Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблема развития конкурентоспособности бакалавров педагогического образования

Педагогика
19.01.2017
352
Поделиться
Библиографическое описание
Сгонник, Л. В. Проблема развития конкурентоспособности бакалавров педагогического образования / Л. В. Сгонник, Л. В. Верниенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 588-591. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38174/.


«Стратегия развития России 2020» поставила перед современным обществом ряд проблем, среди которых одна из важнейших — проблема трудоустройства молодых кадров и обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Современный рынок труда в системе образования имеет достаточное количество вакансий. Однако, растет неудовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников-бакалавров. Анализ конкурентоспособности выпускника-бакалавра педагогического образования глазами работодателей (на основе изучения отзывов, характеристик) позволяет увидеть проблемные места. Несмотря на обновление стандартов высшего образования, внедрение информационно-коммуникационных технологий, мы констатируем сегодня размытость компетенций на уровне высшего образования, уменьшение доли практической подготовки, введение элементов практики лишь на 3–4 курсах обучения, утрату педагогическими вузами связи с организациями — работодателями, и как следствие, снижение спроса на молодых выпускников педагогических вузов. Анализ отзывов работодателей свидетельствует о некотором снижении качества выпускников педагогических вузов.

Падение престижа педагогической профессии, невысокая доходность, трудоемкость профессии, высокая ответственность за результаты и энергозатратность личностных ресурсов привели к резкому снижению конкурса в педагогические вузы, к снижению мотивации выбора абитуриентами педагогической профессии.

В данных обстоятельствах особую актуальность приобретает проблема конкурентоспособности студента-выпускника педагогического вуза. По существу, данная проблема возвращает нас к проблеме качества профессиональной подготовки.

Анализ психолого-педагогической и акмеологической литературы показал, что на сегодняшний день наиболее дискуссионными остаются вопросы подготовки молодых кадров на этапе профессионального образования. В этой связи одной из приоритетных задач подготовки бакалавров педагогического образования становится развитие у них конкурентоспособности как важного качества профессионально развивающейся личности.

Руководство непедагогических вузов сегодня ответственно относится к проблеме конкурентоспособности вуза, стремятся войти в рейтинг вузов на мировом уровне, разрабатывая и внедряя стратегию и тактику повышения конкурентоспособности образовательного учреждения.

Все этот свидетельствует о наличии определенных противоречий:

‒ между потребностью современного общества в конкурентоспособном педагоге и недостаточной ориентацией системы образования на развитие конкурентоспособной личности будущего педагога;

‒ между потребностью студента быть востребованным на рынке труда и недостаточным вниманием к развитию соответствующих личностных качеств в реально существующем образовательном процессе Вуза;

‒ между необходимостью развивать конкурентоспособную личность студента в процессе образования и недостаточной разработанностью научно обоснованных положений по организации и реализации педагогического процесса, способствующего развитию конкурентоспособной личности бакалавра педагогического образования

‒ между необходимостью подготовки бакалавров, учитывающих требования работодателей к педагогическим кадрам и недостаточной вовлеченностью педагогических вузов в данный процесс

В качестве показателей конкурентоспособности исследователи называют такие параметры как: высокий уровень мотивации к профессиональной деятельности, сформированность компетенций, показатель трудоустройства выпускников, отсутствие рекламаций на качество подготовки, эффективность и качество труда молодого специалиста, его стремление к овладению профессиональным мастерством, сроки адаптации к условиям профессиональной деятельности, готовность к дальнейшему обучению. Анализ проблемы позволил нам выявить множество различных подходов к пониманию сущности конкурентоспособности.

Конкурентоспособность как процесс управления субъектом своими преимуществами с целью достижения победы в конкурентной борьбе [7].

Конкурентоспособность как совокупность ключевых компетенций, интегративное качество личности, позволяющее успешно функционировать в социуме [5].

Таким образом, понятие конкурентоспособности выпускника педагогического вуза — системное, комплексное. интегративное, многоуровневое образование, характеризующее уровень профессиональной компетентности, готовности демонстрировать более высокие показатели в организации образовательной деятельности (мотивация учения обучающихся, дисциплинированность, воспитанность, ответственность, качество знаний, умение учиться и т. д.)

Что может способствовать улучшению качества профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования?

