Современный этап общественного развития принято считать этапом становления нового информационного общества, отличительной чертой которого является его глобальный характер. Системообразующий элемент такого общества — информация, которая проникает во все сферы жизнедеятельности человека, объединяя их в систему. Количество ресурсов, которыми может воспользоваться человек, в информационном обществе увеличивается, но, как и прежде, проблема их равномерного распределения остается актуальной. Одно из самых наглядных проявлений неравенства в доступе к общественным ресурсам — гендерное. В информационном обществе это неравенство, помимо традиционных для женщин препятствий в экономической и социальной сферах, обостряется неравным доступом к информационно-коммуникативным ресурсам. Это неразрешенное на сегодняшний день противоречие является одной из ключевых проблем современности, что доказывает ценность исследований в этой области.
Проблема гендерного неравенства в современном мире привлекает не только научное сообщество, практиков женского движения, но и крупнейшие международные организации — на глобальном уровне ее курирует специальный Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации. После всемирного Саммита по проблемам информационного общества в Тунисе в 2005 г., гендерная проблематика была включена в число основополагающих принципов построения и развития информационного общества.
25 сентября 2015 Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в которой проблема преодоления гендерного неравенства стала одной из ключевых. В документе говорится о том, что обеспечение гендерного равенства внесет решающий вклад в продвижение к достижению всех целей и задач, так как раскрыть в полной мере человеческий потенциал и обеспечить устойчивое развитие невозможно, если половина человечества будет по-прежнему лишена основных прав и возможностей. Резолюция утверждает цель, ликвидировать к 2030 году все формы дискриминации в отношении женщин, для этого предлагается следующее:
– Признавать и ценить неоплачиваемый труд по уходу и работу по ведению домашнего хозяйства, предоставляя коммунальные услуги, инфраструктуру и системы социальной защиты
– Обеспечить всестороннее и реальное участие женщин и равные для них возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни
– Провести реформы в целях предоставления женщинам равных прав на экономические ресурсы, а также доступа к владению и распоряжению землей и другими формами собственности
– Активнее использовать высокоэффективные технологии, в частности информационно-коммуникационные технологии, для содействия расширению прав и возможностей женщин
– Принимать и совершенствовать разумные стратегии и обязательные для соблюдения законы в целях поощрения гендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин и девочек на всех уровнях. [4]
Таким образом, мировое сообщество осознает неблагоприятное положение женщин: насилие, дискриминацию в доступе к работе, экономическим благам и участию в процессе принятия решений в частной и общественной жизни, и стремится решить эту проблему. Благодаря национальным и международным усилиям некоторые успехи в этой области все же были достигнуты, например, к 2015 году большинство регионов достигли гендерного равенства в сфере начального образования, возросло участие женщин в политической жизни. Однако гендерное равенство в полном масштабе, как признает ООН, продолжает оставаться отдаленной целью, число недовольных своей жизнью женщин только увеличивается. Почему же это происходит?
Для ликвидации гендерного неравенства ООН предлагается проводить реформы в различных сферах общественной жизни, изменить законодательство, обеспечить женщинам правовую защиту. Однако нельзя назвать эти методы полностью эффективными. Как пример — система гендерного квотирования, которую международные организации называют достаточно успешной. Не учитывается фактор того, что большинство женщин, пришедших в политику таким образом, обладают более низким уровнем образования и профессиональной подготовки, поэтому на уровне властных отношений реализуют мужские интересы.
В планах ООН по преодолению гендерного неравенства обделяется вниманием одна из важнейших его причин — субъективные стереотипные представления о разделении «мужских» и «женских» ролей и моделей поведения. Современное общество ограничивает субъектов рамками определенных гендерных предписаний, при этом определяя их деятельность в этих рамках как положительную или отрицательную, типичную или нетипичную. Так, по традиции «мужчина должен быть кормильцем в семье», «мужчина не обязан выполнять женскую работу», а «женщина должна быть хорошей матерью, зарабатывать меньше мужа». Поведение субъектов, не выполняющих предписанные системой нормы, не одобряется, считается исключением из нее. Феминные и маскулинные характеристики гендера в определенных политико-экономических условиях меняют общественное восприятие. Например, работодатель не примет молодую незамужнюю девушку на ответственную должность в силу определенного “рационального” выбора, на самом деле диктуемого общественно закрепленными стереотипами. Регулярное повторение подобных ситуаций приводит к формированию в обществе феномена «стеклянного потолка» — невидимого искусственного барьера, формируемого гендерными предрассудками и закрывающего женщинам путь к руководящим должностям в любой сфере управления. Стоит отметить, что гендерные предписания оказывают негативное влияние не только на женщин. С 1 января 2007 г. Трудовой кодекс РФ регламентировал отпуск по уходу за ребенком не только матери, но и отцу, так же другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком. Мужчины, воспользовавшиеся этим правом, сразу воспринимаются как атипичные субъекты, так как общественное мнение считает отпуск по уходу за ребенком непрестижным и противоестественным для мужчины занятием. Таким образом, если субъекты нарушают правила общества и берут на себе не свойственные гендерные роли, система пытается их исключить, автоматически относя к категории непригодных.
