К вопросу изучения в узбекской фольклористике межжанровых взаимоотношений в устном народном творчестве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 24.01.2017

Статья просмотрена: 1107 раз

Библиографическое описание:

Эгамбердиева, Г. М. К вопросу изучения в узбекской фольклористике межжанровых взаимоотношений в устном народном творчестве / Г. М. Эгамбердиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 693-696. — URL: https://moluch.ru/archive/137/37886/ (дата обращения: 17.12.2024).



В узбекской фольклористике вопросу межжанровых связей посвящены ряд исследований, в числе которых особое место занимают научные труды Г.Джалалова. Чрезвычайно важное значение для дальнейшего изучения проблемы имеет его монография «Межжанровые связи в узбекском фольклоре».

Монография посвящена исследованию проблем, имеющих отношение к жанру сказки. В первой главе данной научной работы рассматривается вопрос о взаимоотношениях волшебных сказок с другими жанрами. В этой части исследования говорится о роли мифологии и малых прозаических жанров — легенд и преданий в формировании аллегорических жанров.

По определению автора, первоначально появлялись предания и легенды о животных, в которых особое место занимали животные тотемные. Позднее, на базе данных малых прозаических жанров постепенно сложились сказки о животных. Автор монографии, говоря о связи между жанрами, отмечает формирование одного жанра под воздействием другого, особую роль в этом процессе трансформации и эволюции художественного вымысла в системе образов.

В следующей части монографии исследуются волшебно-фантастические сказки и их взаимоотношения с другими эпическими жанрами.

Первоначально автором исследуется проблема бродячих сюжетов в сказках. Мотивы из узбекских народных сказок изучаются в плане сопоставления с аналогичными мотивами в структуре сказок, легенд и преданий, приведенных в таких книгах, как «Тысяча и одна ночь», «Калила и Димна», «Тотинамэ».

Автор также обращается к отдельным мотивам и образам из произведения Фирдоуси «Шахнаме», частично акцентируя внимание на вопросе взаимоотношений сказки и мифологии, сказки и дастана. Говорится об образах мачехи, противника, покровителя, являющихся общими как для сказки, так и для дастана, о различном проявлении их деятельности в этих жанрах. По мнению исследователя, в обоих жанрах преимущественно задействована фантастика — гипербола, которая как поэтическое средство получает в дастанах определенную конкретизацию. А в сказках гиперболы имеют более абстрактный характер. Если в сказках для одоления противника возможно обращение к колдовству, то в дастанах основное место занимает физическая борьба. Уделяется внимание и проблеме героя в сказках и дастанах. Здесь освещается общий для сказки и дастана образ младшего сына-богатыря и различия в трактовке данного образа.

По определению автора, в сказках воплощается и образ младшей дочери, который в других жанрах встречается крайне редко. В части монографии, которая называется «От первобытной жизни к устному творчеству», исследуются мотивы, связанные с изображением в сказках жизни первобытного общества.

Автор отмечает, что в процессе формирования жизненных сказок большое значение имела, в основном, тематическая группа мифов, легенд и сказок другого типа, определяет их взаимопереходы при творческих переработках.

Особо отмечается то обстоятельство, что в структуру героических дастанов сказочные мотивы вошли значительно позднее, а в любовно-романических дастанах весьма ощутимо проявляется воздействие волшебно-фантастических сказок. В обобщенной форме рассмотрены сказочные мотивы из дастана «Рустамхан». На первый план выдвинут тезис о взаимосвязи корней образов дива, пери, различного рода колдунов с волшебно-фантастическими сказками. В этой связи частично рассмотрены дастан «Хуршидой» и сказка «Озодачехра».

Выдвигается также целый ряд суждений относительно таких аспектов, как сказка и афоризмы, сказка и загадка, сказка и песня, говорится о месте и роли данных жанров в структуре сказки.

Автор монографии, рассматривая вопрос о сказке и афоризмах, основной акцент делает на взаимоотношение сказки с жанром пословицы и анализирует отдельные образцы кратких изречений. В частности, выражение "Қўл кучи билан тарбия қилмоқ" («Воспитывать силой кулака») определяется в качестве пословицы [1, c.126]. В части, посвященной сказке и загадке, сначала говорится о загадках-сказках, а затем о месте и роли загадок, задействованных в структуре сказок. А в части, где рассматривается взаимосвязь сказки и песни, исследуются песни, использованные в структуре сказки, и роль данных песен в процессе полнокровного раскрытия сущности образов. В заключительной части монографии, которая носит название «Сказка и жизнь», основное место занимает вопрос о сказке и письменной литературе. Здесь говорится о сказке, которая явилась основой для комедии Хамзы «Проделки Майсары», раскрывается мастерство писателя, проявившееся в процессе переработки сказки в драму.