  1. Использование компетентностного подхода, обучение с использованием логики развертывания специально создаваемых педагогических ситуаций.
  2. Практико-ориентированный характер обучения,
  3. Предоставление возможности выбора обучающимся образовательных траекторий профессионального становления
  4. Широкое использование возможностей научно-исследовательской работы с целью формирования готовности будущего педагога работать в условиях инновационной деятельности детского сада и школы
  5. Активное взаимодействие педагогического вуза с внешней культурно-образовательной средой.
  6. Использование современных педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки
  7. Создание на базе педагогического вуза центров повышения квалификации и переподготовки педагогов, позволяющих стажировать, совершенствовать и продолжать образование выпускников педагогических вузов
  8. Продуктивное взаимодействие преподавателя и студента, ориентированное на общение, обмен, сотрудничество, рефлексию.

На конкурентоспособность бакалавров педагогического образования влияют внешние и внутренние факторы. Среди внешних следует выделить:

‒ уровень и качество абитуриентов, поступающих в вуз;

‒ привлекательность и конкурентоспособность самого вуза, его готовность работать в инновационном режиме по внедрению современных педагогических технологий, реализовывать новые образовательные программы, проекты;

‒ условия финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения студентов.

К внутренним факторам относится: мотивация к овладению педагогической профессией, готовность к саморазвитию, набор профессиональных компетенций студентов-бакалавров.

Для повышения конкурентоспособности бакалавров педагогического образования, на наш взгляд, необходимо совершенствовать учебную, научную, воспитательную работу вуза, деятельность по управлению образовательным учреждением.

С целью повышения конкурентоспособности бакалавров педагогического образования на современном рынке труда на базе филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске создана экспериментальная площадка «Развитие конкурентоспособности бакалавра педагогического образования». Цель работы площадки заключается в повышении качества профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования путём разработки и реализации концепции развития конкурентоспособности как педагогической системы. В работе экспериментальной площадки задействованы преподаватели, осуществляющие профессиональную педагогическую деятельность на высоком уровне продуктивности, активно занимающиеся научно-исследовательской работой.

Экспериментальная площадка в филиале функционирует с января 2016 года. За данный период определены этапы и содержание экспериментальной работы, критерии оценки ожидаемых результатов. В качестве рабочей гипотезы эксперимента выступила идея о том, что становление конкурентоспособности бакалавров педагогического образования будет иметь более эффективный, чем в массовой практике, характер, если:

‒ процесс обучения в Вузе будет построен с учетом внесения конкурентоспособности личности в число ведущих целей обучения и рассмотрения ее как одного из личностно значимых приоритетов студентов;

‒ в качестве критериев сформированности конкурентоспособности будут выступать следующие: мотивация учебно-профессиональной деятельности, четкость целей и ценностных ориентации, мотивация достижения (потребностно-мотивационный компонент), общие и профессиональные знания, профессиональные базовые компетенции интеллектуальная, коммуникативная, управленческая, самооценка, саморегуляция, стремление к саморазвитию и профессиональному росту, эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость (оценочно-рефлексивный компонент), способность адаптироваться к новым условиям; умение презентовать себя и результаты своего труда; способность к разумному риску; способность к творчеству и инновационной деятельности; умение видеть перспективу, прогнозировать свое развитие.

Предусмотрено решение следующих задач:

  1. Выявить сущность и уточнить понятие конкурентоспособность бакалавра педагогического образования,
  2. Разработать модель конкурентоспособного бакалавра педагогического образования.
  3. Определить критерии, показатели и уровни развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования.
  4. Разработать концепцию развития конкурентоспособности бакалавров педагогического образования в образовательном пространстве (систему, алгоритм, механизмы, технологии).
  5. Выявить факторы и условия оптимизации развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования в образовательном процессе Вуза и определить этапы данного процесса.
  6. Апробировать модель развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования
  7. Разработать научно-практические рекомендации, направленные на развитие конкурентоспособности бакалавров педагогического образования в процессе профессиональной подготовки

Эксперимент предполагает четыре этапа. Рассмотрим содержание каждого из них.

Первый этап — январь 2016г — июнь 2016г. (теоретический). Данный этап включает:

1. Изучение методологической психолого-педагогической и акмеологической литературы по проблеме исследования, анализ опыта, выявление проблемы, противоречий существующей системы образования;

2. Опрос (анкетирование) педагогов, студентов и работодателей с целью определения информированности по проблеме эксперимента;

3. Анализ и обобщение научно-методической литературы по теме эксперимента;

4. Организация теоретических семинаров по проблеме эксперимента с привлечением потенциальных работодателей.