Реакция на эти явления разнообразна. Одни мирятся с существующей системой, становясь звеном ее воспроизводства, например, женщины — госслужащие, объясняющие свое многолетнее пребывание на одной должности «биологической неспособностью руководить». Другие вновь пытаются обрести свою субъектность в борьбе против гендерных предписаний, иногда безрассудно заходя за рамки таковых. Это грозит разрушить не только систему угнетения, но и общественные институты, без которых мировая система не сможет нормально функционировать.
Как известно, основополагающие элементы современного информационного общества — компьютерные сети, информационные технологии, телекоммуникационные связи. Немалое значение в формировании такого общества отводится средствам массовой информации, в то же время играющим роль средств закрепления стереотипов в общественном мнении. Нельзя сказать, что современные СМИ стали полностью независимы от политики государств, зачастую они продолжают выражать интересы власти, внедряя в общественное сознание «удобную» информацию. Не обходит стороной такая информация и гендерные процессы. Средства массовой информации активно используют образ женщины и мужчины, предлагая им определённое место в обществе, закрепляя за ними определенную социальную роль. На сколько такое представление о социальных отношениях взаимодействия полов будет стереотипно, зависит от ряда факторов. К таким факторам можно отнести стадию научного и информационного развития общества, его культурно-исторические особенности, сложившуюся в нем политическую систему, степень зависимости СМИ от власти; идеологию, господствующей в данном обществе в определенный период времени и т. д.
Так, например, в советский период — время экономической мобилизации женщин, пропагандировалась идея активного участия женщин в общественной жизни, им предписывалась роль «работницы и матери». [3] Можно обратить внимание на агитационные плакаты тех времен. В 1920–1950 женщина на плакате призывала к труду, к знаниям, к участию в производстве и государственном строительстве, плакаты времен второй мировой войны ассоциировали женщину с Родиной — «Раскрепощенная женщина — строй социализм!», «Ударницы заводов и совхозов, вступайте в ряды ВКП [6]», «Родина-мать зовет»! и т. д.
С началом перестройки женщин призвали вновь вернуться к своему естественному предназначению преданной хранительницы домашнего очага, так как по мнению власти ее эмансипация зашла слишком далеко. В то же время в период трансформаций под влиянием процессов, происходящих на Западе, вместо традиционной гендерной политики появились конфликтующие публичные дискурсы, новые гендерные роли, иное понимание отношений между полами. [2] Несмотря на это, в информационном пространстве российского общества в настоящее время эти отношения представлены достаточно стереотипно.
Ярким отображением таких стереотипов является реклама. Экспертами в этой области были названы роли, чаще всего предписанные рекламой мужчинам и женщинам. Для женщин это «домохозяйка», «красавица», «мать», для мужчин — «бизнесмен», «спортсмен», «казанова». [1]
Несколько по-иному представлены гендерные отношения в западных СМИ и рекламе. Под влиянием западного образа жизни, либеральных тенденций, активности женского движения, популярность обретает реклама, критикующая традиционные представления о гендерных ролях. Например, для рекламы куклы Barbie был снят ролик, рассказывающий о мечтах девочек, играющих в куклы. Они пробуют себя в роли университетского профессора, ветеринара, футбольного тренера, бизнесмена. Образ сильной женщины, обладающей естественной красотой — еще один тренд современной западной рекламы. Все чаще на экранах появляются спортсменки, утверждающие что «мужество внутри каждой женщины».
В заключении, можно прийти к выводу, что для преодоления гендерного неравенство, мировое сообщество должно обратить внимание не только на его последствия, но и на ключевые причины. Система преодоления гендерных стереотипов на глобальном уровне еще не разработана, но ее создание — важный шаг на пути к гармонизации человеческих отношений в новом информационном обществе.
Литература:
- Петров М. С. Гендерные образы и стереотипы современной российской рекламы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — № 124. — С. 401–407.
- Пушкарева Н. Л. Гендерная система Советской России и судьбы россиянок // Новое литературное обозрение. — 2012. — № 117
- Скорнякова С. С. Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации// Актуальные проблемы теории коммуникации. — СПб.: СПбГПУ, 2004. — С. 225–231.
- Цели в области устойчивого развития: 17 целей для преобразования нашего мира // Организация Объединенных наций. URL: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ (дата обращения: 07.01.2017).