Помимо этого, освещается вопрос о взаимосвязи со сказками таких дастанов, как «Айгуль и Бахтияр», «Семург или Перизад и Буньяд» Хамида Алимджана, «Голубой ковер» Султана Джуры, раскрываются основные аспекты творческой переработки писателями сказочных мотивов.

Таким образом, Г.Джалалов в данной монографии в качестве объекта исследования избрал, в основном, освещение вопроса о взаимосвязи жанра сказки с такими жанрами, как легенда, предание, дастан, песня, пословица, загадка, а также взаимоотношения сказки с письменной литературой. Следует отметить и то обстоятельство, что исследованию свойственны расплывчатые обобщения нежели конкретность анализа материала.

Монография Г.Джалалова «Узбекский народный сказочный эпос» также посвящена вопросам взаимосвязи сказок с другими жанрами. Следует отметить, что данная монография считается русским переводом вышеуказанной книги «Межжанровые связи в узбекском фольклоре». От предыдущей монографии книга отличается лишь своей заключительной главой, которая называется «Грани жанра». В ней повествуется о морфологии сказок, приводятся сведения о мотивах из структуры сказок, о месте динамичных и статичных мотивов в общем построении сюжета, в сравнительном плане изучаются различные варианты сказок.

Здесь также говорится о различных проявлениях конфликта в сказках, о своеобразии инициальных формул. Однако данный аспект не рассматривается в сопоставлении с другими жанрами.

Еще одним исследованием, направленным на разрешение важнейших вопросов, касающихся межжанровых связей в узбекском фольклоре, является книга «Эпические жанры узбекского фольклора». Она представляет собой сборник статей, в который включены исследования видных узбекских фольклористов. В статье Т.Мирзаева и Б.Саримсакова «Дастан, его виды и историческое развитие» приводится широкий круг сведений об исторических, основах узбекской дастанной школы, классификации и этапов формирования дастанов.

Говоря о роли исторических песен в формировании эпоса, в качестве фактического материала приводятся отдельные эпические отрывки из произведения Махмуда Кашгари «Дивану лугатит турк» («Словарь тюркских наречий»). Следующая статья в книге принадлежит перу К.Имамова, которая называется «Узбекские народные сказки». В данном исследовании приводится ряд сведений, касающихся классификации древнейших образцов узбекских народных сказок, их взаимосвязи с другими прозаическими жанрами — легендами, преданиями, а также говорится о месте песен в структуре сказок и их роли в художественной канве произведения. Рассмотрен также вопрос поэтики сказок.

Одним из исследований, в котором предпринята попытка глубокого научного анализа вопроса межжанровых связей в узбекском фольклоре, является статья Б.Саримсакова «Диффузия эпических жанров». В статье отмечается, что вопрос взаимосвязей и взаимовлияний фольклорных жанров представляет собой достаточно обширную и сложную проблему. Предлагается определение таких терминов, как «трансформация», «диффузия». В работе достаточно глубоко изучены и проанализированы взаимоотношения мифа и сказки. В данной связи затрагивается вопрос и о взаимоотношениях мифа и героического эпоса: освещается вопрос о воздействии мифологии на дастан «Алпамыш».

В статье Г. Акрамова «Взаимосвязь мифологии с отдельными эпическими жанрами» основное внимание уделено взаимоотношениям мифа и сказки. Анализируется достаточно сложный процесс перехода мифа в сказку. Взаимосвязи мифа и эпоса рассматриваются частично на основе дастанов из цикла «Гороглы». Отмечается, что эпос, представляя собой совершенно новое явление в художественно-эстетическом развитии, многое воспринял непосредственно от мифологии и возник в качестве своеобразного ее отрицания.

Особого внимания заслуживают исследования К.Имамова, в частности, его статья «Сказочные мотивы в дастанах». В данной работе говорится о роли в композиционном построении дастана «Зевархан», записанного от Фазыла Юлдаш-оглы, таких сказок, как «Озодачехра», «Маликаи Хуснобод», «Оклеветанная невеста». В широком сравнительном аспекте исследуются мотивы испытания из сказок и дастанов. Отмечается, что любовно-романический жанр узбекского народного эпоса с точки зрения своей идейной тематики, композиционных особенностей, системы образов, проявляет определенную близость к волшебным и любовно-приключенческим сказкам. В статье «К вопросу об интерпретации идеального героя в сказках и дастанах» вышеназванного автора также освещается вопрос о взаимоотношениях сказки и дастана. Мотив чудесного рождения героя сказок и дастанов исследуется на основе сказок «Килич батыр», «Олмос батыр», «Кирон батыр», а также дастана «Алпамыш». Автор статьи особо отмечает тот факт, что изображение богатырского роста идеального героя в сказках определяется в качестве сверхъестественного явления и наполнено фантастическими домыслами, а в дастанах оно приближено к реальной действительности, здесь весьма заметно стремление к реальному отображению происходящих событий.