Второй этап — сентябрь 2016 г. — январь 2017 г. (поисково-ориентировочный) содержит следующие пункты:

  1. Разработка примерной программы экспериментальной деятельности.
  2. Разработка диагностического инструментария;
  3. Определение контрольной и экспериментальной группы методом случайной выборки;
  4. Организация научного консультирования на кафедре общей и социальной психологии и педагогики;
  5. Организация постоянно действующей творческой группы преподавателей филиала по проблеме эксперимента.

Третий этап: февраль 2017 г. — февраль 2020 г. (практический) предполагает:

  1. осуществление опытно-экспериментальной работы;
  2. проведение первичной и вторичной математической обработки результатов экспериментальных исследований;
  3. исследование влияния выбранных психолого-педагогических условий.

Четвертый этап — март 2020 г. — январь 2021 г. (аналитический) содержит следующие направления работы:

  1. Анализ результатов эксперимента (методы математической статистики; метод критериев). Соотнесение полученных результатов с поставленной целью и задачами;
  2. Обобщение полученных промежуточных и конечных результатов, уточнение их научной новизны, теоретической и практической значимости;
  3. Обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментального исследования (формулирование общих выводов, заключения, апробация и публикация основных положений и результатов исследования);
  4. Проведение теоретических и практических семинаров, презентаций по распространению опыта;
  5. Систематизация и обобщение результатов проведенного исследования, формулирование и уточнение выводов;
  6. Публикация монографии, подготовка рекомендаций по внедрению результатов исследования в практику высшего педагогического образования.

Эксперимент осуществляется в соответствии с планом. Участниками эксперимента совместно с научным консультантом разработана теоретическая модель развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования, на основе анализа педагогической, психологической и акмеологической литературы определена стратегия и последовательность диагностического исследования, отобраны методы и методики исследования, соответствующие цели эксперимента. Проведен констатирующий эксперимент. Результаты эксперимента апробированы в рецензируемых изданиях. По результатам деятельности экспериментальной площадки опубликованы следующие статьи: «Генезис понятия конкурентоспособность выпускников вуза», «Развитие конкурентоспособности будущих учителей начальных классов как психолого-педагогическая проблема», Формирование конкурентоспособного студента в конкурентной учебной среде», «Карьерное развитие студентов в процессе обучения в вузе», «Акмеологический аспект развития конкурентоспособной личности в системе высшего образования», «Развитие личной конкурентоспособности студентов в условиях полипрофессионализма деятельности», «Акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе», «Развитие конкурентоспособности будущего специалиста как актуальная проблема современного образования»

За период работы экспериментальной площадки организованы и проведены открытые мероприятия. Так, проблеме развития конкурентоспособности бакалавра педагогического образования посвящен круглый стол «Конкурентоспособность выпускников в современных условиях», открытое заседание Совета молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность выпускников на современном рынке труда». Защищена выпускная квалификационная работа «Развитие конкурентоспособности личности будущего учителя начальных классов в период обучения в ВУЗе»

В настоящее время в рамках работы экспериментальной площадки проводится формирующий эксперимент, по результатам которого будут подведены итоги, проведены научно-практическая конференция, мастер-классы, опубликованы материалы исследований с привлечение потенциальных работодателей.

Литература:

  1. Андреев, В. И. Конкурентология: учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновац. технологий, 2004. — 468 с.
  2. Евплова, Е. В. Методика формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения / Е. В. Евплова // Человек и образование. — 2011. — № 3 (28). — С. 179–183.
  3. Зеер, Э. Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. — 129 с.
  4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М., 2004. — 392 с.
  5. Максимова Е. В. Развитие конкурентноспособности студента в образовательном процессе университета: автор. дис. …к.пед.н. Оренбург, 2005.
  6. Расторгуева, Н. Ф. Качество образования — залог конкурентоспособности выпускника / Н. Ф. Расторгуева // Высшее образование в России. — 2009. — № 1. — С. 87–90
  7. Фатхутдинов Р. Ф. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России, 2006, № 9
  8. Шишкина Е. С., Аветисян В. П. Факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности выпускников вузов // Основы экономики, управления и права № 5(41) 2013.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 588-591):
Часть 6 (cтр. 523-625)
Расположение в файле:
стр. 523стр. 588-591стр. 625

Молодой учёный