученных промежуточных и конечных результатов, уточнение их научной новизны, теоретической и практической значимости;
  3. Обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментального исследования (формулирование общих выводов, заключения, апробация и публикация основных положений и результатов исследования);
  4. Проведение теоретических и практических семинаров, презентаций по распространению опыта;
  5. Систематизация и обобщение результатов проведенного исследования, формулирование и уточнение выводов;
  6. Публикация монографии, подготовка рекомендаций по внедрению результатов исследования в практику высшего педагогического образования.

Эксперимент осуществляется в соответствии с планом. Участниками эксперимента совместно с научным консультантом разработана теоретическая модель развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования, на основе анализа педагогической, психологической и акмеологической литературы определена стратегия и последовательность диагностического исследования, отобраны методы и методики исследования, соответствующие цели эксперимента. Проведен констатирующий эксперимент. Результаты эксперимента апробированы в рецензируемых изданиях. По результатам деятельности экспериментальной площадки опубликованы следующие статьи: «Генезис понятия конкурентоспособность выпускников вуза», «Развитие конкурентоспособности будущих учителей начальных классов как психолого-педагогическая проблема», Формирование конкурентоспособного студента в конкурентной учебной среде», «Карьерное развитие студентов в процессе обучения в вузе», «Акмеологический аспект развития конкурентоспособной личности в системе высшего образования», «Развитие личной конкурентоспособности студентов в условиях полипрофессионализма деятельности», «Акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе», «Развитие конкурентоспособности будущего специалиста как актуальная проблема современного образования»

За период работы экспериментальной площадки организованы и проведены открытые мероприятия. Так, проблеме развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования посвящен круглый стол «Конкурентоспособность выпускников в современных условиях», открытое заседание Совета молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность выпускников на современном рынке труда». Защищена выпускная квалификационная работа «Развитие конкурентоспособности личности будущего учителя начальных классов в период обучения в ВУЗе»

В настоящее время в рамках работы экспериментальной площадки проводится формирующий эксперимент, по результатам которого будут подведены итоги, проведены научно-практическая конференция, мастер-классы, опубликованы материалы исследований с привлечение потенциальных работодателей.

Литература:

  1. Андреев, В. И. Конкурентология: учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновац. технологий, 2004. — 468 с.
  2. Евплова, Е. В. Методика формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения / Е. В. Евплова // Человек и образование. — 2011. — № 3 (28). — С. 179–183.
  3. Зеер, Э. Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. — 129 с.
  4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М., 2004. — 392 с.
  5. Максимова Е. В. Развитие конкурентноспособности студента в образовательном процессе университета: автор. дис. …к.пед.н. Оренбург, 2005.
  6. Расторгуева, Н. Ф. Качество образования — залог конкурентоспособности выпускника / Н. Ф. Расторгуева // Высшее образование в России. — 2009. — № 1. — С. 87–90
  7. Фатхутдинов Р. Ф. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России, 2006, № 9
  8. Шишкина Е. С., Аветисян В. П. Факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности выпускников вузов // Основы экономики, управления и права № 5(41) 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое образование, экспериментальная площадка, ВУЗ, высшее образование, педагогическая профессия, педагогический вуз, проблема эксперимента, профессиональная подготовка, этап, будущий педагог.


Похожие статьи

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования

Перспективы использования зарубежных моделей практической подготовки бакалавров социальной работы

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе

Особенности содержания методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов

Проблема формирования профессионализма педагога дополнительного образования (в сфере технического творчества)

Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения

Формирование графической грамотности будущих учителей технологии как педагогическая проблема

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Влияние развития общества на социальный статус учителя

Похожие статьи

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования

Перспективы использования зарубежных моделей практической подготовки бакалавров социальной работы

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе

Особенности содержания методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов

Проблема формирования профессионализма педагога дополнительного образования (в сфере технического творчества)

Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения

Формирование графической грамотности будущих учителей технологии как педагогическая проблема

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Влияние развития общества на социальный статус учителя

Задать вопрос