В последние годы в узбекской фольклористике осуществлено еще одно исследование, имеющее непосредственное отношение к вышеуказанной проблеме — статья С.Алимова «О межжанровых связях». В работе дан краткий обзор исследований вопроса межжанровых связей в узбекской фольклористике. Кроме этого, высказаны некоторые суждения, касающиеся взаимоотношений между жанром загадки и сказкой «Айджамал и плешивый». Отмечается наличие переходящих друг в друга синтаксических формул, пожеланий в процессе взаимных типологических связей среди таких лирических жанров, как "Ё, рамазон», «Алла», «Хуййа», которые характерны для детского фольклора, а также то обстоятельство, что типологическими свойствами данных жанров являются повторы слов в стихах.

В узбекской фольклористике освещение научно-теоретических проблем межжанровых связей было начато Х.Зарифом и В. М. Жирмунским, однако, исследования взаимосвязей самостоятельных со структурально-типологической точки зрения жанров наблюдается, в основном, в 70-е годы ХХ века. Трактовка проблемы межжанровых связей в вышеприведенных исследованиях характеризуется во многом некоторой обобщенностью толкования, имеет преимущественно обзорный характер. Помимо этого, большинство исследований посвящено прозаическим жанрам.

Литература:

  1. Джалолов Г. Ўзбек фольклорининг эпик жанрлари. — Т.: Фан, 1981.
  2. Джалолов Г. Узбекский народный сказочный эпос. — Т.: Фан, 1980
  3. Жалолов Г.Ўзбек фольклорида жанрлараро муносабат. — Т.: Фан, 1979.
  4. Имамов К. К вопросу об интерпретации идеального героя в сказках и дастанах / Пўлкан шоир. — Т.: Фан, 1976. — с. 127–133
  5. Имамов К. Сказочные мотивы в дастанах / Фозил шоир. — Т.:Фан, 1973. — с. 97–104.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, жанр, узбекский фольклор, взаимоотношение сказки, мотив, связь, структура сказок, узбекская фольклористика, взаимоотношение мифа, идеальный герой.


Похожие статьи

К вопросу о развитии голосовых регистров и резонансной техники пения в детском хоре

К вопросу о комплексном изучении системы жанров в художественной прозе и драматургии А. П. Чехова (предварительные наблюдения)

К вопросу о сопоставительном исследовании вокалических систем русского, узбекского литературных языков и хорезмского диалекта

К вопросу о роли и значении информационно-коммуникативной лексики в современном русском языке

К вопросу об изучении семантики уступительных отношений в национальных группах

К вопросу о развитии художественно-эстетического восприятия пейзажной живописи детьми старшего дошкольного возраста

К вопросу о социально-философских этапах развития понятия «справедливость» в области уголовно-процессуальных правоотношений

К вопросу о словообразовательных процессах в заимствованной экономической лексике (на материале русскоязычной прессы Узбекистана)

О проблеме изучения многозначных глаголов современного русского языка в узбекской школе

К вопросу о сущности межфирменного сетевого взаимодействия

Похожие статьи

К вопросу о развитии голосовых регистров и резонансной техники пения в детском хоре

К вопросу о комплексном изучении системы жанров в художественной прозе и драматургии А. П. Чехова (предварительные наблюдения)

К вопросу о сопоставительном исследовании вокалических систем русского, узбекского литературных языков и хорезмского диалекта

К вопросу о роли и значении информационно-коммуникативной лексики в современном русском языке

К вопросу об изучении семантики уступительных отношений в национальных группах

К вопросу о развитии художественно-эстетического восприятия пейзажной живописи детьми старшего дошкольного возраста

К вопросу о социально-философских этапах развития понятия «справедливость» в области уголовно-процессуальных правоотношений

К вопросу о словообразовательных процессах в заимствованной экономической лексике (на материале русскоязычной прессы Узбекистана)

О проблеме изучения многозначных глаголов современного русского языка в узбекской школе

К вопросу о сущности межфирменного сетевого взаимодействия

Задать вопрос